Опера Гаэтано Доницетти «Дочь полка»

Композитор
Дата премьеры
11.02.1840
Жанр
Страна
Италия
«Дочь полка». Рисунок

«Дочь полка» (фр. La fille du régiment) — опера в двух действиях Гаэтано Доницетти; либретто написано Жюлем-Анри Вернуа де Сен-Жоржем и Жаном-Франсуа Байяром.

Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 11 февраля 1840 г.; в России — Одесса, силами итальянской труппы, 1842 г.; на русской сцене — Петербург, 26 ноября 1846 г. (с Н. Самойловой в главной роли).

«Дочь полка» была одной из самых популярных комических опер и обошла почти все сцены мира. Успех она завоевала благодаря не только музыке (впрочем, уступающей другим операм Доницетти), но и мастерски построенному сценарию, выигрышным ролям. При постановке в разных странах производились переделки либретто и соответственно менялась национальность полка, вырастившего героиню.

Любимица французского гренадерского полка, расквартированного в Тироле, маркитантка Мари — сирота. Ее вырастили и воспитали гренадеры, и она может выйти замуж только за солдата. Но девушка любит молодого тирольца Токио, спасшего ей жизнь. И все же старый ворчун сержант Сюльпис, опекун Мари, не допускает и мысли о ее браке со штатским. Положение осложняется появлением маркизы Биркенфельд (по другой редакции — Маджоривольо), которая много лет назад потеряла ребенка и теперь узнает, что это Мари. К огорчению солдат и Тонио, маркиза увозит девушку в свой замок, где специально приставленные учителя должны воспитать ее в светском духе и искоренить воспоминания о прошлом. Вышедший в отставку сержант Сюльпис не может расстаться со своей любимицей и поступает на службу к маркизе.

Все попытки превращения Мари в светскую девицу кончаются неудачей: солдатское воспитание пробивается наружу. Она с отвращением относится к навязанному ей жениху-аристократу, все ее мысли с Тонио и родным полком. Под звуки военной музыки в дом маркизы приходят друзья Мари, и среди них Тонио, дослужившийся до звания капитана. Аристократические гости, собравшиеся в замке, шокированы манерами девушки. Маркиза пытается ускорить подписание брачного контракта, открывая Мари, что приходится ей не теткой, а матерью. Однако жених, узнав о том, что невеста была маркитанткой, убегает. Мари выходит замуж за Тонио. (По другому варианту сюжета, тайну раскрывает Тонио — с тем же результатом; по третьему варианту, ситуация разрешается благодаря заступничеству друзей, однополчан Тонио.)

В соответствии с сюжетом в партитуре много отзвуков военных сигналов, маршей. По ходу действия под полковую музыку солдаты строятся, маршируют, вторгается она и в лирические эпизоды.

Опера Доницетти давала благодарный материал для исполнительницы главной партии, в которой выступали многие прославленные певицы — от участницы первого спектакля А. Тийон до Ж. Линд, Г. Зонтаг, А. Патти, М. Зембрих, Э. Тетраццини. «Дочь полка» шла кроме Франции в Италии, Бельгии, Швейцарии, Дании, Австрии, Германии, Венгрии и др. Из постановок последних десятилетий следует отметить спектакли в Лондоне (1973), Торонто (1977), Нью-Йорке и Турине (1995). Одна из лучших исполнительниц главной роли — Дж. Сазерленд, а виртуозная партия Тонио нашла своего самого яркого интерпретатора в Л. Паваротти.

А. Гозенпуд


Действующие лица:

• Мария, молодая маркитантка (сопрано)
• Тонио, молодой тиролец (тенор)
• Маркиза Беркенфильд (сопрано)
• Ортензиус, ее дворецкий (бас)
• Сюльпис, сержант (бас)
• Герцогиня Кракенторп (без пения)
• Солдаты и капрал 21-го полка, крестьяне, нотариус, гости, слуги

Действие происходит в Тироле в 1805 году.

