Казань — столица Татарской АССР (с 1920), центр её театральной и музыкальной жизни. Начало развития проф. музыкально-театр. иск-ва в К. относится к кон. 18 в. Муз. номера включались в такие представления на религиозной основе, как «Пещное действо» в кафедральном соборе, «комедийные акции» в Славяно-латинской школе. С 1759 в городе существовала рус. гимназия, где ставились разл. аллегории, пантомимы, насыщенные музыкой, и даже балеты, сочинённые местными преподавателями. Крепостные оперно-драм. труппы и оркестры имелись в помещичьих усадьбах П. П. Есипова, Толстых, Юшковых, Молоствовых и др. В 1791—1800 вв. городе работал «Казанский вольный театр», дававший регулярные платные спектакли с музыкой (в труппу т-ра входили местные любители).
Основы проф. публичного т-ра в К. заложил крепостной т-р П. П. Есипова. Труппа т-ра играла в 1803–14 в специально построенном помещении на центр. площади города. Кроме драм. спектаклей, здесь ставились оперы и балеты. Муз. часть с 1805 возглавлял местный композитор А. В. Новиков, автор 12 опер, мн. из к-рых шли на сцене этого т-ра. Ставились также «Мельник-колдун, обманщик и сват» Соколовского, «Санктпетербургский гостиный двор» Пашкевича, «Сбитенщик» Булландта, оперы Дж. Паизиелло и др.
В 1849 было сооружено каменное театр. здание — самое большое в Поволжье, вмещавшее после реконструкции в 60-70-е гг. до 1300 зрителей. В 1828–74 в К. выступали разл. оперно-драм. и опереточные труппы, в т. ч. в 1833–42 драм. труппа П. А. Соколова, имевшая оркестр в составе 12 чел. и ставившая также оперы. Репертуар этих трупп состоял из произв. итал. и франц. композиторов, исполнялись также оперы А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского и др. В 1859 К. увидела «Русалку», в 1867 — «Ивана Сусанина» (в отрывках). С 1851 на казанской сцене периодически гастролировали итал. оперные труппы.
В 1874–1888 (с перерывом в 1880–84) в К. выступала рус. оперная труппа П. М. Медведева. В этот период впервые были пост. мн. оперы рус. композиторов — «Руслан и Людмила», «Рогнеда»; «Евгений Онегин», «Опричник» Чайковского, «Нижегородцы» Направника, «Демон» и др., но в репертуаре преобладали всё же итал. и франц. оперы.
В кон. 19 — нач. 20 вв. музыкально-театр. жизнь К. была связана с разл. муз. труппами. Значительным был период антреприз М. М. Бородая (1894–1901), Н. И. Соболыцикова-Самарина (1901–08), при к-рых оперная труппа (Казанско-Саратовская) стала одной из лучших в рус. провинции. Репертуар т-ра практически не отличался от столичных казённых т-ров. В 1895 впервые в России на казанской сцене была осуществлена пост. оперы «Дон Карлос» Верди на рус. яз. В 1899 были пост. «Садко», «Снегурочка» и «Борис Годунов». При антрепризе Бородая значит. роль в пропаганде опер рус. композиторов сыграли т. н. народные спектакли для широких кругов населения, в т. ч. для рабочих.
Во главе казанской оперы стояли крупные дирижёры — А. А. Орлов-Соколовский, У. И. Авранек, И. О. Палицын, В. И. Сук, Л. П. Штейнберг, Я. А. Позен, А. А. Эйхенвальд, А. В. Павлов-Арбенин и др. С кон. 19 в. на сцене т-ра выступали выдающиеся певцы: здесь начинал хористом (затем приезжал на гастроли) Ф. И. Шаляпин, пели Н. Н. Фигнер, М. И. Фигнер, А. Фострем,. Л. Г. Яковлев, И. В. Тартаков, М. К. Максаков и др. На казанской сцене почти полностью прошла артистич. деятельность Ю. Ф. Закржевского.
В нач. 20 в. в К. гастролировали моск. Оперный театр С. И. Зимина (дир. Э. Купер), труппа Д. X. Южина («Художественная опера») и др. Оперные певцы, хор, театр. оркестр постоянно выступали с разнообразной конц. программой. Опера в целом оказала сильное воздействие на все стороны муз.-художеств. жизни К. — город называли «Поволжскими Афинами».
В конц. жизни города участвовали местные любители, музыканты и гастролёры. В 30-40-е гг. 19 в. театр. оркестр выступал с исполнением популярных оперных увертюр, симфоний Й. Гайдна и В. А. Моцарта. Музыканты-любители объединялись в разл. об-ва и кружки. Популярным было университетское Музыкальное общество, имевшее хор, симф. и дух. оркестры, ансамбль мандолинистов и гитаристов (с 1890-х гг.). В 80-е гг. действовал «Кружок любителей совместного пения» А. И. Бердникова.
