Гаэтано Доницетти (итал. Gaetano Donizetti; 29 ноября 1797, Бергамо, Ломбардия — 8 апреля 1848, там же) — итальянский оперный композитор
Мелодии Доницетти своей шутливой веселостью радуют свет.
Г. Гейне
Доницетти — высокопрогрессивный талант, обнаруживающий тенденции Возрождения.
Дж. Мадзини
Музыка Доницетти прекрасна, великолепна, изумительна!
В. Беллини
Гаэтано Доницетти — представитель итальянской романтической оперной школы, кумир поклонников бельканто — появился на оперном горизонте Италии в то время, когда «умирал Беллини и молчал Россини». Обладатель неисчерпаемого мелодического дара, глубокого поэтического таланта и чувства театральности, Доницетти создал 74 оперы, в которых раскрылась широта и разнообразие его композиторского дарования. Оперное творчество Доницетти необычайно разнообразно по жанрам: это социально-психологические мелодрамы («Линда ди Шамуни» — 1842, «Джемма ди Верджи» — 1834), историко-героические драмы («Велизарио» — 1836, «Осада Кале» — 1836, «Торквато Тассо» — 1833, «Мария Стюарт» — 1835, «Марина Фальеро» — 1835), лирико-драматические оперы («Лючия ди Ламмермур» — 1835, «Фаворитка» — 1840, «Мария ди Роган» — 1843), трагические мелодрамы («Лукреция Борджа» — 1833, «Анна Болейн» — 1830). Особенно разнообразны оперы, написанные в жанре buffa, музыкальные фарсы («Замок инвалидов» — 1826, «Новый Пурсоньяк» — 1828, «Сумасшедшие по заказу» — 1830), комические оперы («Любовный напиток» — 1832, «Дон Паскуале» — 1843), комические оперы с разговорными диалогами («Дочь полка» — 1840, «Рита» — поставлена в 1860) и собственно оперы-buffa («Гувернер в затруднении» — 1824, «Ночной звонок» — 1836).
Оперы Доницетти — плоды необычайно скрупулезной работы композитора как над музыкой, так и над либретто. Будучи широко образованным музыкантом, он использовал произведения В. Гюго, А. Дюма-отца, В. Скотта, Дж. Байрона и Э. Скриба, сам пробовал писать либретто, прекрасно сочинял юмористические стихи.
В оперном творчестве Доницетти условно можно выделить два периода. В сочинениях первого (1818-30) весьма заметно влияние Дж. Россини. Хотя оперы неравноценны по содержанию, мастерству и проявлению авторской индивидуальности, в них Доницетти предстает великолепным мелодистом. Период творческой зрелости композитора приходится на 30-е — первую половину 40-х гг. В это время он создает шедевры, вошедшие в историю музыки. Таковы «всегда свежая, всегда прелестная» (А. Серов) опера «Любовный напиток»; «один из самых чистых бриллиантов итальянской оперы» (Дж. Донати-Петтени) «Дон Паскуале»; «Лючия ди Ламмермур», где Доницетти раскрыл все тонкости душевных переживаний любящего человека (Де Валори).
Интенсивность творчества композитора поистине уникальна: «Легкость, с какой Доницетти сочинял музыку, умение быстро уловить музыкальную мысль позволяют сравнить процесс его творчества с естественностью плодоношения цветущих фруктовых деревьев» (Донати-Петтени). Равно легко автор владел различными национальными стилями и жанрами оперного творчества. Помимо опер, перу Доницетти принадлежат оратории, кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.
Внешне жизнь Доницетти казалась сплошным триумфом. На самом же деле это было не так. «Мое рождение покрыто тайной», — писал композитор, — «ибо я появился на свет под землей, в подвале Борго-Канале, куда луч солнца не проникал никогда». Родители Доницетти были бедные люди: отец — сторож, мать — ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступает в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и становится там лучшим учеником. В 14 лет он переезжает в Болонью, где учится в музыкальном лицее у С. Маттеи. Выдающиеся способности Гаэтано впервые раскрылись на экзамене 1817 г., где исполнялись его симфонические произведения и кантата. Еще в лицее Доницетти написал 3 оперы: «Пигмалион», «Олимпиада» и «Гнев Ахилла», а уже в 1818 г. его опера «Энрико, граф Бургундский» была с успехом поставлена в Венеции.