Сельская местность. Тирольцы наблюдают за сражением, женщины молятся перед изваянием Мадонны. Маркизе Беркенфильд становится дурно, когда она слышит пушечные залпы, дворецкий протягивает ей нюхательную соль. Маркиза считает французов разбойниками, но они одержали победу, и все, успокоившись, радуются миру. Появившийся сержант Сюльпис обещает защиту в особенности хорошеньким женщинам. С военной песней приближается маркитантка Мария, дочь 21-го полка, выросшая среди солдат и всему на свете предпочитающая барабанную дробь. Солдаты приводят молодого тирольца, которого схватили как шпиона, и грозят ему расстрелом. Но вскоре выясняется, что это влюбленный в Марию Тонио, который спас ее, когда она упала со скалы в пропасть. Все пьют за Францию и новых друзей. Слышен барабанный бой, полк снова отправляется в поход, и Тонио спешит признаться Марии в любви. Дворецкий представляет маркизе Сюльписа, и та рассказывает сержанту, что в буре войны потеряла свою маленькую племянницу, дочь сестры и умершего на ее руках французского капитана Робера. Сюльпис открывает ей, что потерянная девочка — маркитантка Мария, вполне достойная славного имени. Потрясенные маркиза и Ортензиус решают немедленно увезти наследницу в замок. С воинственной песней появляется полк, в который вступил Тонио. Он просит руки Марии, но его надежды на счастье разрушает Сюльпис, сообщающий, что тетка увозит ее. Мария в слезах прощается с полком.

Замок маркизы Беркенфильд. Она счастлива, устроив брак Марии с герцогом Кракенторпом — одним из знатнейших аристократов Германии. Маркиза просит Сюльписа, который теперь служит в замке, повлиять на Марию, с трудом расстающуюся с привычками прежней жизни маркитантки. Мария поет чувствительный романс, маркиза ей неловко аккомпанирует, а Сюльпис перебивает звуками солдатской песни, которую Мария с восторгом подхватывает. Оставшись одна, она с тоской размышляет об ожидающей ее судьбе герцогини. Внезапно раздается знакомая песня, и в замок вступает 21-й полк во главе с Тонио, дослужившимся до офицера. Влюбленные повторяют прежние клятвы. Тонио просит у маркизы руки Марии, но та объявляет, что племянница уже просватана. Оставшись наедине с Сюльписом, маркиза рассказывает ему грустную историю своей жизни. Семья долго подыскивала ей знатного жениха, достойного древнего рода, а она, влюбившись в капитана Робера, тайком последовала за ним в Швейцарию. Их разлучила война, маркиза скрыла рождение дочери и теперь, едва обретя ее вновь, не в силах с ней расстаться; задуманный брак даст Марии имя и состояние. Растроганный Сюльпис обещает уговорить Марию. Тем временем в замке собирается знатное общество во главе с герцогиней Кракенторп, нотариус приносит брачный контракт. Сюльпис открывает Марии тайну ее рождения, и она бросается в объятья матери, готовая повиноваться ей. Внезапно раздается шум, в комнату вваливаются солдаты во главе с Тонио, пришедшие на выручку дочери полка. Они объявляют, что невеста герцога — полковая маркитантка, чем приводят в ужас аристократических гостей. Мария благодарит полк, которому обязана всем, и берет в руки контракт, хотя подписать его — значит умереть. Маркиза, тронутая ее благородством, отказывается от этой жертвы, от ложной гордости и отдает дочь тому, кого выбрало ее сердце. Оскорбленная герцогиня удаляется, за ней уходят гости, а счастливые солдаты, Тонио и Сюльпис подхватывают песню Марии, воспевающую славу, победу, Францию.

