«Фаворитка» (ит. La favorite) — опера Гаэтано Доницетти в четырех действиях, либретто А. Ройе и Г. Ваэза при участии Э. Скриба по мотивам драмы Ф. Т. де Бакуляра д'Арно «Граф де Комменж».
Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 2 декабря 1840 г.; в России — Москва, Большой театр, 21 ноября 1841 г., под управлением И. Иоганниса (Е. Семенова — Леонора, А. Бантышев — Феррандо), затем Петербург, силами Императорской итальянской оперы, 12 января 1846 г. (П. Виардо — Леонора, Л. Сальви — Фернандо, А. Тамбурини — Альфонс).
Первоначально эта, одна из самых популярных опер Доницетти, названная «Ангел Низиды», предназначалась для театра «Ренессанс», но он закрылся; композитор изменил заглавие, дописал IV д., придав произведению формы «большой оперы».
Действие происходит в XIV в. в Кастилии. Фернандо, юный послушник монастыря Сант-Яго де Компостела, полюбил незнакомку, молившуюся в храме, и отказывается принять монашество. Женщина, которую он полюбил, ничего не зная о ней,— Леонора, любовница короля Альфонса XI. Получив благодаря ее покровительству офицерский патент, Фернандо отправляется на войну, одерживает победу и заслуживает всеобщее уважение. В награду он просит руку Леоноры. Король и придворные возмущены этим требованием, считая, что Фернандо надеется сделать карьеру при помощи брака с фавориткой. Однако Альфонс дает согласие. Только после свадьбы Фернандо узнает позорную правду и вновь уходит в монастырь. Там он встречает умирающую Леонору, прощает ей и клянется последовать за ней.
В XIX — начале XX в. опера часто ставилась в Петербурге различными итальянскими труппами и пользовалась огромной популярностью, особенно когда в партии Фернандо выступал А. Мазини. Позднее она в России не шла.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Альфонс XI, король Кастилии, баритон
• Леонора ди Гусман, меццо-сопрано
• Фердинанд, тенор
• Балтазар, настоятель монастыря, бас
• Инесса, наперсница Леоновы, сопрано
• Дон Гаспар, министр короля, тенор
Первое действие
Первая картина. Внутренность монастыря в Кастилии. Молодой послушник Фердинанд заявляет настоятелю монастыря Балтазару, что он отказывается от обета послушания: сердце его охвачено греховной любовью и все мысли и чувства устремлены к той, кого он полюбил. Он не знает ни ее имени, ни положения, знает только, что она молода и прекрасна. Балтазар, скрепя сердце, отпускает Фердинанда из монастыря.
Вторая картина. На уединенном острове, среди роскоши и богатства живет Леонора, фаворитка Альфонса XI, короля Кастилии. Влюбленная в Фердинанда, она приказывает наперснице Инессе доставить его на остров. Но юноша не должен знать, кто она. Леонора боится, что если Фердинанд узнает о ее связи с королем, то отвернется от нее. Инесса выполняет приказание Леоноры.
Фердинанд в изумлении осматривается вокруг, очарованный красотой местности, куда его доставили. Вдруг появляется Леонора. Восхищенный юноша узнает в ней ту, которую так горячо любит. Леонора пытается убедить его, что любовь принесет им лишь несчастье, что они должны навсегда расстаться. Желая отвлечь Фердинанда от печальных мыслей, она протягивает ему королевский указ, сулящий юноше высокие почести и славу. В это время входит Инесса и предупреждает Леонору о прибытии короля. Леонора поспешно покидает Фердинанда. Ему теперь ясно, что занимающая высокое положение Леонора не может снизойти до брака с ним — поэтому она хочет помочь ему возвыситься. Королевским указом Фердинанду присваивается офицерский чин. Перед юношей открывается путь к славе, а с ней и возможность соединиться с той, которую он полюбил.