В 1864 в К. открылось отделение РМО. Особенно оживилась деятельность РМО с приходом А. А. Орлова-Соколовского (с 1887), когда под его руководством впервые были осуществлены абонементные симф. и камерные вечера, в к-рых прозвучали произв. Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Ф. Шуберта, Й. Гайдна, Э. Грига. В 70-е гг. на гастроли в К. приезжал скрипач А. П. Контский, концертировал Н. Г. Рубинштейн. В кон. 19 в. неоднократно гастролировали капелла Д. А. Славянского, оркестр владимирских рожечников.
В 1903–16 на гастроли в К. приезжали скрипачи Л. С. Ауэр, Е. А. Цимбалист, виолончелист А. В. Вержбилович, композиторы и пианисты — А. С. Аренский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, И. А. Добровейн; оркестр С. А. Кусевицкого. Среди зарубежных гастролёров, выступавших в К., — польские пианисты И. Гофман, Арт. Рубинштейн, чеш. скрипач Я. Кубелик, парижский ансамбль Об-ва старинной музыки и др. В это же время приобрели популярность местные коллективы и исполнители: хор под упр. И. С. Морева, скрипач и дирижёр А. А. Панаев, скрипач и композитор И. А. Козлов — один из первых исследователей и пропагандистов тат. нар. музыки; выступали пианист З. Яруллин, композитор С. X. Габаши, гармонист Ф. К. Туишев и др. Концерты, как правило, проходили в здании Дворянского собрания — центре муз.-конц. жизни К.
Муз. образование в К. до 1870 осуществлялось частными учителями, гл. обр. в аристократич. и бурж. семьях. Муз. занятия велись также в ун-те, где до 1863 существовала должность учителя музыки. В 1870 Л. К. Новицким была открыта муз. школа, её сменила в 1886 муз. школа А. А. Орлова-Соколовского (здесь в 1890 под рук. преподавателя С. В. Гилева силами учеников осуществлена пост. «Евгения Онегина»). Открывшаяся в 1891 и возглавляемая Р. А. Гуммертом муз. школа в 1904 была преобразована в муз. уч-ще. В школе и уч-ще существовали классы по разл. муз. специальностям, включая и оперную подготовку. Силами учеников систематически проводились циклы концертов из камерных произведений. Несмотря на то, что К. являлась центром нац. края, татар в муз. уч-ще практически не было, в 1914 их число составляло менее 2% от общего числа учащихся.
Широкие возможности для всестороннего развития нац. муз. жизни К. открылись после Великой Oкт. социалистич. революции. Возникают разл. хоровые кружки, муз.-театр. студии, оркестры нар. инструментов, в к-рых непосредств. участие принимает тат. молодёжь. В 20-е гг. первый тат. проф. композитор С. З. Сайдашев создаёт музыку к драм. спектаклям (увертюры, арии, танцы, песни), мн. из к-рых стали популярными произв. нац. репертуара («Голубая шаль», «На Кандре», «Наёмщик» и др.).
После пожара, уничтожившего в 1919 здание т-ра, оперы давались эпизодически, труппа распалась. В 1925 и в 1930 объединёнными силами учащихся Казанского муз. техникума и Тат. драм. т-ра были пост. первые тат. оперы «Сания» (1925) и «Эшче» («Рабочий», 1930), созданные В. И. Виноградовым, С. X. Габаши и Г. С. Альмухаметовым.
Важнейшим этапом в развитии тат. нац. культуры и иск-ва явилось создание в 1939 Татарского театра оперы и балета, основу труппы к-рого составили первые выпускники Тат. оперной студии при Моск. консерватории. Т-р открылся нац. оперой Н. Г. Жиганова «Качкын» («Беглец»). В первые же годы существования т-р пост. ряд нац. тат. опер и балетов Н. Г. Жиганова, М. А. Музафарова, Ф. З. Яруллина, создание к-рых явилось важным событием в становлении тат. сов. муз. культуры. Наряду с рус. и зарубежной классикой т-р широко ставил произв. сов. композиторов. В годы Великой Отечеств. войны 1941–45 в К. находилась большая группа рус. музыкантов (М. Ф. Гнесин, Е. А. Бекман-Щербина, В. Д. Конен и др.), способствовавших развитию конц. и лекторско-музыковедческой деятельности в городе.
