Список сочинений, даты и литература →
Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие.
Д. Шостакович
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, которую он видел в служении музыке и людям, в том, чтобы «правдиво, искренне и просто» говорить с ними о самом главном, серьезном и волнующем их. Разрешение такой задачи было возможно при освоении богатейшего опыта русской и мировой музыкальной культуры, при овладении высшим профессиональным композиторским мастерством. Постоянное напряжение творческих сил, повседневный и вдохновенный труд над созданием многочисленных музыкальных произведений составили содержание и смысл всей жизни великого художника.
Чайковский родился в семье горного инженера. С раннего детства он проявил острую восприимчивость к музыке, довольно регулярно занимался на фортепиано, которым хорошо владел ко времени окончания Училища правоведения в Петербурге (1859). Уже служа в департаменте министерства юстиции (до 1863), он поступил в 1861 г. в классы РМО, преобразованные в Петербургскую консерваторию (1862), где занимался по композиции у Н. Зарембы и А. Рубинштейна. По окончании консерватории (1865) Чайковский был приглашен Н. Рубинштейном преподавать в открывшуюся в 1866 г. Московскую консерваторию.
Деятельность Чайковского (он вел классы обязательных и специальных теоретических дисциплин) заложила основы педагогической традиции Московской консерватории, этому способствовало создание им учебника гармонии, переводы различных учебных пособий и др. В 1868 г. Чайковский впервые выступил в печати со статьями в поддержку Н. Римского-Корсакова и М. Балакирева (с ним возникли и дружеские творческие отношения), а в 1871-76 гг. был музыкальным хроникером газет «Современная летопись» и «Русские ведомости».
В статьях, а также в обширной переписке отразились эстетические идеалы композитора, питавшего особенно глубокие симпатии к искусству В. А. Моцарта, М. Глинки, Р. Шумана. Сближение с московским Артистическим кружком, который возглавлял А. Н. Островский (по его пьесе написана первая опера Чайковского «Воевода» — 1868; еще в годы учения — увертюра «Гроза», в 1873 г. — музыка к пьесе «Снегурочка»), поездки в Каменку к сестре А. Давыдовой способствовали возникшей еще в детстве любви к народным напевам — русским, а потом и украинским, которые Чайковский нередко цитирует в сочинениях московского периода творчества.
В Москве быстро укрепляется авторитет Чайковского-композитора, издаются и исполняются его произведения. Чайковский создает первые в русской музыке классические образцы разных жанров — симфонии (1866, 1872, 1875, 1877), струнного квартета (1871, 1874, 1876), фортепианного концерта (1875, 1880, 1893), балета («Лебединое озеро», 1875-76), концертной инструментальной пьесы («Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром — 1875; «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром — 1876), пишет романсы, фортепианные произведения («Времена года», 1875-76 и др.).
Значительное место в творчестве композитора заняли программные симфонические произведения — увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), фантазия «Буря» (1873, обе — по В. Шекспиру), фантазия «Франческа да Римини» (по Данте, 1876), в которых особенно заметна проявившаяся и в других жанрах лирико-психологическая, драматическая направленность творчества Чайковского.
В опере поиски, идущие по тому же пути, приводят его от бытовой драмы на исторический сюжет («Опричник» по трагедии И. Лажечникова, 1870-72) через обращение к лирико-комедийной и фантастической повести Н. Гоголя («Кузнец Вакула» — 1874, 2-я ред. — «Черевички» — 1885) к пушкинскому «Евгению Онегину» — лирическим сценам, как назвал свою оперу композитор (1877-78).
«Евгений Онегин» и Четвертая симфония, где глубокая драма человеческих чувств неотделима от реальных примет русской жизни, стали итогом московского периода творчества Чайковского. Их завершение ознаменовало выход из тяжелого кризиса, вызванного перенапряжением творческих сил, а также неудачной женитьбой. Материальная поддержка, оказанная Чайковскому Н. фон Мекк (переписка с ней, длившаяся с 1876 по 1890 г., представляет бесценный материал для изучения художественных взглядов композитора), дала ему возможность оставить тяготившую его к тому времени работу в консерватории и уехать за границу для поправки здоровья.
