Nizhny Novgorod Opera and Ballet Theatre
Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина — нижегородский театр, основанный в 1931 году как Горьковский театр оперы и балета. Расположен в Советском районе Нижнего Новгорода. Количество мест в зрительном зале — 1152.
Первый сезон
В 1931 году Горсовет постановил организовать в Нижнем Новгороде оперный театр и поместить его в реконструированном здании Народного дома. Народный дом был построен по инициативе Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии при содействии Шаляпина и Горького и открылся 5 сентября 1903 года концертом великого певца.
«Завершение строительных работ и формирование труппы не совпали по времени, поэтому, пока шла подготовка первых спектаклей, с 1 июля 1935 года в здании театра проходили гастроли Музыкального театра имени В.И. Немировича-Данченко, затем Ленинградской хоровой капеллы и Киевской музыкальной комедии.
24 октября 1935 года первый в Нижнем Новгороде (тогда г. Горький) театр оперы и балета показал свою первую работу — постановку оперы А. Бородина «Князь Игорь».
Вторым спектаклем репертуара стал «Евгений Онегин». В первом сезоне силами довольно большой труппы (45 солистов оперы, 50 музыкантов оркестра, 53 артиста балета, 57 артистов хора) были поставлены (кроме выше названных) оперы «Аида», «Риголетто», «Царская невеста», «Севильский цирюльник», «Паяцы», балеты «Дон Кихот», «Лебединое озеро» и балетный дивертисмент. Театр уверенно заявил о себе. Зрительский интерес и внимание общественности подтверждали историческую необходимость открытия в Нижнем Новгороде Государственного театра оперы и балета. Это «явилось самым крупным событием в музыкальной жизни города 30-х годов».
Становление
Создавала театр плеяда выдающихся театральных деятелей. В 1938 году, после окончания Государственного института театрального искусства, свой творческий путь начинал в Горьком ныне всемирно признанный режиссер Борис Покровский. С 1940 по 1943 год, являясь главным режиссером театра, он во многом определял направление его творческого развития. Борис Александрович вспоминает: «Горьковский оперный театр в то время являлся сосредоточением необыкновенно талантливых людей. Там были великолепные дирижеры Исидор Зак, Лев Любимов, Александр Ерофеев, умный и одаренный главный режиссер Марк Валентинов. Лучшего театрального художника, чем Анатолий Мазанов я не знаю. Я хорошо помню фамилии замечательных артистов: Софья Коновалова, Валентина Викторова, Валентина Симанская, Мария Чиненкова. Такого артиста, как Иван Струков, я больше в жизни не встречал. Директором театра тогда был Николай Васильевич Сулоев, влюбленный в театр человек, делавший все для его развития. Работа в Горьковском театре — благословенный миг моей жизни, длившийся годы». Большой вклад в становление театра внесли Павел Резников (с 1938 по 1989 — дирижер, с 1968 по 1986 также являлся директором театра),балетмейстеры П. Йоркин, В. Кононович, М. Цейтлин.
Классический репертуар
С первых сезонов основой репертуара становится классика. Причем это не только популярные, но и редко исполняемые и забытые произведения, такие как «Юдифь» А. Серова, «Гугеноты» Д. Мейербера, «Фра-Дьяволо» Л. Обера, «Лакме» Л. Делиба, «Дочь кардинала» Ж. Галеви. Наш театр первым после 1917 года поставил оперы «Чародейка», «Иоланта» П. Чайковского, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. Рахманинова. В разное время получили сценическое воплощение все оперы М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, все оперы и балеты П. Чайковского.
Последняя постановка «Чародейки», 1983 года, стала «визитной карточкой» театра. Этим спектаклем в 1984 году открывался творческий отчет театра в Москве, в 1991 году начинались успешные гастроли в Киеве.
Современные авторы
Отдавая дань классике, театр с большим интересом обращается к современным авторам. Значительным событием 1936 года явилась постановка оперы Дзержинского «Тихий Дон». За 70 лет в афишу вошли названия произведений С. Прокофьева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, А. Крейна. М. Чулаки, Р. Глиэра, А. Спадавеккиа, Дж. Гершвина, А. Эшпая, А. Хачатуряна, А. Петрова, Э. Лазарева, К. Молчанова, А. Рыбникова, Ф. Амирова, Г. Гладкова... В нашем театре получили первые сценическое прочтение оперы «Анна Снегина» А. Холминова, «Граф Нулин» и «Пир во время чумы» А. Николаева, «Бесприданница» Е. Ларионовой, «Ай да Балда!» Б. Кравченко, балеты «Маленький принц» Е. Глебова, «Светлана» Д. Клебанова, «Метель» Г. Свиридова, «Дубровский» В. Кикты, «Мефистофель» Ш.Гуно-В. Кондрусевича, «Красная шапочка» И. Шевца, «Девочка со спичками» Эн Лан Хуана.
