Итоги Шаляпинского оперного фестиваля-2015
Традиционное место сбора меломанов в феврале — это Казань. Столице Татарстана зима к лицу. Слепящий белый снег и ледяное солнце делают её в это время года особенно прекрасной. Все её архитектурные ценности — белокаменный Кремль, старые мечети, пустынная Татарская слобода, отремонтированная к Всемирной летней универсиаде в 2013 году, пёстрый барочный Петропавловский собор, модернистское метро — необычайно приветливы даже в морозы. Ведь согревает мысль о вечернем походе в Казанский оперный театр, где проходит ежегодный Шаляпинский фестиваль.
В этом году крупнейший российский оперный форум проводился в 33-й раз и был приурочен к празднованию 140-летия Татарского театра оперы и балета, которое номинально отмечали в августе.
Идея фестиваля — демонстрация лучших репертуарных спектаклей и последних премьер с приглашенными со всего мира солистами — корифеями оперной сцены.
В программу нынешнего фестиваля попали десять (!) оперных названий и в дополнение к ним прошли два гала-концерта, плюс одна опера в концертном исполнении.
Belcanto.ru уже подробно рассказывал об открытии форума зрелищной «Турандот», неординарном концертном исполнении колоритными афроамериканскими певцами оперы Гершвина «Порги и Бесс», забавных «Севильском цирюльнике» и «Любовном напитке», элегантной «Аиде» и танцевальной «Кармен».
В нашем заключительном репортаже речь пойдёт о прозвучавших на финише фестиваля с 11 по 14 февраля операх «Евгений Онегин», «Мадам Баттерфляй», «Борис Годунов» и «Риголетто». Все эти четыре названия объединяет имя опытного отечественного режиссера Михаила Панджавидзе, много лет подряд создававшего спектакли в Казани. Они и теперь являются украшением афиши.
У Панджавидзе очень индивидуальный и узнаваемый режиссёрский почерк, он против старомодного театра, но знает меру и авангарду.
* * *
«Евгений Онегин», поставленный в 2012 году, не потерял своей актуальности. Он чутко резонирует духу оперы Чайковского и бережно следует букве либретто, основанного на романе Пушкина. Автопортреты, рисунки и автографы великого поэта в сценографии Игоря Гриневича и стилизованные под начало XIX века костюмы Людмилы Волковой переносят зрителя в пушкинскую эпоху.
Среди запоминающихся находок режиссёра — первая сцена третьего действия, когда под звуки знаменитого полонеза Онегина захватывает круговерть Невского проспекта с его помпезными особняками, парадными магазинами и празднично одетой счастливой толпой.
И никому, никому нет дела до главного героя, его попросту не замечают!
В спектакле был задействован сильный коллектив исполнителей, в основе которого — солисты Мариинского театра (Екатерина Гончарова, Сергей Семишкур, Екатерина Сергеева, Лариса Шевченко в партии няни). А на заглавную роль пригласили москвича Василия Ладюка, который дебютировал на Шаляпинском фестивале. Он выступил блестяще — полное слияние с ролью, абсолютное попадание. Певец обладает актёрской харизмой и неповторимым — сочным и полётным — голосом, который можно мгновенно узнать из тысячи других — редкое свойство в наше время! Темпераментный Сергей Семишкур (Ленский) не уступил своему оппоненту в драматизме и яркости, но в его пении подчас не хватало лиричности и теплоты.
Екатерина Гончарова (Татьяна) была немного статична в сцене письма, но в заключительной сцене зазвучала в полную силу, составив отличную пару Ладюку. Не оторвать было глаз и от Екатерины Сергеевой (Ольга) — живой, непосредственной резвушки, для которой в этом мире не существует ничего серьезного.
Солист Большого театра Михаил Казаков (Гремин) с генеральской выдержкой и отменным легато поведал старую истину о том, что «любви все возрасты покорны», добротный вокал продемонстрировала и солистка московской «Новой Оперы» Александра Саульская-Шулятьева (Ларина).
Порадовали хор, ставший достойной оправой солистам (хормейстер Любовь Дразнина), и оркестр под руководством главного дирижёра театра Рената Салаватова. Как обычно у этого коллектива — стройное звучание и тонкая фразировка.
* * *
Необыкновенно цельное впечатление производит постановка 2009 года оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини.
Если «Евгений Онегин» — это стильное ретро, то «Баттерфляй» — пронзительный хайтек от Панджавидзе и Гриневича.
Ультрасовременная сценография, традиционные костюмы (Ольга Резниченко) и продуманная до мелочей цветовая партитура художника по свету Сергея Шевченко сложились в мощную симфонию, которая вот уже шесть лет пленяет публику.
Как мозаики калейдоскопа проносятся в голове взрослого сына воспоминания об истории трагической любви своих родителей: вероломного лейтенанта американского флота и юной беззащитной гейши, родившей от него ребёнка, брошенной им и покончившей жизнь самоубийством. Много лет назад эта драма развернулась в японском городе Нагасаки, на который только что была сброшена атомная бомба, сброшена им — американским лётчиком…
Исполнительница заглавной партии Сишенг Йи — изящная китаянка с немецким паспортом — запомнилась незаурядным актёрством,
да и внешне она — стопроцентное попадание в образ Чио-Чио-сан. Но гораздо важнее «японской» внешности в этой партии было бы наличие выносливого и гибкого «итальянского» сопрано, а голос певицы, к всеобщему сожалению, этими качествами не отличается. В нём преобладают усталые ноты, что несколько подпортило общее впечатление от созданного Сишенг Йи трогательного образа.
