Нуриевские близнецы

Балетные фестивали в Казани и Уфе

О том, что балет у нас есть не только в Москве и Петербурге, последнее время вспоминают в основном лишь в связи с фестивалем «Золотая Маска». Основные дискуссии о российской хореографии центральная пресса ведет, обсуждая преимущественно столичную жизнь. А эпизодические экскурсы в практику иных российских театров лишь подкрепляют представления о балетных проблемах, сложившиеся в этих дискуссиях. Главную беду большинство наблюдателей привыкло видеть в том, что Россия все никак не освоит европейский современный танец. С этой напастью соперничает другая: у нас практически исчезли хореографы. Затем обычно заходит речь о неровной выучке, стилистических и технических погрешностях исполнителей. Ну и наконец, о бедственном положении региональных театров.

Однако время от времени приходится усомниться, так ли уж верно выстроена иерархия этих проблем. Один из последних поводов к тому — фестивали памяти Рудольфа Нуриева в Казани и Уфе, посвященные 50-летию со дня профессионального дебюта великого танцовщика и 10-летию со дня его смерти. И в том и в другом театре — большие, по российским меркам, превосходно выученные труппы, демонстрирующие крепкую технику и чуткий актерский ансамбль в спектаклях разных стилей. Оба коллектива работают под руководством мастеров петербургской школы: Владимира Яковлева, возглавляющего казанскую труппу, и Леоноры Куватовой, одноклассницы Михаила Барышникова, а ныне — репетитора уфимской труппы и педагога Училища имени Нуриева.

В том, что касается солистов, Казань может гордиться яркими балеринами Еленой Щегловой и Еленой Костровой, виртуозом Бахытжаном Смагуловым и лириком Нурланом Канетовым. Но ставку труппа делает на приглашенных звезд. «Ну где еще ты увидишь на одном фестивале столько ведущих артистов из России и ближнего зарубежья», — с гордостью восклицает критик и импресарио Наталья Садовская, которая уже лет тридцать помогает Татарскому театру организовывать визиты гостей. «Фестиваль здесь существует уже семнадцать лет, а имя Нуриева он получил в 1992 году, когда Рудольф приехал в Казань, — рассказывают в театре. — Он дирижировал у нас оркестром и разрешил присвоить фестивалю его имя, а в знак согласия расписался на афише. Теперь мы всегда можем подтвердить, что его фамилия пишется через „и“: вот документ».

В этом году в Казани выступали солисты Театра Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Ледовская, проникновенно исполнившая Жизель, и Владимир Кириллов, представший элегантным Вакхом в «Вальпургиевой ночи», солисты Мариинки Наталья Сологуб (Одетта-Одиллия) и Леонид Сарафанов (Зигфрид), множество звезд Национальной оперы Украины, среди которых выделялись виртуозная Елена Филипьева (Китри) и заводной Денис Матвиенко (Базиль), а также монументальный Артем Дацишин (Солор).

Историческим событием стало участие артистов Большого, впервые выступивших в национальном балете «Шурале» Леонида Якобсона (раньше его танцевали в Казани только местные исполнители). Анастасия Меськова предстала трогательной Сююмбике, соединив лирические эмоции героини с темпераментом и твердостью характера, а Александр Петухов выступил в заглавной роли лешего Шурале. Через день Меськова блестяще исполнила Уличную танцовщицу в «Дон Кихоте». Она блеснула крепким вращением, упругими pas de chat, а главное — превратила вставной эпизод в единую драматическую сцену.

Уфимский театр гордится своим сотрудничеством с Юрием Григоровичем, который поставил здесь свои редакции «Лебединого озера», «Тщетной предосторожности», «Дон Кихота» и «Щелкунчика». Девять лет назад Юрий Григорович и Шамиль Терегулов, главный балетмейстер Башкирского театра, учредили на родине Нуриева балетный фестиваль, на котором в разные годы, наряду с гостями из Большого, Мариинки и других российских трупп, выступали танцовщики из Бразилии и Франции. Рядом с ними достойно выступают яркие уфимские солисты. На этот раз в центре внимания были Гульсина Мавлюкасова, подчеркнувшая драматизм образа Жизели и виртуозность женской партии па-де-де Обера, Елена Фомина, представшая строгой академичной Миртой и элегантно солировавшая в Гран па из «Дон Кихота», Руслан Мухаметов, сумевший вывести лесничего Ганса в ряд главных персонажей «Жизели», Гузель Сулейманова, блеснувшая крепкой техникой в партии Дианы, и Денис Зантдинов, ошеломивший публику атлетическим сложением и громадным прыжком в партии Актеона.

В этом году, в связи с юбилейными воспоминаниями о вкладе Нуриева в мировой балет, новый генеральный директор театра Анатолий Шишкин решил подчеркнуть, что Нуриев поддерживал молодежь (ведь именно он открыл миру таких звезд, как Сильви Гиллем, Лоран Илэр, Мануэль Легри, Моник Лудьер и других). Поэтому главными гостями фестиваля стали молодые артисты. У двоих даже состоялась личная премьера: прима «Кремлевского балета» Валерия Васильева и солист Большого Александр Волчков впервые выступили в «Спящей красавице». Публика тепло приняла грациозную артистку Большого Нелли Кобахидзе, поэтично исполнившую Седьмой вальс Шопена, а также победительную Анастасию Меськову, успевшую приехать из Казани и ошеломить зрителей уникальными тройными фуэте в па де де «Корсара».

Партнером Меськовой выступил испанский танцовщик Игорь Иебра, солист театра Бордо, работающий сейчас под руководством Шарля Жюда, любимого ученика Нуриева.

В роли Альберта в «Жизели» Иебра предстал зрелым артистом, предлагающим продуманные самостоятельные трактовки. В его танце органично соединяются европейское внимание к танцевальной форме и отделке деталей со стремлением следовать русской традиции глубоких психологических переживаний.

А самым почетным и интересным гостем фестиваля был знаменитый французский балетный критик и друг Нуриева Рене Сирвен. Он поделился своими воспоминаниями о великом танцовщике и преподнес в дар музею театра редкие издания, посвященные Нуриеву.

Ярослав Седов

реклама