Сочинения конца 70-х — начала 80-х гг. отмечены большей объективностью высказывания, продолжающимся расширением круга жанров в инструментальной музыке (Концерт для скрипки с оркестром — 1878; оркестровые сюиты — 1879, 1883, 1884; Серенада для струнного оркестра — 1880; «Трио Памяти великого художника» (Н. Рубинштейна) для фортепиано, скрипки и виолончели — 1882 и др.), масштабностью оперных замыслов («Орлеанская дева» по Ф. Шиллеру, 1879; «Мазепа» по А. Пушкину, 1881-83), дальнейшим совершенствованием в области оркестрового письма («Итальянское каприччио» — 1880, сюиты), музыкальной формы и т. п.
С 1885 г. Чайковский поселяется в окрестностях подмосковного Клина (с 1891 — в Клину, там в 1895 г. был открыт Дом-музей композитора). Стремление к уединению для творчества не исключало глубоких и прочных контактов с русской музыкальной жизнью, интенсивно развивавшихся не только в Москве и в Петербурге, но и в Киеве, Харькове, Одессе, Тифлисе и др. Начавшиеся с 1887 г. дирижерские выступления способствовали повсеместному распространению музыки Чайковского. Концертные поездки в Германию, Чехию, Францию, Англию, Америку принесли композитору мировую славу; укрепляются творческие и дружеские связи с европейскими музыкантами (Г. Бюлов, А. Бродский, А. Никиш, А. Дворжак, Э. Григ, К. Сен-Санc, Г. Малер и др.). В 1893 г. Чайковский был удостоен степени доктора музыки Кембриджского университета в Англии.
В произведениях последнего периода, открывающегося программной симфонией «Манфред» (по Дж. Байрону, 1885), оперой «Чародейка» (по И. Шпажинскому, 1885-87), Пятой симфонией (1888), заметно усиление трагического начала, достигающего кульминации в абсолютных вершинах творчества композитора — опере «Пиковая дама» (1890) и Шестой симфонии (1893), где он поднимается до высшего философского обобщения образов любви, жизни и смерти. Рядом с этими сочинениями возникают балеты «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892), опера «Иоланта» (по Г. Герцу, 1891), завершающиеся торжеством света и добра. Через несколько дней после премьеры Шестой симфонии в Петербурге Чайковский внезапно скончался.
Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные — опера и симфония. В них нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора, в центре которой — глубинные процессы внутреннего мира человека, сложные движения души, раскрывающиеся в острых и напряженных драматических столкновениях. Однако и в этих жанрах всегда слышна главная интонация музыки Чайковского — певучая, лирическая, рожденная непосредственным выражением человеческого чувства и находящая столь же непосредственный отклик у слушателя. С другой стороны, и остальные жанры — от романса или фортепианной миниатюры до балета, инструментального концерта или камерного ансамбля — могут быть наделены теми же качествами симфонической масштабности, сложного драматического развития и глубокой лирической проникновенности.
Чайковский работал и в области хоровой (в т. ч. духовной) музыки, писал вокальные ансамбли, музыку к драматическим спектаклям. Традиции Чайковского в различных жанрах нашли свое продолжение в творчестве С. Танеева, А. Глазунова, С. Рахманинова, А. Скрябина, советских композиторов.
Музыка Чайковского, еще при его жизни получившая признание, ставшая, по словам Б. Асафьева, «жизненной необходимостью» для людей, запечатлела огромную эпоху русской жизни и культуры XIX в., вышла за их пределы и стала достоянием всего человечества. Ее содержание универсально: оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в нем обобщаются и по-новому раскрываются образы русской и мировой литературы — Пушкина и Гоголя, Шекспира и Данте, русской лирической поэзии второй половины XIX в.
Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры — любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, — обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова.
В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. Одним из свидетельств мировой славы великого русского композитора стал Международный конкурс его имени, привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран.
Е. Царёва
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Чайковский Пётр Ильич (25 IV (7 V) 1840, селение при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне г. Воткинск Удмуртской АССР — 25 X (6 XI) 1893, Петербург) — русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель.
Родился в семье горного инженера Ильи Петровича Чайковского (1795-1880), начальника Камско-Воткинского завода, позже управляющего Алапаевскими и Нижнекамскими заводами, директора Технологического института в Петербурге. Уже в детстве проявилось влечение Чайковского к музыке, в 5 лет он начал учиться игре на фортепиано, однако профессиональное призвание определилось поздно. В 1859 Чайковский окончил Училище правоведения в Петербурге и поступил на службу в Министерство юстиции. К этому времени относятся первые попытки композиции.