Солист Боннской оперы Георгий Ониани выглядел в партии Пинкертона органично: его звонкий, с металлом, тенор как нельзя лучше подходит циничному персонажу. Ещё одна высокопрофессиональная работа — партия Сузуки в исполнении казанской певицы Зои Церериной. А вот пению солиста Большого театра Андрея Григорьева (Шарплес) мешает частое форсирование звука.
Оркестр под управлением голландского дирижёра Винсента де Корта на одном дыхании и с нюансировкой озвучил красочную партитуру Пуччини, став, пожалуй, главным героем этого вечера.
* * *
На фестивале есть одно замечательное правило: в день рождения Фёдора Ивановича Шаляпина, 13 февраля, давать оперу «Борис Годунов»,
прославившую великого русского баса на весь мир. Спектакль 2005 года — восстановление знаменитой постановки Большого театра в художественном оформлении народного художника СССР Фёдора Федоровского, выполненное Михаилом Панджавидзе, Виктором Немковым и Людмилой Волковой.
Гениальная музыкальная драма Мусоргского (в редакции Римского-Корсакова) в исторических декорациях и костюмах была воплощена на очень высоком исполнительском уровне и стала кульминацией всего форума. Настоящее украшение спектакля — выступления двух любимцев местной публики, выпускников Казанской консерватории, ныне поющих в Большом, Михаила Казакова (Борис Годунов) и Алексея Тихомирова (Пимен), а также московской меццо-сопрано Агунды Кулаевой (Марина Мнишек).
Безупречно выстроил свою коронную роль Казаков, расставив нужные смысловые акценты и грамотно распределив силы.
С поистине шаляпинским «магнетизмом» артист провёл две ключевые сцены спектакля — с галлюцинациями («с курантами») и сцену смерти Бориса в Грановитой палате.
Редко можно услышать столь вокально убедительное воплощение образа величавого старца-летописца Пимена: объёмный «бархатный» бас Тихомирова звучал могуче на форте и нежно на пиано. Кулаева покорила не только своим богатым тембром голоса, но и царственной осанкой, создав запоминающийся образ надменной красавицы-полячки.
Яркими актёрскими работами отметились также Михаил Светлов-Крутиков (Варлаам), Юрий Петров (Мисаил, Юродивый), Олег Мачин (Шуйский), Зоя Церерина (Федор) и Наталья Бирюкова (Хозяйка корчмы).
Огромную роль в успехе спектакля сыграли хор и оркестр под управлением московского маэстро Василия Валитова,
на большом подъёме продирижировавшего сложнейшим произведением и объединившего все его компоненты в единое целое.
* * *
И главным подарком истинным любителям оперы и поборникам традиционной режиссуры стала еще одна представленная на фестивале работа Панджавидзе (2009 года), сделанная им в тандеме с украинскими художниками Андреем Злобиным (сценография) и Анной Ипатьевой (костюмы), — опера Джузеппе Верди «Риголетто».
Спектакль абсолютно классический — никаких переносов в современность и искажений реалий либретто. История любви и ненависти разворачивается в роскошном ренессансном палаццо мантуанского герцога — с зеркалами, ажурными решетками, живописным тканым задником. На персонажах костюмы музейного качества — спасибо умелым рукам Анны Ипатьевой.
Панджавидзе ведет тонкую психологическую игру детективного триллера — это фирменный режиссерский стиль.
Для его спектаклей подходят лишь певцы, владеющие искусством перевоплощения — обычный кастинг тут не сработает. Постановщик предъявляет к артистам повышенные требования, главное из которых — отдать всего себя без остатка, играть и петь, по словам Мандельштама, «на разрыв аорты».
Лучше всех под это описание подходит один из ведущих российских баритонов, проживающий в Германии Борис Стаценко.
Его шут Риголетто — это одно из тех художественных потрясений, которые остаются с тобой на всю жизнь.
Идеальное сочетание великолепного голоса, огранённого превосходной вокальной техникой, и незаурядного таланта драматического актёра позволяет многоопытному артисту безраздельно царить на сцене.
На фоне огненного лицедейства Стаценко выступление солиста Мариинского театра Сергея Скороходова в партии Герцога выглядело довольно блекло: его персонажу явно недоставало актёрского куража и вокального блеска. Зато восходящая звезда Казанской оперы, лауреат последнего конкурса имени Глинки, Венера Протасова (Джильда) смогла по-настоящему раскрыться в ансамбле со Стаценко — их заключительный дуэт тронул до глубины души. Заслуженный успех у публики снискали артистичные Сергей Ковнир (Спарафучиле) и Зоя Церерина (Маддалена).
Итальянский маэстро Стефано Романи энергично, иногда даже слишком, вёл за собой хор и оркестр, которые в очередной раз оказались на высоте.
Примириться с окончанием оперного праздника, завершившегося двумя великолепными международными гала звёзд бельканто, помогает только знание того, что театр уже планирует следующий форум. А пока опера поехала на гастроли, освободив сцену балету. В апреле здесь случится очередная премьера — Владимир Васильев выпускает «Dona nobis pacem».
Автор фото — Леонид Бобылев