Несмотря на успех оперы, это был очень трудный период в жизни композитора: контрактов на сочинение заключать не удавалось, семья нуждалась в материальной помощи, близкие его не понимали. Симон Майр устроил Доницетти контракт с Римской оперой на сочинение оперы «Зораида Гранатская». Постановка имела успех, но критика, обрушившаяся на молодого композитора, была оскорбительно жестокой. Но это не сломило Доницетти, а лишь укрепило его силы в стремлении к совершенствованию своего мастерства. Но несчастья следуют одно за другим: сначала умирает сын композитора, затем — родители, горячо любимая жена Вирджиния, которой не исполнилось даже 30 лет: «Я один на земле, и я еще жив!» — в отчаянии написал Доницетти.
От самоубийства его спасло искусство. Вскоре следует приглашение в Париж. Там он пишет романтическую, прелестную, «Дочь полка», изящную «Фаворитку». Оба этих сочинения, а также интеллектуальный «Полиевкт» были приняты с восторгом. Последняя опера Доницетти — «Катарина Корнаро». Она была поставлена в Вене, где в 1842 г. Доницетти получает звание австрийского придворного композитора. После 1844 г. психическое заболевание заставило Доницетти отказаться от композиторской деятельности и послужило причиной его смерти.
Искусство Доницетти, представлявшее декоративный певческий стиль, было органичным и естественным. «Доницетти вбирал в себя все радости и печали, волнения и заботы, все устремления простых людей к любви и красоте и потом выражал их в прекрасных мелодиях, которые до сих пор живут в сердце народа» (Донати-Петтени).
М. Дворкина
• Итальянская опера после Россини: творчество Беллини и Доницетти →
Характеристика творчества
Доницетти — представитель итальянской романтической оперной школы (основоположником которой был Россини), мастер искусства бельканто. Оперы Доницетти разнообразны по жанрам: фарсы («Ночной звонок»), оперы-буффа («Любовный напиток», «Дон Паскуале»), комические оперы с разговорными диалогами в стиле французских комических опер («Дочь полка», «Рита»), социально-психологические мелодрамы («Линда ди Шамуни»); романтические оперы — историко-героические («Мария Стюарт», «Осада Кале», «Марино Фальеро»), лирико-драматические («Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка», «Мария ди Роган»), трагические мелодрамы («Лукреция Борджа», «Анна Болейн»).
Его социально-психологические мелодрамы предвосхищают (как и «Сорока-воровка» Россини, «Сомнамбула» Беллини) отдельные произведения Верди («Луиза Миллер», «Травиата») и веристов. Многие оперы Доницетти созданы на сюжеты произведений В. Гюго, А. Дюма-отца, В. Скотта, Дж. Байрона и др. писателей-романтиков, среди неосуществленных оперных замыслов композитора были «Рюи Блаз» и «Сганарель» (по пьесам Гюго и Мольера).
Оперы Доницетти отличаются мелодическим богатством, разнообразием музыкально-драматических форм, яркой театральностью. В ряде его опер выражены созвучные духу эпохи Рисорджименто (времени борьбы за освобождение и объединение Италии) героические и антитиранические мотивы: «Анна Болейн», «Лукреция Борджа» (из-за гонений цензуры часто шла под различными названиями), запрещённые к постановке «Мария Стюарт» (исполнена в 1835 со значительными изменениями) и «Полиевкт» (опера впервые прозвучала в Италии лишь в 1848), «Марино Фальеро» (отразившая, как и одноименная трагедия Байрона, судьбы движения карбонариев; её особенно ценил Дж. Мадзини), «Катерина Корнаро», «Герцог Альба» (неоконченная опера).
Лучшие комические оперы Доницетти («Любовный напиток», «Дон Паскуале») отмечены колоритной яркостью народных образов, сверкающей мелодической виртуозностью, реалистичной достоверностью сюжетных положений, мастерством драматургической композиции, неистощимой жизнерадостностью и остроумием, поэтическим лиризмом, глубокой связью с национальными традициями итальянского народного театрального искусства. «Дон Паскуале» — один из шедевров итальянской оперы-буффа (наряду с операми «Тайный брак» Чимарозы, «Севильский цирюльник» Россини, «Фальстаф» Верди).
Однако некоторым произведениям Доницетти присущи легковесность, стилистическая пестрота, трафаретность характеристик, что вызвало отрицательную оценку творчества композитора рядом музыкальных деятелей 19 века (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов и др.).
С. M. Грищенко
Сын бедных родителей, он находит первого учителя и благодетеля в лице Майра, затем учится в Болонском музыкальном лицее под руководством падре Маттеи. В 1818 году в Венеции была поставлена его первая опера «Энрико, граф Бургундский». В 1828 году женится на певице и пианистке Вирджинии Васселли. В 1830 году в миланском театре «Каркано» с триумфом поставлена опера «Анна Болейн». В Неаполе занимает пост директора театров и место преподавателя консерватории, весьма при этом уважаемого; тем не менее в 1838 году директором консерватории становится Меркаданте. Это было большим ударом для композитора. После смерти родителей, трёх сыновей и жены он (несмотря на многочисленные любовные истории) остаётся один, здоровье его расшатано, в том числе из-за невероятного, титанического труда. Став впоследствии автором и руководителем частных концертов при Венском дворе, ещё раз раскрывает свои большие возможности. В 1845 году тяжело заболевает.