В 1861 начал заниматься в Музыкальных классах РМО, преобразованных в 1862 в Петербургскую консерваторию. Здесь Чайковский учился под руководством Н. И. Зарембы (гармония, контрапункт) и А. Г. Рубинштейна (инструментовка, сочинение). За годы обучения в консерватории написал ряд произведений, среди которых выделяется увертюра «Гроза» (по драме А. Н. Островского). В 1865 окончил консерваторию с отличием.
В 1866 Чайковский по предложению Н. Г. Рубинштейна переезжает в Москву, становится преподавателем музыкальных классов Московского отделения РМО, а с осени того же года — профессором Московской консерватории (классы свободного сочинения, гармонии и инструментовки). Среди его учеников — С. И. Танеев, Н. С. Кленовский. Благотворную роль в идейно-художественном развитии Чайковского сыграло сближение с А. Н. Островским, П. M. Садовским, H. Г. Рубинштейном и др. В произведениях Чайковского этих лет находят отражение образы русской природы и быта (1-я симфония — «Зимние грёзы», 1866; опера «Воевода», по пьесе Островского, 1868, и др.).
В 1868 Чайковский познакомился с группой петербургских композиторов — членов «Могучей кучки». Несмотря на некоторые расхождения во взглядах, у него установились дружеские и творческие связи с «кучкистами». В результате этого знакомства у Чайковского усилился интерес к программной музыке. По совету М. А. Балакирева он написал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, 1869, 2-я редакция 1870, 3-я редакция 1880); В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (по Шекспиру, 1873).
Творчество Чайковского 70-х гг. характеризуется широтой и напряжённостью исканий. Его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, а также психологическая проблематика трагедийного плана. Это многообразие художественных интересов отразилось в таких произведениях, как оперы «Опричник» (по одноименной драме И. И. Лажечникова, 1870-72), «Кузнец Вакула» (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», 1874, 2-я ред. — под названием «Черевички», 1885), музыка к пьесе Островского «Снегурочка» (1873), балет «Лебединое озеро» (1876), 2-я (1872, 2-я ред. 1879) и 3-я (1875) симфонии, симфоническая фантазия «Франческа да Римини» (по Данте, 1876), 1-й концерт для фортепиано с оркестром (1874-75), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), 3 струнных квартета (1871, 1874, 1876) и др.
В эти же годы, наряду с исключительной по своей интенсивности творческой, а также педагогической деятельностью, Чайковский активно участвовал в музыкальной жизни Москвы. В 1868 он впервые выступил в печати как музыкальный критик, впоследствии систематически сотрудничал в газетах «Современная летопись» (1871) и «Русские ведомости» (1872-76).
Пережив тяжёлый душевный кризис в 1877, Чайковский отказался от педагогической работы (окончательно ушёл из Московской консерватории осенью 1878). В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). Важным этапом его творческого пути явилось создание 4-й симфонии (1877) и оперы «Евгений Онегин» (по роману в стихах А. С. Пушкина, 1877-78).
В конце 70-х — начале 80-х гг. написаны оперы «Орлеанская дева» (по Ф. Шиллеру и др. источникам, 1878-79) и «Мазепа» (по поэме Пушкина «Полтава», 1881-83), кантата «Москва» (1883), 3 оркестровые сюиты (1878-79, 1883, 1884), «Итальянское каприччио» (1880), «Торжественная увертюра „1812“» (1880) для оркестра, серенада для струнного оркестра (1880), концерт для скрипки (1878), 2-й концерт для фортепиано (1879-80) с оркестром, фортепианное трио «Памяти великого художника» (на смерть Н. Г. Рубинштейна, 1881-82), «Большая соната» для фортепиано (1878) и др.
В середине 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 он был избран директором Московского отделения РМО и на этом посту способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы. Его творчество получило широкое признание в России и за рубежом. С 1885 Чайковский постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 арендовал дом в самом Клину.
В последние годы жизни Чайковский много выступал как дирижёр (главным образом с исполнением собственных сочинений — в Москве, Петербурге, Харькове, Одессе, Тбилиси). В 1887-88 и 1889 Чайковский совершил две концертные поездки по Западной Европе (Германия, Чехия, Франция, Англия), весной 1891 побывал в США, где дирижировал несколькими симфоническими концертами. Высокая международная оценка искусства Чайковского выразилась в избрании его членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и присуждении ему почетной степени доктора Кембриджского университета (1893).
