Так поступают все женщины

Премьера «Летучей мыши» в Казани

Премьера «Летучей мыши» в Казани

Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля открыл сезон премьерой оперетты.

РИСК ОПРАВДАЛСЯ

В последний раз оперетта значилась на афише казанской оперы пятнадцать лет назад, и это тоже была «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Хотя в бэграунде театра есть связь с этим популярным музыкальным жанром. В свое время главным режиссером казанской оперы был Нияз Даутов, более известный широкому кругу публики не как режиссер, а как исполнитель роли Эдвина в экранизации «Сильвы». Именно после этого фильма к нему пришла настоящая слава.

То, что оперетта в Казани востребована, показывают полные залы на антрепризные спектакли. Хотя их художественные достоинства чаще всего весьма сомнительны. В этом году ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля решил несколько отойти от серьезного репертуара и открыть сезон опереттой, билеты на три премьерных спектакля были проданы практически за день.

Для работы над «Летучей мышью» была выбрана молодежная команда

— режиссер с брегов Невы Анастасия Удалова, до этого времени она сотрудничала с казанским театром только как ассистент оперного режиссера Юрия Александрова. Авторами сценографии стали Софья Тасмагомбетова и Павел Драгунов из Казахстана, музыкальным руководителем постановки был выбран молодой дирижер, так же из Алматы, Нуржан Байбусинов. Правда, он в Казани частый гость и дирижирует многими спектаклями в театре оперы и балета.

Премьера «Летучей мыши» в Казани

Анастасия Удалова сразу же определила концепцию спектакля:

никакого переноса во времени, постановка должна быть строго в классическом русле.

С такой позицией трудно не согласиться. Когда в городе один музыкальный театр и в его репертуаре всего лишь одна оперетта, логично, что она будет выдержана в классическом ключе. Разумеется, театр рисковал, доверив постановку молодой команде, но риск оправдался.

РУКОВОДСТВО ПО ВОСПИТАНИЮ МУЖЕЙ

В Казани всем остальным предпочли классическое либретто, созданное автором сценария культовых «Весёлых ребят» Николаем Эрдманом и его коллегой Михаилом Вольпиным. В центре спектакля интрига, связанная с взаимоотношениями главных персонажей – Генриха фон Айзенштайна (Александр Трофимов) и его жены Розалинды (Катажина Мацкевич).

Трофимов купается в роли — он статен, красив, с великолепными вокальными данными и по-опереточному зажигателен.

Мацкевич, чей легкий польский акцент придает образу некую пикантность, возможно, менее темпераментна, но вокал ее безупречен, а диалоги полны шарма, певица женственна и ее некоторая холодность — это своего рода тайна, загадка, что всегда интересно.

Премьера «Летучей мыши» в Казани

Вторая опереточная пара — горничная Адель (Тамара Котова, певица с ярко выраженным комическим темпераментом) и Фальк (Вячеслав Штыпс) вносят в спектакль тот самый искрометный юмор, ту стихию характерности, без которой невозможна классическая оперетта. И пусть на вкус современного зрителя диалоги Эрдмана, возможно, немного наивны, есть в них своя прелесть, за которую публика любит оперетту.

В венской оперетте важен стиль. Тот самый легкий, пьянящий, когда мелодизм захватывает, увлекает, кружит подобно вальсу.

Оперетта Штрауса — это всегда культивируемое легкомыслие.

Но этот легкий жанр — коварен и сложен. К счастью, молодой дирижер Нуржан Байбусинов, кстати, ученик маэстро Рената Салаватова, главного дирижера казанского оперного театра, смог преодолеть все подводные камни. Оркестр, которым он дирижировал, точно уловил специфику музыки Штрауса.

Айзенштайн — Александр Трофимов,Розалинда — КатажинаМацкевич

Впрочем, сам Иоганн Штраус тоже… находился на сцене! Да, Анастасия Удалова решила ввести композитора в ткань спектакля, эта роль была доверена солисту балета Станиславу Сырадоеву. В Казани не просто Штраус — Штраус «золотой», именно такой, как украшает Вену. Пожалуй, нет ни одного человека, который побывал в этом замечательном городе и не увидел бы памятника Штраусу — «золотого» Штрауса.

В «Летучей мыши» Штраус очень часто присутствует на сцене, он молчалив, но включен в действие

— играет на скрипке, дирижирует оркестром, сопереживает героям. Вообще золотой цвет в оформлении спектакля — один из доминирующих, и он как бы нечаянно ассоциируется у публики с «золотым» залом венской филармонии, где часто звучит музыка Иоганна Штрауса.

Сценография спектакля на первый взгляд кажется несколько пафосной, но по ходу действия публика понимает, что режиссер и сценографы замыслили спектакль-праздник, пусть немного утрированный, но с некой толикой необходимого для костюмного спектакля гламура. В оперетте ведь все чувства словно сверх меры.

Условная сюжетная коллизия, как это принято в оперетте, легка и незатейлива, и певцы, занятые в спектакле, что, несомненно, ощутила публика, разыгрывают ее так же легко и виртуозно, причем отточены и вокальные номера, и диалоги; переход после арии к диалогу, что весьма сложно, происходит органично. Счастливый конец неумолимо приближается, без него нет оперетты,

фокус с карнавальным костюмом Розалинде удался, и потенциально неверный муж раскаялся.

«Летучая мышь» в Казанской опере получилась изящной вещицей, которая притягивает взгляды и после которой словно остается послевкусие — беззаботной жизни, в которой царят галантные мужчины и очаровательные женщины, где всё невсерьёз, но иногда за шуточной репликой можно уловить что-то достаточно серьёзное. И — самое главное — музыка Иоганна Штрауса, которая дает душе полёт, кружит, интригует, завораживает.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

На правах рекламы:
В сложной жизненной ситуации оптимальным выходом может стать сиделка с проживанием в квартире больного человека. Сегодня такая услуга доступна для жителей Москвы по вполне адекватной цене.

реклама