Второе действие
Сад во дворце Альказар. Мечта Фердинанда о славе сбылась. Королевский министр Дон Гаспар сообщает королю, что испанская армия под командованием юного офицера одержала решительную победу над маврами. Альфонс собирается пышно отпраздновать победу. Но Леонору это не радует. Связь с королем кажется ей теперь, когда она так искренно и горячо полюбила Фердинанда, преступной. В саду появляется настоятель монастыря Балтазар, предшествуемый священником, несущим папскую буллу. Папа уполномочил Балтазара отлучить короля от церкви, если тот не откажется от связи с Леонорой и не восстановит в правах свою законную супругу. Король, однако, не склонен подчиниться папскому требованию. Балтазар дает королю на размышление срок до утра: если же он и тогда не выполнит папский приказ, то будет предан анафеме.
Третье действие
В тронном зале королевского дворца король сообщает придворным, что решил подчиниться приказу церкви — Альфонс не хочет навлечь на себя папское проклятие. Появляется Фердинанд. Он только что прибыл с войны, закончившейся полным разгромом врага. Король предлагает офицеру любую награду за оказанные стране услуги. Увидя в свите короля Леонору, Фердинанд просит в награду ее руку. Страшась отлучения от церкви, король соглашается на этот брак. Альфонс награждает Фердинанда золотой цепью и жалует графским титулом. Придворные злорадно шепчутся о предстоящем браке Фердинанда с бывшей любовницей короля. Внезапное повышение молодого офицера они воспринимают как награду не только за его победу над маврами, но и за избавление короля от церковного проклятия. Но до Фердинанда не доходят сплетни придворных. С нетерпением ждет он невесту, чтобы повести ее к брачному алтарю.
В зал входит Балтазар. Он прибыл, чтобы узнать решение короля. Увидев настоятеля, Фердинанд бросается к нему, обнимает его и вдруг слышит иронический возглас Дона Гаспара — жених любовницы! Только сейчас узнает Фердинанд, что женится на возлюбленной короля. В этот момент появляется и сам король. Он ведет под руку Леонору, которую сопровождают ее подруги. Не помня себя от гнева, Фердинанд срывает с груди золотую цепь и швыряет на пол, к ногам короля.
Вместе с Балтазаром Фердинанд покидает королевский дворец.
Четвертое действие
В монастыре происходит обряд посвящения Фердинанда в монашеский орден. Юноша решил забыть Леонору, но Леонора не разлюбила его. В поисках Фердинанда она приходит в монастырь, переодетая в монашеское платье, и умоляет любимого простить ее. Прежнее чувство к Леоноре снова овладевает Фердинандом. Он готов поверить, что будет счастлив с ней, мечтает о том, как они вместе уедут и будут неразлучны. Но слишком поздно! Измученная, исстрадавшаяся Леонора умирает в объятиях Фердинанда.
Суждения недоброжелателей иной раз заслуживают большего внимания, чем восторги поклонников. Рихарда Вагнера определенно нельзя причислить к поклонникам оперы Гаэтано Доницетти «Фаворитка» — он называл ее слабой и даже «отвратительной», считал ее популярность проявлением упадка художественного вкуса… Впрочем, в молодости он говорил о ней совсем иначе, утверждая, что в ней «преобладает… высшая благопристойность и благонравие». Более того — Вагнер создал квартет на темы из «Фаворитки», а также ее фортепианное переложение. Переменчивым оказалось не только мнение Вагнера, но и мнение исполнителей и публики.