Во 2-й половине 80-х — начале 90-х гг. Чайковский создал ряд величайших произведений, среди них — оперы «Чародейка» (по драме И. В. Шпажинского, 1885-87), «Пиковая дама» (по повести Пушкина, 1890), «Иоланта» (по драме X. Херца «Дочь короля Рене», 1891), балеты «Спящая красавица» (по сказке Ш. Перро, 1888-89) и «Щелкунчик» (по сказке Э. Т. А. Гофмана в переводе А. Дюма-сына, 1891-92), 5-я и 6-я «Патетическая» симфонии (1888 и 1893), симфония «Манфред» (по Дж. Н. Г. Байрону, 1885), увертюра-фантазия «Гамлет» (по Шекспиру, 1888), сюита для оркестра «Моцартиана» (1887), 3-й концерт для фортепиано с оркестром (1893), струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1890-92), несколько циклов фортепианных пьес и романсов.
Художник-патриот, горячо и страстно любивший свою страну и свой народ, Чайковский был тесно связан с передовой русской культурой 19 века и воплотил в своём творчестве её лучшие прогрессивные стороны. «Мне кажется, — писал он в одном из писем, — что я действительно одарен свойством правдиво, искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек» (Чайковский, Воспоминания и письма, П., 1924, с. 78).
Как и композиторы «Могучей кучки», Чайковский творчески развивал традиции М. И. Глинки, используя богатейший опыт отечественного и мирового музыкального искусства для решения новых художественных задач, выдвигавшихся современной ему жизнью. Творческие принципы Чайковского сформировались под влиянием демократического общественного движения в России 60-70-х гг. 19 века. В своей музыке он с огромной впечатляющей силой отразил тот «общий подъем чувства личности, чувства собственного достоинства» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, т. 1, с. 433), который был вызван реформами 60-х гг.
Борьба человеческой личности за свободу, право на счастье — основная, ведущая тема всего творчества Чайковского. Столкновение сильного и страстного стремления к полноте жизни и чувства с жестокой враждебной действительностью служит источником острого напряжённого конфликта, часто получающего в произведениях Чайковского трагический исход. Проницательный художник-психолог, Чайковский раскрывал внутренний мир человека в различных его проявлениях — от мягкой лирической задушевности до захватывающего трагизма. Светлое жизнеутверждающее начало воплощалось им в картинах народного торжества и веселья или в идеально прекрасных поэтических образах, выражающих романтическую мечту о цельной и гармоничной жизни.
Огромная сила воздействия музыки Чайковского — прежде всего в её необычайном мелодическом богатстве и выразительности. Тесная связь с интонационным строем русской народной песни и городского демократического романса определила её доходчивость, способность легко и быстро овладевать массами. При этом почерпнутые из жизни бытующие интонации Чайковский умел поднять на высоту большого эстетического обобщения и придать им важнейшее смысловое значение.
Гениальный симфонист, Чайковский стремился к раскрытию музыкальных образов в динамике, непрерывном внутреннем росте и обновлении. Этим определяется симфоничность его музыки, образно характеризуемая Б. В. Асафьевым: «И вот слушатель ощущает, что музыка как бы растет, расцветает, что чувства обогащаются, обращаясь как бы в свою противоположность и опять принимая свой знакомый облик, что скорбь и радость, свет и сумрак, любовь и гнев взаимно сопоставляются, проникают друг в друга то с большим, то с меньшим нарастанием и напряжением. Слушатель ощущает все это и как знакомое ему биение сердца, и как трепет всей своей внутренней жизни, и как контрасты чувствований. Но вместе с тем он столь же бесспорно ощущает, что все эти явления музыкального развития вовсе не заключены только в границах „моего я“, что им нисколько не противоречит и та объективно данная действительность, что познается в развитии и передавании явлений природы и во взаимоотношениях людей. Так симфоническое развитие в своем художественном преломлении отображает жизнь» (Избранные труды, т. 2, М., 1954, с. 37).
Творчество Чайковского, будучи явлением глубоко русским, вместе с тем представляет собой одну из высочайших вершин в развитии мирового симфонизма послебетховенского периода. Чайковский обращался к различным жанрам симфонической музыки, но ведущее место занимает у него симфония как наиболее объёмная форма, дающая возможность воплотить разностороннее жизненное содержание в движении, развитии и борьбе противоположностей. Он написал 6 симфоний (не считая программной симфонии «Манфред»), в которых глубина идейного замысла и эмоциональное богатство соединяются с правдивостью выражения, простотой и доступностью музыкального языка. Нередко он вводил в свои симфонии народно-песенные темы, интонации и ритмы бытовой танцевальной музыки.
