Пожалуй, самым очевидным достижением интенданта Венской государственной оперы Богдана Рошчича уже сегодня можно называть составление стилистически пёстрого и сценически разнопланового репертуара сезона 2022/2023: на сцене главного оперного театра мира представлены разные партитуры от произведений XVII века для любителей протожанровой мертвечины до опер, действительно заслуживающих внимания. Среди последних наибольшим изяществом и жизнелюбием отличается комический «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти (1831), отмечающий в этом году 190 лет со дня первого представления в миланском театре Каноббиана, в котором сегодня чего только ни увидишь – от мюзикла до гимнастов со швабрами[1].
Опера Доницетти — образец универсально-развлекательного жанра. Ведь если в зале собрался эмоционально-подвижный женский контингент, то у маэстро Доницетти, знавшего толк в доведении до экзальтации, припрятана душераздирающая любовная линия и ария о самопожертвовании ради любви. Если же в зал затесалась компания скептиков-интеллектуалов, то для них у маэстро припасен целый фейерверк из циничных образов типа прохиндея Дулькамары и сюжетных ходов вроде внезапного обогащения главного героя. Военной аудитории будет интересен образ нагловато-брутального вояки Белькоре. Если же в зале расположились утончённые меломаны, опера Доницетти предлагает их вниманию виртуозные вокальные номера и запоминающиеся мелодии.
Одним словом, «Любовный напиток» — бельканто во всей своей красе, для любого клиента на все случаи жизни: и в пир, и в мир, и в добрые люди. С одним редчайшим для оперного жанра эмоциональным бонусом: в конце этой оперы никто не умирает. Во всяком случае, на сцене [2].
Эту партитуру в Венской опере поставил один из выдающихся мастеров реквизитного театра Отто Шенк: здесь и двор, залитый солнцем, и просторный светлый задник «во весь экран», и изумительные по гамме и крою классические костюмы, и глуповатые мизансцены в стиле комедии положений, — словом, прекрасно всё.
Сама атмосфера этого спектакля способствует празднику вокала и музыки, и ансамбль исполнителей с невероятной эмоциональной отдачей растворяется в атмосфере этой трогательной мелодрамы.
Российская сопрано Мария Назарова с искромётным блеском выступила в партии Адины. Исполнительская виртуозность в сочетании с артистической харизмой стали настоящим подарком меломанам, для которых опера — это театр. Тончайшая филировка медленных пиано, продуманная фразировка, воздушные фиоритуры и эмоционально окрашенные кантилены, — всё, чем богата эта разноплановая партия, было исполнено певицей с исключительным мастерством.
Российский тенор, бывший солист Большого театра, давно получивший мировое признание как один из лучших оперных певцов лирического репертуара, Богдан Волков тонко выстраивает вокальный портрет своего непутёвого и наивного Неморино, и уже после первого глотка вина, полученного от шарлатана Дулькамары в качестве любовного эликсира, перед нами начинает раскрываться искренняя детская природа влюблённого парня. С лёгким изяществом, со сливочно-плавными вокальными переходами и тончайшей хрупкости элегантными пиано была исполнена хрестоматийная ария Una furtiva lágrima.
Антагонист главного героя — сержант Белькоре — предстаёт в исполнении итальянского баритона Давиде Лучано самодостаточным игроком, в ассортименте которого и дерзкая обольстительность, и самоирония, и незатейливая мудрость, и самолюбование, — и всё это в звучании красочного тембра и прекрасного вокала. Великолепная работа.
Циничным авантюристом с большой дороги показывает продавца любовного напитка шарлатана Дулькамару итальянский бас-баритон Алекс Эспозито. Пёстрая палитра вокальных трюков и драматических красок позволяет певцу добиться невероятной театральной убедительности.
Маэстро Джанлука Капуано вёл оркестр и солистов, словно играл в укрощение вольного горного потока: рискованно дерзкая резвость темпов, продуманная небрежность акцентов и пауз, саркастическое включение в аккомпанемент музыкальных фраз из Бетховена и Р. Вагнера, — словом, настоящее карнавальное звуковое шоу.
И если бы вы спросили посетителей Венской оперы, восторженно аплодировавших этому великолепному представлению, а не хватало ли кому-то из них на сцене современного экшна или, может быть, актуальной одежды, или каких-нибудь аксессуаров в виде мобильных телефонов, — я уверен: вас бы приняли за сумасшедшего.
Примечания:
1) teatroliricogiorgiogaber.it
2) Счастье главных героев «Любовного напитка» оказывается возможным только в результате смерти дяди Неморино; впрочем, дядя на сцене и не появляется.
Фото: © Wiener Staatsoper / Michael Pöhn