Михаил Семёнович Друскин (1 [14] января 1905, Киев — 20 апреля 1991[1], Ленинград) — советский музыковед, пианист, педагог. Доктор искусствоведения (1946). Профессор Ленинградской консерватории. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1962).
Родился в семье врача. В 1921 окончил петроградскую Единую трудовую школу (бывшая гимназия Л. Д. Лентовской). Обучался игре на фортепиано у Б. И. Олькиной. Поступил на математический факультет в Петроградский государственный университет. Через год (1922) оставил университет, чтобы учиться на Высших курсах искусствознания Российского института истории искусств (г. Петроград). Обучался на «словесном разряде», посещая семинары Ю. Н. Тынянова и Б. В. Казанского. Затем перешел на «музыкальный разряд», где прошел два семинара под руководством Б. В. Асафьева: «Словарь терминов» Й. Тинкториса и «Памятники русской музыки» (1922–1924).
Одновременно учился на фортепианном факультете в консерватории в кл. А. А. Винклера, затем перешел в кл. О. К. Калантаровой (1922–1925). Проявлял способности к сочинению музыки. Брал уроки композиции у А. М. Житомирского и В. П. Калафати. Сочинил музыку к спектаклю по пьесе В. Хлебникова «Зангези» (1923), был музыкальным оформителем постановки «Моя мама вся на часах» по пьесе А. Введенского и Д. Хармса (1926).
Был известен как талантливый пианист-импровизатор, знаток современной музыки. На выпускном экзамене впервые в СССР с успехом исполнил Третью сонату К. Шимановского. Принимал активное участие в организации концертов-выставок, которые по инициативе Б. В. Асафьева проводились в Институте истории искусств. Выступал как исполнитель, пропагандируя старинную и современную музыку (1922–1925). С 1926 регулярно концертировал как солист-пианист и участник камерных ансамблей. Включал в свои программы произведения К. Шимановского, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Ф. Пуленка, Д. Мийо, Э. Сати, М. Кшенека и других современных европейских композиторов.
Одновременно с концертной деятельностью работал в Государственном институте истории искусств как научный сотрудник (1924–1929).
Начал преподавать фортепиано и историю музыки во 2-м Государственном музыкальном техникуме (1925–1927), а затем в Центральном музыкальном техникуме (1927–1930), где его коллегами были Б. В. Асафьев, Ю. Н. Тюлин, В. В. Щербачёв, Х. С. Кушнарёв, Г. Н. Попов, И. А. Браудо, Б. А. Арапов и другие корифеи ленинградской музыкальной культуры. Заведовал в техникуме фортепианным отделом и учебной частью. Разработал авторский курс лекций по истории фортепианной музыки, позже ставшим основой его консерваторского курса.
С 1926 начал писать о музыке, охватывая широкий спектр проблем критики, эстетики, социологии, психологии восприятия, анализа музыкальных форм. Уже первые его публикации — исследование «Новая фортепианная музыка с систематическим обзором современной фортепианной литературы», статьи о фортепианном творчестве П. Хиндемита и И. Ф. Стравинского (1928) — явились видными событиями в музыкальной культуре 1920-х годов.
Совершенствуясь как пианист, стажировался у А. Шнабеля в Берлине (1930–1932). За границей пропагандировал новую русскую музыку: проводил лекции-концерты, где исполнял сочинения В. В. Щербачёва, Д. Д. Шостаковича, А. В. Мосолова и др. Публиковался в зарубежных журналах «Melos», «Anbruch», «Auftakt». Писал статьи для советской периодической печати о музыкально-театральной жизни Германии, о немецких композиторах, дирижерах, пианистах. Много и успешно концертировал в Германии (Берлин, Кёнигсберг, Кёльн, Франкфурт-на-Майне). Выступал сольно и с Берлинским филармоническим оркестром под руководством Г. Шерхена (1930) и Ю. Прювера, с которым, в частности, исполнил фортепианный Концерт И. Ф. Стравинского, разученный при непосредственном участии автора (1932). В том же году, впервые в СССР, исполнил этот Концерт на сцене Большого зала Ленинградской филармонии (дирижер Г. Штейнберг). Успех премьерного исполнения положил начало тесной творческой дружбе с И. И. Соллертинским.
