На гала-концерте фестиваля татарской песни в «Зарядье»
«Ветер перемен» («Yзгәреш җиле») впервые «задул» в Казани на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля (ТАГТОиБ) в 2016 году, и именно тогда с интервалом в месяц этим ветром повеяло и в Москве в стенах Государственного Кремлевского Дворца. В 2018 году в Первопрестольной появилась новая концертная площадка с названием «Зарядье», и на седьмом году существования фестиваля названный уникальный для нашей огромной многонациональной страны смотр, продолжая эстетическую линию возрождения и популяризации татарской эстрады, а также развивая сложившиеся за все эти годы фестивальные традиции, освоил и ее.
Благодаря гастрольному вояжу, случившемуся в МКЗ «Зарядье» 13 сентября этого года в качестве постсобытия Дней культуры Республики Татарстан в Москве (21–25.08.2022), приобщиться к проекту довелось и автору этих строк. Но парадокс – не впервые, хотя и в первый раз, так что немного терпения. В данном случае в Москве речь идет о постановке грандиозного песенного шоу, драматургия которого прослеживается (если прослеживается вообще) весьма и весьма условно. Однако большое концертное шоу с типично эстрадными высокотехнологичными атрибутами – с огромными проекционными экранами и эффектами мощной 3D-графики, с «неоновыми огнями» и подтанцовками миманса, с опциональным бэк-вокалом и «дефиле» национального костюма – и впрямь ведь захватывает!
И всё же надо четко понимать, что этот высокотехнологичный музыкальный продукт, предназначен, естественно, для широкой, вовсе не академической публики, не для истых театралов-меломанов, не для завсегдатаев оперы, симфонических и камерно-музыкальных концертов, эстетические критерии которых в отношении музыки вообще – принципиально иные. И пусть никого не вводит в заблуждение то, что бессменным коллективным участником проекта все годы – так было на этот раз и в Москве – является Симфонический оркестр ТАГТОиБ, которому, как и при исполнении академической музыки, без дирижера, в принципе, не обойтись…
Означенный формат фестиваля стал традиционным, однако в 2020 году пятый по счету фестиваль, не изменив принципу эстрадного шоу, впервые и единожды обратился к жанру музыкального театра, то есть мюзикла, аудитория которого – всё та же широкая, явно не академическая публика. И впервые прочувствовать эстетику фестиваля «Ветер перемен» вашему покорному слуге довелось в Казани на премьере первого татарского мюзикла «Алтын казан». Это несомненно знаковое сочинение самобытного казанского композитора Эльмира Низамова тогда поразило и захватило как своими музыкальными достоинствами, так и концептуальной драматургической идеей, что психологически масштабно была воплощена в роскошнейшей постановке!
Для рецензента, к жанру мюзикла всегда остававшегося довольно прохладным, это стало открытием вдвойне! И что еще так сильно повлияло тогда на позитивность настроя, так это изумительно поставленный микрофонный звук, который всегда является данностью любого мюзикла, но который, к счастью, не зашкаливал и не гремел в ушах. Но в Москве на контрасте с этим на публику обрушился-таки мощный шквал децибелов! Возможно, для кого-то это и нормально, однако для автора этих строк совершенно неприемлемо на уровне дискомфорта слуховых ощущений. И всё же, оставляя этот досадный технический момент за кадром, нельзя не признать, что в большой выездной программе из 28 (!) номеров, определенно, было, что и кого послушать!
И здесь мы вплотную подходим к музыкальной стороне события, однако прежде чем поделиться впечатлениями, огласим команду его «отцов-созидателей». Фестиваль «Ветер перемен» проходит при поддержке Президента Республики Татарстан, а его генеральный продюсер – Рауфаль Мухаметзянов (директор ТАГТОиБ). Музыкальный руководитель фестиваля – Вадим Эйленкриг, известный джазовый трубач-виртуоз, возглавляющий свой Джазовый оркестр, который на фестивале «Ветер перемен» (и обсуждаемая программа в Москве – не исключение) традиционно сливается с Симфоническим оркестром ТАГТОиБ. Именно это всегда и диктует моду на те самые зашкаливающие децибелы, что встают на пути академического восприятия в целом любопытных, самодостаточных аранжировок, через которые на фестивале априори пропущен весь спектр исполняемых произведений.
За дирижерским пультом объединенного джазово-симфонического оркестра и на этот раз находился Станислав Курбатский, а в тематических подтанцовках принимал участие балет «Street Jazz» под руководством Сергея Мандрика. Самобытные инструментальные краски и фольклорный настрой опционально вносило звучание баяна (Айдар Гайнуллин, Айнур Муратов) и губной гармоники (Борис Плотников). Если же говорить о жанровости представленного песенного материала, то она оказалась весьма многообразной. Это были национально-патриотические песни-здравицы и нежно-лирические опусы-зарисовки, чисто этнические зажигательные попевки и серьезные музыкально-драматические композиции, мелодически яркие романсы и танцевальная ритмика в стиле весьма агрессивного диско, «отягощенного» мощным джазовым компонентом, хотя последний должен брать публику в плен вовсе не мощью, а волшебством иррационально-чувственной медитации.