Опера Гаэтано Доницетти «Дочь полка». Постер Р. Олбиньского

История создания

В мае 1838 года директор первого театра Франции Grand Opera предложил Доницетти контракт на постановку его опер в Париже. Композитор уже пользовался всеитальянской славой, а во Франции за полгода до того с шумным успехом прошла одна из лучших его опер — «Лючия ди Ламмермур». 21 октября Доницетти прибыл в Париж и за год с небольшим переработал, дописал и создал 7 опер. Они шли в разных парижских театрах, и Берлиоз утверждал, что это настоящее нашествие: «Теперь уже нельзя сказать «оперные театры Парижа», но «оперные театры господина Доницетти». Для театра Комической оперы была написана «Дочь полка» на французское либретто. Его авторы — два парижских либреттиста: весьма известный Жюль Сен-Жорж (1799—1875), сотрудничавший со многими французскими композиторами не только в опере, но и в балете («Жизель» Адана), и Альфред Байяр (1796—1853).

Приступая к созданию оперы, Доницетти тщательно изучил особенности французского стихосложения и принципы построения жанра. Ибо французская комическая опера, в отличие от итальянской буффа (и аналогично ранней русской, немецкой и австрийской), не является непрерывно развивающимся музыкальным произведением: пение в ней чередуется с разговорными диалогами. Премьера «Дочери полка» состоялась 11 февраля 1840 года в парижском театре Комической оперы с грандиозным успехом. До конца сезона опера прошла 44 раза. Возобновленная в том же театре в 1848 году, она за полвека выдержала около 1000 представлений и не сходила со сцены в течение почти ста лет, причем обычно ставилась в праздничный день 14 июля, посвященный взятию Бастилии. Лишь падение Парижа в 1940 году и фашистская оккупация положили конец ее французским триумфам.

Музыка

«Дочь полка» — одна из лучших комических опер Доницетти. Однако она отлична от «Любовного напитка» и «Дона Паскуале». В ней композитор воплотил истинно французский дух: в мелодиях и ритмах, в построении номеров, где преобладают куплеты, в использовании хора, который эти куплеты подхватывает, в звучании оркестра с важной ролью ударных.

Бойкая увертюра, основанная на темах оперы (барабанный бой, эффекты эха, пастушьи наигрыши, марши, танцы) вводит в обстановку действия. Первая характеристика Марии — песня с энергичным пунктирным ритмом «При звуках военных я родилась на свет», составляющая часть дуэта с Сюльписом, содержит и виртуозные каденции, и обороты швейцарских напевов — йодлеров, и подражание барабанному бою («ратаплан»). Еще одна ее песня «Знают везде, знают наш полк», шутливая и задорная, подхватываемая хором, сочетает темы маршевые и вальсовые.

Необычен любовный дуэт Марии и Тонио «Как, любишь ты?», построенный на кратких репликах, речевых интонациях, плясовых оборотах. Финал, открывающийся дробью малого барабана и хором солдат со звонкими подражаниями трубным сигналам «Ратаплан», продолжается каватиной Тонио «Друзья мои, вот это праздник» — совсем не распевной, в подвижном темпе и бойком ритме. Ее увенчивает знаменитый трюк — 9 предельно высоких нот.

Резкий контраст образует романс Марии с хором «Пора идти, друзья мои, прощайте» с трогательной печальной мелодией. Во II акте томный романс Марии с аккомпанементом арфы «Родился в роще новый день» открывает ее терцет с Сюльписом и маркизой. Однако изысканная мелодия вскоре прерывается звукоподражанием «ратаплан» из ее первой песни и вальсовым припевом второй, а в заключение звучит тема хора солдат из финала I акта, что придает всему терцету неповторимый колорит.

Ария Марии «Все богатство и знатность не в силах» — один из немногих меланхоличных номеров оперы в духе Беллини, но и она кончается энергичной, броской мелодией «Привет, о отчизна, дни детства, дни счастья», подхватываемой хором солдат (она же венчает оперу). Терцет Марии, Тонио и Сюльписа «Все втроем мы опять» незамысловатой унисонной мелодией предвосхищает мотивы оперетты. Номер, обозначенный как романс Тонио «Затем, чтоб сравниться с Марией, завербовался в солдаты я», является, по существу, квартетом.

А. Кенигсберг

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама