Tatar Opera and Ballet Theatre
Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Начало общедоступных театральных представлений в Казани официально относят к 1791 году, когда по ходатайству казанского губернатора С. Баратаева открылся первый публичный театр. Сначала театр находился на Воскресенской улице, затем в одном из зданий на Булаке. А в 1802-1804 годах помещик П. Есипов, с высочайшего позволения императора Павла I, выстроил деревянное здание на месте будущего Державинского сада. Именно там сейчас стоит современное здание театра оперы и балета. Разорившись на театральных постановках, П. Есипов умер в 1814 году, а здание было разобрано и продано. Первые спектакли проходили еще в театре при Казанской гимназии, которая имела специально оборудованный зал на 400 мест. Собственное здание театра (деревянное, на каменном фундаменте) было возведено в 1803 году на месте нынешнего здания театра на площади Свободы. Некоторое время театр размещался в доме помещицы Родионовой на Воскресенской улице, а в 1833 году въехал во вновь построенное собственное здание на Театральной площади, напротив того места, где стоял театр Есипова. Оно просуществовало до 1842 года, когда было уничтожено пожаром. С этого года началась «черная полоса» театра: ему хронически не везло – он постоянно горел.
В 1845 году архитектор И. Бессонов и художник по интерьерам М. Живокини на средства городской казны на том же месте построили каменное здание театра, простоявшее здесь до 1923 года, когда оно было разобрано после пожара. Здание это, как свидетельствуют современники, по своим удобствам и техническому устройству сцены уступало только Одесскому и Варшавскому театрам (сейчас на месте театра находится сквер на площади Свободы и до сих пор стоит памятник Ленину). В этом здании с 1851 года стали проходить антрепризы с участием разных оперных трупп, в том числе из Италии. В 1860 году здание снова горело. Постоянные оперные сезоны начались в 1874 году в антрепризе П.М. Медведева. Именно с этого времени начинаются регулярные оперные представления, а во главе оперной труппы встают выдающиеся организаторы русского театрального дела: П.М. Медведев и М.М. Бородай. Художественное руководство осуществляли крупные дирижеры У.И. Авранек, И.О. Палицин, В.И. Сук, Л.П. Штейнберг, режиссер Н.Н. Боголюбов и другие. На казанской сцене пели знаменитые русские певцы Ю. Закржевский, Н. и М. Фигнеры, Л.Д. Яковлев, И. Тартаков, М. Максаков, О. Камионский, Ф. Шаляпин. До 1917 года в Казанской опере было осуществлено 130 оперных премьер.
26 августа 1874 года артистами казанской оперной труппы впервые была полностью дана опера М.И. Глинки «Жизнь за царя». Однако 4 декабря 1874 года снова случился пожар. Причем, как выяснило следствие, его поджег работающий в театре ламповщик, боявшийся остаться без работы. Дело в том, что в театр в тот год начали проводить газовое освещение, заменяя устаревшее ламповое. Заново отстроенное в 1875 году здание дожило до третьего, последнего, пожара в 1919 году, после которого сгоревшее здание простояло до 1923 года. В 1934 году СНК ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра. Возведение здания началось в 1936 году по проекту московского архитектора Скворцова (позже в проект внес коррективы казанский архитектор Гайнутдинов) и продлилось 20 лет. В строительстве этого здания в один из периодов принимали участие немецкие военнопленные. Пока новое здание строилось, первые спектакли театра начались оперой Н. Жиганова «Качкын» и проходили в здании театра им. В.И. Качалова. Затем труппа перебралась в театр им. Г. Камала, где просуществовала до 1956 года, давая представления в очередь с татарской драмой, и даже осуществляя совместные спектакли («Голубая шаль», «Наемщик», «Хужа Насретдин»). Оперная труппа тогда состояла из выпускников Татарской оперной студии, организованной еще в 1933 году по решению Правительства ТАССР при Московской консерватории.
Современное здание театра открылось 28 сентября 1956 года премьерой оперы Н. Жиганова «Алтынчеч». В том же году театру было присвоено имя Мусы Джалиля. С 1996 года в театре начались частичные ремонтные работы и в 2003 году его закрыли на реконструкцию, которая закончилась в 2005 году.
Формирование современного репертуара происходит по принципу антологии. Основу его составляют шедевры мирового музыкального театра – итальянские, французские и немецкие оперы, русская классика и произведения композиторов Татарстана.
