Лист и Варез в роли главных композиторов Зальцбургского фестиваля
В этом году за концертную программу всего форума снова отвечал Маркус Хинтерхойзер, и, как в прошлом и позапрошлом году, она была разнообразна и гармонична. Среди наиболее ярких концертов минувшего фестиваля оказались циклы Ференца Листа и Эдгара Вареза.
«Сцены из Листа» стали продолжением концертных серий прошлых лет, посвященных Шуману и Шуберту. Их замысел — представить хорошо знакомых композиторов с каких-либо новых сторон, напомнить об их малоизвестных произведениях, поместить их музыку в неожиданный контекст. Так, редко исполняемую симфоническую поэму Листа «От колыбели до могилы» объединили с его же «Пляской смерти» (солировал Борис Березовский) и Четырнадцатой симфонией Шостаковича, также на тему ухода в мир иной. Еще одно позднее сочинение Листа — «Крестный путь» для солистов, хора и фортепиано — Хинтерхойзер показал на фоне трех Композиций Галины Уствольской, где сам исполнил партию фортепиано.
Выбор репертуара и исполнителей говорит об особенном отношении руководителя фестивальных концертов к композиторам и исполнителям из России. Так, «Сцены из Листа» открывал пианист Аркадий Володось, представивший цикл сочинений, далеких от привычной листовской пышной виртуозности. Еще сильнее удивил публику Валерий Афанасьев, сыгравший хрестоматийную Сонату си минор примерно в полтора раза медленнее, чем ее играют обычно. Борис Березовский блеснул также одним из своих коронных номеров — Трансцендентными этюдами Листа. В них Лист до известной степени предвосхитил фортепианную музыку ХХ века, поэтому во втором отделении вечера Николас Ходжс сыграл Этюды Дьердя Лигети, действительно обнаружив немало общего между двумя великими венграми.
Хинтерхойзер старается «рифмовать» между собой концерты всего фестиваля, а не только конкретной серии. Например, Лигети также звучал в одной из лучших камерных программ форума — уже не связанной с Листом, но также продолжающей венгерскую тему, — весьма скромной по масштабу и исключительно изысканной. На сцену зальцбургского Моцартеума вышли скрипач Рено Капюсон и альтист Антуан Тамести, сыгравшие по крупному сольному сочинению — плюс два Дуэта для скрипки и альта Моцарта в начале и конце вечера. Альтовая соната Лигети и Скрипичная соната Бартока — непростые для восприятия сочинения, каждое около двадцати пяти минут длиной. Однако разделивший их антракт дал возможность перевести дух и увидеть в двух опусах, написанных языком ХХ столетия, продолжение великих традиций — прежде всего баховских. Эту преемственность подчеркнула и арка из Дуэтов Моцарта.
Еще один фундаментальный проект фестиваля — «Континент Вареза». В предыдущие годы аналогичные серии посвящались Джачинто Шелси и Сальваторе Шаррино, а героем следующей станет Вольфганг Рим. Эдгара Вареза (1883 — 1965) даже в «продвинутом» Зальцбурге играют редко, хотя звучит его музыка так свежо, будто написана сегодня, а то и завтра. Уникальный композитор, никогда не примыкавший к какой бы то ни было школе, за несколько десятилетий создал лишь полтора десятка законченных опусов, совершенно не похожих на что бы то ни было. При этом полное собрание сочинений Вареза занимает всего лишь два компакт-диска.
Таким образом, в восьми программах серии было представлено практически все творчество композитора. Некоторые, наиболее важные его сочинения были сыграны не раз: трижды прозвучала «Ионизация», одно из первых в мире произведений для одних ударных. В рамках серии возникла еще более неожиданная пара, нежели «Лист и Уствольская»: один из концертов цикла был наполовину отдан музыке Клаудио Монтеверди. Хотя композиторов разделяют три столетия — Варез был активным пропагандистом музыки Монтеверди задолго до «барочной революции», таким образом Монтеверди также принадлежит к кругу Вареза. Принадлежит к нему и Рихард Штраус. В свое время он покровительствовал начинающему Варезу, и тот даже написал симфоническую поэму в духе Штрауса, впоследствии уничтоженную.
Впрочем, лучшие оркестровые сочинения зрелого Вареза — тоже своего рода симфонические поэмы, пусть и мало похожие на образцы жанра Штрауса и Листа. В программе оркестра Венского радио поэме Штрауса «Так говорил Заратустра» предшествовали «Америки» Вареза — очень шумное и на первый взгляд хаотичное произведение, с сиреной, с усиленными группами духовых и ударных, излучающее необыкновенной силы позитивную энергию. В другом концерте, наряду с «Фауст-симфонией» Листа, «Аркану» Вареза играл Венский филармонический оркестр под управлением Риккардо Мути. В подобном сопоставлении, судя по реакции публики, Варез явно выигрывал у своих великих предшественников, казавшихся излишне многословными при таком раскладе.
Из восьми концертов серии четыре состоялись в университетской Коллегиенкирхе, оказавшейся на удивление адекватным местом не только для музыки Монтеверди, но также для Вареза, его современников и последователей — Ноно, Фелдмана, Ксенакиса и прочих. Казалось бы, акустика храма как таковая не слишком подходит сложной музыке середины ХХ века, но вышло наоборот. Музыке Вареза вообще тесны рамки концертного зала, и для номеров с обилием меди, таких как Octandre или Equatorial, громкое эхо оказалось более чем кстати: в исполнении франкфуртского «Ensemble Modern» они походили скорее на обрядовую, ритуальную музыку, нежели на сочинения академического репертуара.
Апофеоза ритуал достиг в сочинении Ксенакиса Alax для трех ансамблей, расположенных в разных частях храма и окружавших публику со всех сторон. Слушатели оказались помещены как бы внутрь оркестра; этот эффект, практически недостижимый в обычном зале, производил еще более сильное впечатление, чем музыка, носящая характер траурно-торжественного шествия. Билеты на концерты варезовской серии были проданы подчистую; как и на многие другие вечера минувшего форума, они не имели ничего общего с традиционными представлениями о Зальцбургском фестивале с его роскошью, гламуром и высшим обществом.
Илья Овчинников