Опера, в основу которой положена драма французского писателя Бакюлара д’Арно, повествует о реально существовавшей личности — Леоноре Нуньес де Гусман. Эта дама была любовницей Альфонсо XI Справедливого, правившего Кастилией в XIV столетии, родила от него девятерых сыновей и дочь, а король был настолько привязан к ней, что удалил от двора венчанную супругу и законного сына. В опере эта семейная драма почти не отражена (о королеве упоминается, но она даже не появляется на сцене), но представлен иной любовный треугольник: в Леонору — еще не зная, кто она — влюбляется молодой послушник Фердинанд. Чувство заставляет его покинуть монастырь. Леонора отвечает ему взаимностью. Чтобы Фердинанд мог преодолеть пропасть, разделяющую их, она позаботилась о присвоении ему офицерского чина. Отличившись в сражениях с маврами, Фердинанд заслужил графский титул, посвящение в рыцари Ордена св. Иакова, но он просит у короля еще одну награду — руку Леоноры. Альфонсо рад удовлетворить его просьбу: папа римский потребовал, чтобы он порвал отношения с любовницей, угрожая в противном случае анафемой. Узнав об истинной подоплеке событий, потрясенный Фердинанд отказывается от брака с Леонорой и возвращается в монастырь, где готовится принести в монашеский обет — и всё же он не может лгать себе: он по-прежнему любит Леонору, а отказ его был обусловлен только уязвленной гордостью. Под видом молодого монаха героиня проникает в монастырь, убеждает Фердинанда, что любит его, уговаривает бежать из монастыря. Он готов согласиться — но исстрадавшаяся женщина умирает в его объятиях.
Этот трагический сюжет Доницетти воплотил в опере под заглавием «Ангел Низиды», созданной для парижского театра «Ренессанс». Премьера не состоялась из-за финансовых проблем, приведших к закрытию театра. И тогда композитор получил предложение от Леона Пилле, возглавлявшего Парижскую оперу — переработать «Ангела Низиды» в стиле французской большой оперы. Так Доницетти и поступил: дописал четвертый акт, добавил несколько номеров, а также неизменный атрибут французской большой оперы — балет.
В премьере, состоявшейся в декабре 1840 г. в Парижской опере, приняли участие Розина Штольц, Жильбер Дюпре, Николя Левассёр. Первая постановка стала началом триумфального шествия «Фаворитки». В 1841 г. она была поставлена в Касселе, в Вене и в Москве. В 1842 г. последовала итальянская премьера — правда, по цензурным соображениям в итальянской версии либретто был исключен мотив конфликта между королевской властью и католическим духовенством: Бальтазар из настоятеля монастыря превратился в отца Фердинанда, а королева стала дочерью Бальтазара (то есть сестрой героя), но впоследствии появились и другие варианты либретто на итальянском языке — более близкие к оригиналу. В 1842 г. опера представлялась в Берлине, Будапеште, в 1843 г. — в Милане, Лондоне и Нью-Орлеане, в 1845 г. — в Нью-Йорке, в 1846 г. — в Санкт-Петербурге…
Во второй половине XIX столетия «Фаворитка» была одним из популярнейших произведений. Партия Леоноры с ее страстными мелодиями широкого дыхания и широким диапазоном, простирающимся от си малой октавы до ля второй, позволяет исполнять ее не только меццо-сопрано, как предполагал композитор, но и сопрано. В образе Леоноры блистали Полина Виардо, Дезире Арто, Джулия Гризи.
И вот — после такой горячей всеобщей любви — наступает период забвения: в первой половине ХХ столетия «Фаворитка» ставилась крайне редко (в 1912 г. она была записана).
В 1952 г. опера была экранизирована режиссером Чезаре Барлакки — правда, с большими купюрами (чтобы зритель не терял нить сюжета, пришлось ввести комментарии голоса за кадром), состав исполнителей, певших за кадром, нельзя было назвать блистательным, и успех фильму обеспечило в основном появление неотразимой Софи Лорен в образе главной героини.
Со второй половины ХХ века интерес к «Фаворитке» возрождается. Опера ставится в Милане, Вероне, Париже, Чикаго, Токио, Нью-Йорке, Вене… Пожалуй, единственным исключением оставалась Россия — в нашей стране эта опера не шла после 1917 г. вплоть до 2007 г., когда она была поставлена в Сыктывкаре.