«Я родился в Борго-Канале под землёй: в подвал, куда я спускался по лестнице, никогда не проникал луч света. И, словно филин, вылетев из гнезда, я всегда нёс в самом себе то дурные, то счастливые предчувствия». Эти слова принадлежат Доницетти, который таким образом хотел определить свои истоки, свою судьбу, отмеченную роковым стечением обстоятельств, что, однако, не помешало ему чередовать в оперном творчестве серьёзные, даже трагические и мрачные сюжеты с сюжетами весёлыми и прямо-таки фарсовыми.
«Когда у меня в голове зарождается комическая музыка, я чувствую неотвязное сверление в её левой стороне, когда же серьёзная — я чувствую то же сверление справа», — утверждал композитор с беспечной эксцентричностью, словно желая показать, с какой лёгкостью возникали в его уме идеи. «Знаешь ли мой девиз? Быстро! Быть может, это и недостойно одобрения, но то, что я сделал хорошо, всегда было сделано быстро», — писал он Джакомо Саккеро, одному из своих либреттистов, и результаты, хотя и не всегда, подтверждали справедливость этого утверждения.
Верно пишет Карло Парментола: «Неравноценность сочинений Доницетти — теперь общее место критики, как и его белезненная творческая активность, причины которой обычно ищут в том, что его всегда подгоняли неумолимые сроки. Однако остаётся фактом, что и будучи студентом в Болонье, когда ничто его не торопило, он лихорадочно работал и продолжал работать в таком же темпе и тогда, когда, наконец-то добившись достатка, он избавился от необходимости непрерывно сочинять. Вероятно, эта потребность непрерывно творить независимо от внешних обстоятельств ценой ослабления контроля со стороны вкуса была чертой его беспокойной личности музыканта-романтика». И, конечно, он был композитором из тех, что, выйдя из-под власти Россини, всё больше убеждались в необходимости следовать за изменениями вкуса.
«Больше десятка лет, — пишет Пьеро Миоли, — многогранное дарование Доницетти свободно и разнообразно выражается в серьёзных, полусерьёзных и комических операх в согласии с более чем полувековой практикой итальянской оперы, олицетворённой в то время в образе безупречного Россини, тогда как начиная с 30-х годов продукция в серьёзном жанре получает количественный перевес, как, впрочем, того и требовала надвигавшаяся эпоха романтизма и пример такого современника, как чуждый комизму Беллини... Если второе и третье десятилетие XIX века в Италии утвердился театр Россини, если в пятом выдвинулся театр Верди, то четвёртое принадлежит Доницетти».
Занимая эту ключевую позицию, Доницетти со свойственной ему свободой вдохновения устремился к воплощению правдивых переживаний, которым предоставил такой же простор, освобождая их в случае необходимости от объективных и практических требований драматической последовательности. Лихорадочность поисков композитора заставляла его предпочитать финалы опер-сериа как единственную правду, необходимую для постижения сюжета.
Именно это стремление к правде питало одновременно и его комическое вдохновение, благодаря которому, создавая карикатуры и автокарикатуры, он стал крупнейшим после Россини автором музыкальных комедий, и обусловливало его обращение в зрелый период к комическим сюжетам, отмеченным не только горестной иронией, но мягкостью и человечностью. Как утверждает Франческо Аттарди, «опера-буффа явилась в романтический период противовесом, трезвой и реалистической проверкой идеальных устремлений мелодрамы XIX века. Опера-буффа — это как бы оборотная сторона медали, побуждающая нас больше размышлять об опере-сериа.. она показывает нам жизнь такой, какая она есть, с её социальной пестротой, цинизмом и логикой экономических интересов, но делает это не травмируя нас, как если бы это был отчёт о буржуазном общественном утройстве».