Театр ведет очень активную гастрольную деятельность. До 1987 года театр постоянно гастролировал по городам СССР, а с 1992 года – в ежегодных турне по странам Западной и Восточной Европы театр дает более 100 оперных и балетных спектаклей в год. Гастроли проходят в Великобритании, Германии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Люксембурге, Голландии, Португалии, Дании, Франции. Среди российских театров только Мариинский театр гастролирует больше. В разное время с театром сотрудничали выдающиеся деятели музыкального театра. Среди них режиссеры Нияз Даутов, Эмиль Пасынков, Алексей Степанюк (Санкт-Петербург), Кристофер Гроссер (Швейцария), Эрик Вос, Давид Принс (Нидерланды), Дени Криеф (Италия), Вернон Маунд (Великобритания), Михаил Панджавидзе (Москва) и другие. На сцене театра ставили балетмейстеры Лариса Трембовельская, Борис Мягков (Москва), Никита Долгушин, Николай Боярчиков, Георгий Ковтун (Санкт-Петербург), Наиля Назирова (Франция). С театром сотрудничают дирижеры Стефан Линев (Болгария), Владимир Кираджиев (Австрия), Марко Боэми (Италия), Винсент де Корт (Нидерланды), Виктор Соболев (Санкт-Петербург), Мика Айшенхольц (Швеция), Вячеслав Волич (Минск), Алла Москаленко (Киев), в балете – Владимир Рылов (Санкт-Петербург), Нуржан Байбусинов (Алматы). В настоящее время музыкальную часть театра представляют дирижеры Ренат Салаватов и Владимир Васильев.
Ежегодно театр проводит два фестиваля – оперный и балетный. С 1982 года в театре проходит Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина, а с 1987 – Международный фестиваль классического балета, который с 1993 года носит имя Рудольфа Нуриева. Оба фестиваля уникальны, существуют по сегодняшний день и гастрольный «пик» приглашенных певцов и танцоров отмечается в феврале и мае – во время проведения обоих фестивалей. За десять фестивальных дней на сцену театра выходит до 50 приглашенных исполнителей из России, стран ближнего зарубежья, Европы и США.
Фестивалям присвоены имена великих артистов не случайно. Именно в Казани в 1873 году у крестьянина Ивана Шаляпина родился сын Федор, и именно в Казани началась его певческая карьера. В 1889 году он стал певчим в драматической труппе В.Б. Серебрякова, выходил статистом в спектаклях, а в 1890 году впервые вышел в сольной партии Зарецкого в опере П. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства, организованной в пользу неимущих студентов Казанского университета. А в 1899 году, уже знаменитый артист Федор Шаляпин, с огромным успехом выступал на сцене Казанского оперного театра как гастролер в главных партиях спектаклей «Русалка» А. Даргомыжского, «Фауст» Ш. Гуно, «Жизнь за царя» М. Глинки и других. В 1912 году в Казани состоялся первый концерт Шаляпина. На оперном фестивале, часто в день его рождения – 13 февраля, театр дает «Бориса Годунова», любимую оперу Федора Шаляпина.
Балетному фестивалю дали имя Рудольфа Нуриева в 1993 году. В мае 1992 года Нуриев приехал в Казань и дебютировал как дирижер дважды: на сцене Большого концертного зала Казанской консерватории дирижировал симфоническим оркестром, исполнившим сюиту из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», а в театре дирижировал оркестром оперного театра на балете П. Чайковского «Щелкунчик». С согласия Нуриева фестивалю было присвоено его имя.
Основное художественное направление, в русле которого развивался и продолжает развиваться театр – стремление к созданию стиля «Большой оперы» и «Большого балета» с высокой исполнительской культурой, пленительной красотой оформления и общей атмосферой праздника театра. Наряду с сохранением традиций классической оперы и балета художественное руководство постоянно приглашает на постановки новых спектаклей в рамках международных проектов постановщиков из Италии, Королевства Нидерландов, Великобритании, Индии, Канады, ЮАР. Эти спектакли дают зрителям возможность быть в курсе новых мировых постановочных идей, что в сочетании с большими техническими возможностями, которые сцена приобрела после реконструкции театра, производит довольно сильное впечатление.
В 2005 году казанские создатели балета «Сказание о Йусуфе» композитор Леонид Любовский, автор либретто Ренат Харисов и исполнитель главной партии – танцовщик Нурлан Канетов стали Лауреатами Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 2005 год. А в 2008 году лауреатом XIV Национальной театральной премии «Золотая маска» стал Ахмед Агади – исполнитель партии Габдуллы Тукая в опере Резеды Ахияровой «Любовь поэта». Оба спектакля – произведения татарского оперного театра.