Современные нижегородские композиторы
С 1939 года особое место в репертуаре занимают произведения нижегородских композиторов. В театре впервые увидели свет рампы оперы «Степан Разин» и «Фома Гордеев» А. Касьянова; балет «Тимур и его команда», оперы «Летят журавли» и «Современная пастораль» А. Нестерова; оперетта «Крутые повороты» Б. Благовидова. На нашей сцене впервые была исполнена кантата Б. Гецелева «Храни меня, мой талисман».
В 1937 году театр впервые выехал на гастроли, в Кострому. Сегодня в гастрольную географию театра входят Москва, Санкт-Петербург, Киев, города от Мурманска до Оренбурга, от Сочи до Петрозаводска.
Именитые гастролёры
С третьего сезона на сцене театра выступают гастролеры из Москвы, Санкт-Петербурга, городов союзных республик. Театр дал возможность соприкоснуться с творчеством легендарных артистов — Галины Улановой, Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Алексея Кривчени, Михаила Габовича, Веры Давыдовой, Ольги Лемешевской, Ирины Архиповой, Майи Плисецкой. В спектаклях принимали участие выдающиеся мастера музыкального театра Евгения Мирошниченко, Мария Биешу, Хендрик Крумм, Виргилиус Норейка, Владимир Атлантов, Анатолий Соловьяненко, Мариус Лиепа, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Ирина Колпакова, Татьяна Шмыга, Герард Васильев...
Зарубежные артисты
Нижегородская публика аплодировала зарубежным гостям — оперным певицам К. Георгиевой и Т. Коларовой из Болгарии, Н. Аккерман из Турции, С. Петровской-Галич из Македонии, дирижерам В. Вогелю из США и К. Жираудо из Аргентины, солисту Словацкой Национальной оперы С. Ларину, испанскому хореографу Л. Руффо и танцовщику Мадридского балета Р. Сарсоса, певице из Японии Чихиро Кавадзоэ.
Пушкинский репертуар
Названный в 1937 году именем А.С. Пушкина, театр в течение 70 лет создавал свой пушкинский репертуар. В него вошли оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Мазепа» П. Чайковского; «Борис Годунов» М. Мусоргского; «Каменный гость» и «Русалка» А. Даргомыжского; «Руслан и Людмила» М. Глинки; «Золотой петушок», «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова; «Скупой рыцарь» и «Алеко» С. Рахманинова; «Мавра» И. Стравинского, «Граф Нулин» и «Пир во время чумы» А. Николаева; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» В. Плешака; оперетта И. Ковнера «Акулина»; балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Цыганы» С. Василенко, «Медный всадник» Р. Глиэра, «Метель» Г. Свиридова, «Дубровский» В. Кикты, «Капитанская дочка» Т. Хренникова и др.
Болдинская осень
С 1986 года театр проводит Всероссийский Пушкинский фестиваль «Болдинская осень» — единственный в мире праздник оперного и балетного искусства, посвященный великому поэту. В нем принимали участие: видные дирижеры — Фуат Мансуров, Александр Ведерников, Юрий Кочнев, Игорь Лацанич, выдающаяся артистка и педагог Ирина Масленникова, знаменитые певцы — Александр Ведерников, Лариса Шевченко, Лютфияр Иманов, Бела Руденко, Леонид Сметанников, Николай Путилин, Виктор Черноморцев, Мария Гаврилова, Лариса Рудакова, звезды русского балета — Никита Долгушин, Ольга Ченчикова, Людмила Семеняка, Равиль Багаутдинов, Татьяна Чернобровкина... Фестиваль, получивший статус всероссийского по существу, начиная с шестого является международным, так как принимает гостей из Аргентины, Македонии, Испании, Италии, США, Германии, Югославии, Японии, Чехии, Черногории, Китая.