Обширное наследие Доницетти, до сих пор ждущее подобающего признания, с полным правом заслуживает той общей оценки, которую даёт ей такой авторитет в области изучения творчества композитора, как Гульельмо Барблан: «Когда же нам станет ясно художественное значение Доницетти? Предвзятое мнение, тяготевшее над ним более века, представляло его нам как художника хотя и гениального, но увлекаемого своей поразительной лёгкостью поверх всякой проблематики ради того, чтобы предаться во власть минутного пыла вдохновения. Быстрый взгляд на семь десятков опер Доницетти, успешные современные возобновления забытых опер доказывают, напротив, что если в некоторых случаях такое мнение, быть может, и не является предрассудком, то в значительных своих произведениях... Доницетти был художником, сознававшим ответственность возложенной на него задачи и пристально всматривавшимся в европейскую культуру, в которой он ясно различил единственный способ сдвинуть нашу мелодраму с придававших ей провинциальность упрощённых позиций, которые ложно именовались „традицией“».
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
Сочинения:
Оперы (74)
• Сумасбродство (Una Follia, 1818, Венеция)
• Бедные странствующие виртуозы (I piccoli virtuosi ambulanti, 1819, Бергамо)
• Пётр Великий, царь русский, или Ливонский плотник (Pietro il grande Czar delle Russie о Il Falegname di Livonia, 1819, Венеция)
• Сельская свадьба (Le Nozze in villa, 1820-21, Мантуя, карнавал)
• Зораида Гранатская (1822, театр «Арджентина», Рим)
• Кьяра и Серафина, или Пираты (1822, театр «Ла Скала», Милан)
• Счастливое заблуждение (Il fortunato inganno, 1823, театр «Нуово», Неаполь)
• Гувернёр в затруднении (L’Ajo nell’imbarazzo, известна также под названием «Дон Грегорио», 1824, театр «Валле», Рим)
• Замок инвалидов (Il Castello degli invalidi, 1826, театр «Каролино», Палермо)
• Восемь месяцев за два часа, или Ссыльные в Сибири (Otto mesi in due ore, ossia Gli Esiliati in Siberia, 1827, театр «Нуово», Неаполь)
• Алина, королева Голкондская (Alina regina di Golconda, 1828, театр «Карло Феличе», Генуя)
• Пария (1829, театр «Сан-Карло», Неаполь)
• Елизавета в замке Кенильворт (Elisabetta al castello di Kenilworth, также под названием «Замок Кенильворт», по роману В. Скотта, 1829, театр «Сан-Карло», Неаполь)
• Анна Болейн (1830, театр «Каркано», Милан)
• Театральные условности и неудобства (1831, театр «Каноббиана», Милан)
• Уго, граф Парижский (1832, театр «Ла Скала», Милан)
• Любовный напиток (L’ Elisir d’amore, 1832, театр «Каноббиана», Милан)
• Паризина (по Дж. Байрону, 1833, театр «Пергола», Флоренция)
• Торквато Тассо (1833, театр «Валле», Рим)
• Лукреция Борджа (по одноименной драме В. Гюго, 1833, театр «Ла Скала», Милан)
• Джемма ди Верджи (1834, театр «Ла Скала», Милан)
• Марино Фальеро (по одноименной пьесе Дж. Байрона, 1835, «Театр Итальен», Париж)
• Мария Стюарт (1835, театр «Ла Скала», Милан)
• Лючия ди Ламмермур (по роману В. Скотта «Ламмермурская невеста», 1835, театр «Сан-Карло», Неаполь)
• Велизарий (1836, театр «Фениче», Венеция)
• Осада Кале (L’Assedio di Calais, 1836, театр «Сан-Карло», Неаполь)
• Колокольчик (др. название «Ночной звонок», Il campanello di notte, 1836, театр «Нуово», Неаполь)
• Пиа де’Толомеи (1837, театр «Аполло», Венеция)
• Роберт Девере, или Граф Эссекский (1837, театр «Сан-Карло», Неаполь)
• Мария Ди Руденц (1838, театр «Фениче», Венеция)
• Дочь полка (La fille du régiment, 1840, театр «Опера комик», Париж)
• Мученики (Les Martyrs, новая редакция «Полиевкта», по трагедии П. Корнеля, 1840, театр «Гранд-Опера», Париж)
• Фаворитка (1840, театр «Гранд-Опера», Париж)
• Аделия, или Дочь стрелка (Adelia, о La figlia dell’arciere, 1841, театр «Аполло», Рим)
• Линда ди Шамуни (1842, «Кернтнертортеатр», Вена)
• Дон Паскуале (1843, «Театр Итальен», Париж)
• Мария ди Роган (Maria dl Rohan о Il conte di Chalais, 1843, «Кернтнертортеатр», Вена)
• Дон Себастьян Португальский (1843, театр «Гранд-Опера», Париж)
• Катерина Корнаро (1844, театр «Сан-Карло», Неаполь) и др.
3 оратории, 28 кантат, 16 симфоний, 19 квартетов, 3 квинтета, церковная музыка, многочисленные вокальные произведения