Вернувшись, работал в филармонии под руководством И. И. Соллертинского. Писал брошюры в помощь слушателю: о фортепианных концертах Л. Бетховена (1937), Ф. Листа (1938), П. И. Чайковского (1938), В. А. Моцарта (1939), аннотации к Шестой симфонии Л. Бетховена (1936), Первой симфонии Д. Д. Шостаковича (1938) и «Страстям по Матфею» И. С. Баха (совместно с братом, Я. С. Друскиным, 1941). Опубликовал книгу «Очерки по истории танцевальной музыки» (1936). Подготовил сборник «Французская музыка второй половины XIX века», в который вошли переводные работы Ж. Тьерсо, Ж. Комбарье, Э. Истеля, Ш. Кёхлина, Ж. Продомма (1938).
Отказался от карьеры концертирующего пианиста, посвятив себя научной, педагогической и просветительской музыкальной деятельности. Постоянно проводил лекции-концерты, выступая в качестве штатного солиста-пианиста в Радиокомитете (1932–1936, псевдоним С. Дмитриев). Позднее стал консультантом музыкального радиовещания (1945–1948).
Избран главой ленинградского поста Международного музыкального бюро с центром в Москве (1933–1935) и членом президиума, заместителем председателя секции критики Ленинградского отделения Союза композиторов (1934–1935).
С 1934 работал в Фольклорной секции Института антропологии, археологии и этнографии Академии наук в качестве руководителя бригады по собиранию революционных песен. Выпустил две книги: «Революционные песни 1905 года» (1936) и «Русская революционная песня: исследовательский очерк» (1954). Опубликовал «Исследование и материалы по истории русской революционной песни» (1940), став признанным экспертом в этой области музыкознания. После войны избран членом редакционной коллегии по международному революционному фольклору. Рецензировал сборники по данной теме, выступал на международных конференциях в Чехословакии, Югославии, Венгрии.
Работу в Ленинградской консерватории (с 1935) совмещал с курсами повышения квалификации музыкальных педагогов, где читал лекции «История пианизма и фортепианной литературы», а также преподавал в Ленинградском театральном институте (с 1941 заведовал кафедрой музыкального образования). Эвакуировался с Театральным институтом в Кострому (1942), затем переехал в Пятигорск, откуда вынужден был бежать от наступавших немецких войск в Тбилиси, Баку. Добрался до Новосибирска, где встретился с И. И. Соллертинским, затем переехал в Свердловск. Стал заведующим кафедрой истории музыки в Уральской консерватории (1943–1944). Осенью 1944 вернулся в Ленинград и продолжил работать в консерватории.
После смерти И. И. Соллертинского одновременно с педагогической деятельностью, заведовал научно-методическим отделом Ленинградской филармонии (1944–1946). Подготовил к изданию авторские сборники Соллертинского, куда вошло подавляющее большинство его трудов: «Избранные статьи о музыке» (1946), «Музыкально-исторические этюды» (1956), «Исторические этюды и критические статьи» (2 тома, 1963), «Статьи о балете» (1973).
В 1944 защитил в Москве диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения (без защиты кандидатской) на тему «История клавира и клавирной музыки в XVI—XVIII вв.», над которой начал работать в 1938 под руководством И. А. Браудо, а завершил в блокадном Ленинграде в 1941. Ученую степень доктора искусствоведения получил в 1946.
Продолжал научную деятельность в Государственном научно-исследовательском институте театра, музыки и кинематографии (1947–1954). В течение многих лет изучал творчество С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, с которыми был дружен. Среди статей, опубликованных в периодической печати, — «Фортепианное творчество Сергея Прокофьева» (1938), «Балет „Ромео и Джульетта“ Прокофьева», «Пятая симфония Прокофьева» (1940), «Музыкальный театр Прокофьева» (к 70-летию композитора) и др. Выпустил монографию об И. Ф. Стравинском (1975), вызвавшую острую полемику среди советской музыкальной общественности. Стал обладателем первой Премии имени Б. В. Асафьева «За научные труды последних лет» (1984).
Существенно обогатил отечественное баховедение. Подготовил к изданию совместно с Я. С. Друскиным книгу А. Швейцера «Иоганн Себастьян Бах». Посвятил творчеству Баха цикл статей, а также две книги о пассионах и мессах (1972, 1976) и фундаментальную монографию «Иоганн Себастьян Бах» (1986).
Учебник М. С. Друскина «История зарубежной музыки второй половины XIX века» выдержал 9 переизданий (в том числе переводы на иностранные языки). Друскин воспитал множество известных педагогов, ученых, лекторов, публицистов, выпустил около 30 кандидатов и 10 докторов искусствознания.
Н. Б. Селиверстова, 2015