«Линда ди Шамуни» / «Линда из Шамуни» (ит. Linda di Chamounix) — опера-семисериа в 3 действиях Гаэтано Доницетти, либретто Г. Росси.
Премьера: Вена, 19 мая 1842 г.; в России — Одесса, силами итальянской антрепризы, 2 сентября 1844 г.; на русской сцене — Петербург, Театр-цирк, 1857 г.; в Мариинском театре — 17 декабря 1861 г.
Сюжет заимствован из мелодрамы «Божья милость» А. Ф. д'Эннери и Г. Лемуана (1841).
Действие происходит около 1760 г. во Франции, в долине Шамуни (Верхняя Савойя). Маркиз увлечен красотой молодой крестьянки Линды, но она любит молодого художника Карло (Шарля), не подозревая, что это виконт Серваль, племянник Маркиза. Чтобы избежать домогательств последнего, Линда уезжает в Париж, где ее находит Карло, открывает свое происхождение и снимает для нее роскошные апартаменты. Речь идет о свадьбе, однако мать виконта противится неравному браку. Линде сообщают, будто Карло собирается жениться на другой. Это известие и встреча с отцом, который, считая, что дочь стала кокоткой, проклинает ее, доводят несчастную до безумия. Ситуация разрешается в родных местах: известие об измене любимого оказалось ложным, встреча с ним возвращает Линде разум, а мать Карло дает согласие на их брак.
Опера Доницетти — мелодрама, близкая по характеру «Плоэрмельскому празднику» Мейербера. Фигура сумасшедшей, которой встреча с возлюбленным возвращает рассудок,— одна из самых распространенных в оперном жанре.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Маркиз де Буафлери, бас
• Шарль, виконт де Сирваль, его племянник, тенор
• Префект, бас
• Антонио, крестьянин, бас
• Мадлена, его жена, меццо-сопрано
• Линда, их дочь, сопрано
• Пьеротто, савояр, меццо-сопрано
Первое действие
В деревне Шамуни, в маленькой убогой хижине, на небольшом клочке земли живут бедный крестьянин Антонио, его жена Мадлена и их дочь Линда. Над головой Антонио собираются черные тучи: владелец поместья маркиз де Буафлери намерен прогнать арендатора и его семью с насиженного места. Линду, однако, мало тревожит угроза маркиза. Она влюблена в молодого художника Шарля. Под этим именем скрывается виконт де Сирваль — племянник маркиза, без ведома дяди находящийся в Шамуни.
В хижину возвращается Антонио. Он только что был у управляющего и принес жене радостную весть: маркиз, сменив гнев на милость, оставляет им дом и землю.
Слышатся приветственные возгласы: крестьяне встречают прибывшего в деревню маркиза. Ласково расспрашивает он Антонио о его житье-бытье, о Линде. Оказывается, неожиданная благосклонность маркиза вызвана желанием старого распутника овладеть красавицей Линдой.
После ухода маркиза перед хижиной Антонио собирается группа савояров во главе с Пьеротто, уезжающих в Париж на заработки. Вместе с возлюбленным Шарлем отправляется Линда их провожать.
К Антонио приходит префект деревни. Он подозревает, что маркиз замышляет овладеть Линдой. Появляется и сама Линда. Она приносит письмо маркиза, в котором он закрепляет за родителями дом и землю. Девушка наивно добавляет, что маркиз приглашает ее к себе в гости. Старики не на шутку встревожены — дочери грозит опасность, необходимо ее удалить из деревни. Префект предлагает Антонио отправить Линду вместе с савоярами в Париж, где живет его брат. У него она найдет убежище и защиту.
Второе действие
В Париже, в прекрасных, богато обставленных аппартаментах живет Линда, ожидая брака с Шарлем. Девушка давно не получала вестей от своих родителей. Сердце ее полно тревоги. Вдруг она слышит на улице, под окном, звуки знакомой песни. Ее поет савояр Пьеротто. Линда зовет его к себе и рассказывает обо всем, что с ней произошло. Брат префекта, в доме которого она сначала поселилась, внезапно умер, и Линда должна была искать себе пропитание пением на улице. Случайная встреча с Шарлем изменила все. Она узнала, что Шарль вовсе не художник, а граф де Сирваль, и что он готов жениться на ней. Правда, мать Шарля решительно возражает против этого брака, но Шарль думает уговорить старуху. Пока что он поселил Линду в этом роскошном доме.
После ухода Пьеротто неожиданно появляется маркиз, разыскавший Линду в Париже. Он не знает, что Линда встречается с Шарлем и предлагает девушке стать его любовницей. Линда с негодованием отвергает гнусное предложение и указывает маркизу на дверь. Она боится, чтобы Шарль не застал ее вместе с маркизом.
