Балет «Amore Buffo» на «Золотой маске»
Танцевальную программу «Золотой маски»-2013 открыл спектакль Екатеринбургского театра оперы и балета «Amore Buffo» по «Любовному напитку» Гаэтано Доницетти в хореографии Вячеслава Самодурова. Балет выдвинут на соискание национальной театральной премии по четырем номинациям — лучший спектакль, лучшая работа хореографа, лучшая женская и мужская роли. Гастроли прошли на Новой сцене Большого театра.
За последние 15-20 лет
Екатеринбург (вместе с Пермью и Челябинском) сумел зарекомендовать себя как один из важнейших центров российского современного танца.
Здесь двадцать лет подряд функционировал успешный во всех отношениях «Театр танца» под руководством Олега Петрова. И более молодым «Провинциальным танцам» Татьяны Багановой, которая в марте покажет в Большом театре свою версию «Весны священной», впору отмечать какую-нибудь круглую дату счастливого танцевального бытия на Урале.
А академический балет в Екатеринбурге в это же самое время влачил существование незавидное
— был несколько «подмят» оперой и деморализован частой сменой худруков. Дело даже не в том, что это были неталантливые руководители — это были, во-первых, по определению — временщики, во-вторых, люди, у которых имелась еще какая-то основная работа в Москве или еще где-то.
Курировать балетную труппу в уральской столице в девяностые и нулевые считалось делом непрестижным и неблагодарным. С оперой здесь тоже так было, хотя и со значительным креном в хорошее качество (то дирижеры толковые, то постановщики начинали здесь свою карьеру, но и они все до одного «сбегали» с Урала в центральный регион в поисках лучшей жизни).
Дело пошло, когда за пульт встал столичный маэстро Павел Клиничев
(ученик покойного Марка Эрмлера) — он сделал Екатеринбург основным местом работы, а в Большой театр приезжает как гость. Выиграли в итоге оба театра, так как в Екатеринбурге на плечи Клиничева упала колоссальная ответственность за музыкальный уровень всей продукции подопечного ему оперного дома, а удачно преодоленные экстремальные трудности, как известно, делают просто человека «настоящим» человеком.
Далее, обретя скучающего в Большом Клиничева (в Большом ему доставался в основном балет) и регулярно сотрудничая с креативным немецким маэстро М. Гюттлером,
директор (с 2006 года) театра Андрей Шишкин принял осенью 2011 непростое для себя решение о модернизации балетной труппы.
Первоначально у него была договоренность с Вячеславом Самодуровым на разовую постановку двухактного балета, но когда последний приехал отбирать артистов для своего спектакля, Шишкин предложил хореографу-гостю стать худруком.
Самодуров находился на распутье.
Он (коренной петербуржец, выпускник Вагановского училища, экс-премьер Мариинки и Национального балета Нидерландов) только-только завершил танцевальную карьеру в «Ковент-Гардене» и уже успел зарекомендовать себя там как интересный хореограф. Поставил пару балетов на экспериментальной площадке Королевского оперного театра в Лондоне и, главное, с подачи Михаила Мессерера сочинил (в 2010) замечательные «Минорные сонаты» на музыку Д. Скарлатти для Михайловского театра.
Было бы неплохо, если бы Владимир Кехман смотрел глубже и сообразил тогда, что
Питеру нужен не варяжский гость (приглашенный в итоге на заветный пост испанец Начо Дуато),
а свой человек, который обещает вырасти в отличного хореографа и умного худрука. Этого не случилось. Более того, когда выдвинутые на «Маску» «Сонаты» привозили в Москву вместе с балетами Дуато,
валенсиец уже вполне умышленно затоптал конкурента, на правах руководителя выписав мало времени на репетиции «чужого».
Самодуров мог бы «осесть» и в Театре Станиславского, откуда бежал Сергей Филин, но плохо исполненный спектакль сделал ему дурную рекламу в Москве. В общем, предложение из Екатеринбурга пришло вовремя.
Приступив в ноябре 2011 к новым обязанностям, Самодуров выпустил весной «Amore Buffo», летом подготовил пару екатеринбургских солистов (Елену Воробьеву и Андрея Сорокина — будущие номинанты на соискание «Золотой маски» за роли в «Amore Buffo») для участия в проекте «Большой балет» на «Культуре» (раньше ничего подобного екатеринбургскому балету и присниться не могло), в сентябре провел уникальную «Танц-платформу» — она же кузница молодой российской хореографии — и выпустил балет «H2O» на «Уралтрансмаше» в рамках «Второй уральской промышленной биеннале».