В конце первого отделения вечера уши окончательно слетели на двух образчиках «этнодискоджаза» в исполнении вокального ансамбля Jukebox trio, переводное название которого «Музыкальный автомат» соответствует ему в полной мере. А открылся концерт на оптимистично-ликующей ноте масштабной здравицей Резеды Ахияровой «Әссәламү галәйкүм» (арабское «Ас-саляму алейкум»). В атмосферу песенного шоу она погрузила на мастерски призывной, ликующей волне в исполнении Айдара Сулейманова. Имя Резеды Ахияровой для современной татарской музыки – знаковое, и еще одним украшением вечера стала ее лирическая миниатюра «До последнего дыхания» в изумительнейшем исполнении изысканно-рафинированного Ильнара Миранова. Этот молодой певец в дуэте с маститой Алиной Шарипжановой исполнил также татарскую народную песню «Пыль больших дорог», ставшую гимном живой музыкальной чувственности и нежности, а в финале вечера сей блистательный дуэт покорил песней Урала Рашитова «Родной край».
Подлинной певицей-актрисой в театре одного актера Алина Шарипжанова показала себя в монологе-исповеди Эльмира Низамова «Я живу на сцене», а еще одним дуэтом проекта – дуэтом необычайно лиричнейшим и красивым – стали Эльза и Артур Исламовы. Представленная ими песня «Мы всё равно будем вместе» знаменитого классика татарской музыки Рустема Яхина (1921–1993) заняла место неоспоримого хита программы. Сольно Эльза Исламова, покорив переливчатостью хрустально-чистого голоса, исполнила песню «Приди, милый, приди» Бахти Гайсина (1930–1991), а Артур Исламов, расточая мягкую бархатистость своего благороднейшего звучания, околдовал интеллектуальной джазовой трактовкой песни-баллады «Лесная девушка» Джаудата Файзи (1910–1973).
Гульнора Гатина и Руслан Сайфутдинов – дуэт, в исполнении которого песня «Чувства юности» Шакира Мазитова (1907–1968) предстала еще одним мелодически первозданным артефактом татарской музыки. Гульнора Гатина также мастерски погрузила в щемящую чувственность надрывно-протяжного романса «Одно только слово» Рустема Яхина, а всю переливчато-плавную красоту, прихотливо тонкую мелодику и нарастающую «пульсацию нерва» Руслан Сайфутдинов уверенно смог донести до слушателей в композиции «Свет очей моих» Салавата Низаметдинова (1957–2013). Довольно интересный этнический дуэт в татарской народной песне «Ашхабад» составили Максуд Юлдашев и Ильгиз Шайхразиев. Кроме этого первый запомнился по композиции «Вышел я в поле, вышел в путь» Раиса Нагимова (1946–2012), а второй – по нарочито джазовым версиям татарских народных песен «Почему твои ресницы черные?» и «Ай, дубыр-дубая».
Татарский «этноджаз», рожденный фестивальными аранжировками, красной нитью проходит и через выступление Амира Ахмадишина. Один из исполненных им номеров – «Мелодичная гармонь» Рустема Яхина, другой – татарская народная песня «Оммеголсем», название которой – всего лишь женское имя. Из той же «этноджазовой оперы» оказалась и песня Ганса Сайфуллина (1941–2017) «Миляуша» (еще одно женское имя) в исполнении Ильгиза Мухутдинова. В том же аранжировочном стиле прозвучали татарские народные песни «Напев деревни Конь» в исполнении Марселя Вагизова и «Быстро течет Агидель» в исполнении Лилианы Газизовой. На их фоне явный интерес вызвало выступление Татьяны Ефремовой. Первым номером она представила романс «Если бы я знала» Энвера Бакирова (1920–2001), что было в русле названных выше «этноджазовых» номеров, но на контрасте с ними второй номер, а речь идет о народной песне татар-кряшен «Тихо гуляй, мой милай», смог сыграть роль весьма эффектной и довольно пикантной псевдорусской изюминки.
А татарская народная песня «На заре», представленная Юлией Гарифуллиной, сразу же возвращает к ласкающему слух очарованию неспешного балладно-романсового развития. Мелодически прелестна и песенная композиция «Томление» Загида Хабибуллина (1910–1983) в исполнении Ксении Коробковой. Так что повторимся, в этот вечер, который завершился финальной кодой всех участников – композицией «Родина моя – Татарстан» Александра Ключарёва (1906–1972), – действительно было, что и кого послушать! Конечно же, нельзя не оценить и вклад Вадима Эйленкрига в качестве солиста-трубача: на этот раз кроме своих джазовых «эскапад» в оркестре он феерически мощно провел соло и в оркестровой пьесе Салиха Сайдашева (1900–1954) «Адриатическое море».
Но музыкальному руководителю фестиваля «Ветер перемен», с молчаливого согласия которого звукорежиссеры на сей раз обрушили на московскую публику тонны децибелов в ущерб самóй музыки, так и хочется сказать, что на седьмом году существования фестиваля подход к материально-технической базе его микрофонно-звукового оснащения требует решительных перемен! Если же почивать на лаврах, то пропасть между академической музыкой и джазовой эстрадой, в ее сегодняшнем фестивальном воплощении, будет лишь только расти… Ни для кого не секрет, что джаз – это больше, чем эстрада. Ни для кого не секрет, что настоящий джаз – это вовсе не дискотечные децибелы, а нечто бóльшее, сокровенно интимное. Именно этой сокровенной интимности фестивалю «Ветер перемен», который на своей родине в Казани чрезвычайно популярен несмотря ни на что, настойчиво хочется пожелать в будущем!
Фото Елены Пушкиной