Основные качества симфонизма Чайковского проявились уже в его 1-й симфонии «Зимние грёзы», несмотря на пейзажно-лирический характер её образов и отсутствие остроконфликтного содержания. Темы песенно-мелодического склада динамизируются в ходе развития и достигают порой драматической силы звучания.
Во 2-й симфонии, наиболее близкой к «кучкистскому» народно-жанровому симфонизму, Чайковский даёт мастерские образцы симфонизации фольклорного материала. Показателен в этом отношении финал симфонии, главная партия которого основана на короткой плясовой теме песни «Журавель», с необычайной изобретательностью разрабатываемой композитором. Отмечая «величавый и даже грозный характер» некоторых эпизодов, Г. А. Ларош писал: «Этот переход от шутливой веселости к потрясающим громовым ударам тяжеловесных аккордов придает финалу симфонии характер высокой поэзии...».
В 3-й симфонии Чайковский обращается к жанрам иного типа: торжественное шествие, вальс, романс, скерцо и, наконец, пышный, блестящий полонез. Вместе с тем мастерство тематических преобразований, сложная оркестровая полифония и напряжённость развития свидетельствовали о высокой зрелости симфонического мышления композитора.
Если первые три симфонии характеризуют разнообразные творческие поиски Чайковского и отклики на впечатления окружающей его действительности, то в 4-й симфонии впервые получила законченное и вполне самостоятельное выражение идейно-драматургическая концепция симфонизма Чайковского. Сам композитор формулировал её замысел как идею рока, преследующего человека. Эта трагическая антитеза человека и судьбы по существу сводится к проблеме отношения личности и окружающего её мира. Общий ход развития в симфонии ведёт от психологически углублённого драматизма к преобладанию объективно-жанрового начала. Праздничный финал на тему народной песни «Во поле берёзонька стояла», противостоящий смятенно-драматической 1-й части, утверждает мысль, что только в общении с народом может быть найден путь к преодолению тяжёлых сомнений, страданий, одиночества, к подлинной радости.
5-я симфония по общему замыслу близка 4-й, но её музыкальным образам свойственны большая психологическая углублённость и сосредоточенность, в известном смысле она более классична и по языку, и по своей структуре. Народно-жанровые элементы не занимают в ней большого места. Прочное единство симфонического цикла достигается посредством проведения через все части одной музыкальной темы — суровой и мрачной в начале произведения и приобретающей характер пышного торжественного марша в финале.
Трагедийная линия симфонизма Чайковского достигла кульминации в 6-й симфонии, музыка которой отличается предельной эмоциональной насыщенностью, остротой контрастов и яркой реалистической образностью. Это — трагическое повествование о жизни человека, полной суровой борьбы, радостных взлётов и тяжёлых поражений. Чайковский отказывается здесь от приёмов лейтмотивизма, частично использованных в 4-й и 5-й симфониях, но он насыщает симфонию интонационными связями, придающими ей большую внутреннюю цельность. Симфония необычно завершается медленным скорбным финалом, которому предшествует стремительная, полная энергии 3-я часть, охарактеризованная композитором как «марш... в торжественно ликующем роде». Таким образом, окончание симфонии не даёт «выхода наружу», в мир праздничного веселья и радости. 6-я симфония Чайковского — одно из выдающихся произведений русского искусства, проникнутого гуманистическим сочувствием к человеческим страданиям.
В программных симфонических произведениях Чайковского нашли отражение бессмертные образы творчества Шекспира («Ромео и Джульетта», «Буря», «Гамлет»), Данте («Франческа да Римини»), Байрона («Манфред»). Большинство этих сочинений было создано в начале и середине 70-х гг. В них сформировались важнейшие принципы его трагедийной музыкальной драматургии, получившие развёрнутое воплощение в зрелых симфониях, начиная с 4-й.
Так, уже в увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта» определяется типичное для этих симфоний соотношение тематических образов, и хоральная тема вступления (образ патера Лоренцо) приобретает в разработке значение, аналогичное «темам рока» из 4-й и 5-й симфоний. Программность Чайковского носит обобщённо-психологический характер. Воплощая тот или иной сюжет в музыке, он стремился не столько к детальной звукописной передаче всего хода событий, сколько к концентрированному выражению основного конфликта посредством столкновения и развития контрастных музыкальных образов. Это не исключает яркой оркестровой живописности отдельных эпизодов, но чисто колористические задачи находятся у Чайковского на втором плане и имеют подчинённое значение.