В год празднования столетия такая экспансия балета в разные сферы искусства подняла Екатеринбургский театр на дополнительную ступеньку выше многих провинциальных театров.
До конца сезона 2012-2013 Самодуров выпустит еще две премьеры. Первая состоится уже скоро — в начале марта, это будет вечер хореографии трех веков «XIX, XX, XXI», на котором покажут «Консерваторию» Августа Бурнонвиля, «Пять танго» Ханса ван Манена и новый балет Самодурова «Cantus arcticus».
Возвращаясь к «Amore buffo», стоит отметить, что спектакль приехал в Москву в хорошей форме
— должным образом отрепетированным, не утратившим премьерного лоска и, в целом, блистательно исполненным труппой.
Идея поставить балет на оперное либретто (за основу взят текст Ф. Романи к «Любовному напитку») относительно свежа, потому что все существующие дублеты опера-балет («Пиковая дама» Р. Пети, «Евгений Онегин» Дж. Кранко, «Дама с Камелиями» и «Отелло» Дж. Ноймайера и др.) восходят к одному литературному источнику, но музыка у большинства одноименных опер и балетов совершенно разная, за исключением «Кармен» Р. Пети и А. Алонсо (с добавками Р. Щедрина).
Принадлежность «Любовного напитка» к репертуару бельканто опять же совпала с настроем худрука оперы Светланы Зализняк на опусы Россини и Доницетти.
Второй претендент на «Маску» от Екатеринбурга — россиниевский «Граф Ори»
(покажут в Москве в середине марта) в постановке режиссера из Большого театра И. Ушакова (он же курировал капитальное возобновление баратовского «Бориса»).
Сюжет «Любовного напитка» Доницетти входит в «Amore Buffo» Самодурова как вставной. А фоновый сюжет — это смешной комикс про любовные неудачи бога любви.
В прологе балета пенсионного возраста Амур пьет горькую:
его бросила подружка, чей портрет висит на стене. И вот неуверенной рукой он натягивает лук и целится в сердце злой красотки рубенсовских форматов, но промахивается и попадает в неизвестного ему «землянина» Неморино. Тот моментально влюбляется в красивую девочку Адину, и дальше всё как в опере. При помощи крылатого Пегаса (бутафорского коня с человеческими ногами) и ангелочков, посланных с Олимпа к людям на землю, Амур хочет исправить ошибку — «влюбить» Адину в Неморино и передать пару на попечение Гименея.
Небесный десант, одетый по «туничной» моде балетов XIX века, внедряется в повседневную жизнь героев.
Действие происходит в условном мегаполисе с массивными мостами, башнями и стеклянными коробками. Музыку «Напитка» постоянно прерывают бибиканье машин и звук тормозов. Сюжет передается через минимум пантомимы и максимум танцев — балерины не сходят с пальцев, танцовщики «надрываются» в жете. Вместо соперника Неморино офицера Белькоре в «Amore Buffo» возникает Капитан, он же дирижер военного оркестра, а роль торговца любовным снадобьем Дулькамары сузилась до эпизодической — теперь Шарлатан сам первым попадается в любовные сети, которые расставила ему дама Нотариус, затянутая в соблазнительный офисный костюмчик.
«Ходульное» предприятие Амура с треском проваливается, но соединение парочки все равно происходит — посредством современной культуры.
Адина бродит вдоль стены, разрисованной граффити (кто был в Лондоне знает, что там есть целый квартал музейного качества настенной «живописи»), и «главные» слова, написанные для нее Неморино, внезапно становятся значимыми. Обретает счастье и старик Амур — к нему возвращается та, из-за которой он чуть было не спился — пикантная оперная примадонна в летах.
Оформляли спектакль англичане — Энтони Макилуэйн делал декорации, Эллен Батлер — костюмы.
У обоих — грандиозная карьера в театре и кино, и явление постановщиков такого класса в Екатеринбурге и потом в Москве — событие.
У «Amore Buffo» есть все шансы завладеть «Маской», и надеюсь, в какой-нибудь номинации он ее получит, хотя конкуренты тоже не дремлют.
Это и пермский театр со «Свадебкой» И. Килиана, и Мариинка со «Сном в летнюю ночь» Дж. Баланчина, и Борис Эйфман с «Роденом», и Диана Вишнева с роскошными «Диалогами», и Михайловский с «Формами» Н. Дуато и др.
Однако само участие театра в недетской борьбе в любом случае подстегивает его к перфекционизму в дальнейшем. Ждем открытий в проекте «XIX, XX, XXI».