Вечная жизнь королевы бельканто

«Роберто Деверё» в пармском театре Реджо

Автор фото — Roberto Ricci

Творчество Гаэтано Доницетти являет собой воистину необозримый мир. Первая попытка классификации жанров принадлежит итальянскому музыковеду Франке Челла: маэстро из Бергамо посвятил себя мифологическим жанрам, идиллии, разным видам комедии (commedia dell'arte, исторической, сентиментальной, комедии интриги, комедии в духе Мольера и Гольдони), сказке, разным видам драмы (библейской, экзотической, английской, испанской).

Беглого взгляда на это огромное наследие достаточно, чтобы понять, что Мастер написал немало произведений, в основе либретто которых лежат эпизоды из английской истории или произведения английской литературы («Мария Стюарт», «Роберто Деверё», «Анна Болейн», «Елизавета Английская», «Елизавета в замке Кенильворт», «Лючия ди Ламмермур», «Розамунда Английская», «Альфред Великий»).

В четырех операх из приведенного списка фигурирует Елизавета Первая, выдающаяся фигура английской истории, и две из них принадлежат к шедеврам Доницетти. «Мария Стюарт», некогда забытая, пережила подлинный ренессанс в последние десятилетия, который затронул и Россию (постановка в «Новой Опере» в 1993 году). «Роберто Деверё» нередко появляется на сценах итальянских театров, но в пармском театре Реджо о нем «забыли» на целых 178 лет! И вот эта ошибка исправлена, история любви Елизаветы к Роберту, графу Эссексу, представлена на сцене театра Марии-Луизы с участием двух звезд, Мариэллы Девиа и Сони Ганасси.

Есть звезда, а есть супер-звезда, нет, богиня, королева бельканто. На сегодняшний день только одна певица по праву носит этот титул, и кто она, догадаться нетрудно. Конечно, Мариэлла Девиа. Певица высочайшей культуры, неустанным трудом достигшая невиданного технического уровня, подлинный художник вокала. Трудно поверить, что Мариэлле Девиа через несколько дней исполнится семьдесят лет (она родилась в местечке Кьюзавеккья в области Лигурия 12 апреля 1948 году); впрочем, она никогда не стремилась скрыть свой возраст. Роль Елизаветы в «Роберто Деверё» подходит ей, подобно тому, как сидит хорошо сшитый наряд на красивой фигуре.

Голос Девиа никогда не считался исключительным, и ее блестящая и невиданно продолжительная карьера доказывает, как важны для певцов правильное понимание природы данного им от Бога голоса, умение рассчитывать свои силы, мудрость в выборе репертуара, непрерывное изучение техники. Как важно не спешить, не гоняться за легким успехом, не опускаться до сомнительного поведения. Мариэлла Девиа обладает необыкновенным умом и чувством собственного достоинства. Эти качества и сделали из нее Женщину, Певицу, Актрису. Королеву бельканто.

Можно только восхищаться безупречностью ее вокальной линии, каскадами хрустальных колоратур, прозрачностью дикции, верностью акцентов. Это поет райская птица, но весьма умная райская птица. Способная заворожить не только вокальными чудесами, но и глубиной интерпретации. Великая королева Англии, прожившая долгую и бурную жизнь, сосредоточившая в своих руках огромную, невиданную власть, в конце предстает в виде старой, усталой, одинокой и несчастной женщины. «Son donna», «Я женщина», — произносит Елизавета; Мариэлла Девиа, в простой ночной рубашке, без парика, с распущенными седыми волосами, под белым светом софитов, сходит с возвышения, медленно пересекает сцену и оказывается в опасной близости к публике. Королева такая, как есть. Освобожденная от бремени власти, от тяжелых платьев и от грима.


Постановка «Роберто Деверё» является частью проекта «Три королевы на одной сцене», ко-продукция трех значительных итальянских театров, генуэзского Карло Феличе, венецианского Ла Фениче и пармского Реджо (в 2017 году здесь показали «Анну Болейн»). Над проектом работают режиссер, он же известный бас Альфонсо Антониоцци, сценограф Моника Манганелли, художник по костюмам Джанлука Фаласки и художник по свету Лучано Новелли.

Шекспировский театр «Глобус» является отправной точкой для Манганелли, которая возводит на сцене скупо «меблированное» возвышение округлой формы (во времена императорских театров такие вещи называли «пратикабль», от франц. praticable) и готические решетки. Над «бедной» декорацией нависают современные софиты. Зато поражают красотой и значительностью костюмы Фаласки, ныне самого «раскрученного» художника по костюмам в Италии. Вдохновленные реальными костюмами елизаветинской эпохи, они тяжелы, роскошны и «обращаются» к зрителю. Фантастически прекрасно золотое платье Елизаветы, с которым идеально гармонирует сложная прическа из рыжих волос.

Вмешательство Антониоцци минимально (так было и в «Анне Болейн» в минувшем году), кажется, речь идет о театре в театре, видя, что на сцене постоянно присутствуют артисты миманса, которые одевают Елизавету, а порой берут на себя задачи рабочих сцены. Темные и суровые тона отличают строгое действие, лишенное динамики. Это соответствует мрачной атмосфере оперы, пронизанной ощущением неизбежной катастрофы, но статичность спектакля явно преувеличенна. Неясно, почему на сцене постоянно присутствует шут, который в конце концов устраивается на троне, как неясен смысл, который несет платье Елизаветы с длинным шлейфом, на который нанесен рисунок географической карты.

Королеву бельканто окружает достойный состав певцов, в котором первое место по праву принадлежит Сони Ганасси, ныне уже исторической партнерше Мариэллы Девиа. Опытная Ганасси, гарантия высокого профессионального уровня и часто успеха спектакля, верна себе: ее пение выразительно и темпераментно, ее голос ровен на всем диапазоне, звукоизвлечение неизменно мягко. Ей удается создать богатый с психологической точки зрения персонаж, обрисовать Сару женственную, нежную и очень сильную.

Румынский тенор Стефан Поп обладает голосом красивого тембра, крепким и привлекательно звонким, хотя его пение не блещет разнообразием красок. Как артист, Поп лишен яркой индивидуальности и проигрывает двум прекрасным певицам, но берет реванш в трудной арии третьего действия.

Серджо Витале в партии Ноттингема проигрывает двум дамам и тенору, его персонаж предстает довольно бледным. Достойно выступают все исполнители небольших ролей: Маттео Медзаро — лорд Сесил, Уго Гуальярдо — сэр Гуальтеро Рэли, Андреа Гольд — паж, Даниэле Кузари — член семьи Ноттингемов.

За пультом во главе Оркестра Итальянской Оперы — Себастьяно Ролли, молодой дирижер, пользующийся прекрасной репутацией в качестве интерпретатора репертуара Доницетти. На этот раз его дирижирование напоминает корректное тактирование с небольшими помарками. Превосходен хор театра Реджо, подготовленный Мартино Фаджани.

Будем ждать последней части трилогии «Три королевы на одной сцене».

Автор фото — Roberto Ricci

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в театр им. Паваротти в Модене, в театр Ла Скала, Ла Фениче, Римскую Оперу, Флорентийскую оперу, театр Реджио, театр Сан-Карло, театр Карло Феличе, а также заказ билетов в итальянские концертные залы и на летние музыкальные фестивали.

реклама