Входит печальный Шарль — его мать выбрала сыну другую невесту. Шарль должен исполнить волю матери, он пришел, чтобы проститься с Линдой навсегда. Но, увидев девушку, Шарль чувствует, что слишком сильно любит Линду и не может расстаться с ней. Мрачный и расстроенный, он уходит.
Слуга докладывает о том, что какой-то нищий хочет видеть хозяйку дома. Линда приказывает впустить его. Нищий оказывается отцом Линды. Он едва добрался до Парижа и явился к графу де Сирваль, чтобы просить его заступничества перед маркизом. После внезапного отъезда Линды маркиз опять выгнал стариков из хижины. Не узнав дочери, Антонио думает, что перед ним жена графа де Сирваль. Линда бросается отцу в объятия. В это время снова появляется Пьеротто и сообщает Линде, что в доме матери Шарля готовятся к свадьбе ее сына с другой девушкой. Из слов савояра Антонис узнает, что дочь его, живущая в роскоши, не жена Шарля. Старик осыпает Линду упреками и в гневе удаляется. Потрясенная Линда сходит с ума.
Третье действие
В деревне Шамуни крестьяне радостно встречают прибывших из Парижа савояров. Вместе с Пьеротто вернулась и безумная Линда. В деревню приехал также Шарль. Он привез радостные известия: родители Линды восстановлены в правах собственности на землю и дом — истинным владельцем земель оказался теперь он, Шарль, а не его дядя. Другая радостная весть — мать Шарля, наконец, согласилась на его брак с Линдой.
Но где же сама Линда? Пьеротто подводит бедную девушку к Шарлю. Линда сначала не узнает своего возлюбленного, но когда Шарль напоминает ей об их прошлом, когда он берет ее за руки, говорит о своей любви, о будущем счастье, рассудок Линды проясняется. Она узнает Шарля, видит вокруг себя радостные лица родителей и друзей и начинает понимать, что прошлое было лишь дурным сном. Теперь ее ожидают счастье и любовь.
Итальянский композитор Гаэтано Доницетти создал около семи десятков опер. Не всегда их постановки были триумфальными – так, премьера оперы «Мария Падилья» в 1841 г. в Милане имела весьма скромный успех, однако это почти не задело чувств композитора – он уже был увлечен новым замыслом. На этот раз он создавал оперу для постановки в Вене. Либретто нового произведения, получившего заглавие «Линда ди Шамуни», написал тот же драматург, который создавал либретто «Марии Падильи» – Гаэтано Росси, а в основу его была положена мелодрама Адольфа Филиппа д’Эннери и Антуана Лемуана «Божья милость».
«Линда ди Шамуни» написана в жанре оперы-семисериа (полусерьезной оперы). В ней есть и любовная история, и драматизм, и один из любимых мотивов оперы XIX столетия – безумие героини, и счастливая развязка. Главная героиня зовется ди Шамуни отнюдь не потому, что принадлежит к дворянскому сословию: Линда – простая девушка из деревни Шамуни. Композитор испытывал симпатию к героине оперы – этой наивной, чистой, слегка сентиментальной девушке. Нравился ему и сюжет, дающий возможность продемонстрировать столько контрастов – и пасторальные сцены в долине Шамуни, и роскошь Парижа. Музыка оперы нежна и мелодична, живописна. В опере есть и драматизм, и элегичность в сценах, и пасторальность в других. Особую известность приобрела ария заглавной героини из первого акта.
Премьера оперы «Линда ди Шамуни» состоялась в Вене, в Театре у Каринтийских ворот в мае 1842 г. Успех был грандиозным – публика вызывала композитора семнадцать раз, на втором спектакле ему был преподнесен большой венок из цветов, еще один такой же венок был потом прислан ему домой. Сама императрица презентовала Доницетти ленту с вышитой золотом дарственной надписью. Самые высокородные семейства считали за честь принимать у себя Доницетти, в их числе – князь Меттерних, чья супруга упрекнула композитора за то, что его опера ее «заставила слишком много плакать».
В 1843 г. «Линда ди Шамуни» была поставлена в Великобритании, в 1847 г. – в США. Российская премьера оперы состоялась в 1857 г. в Санкт-Петербурге.
Дискография: Philips. Дир. Серафин, Линда (М. Ринальди), Карло (Краус), Маркиз де Бофлери (Дара), Антонио (Брузон), Пьеротто (Цилио), Маддалена (Аллегри).