Много сделали для развития театра
За прошедшие десятилетия сменилось не одно поколение работников театра, благодаря таланту, увлеченности и мастерству которых осуществлялись интересные замыслы, происходил творческий поиск, определялась высокая планка исполнительского и постановочного уровня. Много сделали для развития театра дирижеры В. Пирадов, И. Шерман, Л. Худолей, А. Шморгонер, А. Войскунский, режиссеры О. Моралев (ученик Покровского, с 1961 по 1965 — главный режиссер театра), Г. Миллер, балетмейстеры Г. Язвинский, и Л. Серебровская, хормейстеры П. Скаковский и Г. Муратов, художники А. Арефьев, В. Баженов, концертмейстер И. Корнеева, концентмейстеры оркестра В. Соколов и П. Войскунская. С пятидесятых годов плодотворное сотрудничество связывает наш театр с учеником Покровского Михаилом Мордвиновым. Многие поставленные им спектакли стали этапными в жизни театра: «Фома Гордеев», «Анна Снегина», «Летят журавли» были удостоены дипломов первой степени на Всесоюзных и Всероссийских конкурсах. По спектаклю «Тоска», поставленном в 1989 году, Российским телевидением был снят фильм-опера «Флория Тоска», транслировавшийся на ЦТ в 1991 году.
Из большого числа талантливых артистов выделяются солисты оперы К. Белявская, С. Тухнер, А. Прохорова, А. Суханов, Н. Богуцкий, А. Сакулин, А. Бурлацкий, И. Малинина, Л. Лебедовская, Е. Родионова, А. Перфилов, К. Инкина, Р. Молокова, И. Беренов, Л. Коржакова, А. Главин, В. Балюта, Т. Казимирская, Т. Хохлова. Именем народного артиста России Владимира Степанова назван созданный им Нижегородский камерный музыкальный театр. Ведущими солистами балета в разное время были Л. Семенова, Г. Прибылов, Б. Рахманин, Л. Злобина, Н. Золотова (Наталия Викторовна, 1969— 89 педагог классического танца, методист МХУ и стажерско-педагогического отд. там же. Ученицы: Н. Ананиашвили, И. Ниорадзе, И. Лиепа, Л. Рыжова, С. Цой), Л. Федорушко, И. Фролова и М. Фролов, Ю. Мягков, А. Гуськова и В. Гуськов, Р. Шапкина, В. Некрасов, Н. Пугачева, Т. Лебедева, А. Гроностайский, Т. Карпова, С. Цветков, Е. Урюпина, С. Куракин, Е. Козлова, В. Кирица, лауреат Всероссийского конкурса, народный артист России Валерий Миклин. С 1965 по 2003 в театре работал выдающийся артист и певец, единственный в городе лауреат Международного конкурса имени П. Чайковского народный артист России Александр Правилов.
Вперые в истории
Немало событий из жизни театра вошло в историю оперного и балетного искусства со словом впервые. Интересно вспомнить, что в 1987 году впервые была исполнена опера П. Чайковского «Чародейка», созданная по нижегородской легенде, на открытой площадке у стен Нижегородского кремля.
Идею представления оперы М. Глинки «Иван Сусанин» на родине героя в Костроме впервые осуществил Нижегородский театр оперы и балета. В 1988 году состоялся спектакль в Ипатьевском монастыре на площади перед Троицким собором. Декорациями послужили крепостные стены и золоченые купола церквей.
9 мая 2003 года в столице Македонии Скопье впервые увидел свет рампы «Иван Сусанин» Глинки: в этот день на сцене Македонского Народного Театра прошла премьера сценического прочтения гениальной оперы, сделанного МНТ и театром из Нижнего Новгорода.
Международные проекты
Важную роль в деятельности театра играют международные проекты. Так в1997 году в Риме состоялась премьера совместной постановки с Римской Академической филармонией оперы А. Даргомыжского «Каменный гость». В 2002 году театр вместе с Немецким культурным центром при Нижегородском лингвистическом университете осуществил постановку «пушкинских» опер «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова и «Мавра» И. Стравинского. В 2004 году в репертуар вошел балет «Грезы любви», воплощенный театром и Американской фирмой «Art connections», возглавляемой Натаном Слезингером.
Зарубежные гастроли
Первые зарубежные гастроли оперной труппы — в Италии (1992 г.). балетной труппы в Испании (1992 г.). Нижегородская опера достойно представляла российское искусство во Франции (1993, 1994, 1995 гг.), Македонии (1993 г.), Германии (1995 г.); балет гастролировал в Китае (1995, 1996, 1998, 2002, 2003, 2004, 2005 гг.), США (1999 г.), Италии (2001, 2003, 2005, 2006 гг.).