Особое место среди программных сочинений Чайковского занимает симфония «Манфред», написанная по образцу романтических симфоний берлиозовского типа. В 1-й части симфонии дан психологический портрет героя, далее развёртывается ряд живописных оркестровых картин.
Широкий и разнообразный круг жанровых элементов претворён в оркестровых сюитах, серенаде для струнного оркестра, «Итальянском каприччио». В некоторых из них Чайковский обратился к подлинному фольклорному материалу (например, финал серенады для струнного оркестра, «Итальянское каприччио»). 3-я сюита, с её искрящимся финалом в форме развёрнутого цикла вариаций, по масштабам и характеру изложения приближается к симфониям.
Выдающийся вклад внесён Чайковским в развитие концертного жанра. Его 1-й и 2-й концерты для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром принадлежат к лучшим образцам этого жанра в мировой музыкальной литературе. Виртуозный размах соединяется в них с подлинной симфоничностью, темпераментностью музыки, яркостью и сочностью колорита.
Незабываемую галерею типических образов — сильных и впечатляющих — создал Чайковский в своих операх. С большой лирической теплотой и подлинным драматизмом передавал он искренние переживания людей. «...Я всегда старался выбирать сюжеты, способные согреть меня, — писал он С. И. Танееву. — Согреть же меня могут только такие сюжеты, в коих действуют настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я» (Чайковский П. И., Танеев С. И., Письма:, М., 1951, с. 169).
Опера привлекала Чайковского возможностью наглядно отображать процесс жизни в его конкретных формах, способностью легче и быстрее многих других жанров завоёвывать широкую массу слушателей. Он подчёркивал, что опера «должна быть музыкой наиболее общедоступной из всех родов музыки», что «опера, и именно только опера, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа» (Переписка с H. Ф. фон Мекк, 1934-36, т. 2, с. 37, т. 3, с. 381).
Богатство и выразительность вокальной мелодики соединяются в операх Чайковского с напряжённым симфоническим развитием, позволяющим передавать динамику душевных состояний, психологический подтекст действия. Вместе с тем композитор относился с большим вниманием к законам сцены, добивался гибкости музыкальных характеристик и тщательной обрисовки бытового или исторического фона, подчёркивая, что оперу надо «не только слушать, но и смотреть».
К последовательному и законченному воплощению своего оперного идеала Чайковский пришёл путём исканий и опытов, не всегда удовлетворявших его самого. Первая ещё незрелая опера «Воевода» была уничтожена композитором после нескольких спектаклей; критикуя её, он отмечал отсутствие в ней «драматического интереса и движения», пестроту действия. Значительным шагом вперёд явился «Опричник», в котором, несмотря на известную перегрузку внешне декоративными элементами, есть ряд сильных драматических сцен, получивших яркое музыкальное выражение. По свидетельству Н. Д. Кашкина, Чайковский хотел в последние годы жизни переработать эту оперу. В бытовой комической опере «Кузнец Вакула» Чайковский отдал дань «кучкистской» оперной эстетике, что выразилось, в частности, в широком применении речитативно-декламационного принципа. В новой редакции (под названием «Черевички») он развил и усилил лирическую сторону, придал вокальным партиям более напевный характер, выделил и укрупнил основные линии действия.
В «Евгении Онегине» Чайковскому впервые удалось воплотить свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей, создав глубоко жизненное, реалистическое произведение, овеянное тонким, проникновенным поэтическим чувством. Появление этой оперы было, по замечанию Асафьева, «событием выдающимся, равным лучшим достижениям русской реалистической литературы». Стремясь к максимальной простоте и скромности внешнего действия, Чайковский сосредоточивает здесь внимание на внутреннем драматизме переживаний своих героев. Характеризуя образы действующих лиц с помощью присущего каждому из них определенного комплекса интонаций, он показывает образы в развитии, передаёт смену психологических состояний. Правдивость и простота музыкального языка, связанного в своих истоках с мелодикой бытового лирического романса, способствовали тому, что опера очень скоро завоевала широкую популярность.
