Премьера оперы Доницетти «Пётр Великий»
Непосредственно в день рождения Петербурга — 27 мая — в числе многих событий состоялось открытие нового здания театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Бывший особняк барона фон Дервиза на Галерной улице, в котором почти три года шли реставрационные работы, предстал во всем своем блеске. Губернатор В.А.Яковлев и министр культуры М.Е.Швыдкой перерезали уж не знаю какую по счету в этот день красную ленточку перед входом в обновленный зал.
Труппа театра под руководством Ю. Александрова в ответ на столь дорогостоящий подарок преподнесла собравшейся публике премьеру — спектакль по опере Г. Доницетти с длинным названием «Петр Великий — Царь всея Руси, или же Плотник из Ливонии». В России опера никогда не исполнялась, но и в Италии не звучала уже почти двести лет (премьера прошла в 1819 году на сцене венецианского театра «Сан Самуэле»).
Похоже, идея музыкально-театрального приношения юбилейному городу определила зрительный образ спектакля (художник В. Окунев). Этот новорожденный спектакль, как и город, словно вылупился из яйца. На сцене вместо гостиничного хозяйства мадам Фриц — остов овальной клетки, по сцене разгуливает хор в птичьем оперении, пенясь белыми кружевами и рюшами и поигрывая, видимо, только что снесенными огромными куриными яйцами (теми, что превратит в искусство талант Фаберже). На протяжении спектакля с яйцами больше ничего решительно не происходит до самого финала (о них просто забывают). Но в конце все же опустится сверху главное яйцо, в проломе которого откроются Исаакий, Адмиралтейская игла и шпиль Петропавловского собора в миниатюре.
Сюжет возрожденной оперы Доницетти связан с историческими событиями, документальных подтверждений которым нет. Петр и его супруга разыскивают в одном из ливонских городов пропавшего брата Екатерины — Карла Скавронского. И естественно, его находят. Но у плотника Карла есть, с одной стороны, поклонница — та самая хозяйка гостиницы мадам Фриц, а с другой стороны, возлюбленная по имени Анетта, которая оказывается... дочерью предателя Мазепы. Но поскольку предатель год как скончался, то великодушный Петр решает стать Анетте папой, и все на радостях отправляются в Северную столицу (ту, что вылупилась из...). При этом не обошлось без путаницы, ибо Петр выдавал себя за Меншикова и ходил сначала с длинной черной бородой и в красной боярской шапке. А сам Меншиков в гриме Петра притворялся офицером — капитаном Хондедиски и периодически комментировал по-русски то, что пелось по-итальянски. Вот такая витиеватая (сюжетно и сценически) история...
Музыкальный материал демонстрирует талантливость еще начинающего итальянского композитора и одновременно его неопытность. Ибо драматургия оперы необыкновенно рыхлая, с множеством ответвлений от главного и таким же количеством финалов. Музыкальные номера порой непомерно длинны, то есть нарушения по части формы в большом и малом совершенно очевидны. Театр же счел своим долгом сии недостатки не скрывать, полагая, что Доницетти и в раннем своем творении заслужил быть представленным таким, каков есть. А чтоб публика не скучала, режиссер насытил сценическое действие максимальным числом подробностей и приспособлений. То на фоне одной арии герой выстругивает куклу подобно папе Карло, то на фоне другой он обучает Петра плотницкому делу, то куры танцуют канкан, то еще что-нибудь — ни минуты простоя. Периодически стиралась грань между деталью поведения, работающей на ситуацию и характер, и просто трюком. Обилие оных делало ткань спектакля не целостной, но дробной до утомительности. «Шутливая мелодрама» оказалась загадочным жанром: не было ни смешно, ни грустно, скорее — скучно. Пению солистов, работавших явно с удовольствием и полной отдачей, все же недоставало легкости, непринужденности, подвижности. Впрочем, новая сцена только что открылась, а работа только начинается...