В 1937 в К. организована Гос. филармония, при к-рой в том же году создан Тат. ансамбль песни и танца. Среди солистов филармонии — нар. артисты Тат. АССР И. Г. Шакиров, А. А. Авзалова. Филармония проводит большую музыкально-образоват. работу (муз. лекторий филармонии даёт св. 1500 концертов в год), организует в К. гастроли крупнейших мастеров совр. муз. иск-ва. Здесь выступали: пианисты — С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, П. А. Серебряков, Г. Г. Нейгауз и др.; скрипачи и виолончелисты — Д. Ф. Ойстрах, M. Л. Ростропович и др.; Гос. симф. оркестр СССР, Моск. камерный оркестр, Квартет им. А. П. Бородина; певцы — З. А. Долуханова, Т. Куузик, Е. Б. Серкебаев, Б. Р. Гмыря, Б. Т. Штоколов и др.; в К. побывали мн. зарубежные исполнители и коллективы.
В 1966 в К. создан Гос. симф. оркестр Тат. АССР, возглавляемый нар. арт. СССР Н. Г. Рахлиным. В 1967 открыт конц. зал консерватории, что значительно повысило уровень музыкально-конц. жизни города (в 1972 здесь установлен орган). Широкий размах приняла музыкально-художеств. само- деятельность, среди коллективов к-рой Нар. симф. оркестр Казанского дома учёных, Нар. опера при Респ. доме мед. работников (коллектив пост. оперы — «Африканская баллада» Магиденко, «В бурю» Хренникова, «Овод» Спадавеккиа и др.), Хор мальчиков при Казанском дворце пионеров, Нар. ансамбль нар. танца Дворца культуры им. 10-летия Тат. АССР и др. В 1962 в К. возникло об-во «Прометей», объединившее студентов и преподавателей консерватории и Казанского авиац. ин-та. «Прометей» впервые в СССР провёл светомузыкальный концерт, снял светомузыкальный фильм, подготовил спектакль «Звук и свет». В 1967 и 1969 в К. были проведены 1-я и 2-я всесоюзные конференции «Свет и музыка».
Oкт. революция открыла двери муз. учебных заведений для тат. молодёжи. В 1919 Казанское муз. уч-ще было реорганизовано в муз. школу (возглавлял её известный в К. муз. деятель Р. Л. Поляков). В 1919–20 здесь работал видный рус. муз. критик Н. Д. Кашкин. Параллельно со школой возникла Восточная консерватория (существовала до 1922), где учились представители разл. национальностей Поволжья — татары, чуваши, марийцы и др. В 1923 в К. создан Восточный муз. техникум (с 1929 — Техникум искусств, с 1936 — Казанское муз. уч-ще), во главе к-рого мн. годы стояли дирижёры засл. деят. иск-в Тат. АССР А. А. Литвинов и И. В. Аухадеев. В 1945 была открыта Казанская консерватория, выпустившая к 1972 более 1000 музыкантов разл. специальностей. С 1961 при консерватории имеется спец. средняя муз. школа с интернатом для одарённых детей. В 1960 в Пед. ин-те открылся муз.-пед. ф-т, готовящий учителей пения; в 1969 — Казанский ин-т культуры. В 1973 в К. было 10 музыкальных школ и музыкальное училище.
В 1939 организован Союз композиторов Тат. АССР, ныне крупнейший в РСФСР, объединяющий 35 композиторов и музыковедов (1972), среди них нар. арт. СССР Н. Г. Жиганов, засл. деят. иск-в РСФСР Р. X. Яхин, засл. деят. иск-в Тат. АССР Э. З. Бакиров, Ю. В. Виноградов, А. З. Монасыпов, З. В. Хабибуллин, М. З. Яруллин и др.
Литература: Пинегин М., Казань в её прошлом и настоящем, СПБ, 1890; Загоскин Н. Г. (ред.), Спутник по Казани, Иллюстрированный указатель, Казань, 1895; Агафонов Н., Казань и казанцы, Казань, 1906; Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958; Музыкальная культура Советской Татарии. Сб. статей, М., 1959; Tаубе Н., Четверть века казанской оперы (1874–1901), в сб.: Из музыкального прошлого, (вып. 1), (М.), 1960; История Татарской АССР, Казань, 1968; Кантор Г., Предыстория казанской оперы, в сб.: Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания, Казань, 1970; его же, Начало профессионального музыкального образования в Казани, там же; Хайрутдинов A., Музыкальное образование в Татарии, в сб.: Учёные записки Казанской консерватории, вып. 4, Казань, 1970; Нигмедзянов М., Музыкальный Татарстан, Казань, 1970.
Г. М. Кантор
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.