В операх «Орлеанская дева» и «Мазепа» Чайковский вновь обращается к исторической тематике, выбирая остродраматические сюжеты с напряжённо развивающимся действием. Обе оперы изобилуют конфликтными ситуациями и широко развёрнутыми, эффектными массовыми сценами. Однако и здесь основное внимание композитор уделяет психологической драме, а исторические события служат лишь фоном для неё. Особое место в оперном творчестве Чайковского занимает «Чародейка», в которой бытовой сюжет поднят до уровня трагедии. Психологическая драма, основанная на столкновении сильных страстей и характеров, соединяется в этой опере с народной драмой. Яркие динамичные народные массовые сцены представляют собой не только живописный жанровый фон, но и несут важную драматургическую нагрузку.
Вершина оперного реализма Чайковского — «Пиковая дама» — занимает такое же место среди его опер, как 6-я симфония в ряду симфонических произведений. Роковое противоречие между страстным порывом, безраздельно охватывающим человека, и жестокой действительностью, разрушающей мечты о счастье, приобретает здесь характер трагической коллизии. Главные действующие лица гибнут в неравной борьбе с силами, враждебными их стремлениям. В раскрытии сложного душевного мира своих героев Чайковский проявляет необычайную психологическую проницательность и глубину понимания человеческих характеров.
Единству и цельности сквозного действия способствует непрерывность симфонического развития в опере. Основные движущие силы трагического конфликта охарактеризованы с помощью нескольких контрастных музыкальных тем, которые вступают в сложные взаимодействия в ходе драматического развития. При этом степень симфонической концентрации вырастает по мере усиления драматической напряжённости и приближения к катастрофе. Последняя (одноактная) опера Чайковского — «Иоланта» — один из прекраснейших образцов его светлой жизнеутверждающей лирики. Непрерывно нарастающее стремление к свету и радости составляет основную сквозную линию всего действия.
Выдающееся новаторское значение имела деятельность Чайковского в области балетной музыки. Он реформировал традиционный «дивертисментный» тип классического балета, насытив его непрерывным симфоническим развитием. Сказочные сюжеты служат композитору для воплощения реальных жизненных конфликтов. В «Лебедином озере» Чайковский с вдохновенным лиризмом воспел поэзию чистой девичьей души, передал красоту и силу чувства любви и верности, преодолевающего все препятствия. По глубине и проникновенности воплощения лирического начала балет «Лебединое озеро» подобен таким произведениям Чайковского, как «Ромео и Джульетта» в области симфонической музыки, «Евгений Онегин» среди его опер.
Пафосом жизнеутверждения насыщена музыка балета «Спящая красавица». Основная идея этого произведения — торжество света над мраком, добра над злом, жизни над смертью — выражена с помощью последовательного симфонического развития контрастных тем, воплощающих антагонистичные, противоборствующие начала. Партитуре балета присущи необычайное разнообразие и гибкость музыкально-хореографических форм, сочная декоративность оркестровых красок. Высокое мастерство симфонического развития в сочетании со смелой колористической изобретательностью, остротой музыкальных характеристик отличают музыку балета «Щелкунчик», сказочной фабуле которого присущ глубокий философский смысл.
Среди других музыкально-театральных работ Чайковского выделяется музыка к пьесе Островского «Снегурочка». Для этого сочинения характерны любовное воспроизведение композитором картин народной жизни, тонкое проникновение в интонационный строй русской народной песни.
В области камерно-инструментальной музыки Чайковский развивал в основном тот же круг образов, который получил воплощение в его симфоническом творчестве. Им были созданы первые классические образцы русского струнного квартета. В 1-м и 2-м квартетах господствуют народно-бытовые и лирические образы (например, популярное Andante cantabile из 1-го квартета, в котором использована тема народной лирической песни «Сидел Ваня на диване»), во многом близкие его ранним симфониям.
Наиболее значителен 3-й квартет, проникнутый в целом скорбно-элегическим настроением, но в отдельных моментах достигающий трагической силы выражения. Своими масштабами и глубиной содержания выделяется трио «Памяти великого художника», о котором Чайковский говорил, что это «симфоническая музыка, только прилаженная к трио». Произведение отличается подлинным симфонизмом, отчасти предвосхищая 6-ю симфонию. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» соединяет лёгкость и прозрачность звучания с высоким полифоническим мастерством.
