Опера Гаэтано Доницетти «Джемма ди Верджи»

Композитор
Год создания
1834
Дата премьеры
26.12.1834
Жанр
Страна
Италия
Портрет Доницетти работы Франческо Кагетти, 1837

«Джемма ди Верджи» (итал. Gemma di Vergy) — опера в 2 действиях Гаэтано Доницетти на либретто Дж. Э. Бидеры.

Премьера: 26 декабря 1834 года, «Ла Скала», Милан.

Опера Гаэтано Доницетти «Джемма ди Верджи» сегодня уступает в известности таким его творениям, как «Любовный напиток» или «Мария Стюарт», но в середине XIX столетия она была одним из самых популярных творений Доницетти. Композитор создал ее в 1831 году для миланского театра «Ла Скала», но премьера состоялась позднее – в 1834 году. Заглавная партия создавалась для Джузеппины Ронзи де Бегнис – певицы-сопрано, которую Доницетти очень высоко ценил. Сам автор определил ее жанр как «лирическую трагедию», а литературной основой оперы послужила драма Александра Дюма-отца «Карл VII среди своих вассалов». Примечательно, что эта же драма заинтересовала русского композитора Цезаря Антоновича Кюи – он создал на ее основе оперу «Сарацин», однако это произошло гораздо позднее – в 1898 году.

Действие оперы разворачивается в эпоху Столетней войны. В каком соотношении находится ее сюжет с исторической реальностью? В средневековой Франции действительно существовало дворянское семейство Верджи, но замок, принадлежавший ему, находился не в провинции Берри, а в Бургундии, некоторые его представители были женаты неоднократно, но ни у кого из них не было супруги по имени Джемма, маршал Франции Антуан де Верджи, сражавшийся против англичан – возможный прототип супруга заглавной героини, имя которого в либретто не названо – не погиб в 1428 году, когда разворачивается действие оперы… Впрочем, осознание того, что сюжет вымышлен, не делает его менее захватывающим.

В замке Верджи Роландо – оруженосец графа – рассказывает присутствующим солдатам о победах Орлеанской девы. Но он привез в замок и другие вести: папа римский дал его господину разрешение на развод с бесплодной супругой Джеммой и новый брак. Джемма еще не знает об этом и радостно предвкушает встречу с мужем. Узнав, что граф намерен с нею развестись и жениться на другой женщине, а ее отправить в монастырь, Джемма приходит в отчаяние. Тем временем Тамас – сарацин, находящийся в замке Верджи как пленник – размышляет о своей горькой судьбе. В том, что он попал в плен, Тамас винит Роландо. Но у него есть еще одна причина для печали: Тамас тайно и безответно влюблен в Джемму. В гневе он убивает Роландо и оставляет на столе окровавленный кинжал. Увидев оружие, возвратившийся граф подозревает, что Джемма покончила с собой. Узнав, что это не так, он испытывает облегчение, но требует, чтобы она немедленно покинула замок – ведь он ожидает прибытия новой невесты. Во время суда над Тамасом за убийство Роландо граф проникается сочувствием к сарацину – Верджи готов отпустить его на родину и даже дать денег, но тот отвергает великодушное предложение, прямо заявляя графу о своей ненависти. В смятении Тамас готов совершить самоубийство, которое предотвращает Джемма. Она бросается перед мужем на колени, умоляя не отвергать ее, но граф непреклонен, и это вызывает ненависть у женщины.

В замок прибывает Ида – невеста графа. Джемма бросает ей в лицо обвинение – Ида украла у нее мужа! Вмешательство графа лишь обостряет ситуацию, Джемма хватает кинжал – она готова убить Иду, но Тамас удерживает ее от поступка, о котором она впоследствии могла бы пожалеть. Ночью Тамас открывает Джемме свои чувства и предлагает бежать с ним. Несчастная отказывается и просит сарацина убить ее, но он неспособен убить любимую женщину, но согласен убить графа и его невесту. Оставшись в одиночестве, Джемма слышит издалека звуки свадебной церемонии. Отчаяние бросает ее на грань безумия, но при звуках колоколов она обретает умиротворение в молитве. Появляются Ида и Тамас в сопровождении других обитателей замка. Выясняется, что Тамас пощадил Иду, но убил графа, в чем глубоко раскаивается. Прежде, чем нанести смертельный удар самому себе, он заявляет, что сделал это из любви к Джемме. Несчастная умоляет пощадить ее – ведь всё это произошло по воле судьбы.

Стиль оперы напоминает другое творение Доницетти, тоже созданное для Милана чуть раньше – оперу «Лукреция Борджа». Партия заглавной героини написана в высокой тесситуре и требует от исполнительницы большой подвижности голоса, чтобы справиться со всеми изящными музыкальными украшениями и протяженными мелодиями. Все арии в опере написаны в форме, которая в Италии в то время именовалась «обычной»: речитатив, напевная каватина в медленном темпе и переход к виртуозному заключительному разделу с хором. Но неизменная форма не создает однообразия благодаря красоте и богатству мелодий. Создавая их, композитор менее всего заботился о национальном колорите: в опере не подчеркивается ни место действия (Франция), ни восточное происхождение Тамаса, ведь чувства, которыми одержимы герои оперы, являются общечеловеческими. В произведении взаимодействуют две эмоциональные стихии – радость, вызванная победами французов под предводительством Жанны д’Арк, и глубокая печаль героини, переживающей личную трагедию, причем в заключительном акте вторая стихия берет верх.

Сценическая судьба «Джеммы ди Верджи» поначалу складывалась счастливо: после мировой премьеры, состоявшейся в декабре 1834 года в Милане, в карнавальный сезон, опера была поставлена в различных городах более ста раз за два с половиной десятилетия. Джузеппина Ронзи де Бегнис пела партию Джеммы не только в Милане, но и в Риме, а также в Венеции. Выступали в этой партии и другие знаменитости: в Парме и Вероне Джемму пела Луиджа Боккабадати, в Турине – Тереза Брамбилла, в Париже – Джулия Гризи, партнером ее был знаменитый баритон Джорджо Ронкони. Особенно примечательным оказалось исполнение «Джеммы ди Верджи» в 1848 году в Палермо – оно послужило сигналом к началу сицилийской революции (разумеется, сам Доницетти не имел к этому никакого отношения). После 1860 года популярность оперы пошла на убыль. Последняя постановка состоялась в 1901 году, после чего произведение надолго было забыто.

Новая жизнь «Джеммы ди Верджи» связана с именем Монсеррат Кабалье. С 1968 года певица исполняла арию Джеммы в концертных программах, а в 1975 году специально для Кабалье опера была поставлена в Неаполитанском театре «Сан-Карло». В последующие годы в Неаполе, Париже и Нью-Йорке опера записывалась с участием Кабалье. В 1987 году опера была поставлена в Бергамо на фестивале Доницетти с Адрианой Малипонте в главной роли.

В 2020 году Мариинский театр представил оперу в концертном исполнении.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама