«Я родился в Борго-Канале под землей; в подвал, куда я спускался по лестнице, никогда не проникал луч света. И, словно филин, вылетев из гнезда, я всегда нес в себе самом то дурные, то счастливые предчувствия»,— так описывает свое рождение Гаэтано Доницетти.
Музыкальным воспитанием будущая знаменитость из Бергамо обязанa композитору Симону Майру. Окончив Музыкальный лицей в Болонье, Доницетти, как всякий молодой итальянский композитор, «обречен» писать оперы, ибо другая музыка на его родине не существует. Так в короткое время на афишах оперных театров Рима, Неаполя, Милана появляется множество серьезных и комических, одноактных и «полнометражных» творений.
Воистину изматывающая практика, к которой Доницетти приспособлен лучше других:
его продуктивность и легкость сочинения граничат с невероятным и превосходят даже плодовитого Россини.
Эти поразительные способности получают название «poetica della fretta» — «поэтика спешки». Жесткая практика музыкального сочинительства того времени может приводить в отчаяние кого-нибудь другого, но Доницетти стимулирует и держит в «боевой готовности».
В 1830-е годы Доницетти достается роль лидера итальянской оперы, которую он делит с Винченцо Беллини.
Один за другим появляются шедевры: «Анна Болейн», «Лукреция Борджа», «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Мария Стюарт», «Велизарий», «Роберто Девере», «Полиевкт».
К сорока пяти годам Доницетти — автор нескольких десятков сочинений для музыкального театра во всех жанрах итальянской и французской оперы: он завоевал не только родную Италию, но Париж и Вену, для которых пишет «Дочь полка», «Фаворитку», «Линду ди Шамуни», «Дона Паскуале».
Среди премьер, путешествий и наслаждением общением с интереснейшими людьми эпохи Доницетти начинает испытывать симптомы неизлечимой болезни:
сифилис уже свел в могилу его обожаемую жену Вирджинию, а теперь настала его очередь. Воистину жестока расплата за многочисленные любовные приключения... Жизнь автора мелодий несравненного и непреходящего очарования обрывается в родном Бергамо 8 апреля 1848 года.
Творчество Доницетти являет изумленному зрителю-слушателю поистине необозримый мир.
Чрезмерная плодовитость композитора и неравноценность его наследия — два упрека, чаще всего ему адресуемые. «Язык Доницетти опирается на богатую сокровищницу форм, которые он одухотворенно и со вкусом варьирует и комбинирует. Отсюда его невероятная легкость и продуктивность... Его достоинства — грубоватый юмор и уверенная, умело владеющая техникой композиции, хорошо набитая рука» (Ганс Галь).
Исторических анекдотов о Доницетти не так много, как о его старшем коллеге Россини, как не так много свидетельств о его гастрономических пристрастиях. Скорее всего на вкус маэстро из Бергамо оказали влияние его скромное происхождение и вечная спешка, в которой он сочинял свои произведения.
Один анекдот повествует, что как-то Доницетти сидел за столом именно в компании Россини, жалуясь на горькие разочарования, которые принесли ему любовные истории. Тогда Пезарский Лебедь дал совет повару приготовить для младшего коллеги что-нибудь простое, сладкое и не требующее больших затрат времени. Испеченный торт понравился обоим маэстро и даже заслужил честь носить имя Доницетти.
РЕЦЕПТ ТОРТА ДОНИЦЕТТИ
Ингредиенты: 160 г масла — 50 г сахара — 4 яичных желтка — 2 белка — 25 г муки — 60 г крахмала — 100 г цукатов — несколько капель мараскина — ваниль — сахарная пудра
Приготовление: взбить масло с сахаром, добавить яичные желтки и все тщательно перемешать. Взбить яичные белки с сахаром и осторожно ввести в уже приготовленную смесь. Постепенно добавить муку, крахмал, абрикосовые и ананасные цукаты (по 50 г), ароматизировать мараскином и ванилью. Форму для торта диаметром в 24 см с отверстием в середине смазать маслом и вылить в нее тесто. Выпекать в течение 40 мин. в духовке, разогретой до 180 градусов. Готовый торт охладить и посыпать сахарной пудрой.