Большое распространение как на концертной эстраде, так и в быту получили фортепианные пьесы Чайковского, преимущественно лирические или жанрово-характеристические. Среди них выделяется цикл «Времена года» (1875-76), в котором даны поэтические зарисовки картин русской природы и быта. Одной из характерных особенностей фортепианного стиля Чайковского является певучесть, вокальность. Некоторым пьесам Чайковский давал названия, заимствованные из вокальной музыки (например, романс, баркарола). Широко претворены в фортепианном творчестве Чайковского также жанры популярных бытовых танцев. Наиболее крупным по масштабу из фортепианных произведений Чайковского является монументальная «Большая соната» (1878), в которой композитор развивает традиции большой романтической сонаты шумановского типа. К ней можно отнести определение, данное Р. Шуманом одной из его сонат, — «концерт без оркестра». К произведениям виртуозно-концертного плана принадлежат также «Русское скерцо» (1867), «Думка» (1886).
Одну из важных областей творчества Чайковского составляют романсы. Их огромная популярность обусловлена сердечностью тона, искренностью выражения человеческих чувств. Чайковский стремился в романсах прежде всего к выпуклости основного мелодического образа, который даётся им, как правило, в развитии. Подобно М. И. Глинке и А. С. Даргомыжскому, Чайковский опирался на интонации и жанры бытового демократического романса, творчески переосмысливая и углубляя их, выделяя и заостряя индивидуально-характерные черты.
Эмоциональный диапазон вокальной лирики Чайковского очень широк — от тихой элегической грусти и ласковости до высокого драматизма или страстного восторженного порыва. Среди лучших романсов — «Нет, только тот, кто знал», «Страшная минута», «Средь шумного бала», «Хотел бы в единое слово», «День ли царит», «Ночь» («Отчего я люблю тебя, светлая ночь»), «Мы сидели с тобой», «Растворил я окно», «Забыть так скоро», «То было раннею весной». Большинство романсов написано на слова русских поэтов — А. К. Толстого, Л. А. Мея, К. Р. (К. К. Романова), Д. М. Ратгауза, А. Н. Плещеева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина, Я. П. Полонского.
Чайковскому принадлежат также литературные работы: стихотворения, либретто некоторых его опер («Опричник», «Орлеанская дева», «Воевода» — совместно с Островским), учебник гармонии (1875), переводы на русский язык ряда музыкально-теоретических трудов, текстов романсов и оперы «Свадьба Фигаро». Критические статьи Чайковского отличаются высокой принципиальностью, тонкостью эстетических оценок, темпераментностью. Его борьба за верное понимание наследия Глинки, за широкое и всестороннее освоение зарубежной классики, за подлинный профессионализм в искусстве, решительные выступления в защиту Балакирева, Римского-Корсакова и других современных ему русских музыкантов от нападок и преследований реакционной критики имели прогрессивное значение для развития отечественной музыкальной культуры. Множество ценных высказываний как о собственном творчестве, так и по общим вопросам музыкальной эстетики содержит исключительная по своему богатству и содержательности переписка Чайковского.
Творчество Чайковского ещё при жизни композитора получило широкое признание и стало неотъемлемой частью передовой русской художественной культуры. Его благотворное влияние испытали С. И. Танеев, А. К. Глазунов, Вас. С. Калинников, А. С. Аренский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и др. Чайковского высоко ценили Э. Григ, А. Дворжак, Г. Малер, Я. Сибелиус и другие зарубежные музыканты.
В СССР творчество Чайковского стало всенародным достоянием. Его произведения постоянно звучат с концертной эстрады, по радио. Оперы Чайковского исполняются на многих языках народов страны. Имя Чайковского присвоено Московской и Киевской консерваториям, ряду других музыкально-учебных заведений, Пермскому театру оперы и балета, концертному залу в Москве. Перед зданием Московской консерватории установлен памятник Чайковскому (скульпторы В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская, З. Г. Иванова, архитекторы А. А. Заварзин, Д. В. Савицкий, 1954). Дом в Клину, в котором композитор провёл последние годы жизни и создал ряд великих произведений, сохраняется как Дом-музей П. И. Чайковского. На родине Чайковского — в г. Воткинске также создан Дом-музей. В с. Каменке (ныне Черкасской обл. УССР), где часто бывал и работал композитор, существует Литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского. В 1958 учреждён Международный конкурс имени Чайковского (проводится в Москве каждые 4 года).
Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Список сочинений, даты и литература →
Характеристика творчества →
Оперное творчество →
Балетное творчество →
Симфоническое творчество →
Фортепианное творчество →
Вокальное творчество →
Хоровое творчество →
Сайт о Чайковском →