Великие русские оперы на пушкинские сюжеты

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского

Творчество Александра Сергеевича Пушкина определило характер развития не только русской литературы, но и русской музыки. Достоянием мирового оперного репертуара стали, по меньшей мере, десять «пушкинских» опер. Процесс превращения литературного сочинения в музыкальное не всегда прост, но всегда увлекателен, интересен. Это доказывают истории создания пяти великих русских опер.

Александр Даргомыжский, «Русалка»

Драма «Русалка» была задумана Пушкиным в начале 1826 года, в Михайловском. Вплотную он начал работу над ней в 1829 году, в Петербурге. Сочинение осталось незаконченным, название «Русалка» дано издателями. Есть предположение, что это сочинение Пушкина создавалось под влиянием популярной в первые десятилетия XIX века оперной тетралогии «Днепровская русалка» (музыка Кауэра, Кавоса, Давыдова).

Таким образом, Даргомыжский, обратившись к пушкинскому тексту, вернул историю русалки в музыкальную «стихию».

Композитор приступил к сочинению оперы предположительно в 1848 году. Он признавался, что писал ее для собственного удовольствия, не рассчитывая на интерес публики. Премьера «Русалки» состоялась 4 мая 1856 года в Театре-цирке (Мариинском театре). Даргомыжского огорчала небрежность постановки. Изрядно поношенные костюмы, ветхая бутафория снижали общее впечатление. О финальной сцене композитор писал: «В конце оперы, вместо грациозного плавания живых русалок, влекущих тело утопшего князя, спускаются перпендикулярно две деревянные морские чучелы».

Иван Крамской. «Русалки», 1871

Но публикой «Русалка» была принята тепло. Даргомыжский делился впечатлениями с певицей Любовью Беленицыной-Кармалиной: «Во всех представлениях я имею утешение видеть, как милые мои слушательницы отирают глазки над бедной Наташей и несчастным отцом ее. Признаюсь, я другого успеха и не желаю».

Критик Александр Серов с большим одобрением отзывался об опере Даргомыжского. Он сравнивал ее с «Русланом и Людмилой» Глинки — первой русской оперой на пушкинский сюжет: «Там – волшебная сказка в легком ариостовском роде. Здесь – глубокая сердечная драма между четырьмя лицами с дивным вмешательством мира фантастического». Критик был убежден, что «”Русалка” на весах беспристрастной критики перетянет многие из весьма прославленных оперных произведений».

Петр Чайковский, «Евгений Онегин»

Пушкин приступил к работе над «Евгением Онегиным» в 1823 году. Отдельные главы издавались с 1825. Полностью роман был опубликован в марте 1833 года.

В 1846 году князь Григорий Кугушев сделал инсценировку романа – «драматическое представление в 3 действиях, 4 отделениях, переделанное из романа А.С. Пушкина с сохранением многих стихов его». Музыку к спектаклю написал Алексей Верстовский.

Исследователи обнаружили сходство между инсценировкой Кугушева и либретто оперы «Евгений Онегин», созданным Константином Шиловским для Чайковского.

«Евгений Онегин». Картина Ильи Ефимовича Репина

Обратиться к пушкинскому роману в стихах композитору посоветовала певица Елизавета Лавровская. Чайковский увлекся этой идеей. Он писал: «Я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки».

Многих удивлял выбор Чайковского. Его брат Анатолий писал: «Я решительно не могу себе представить оперу «Евгений Онегин» и страшно огорчен, что ты избрал этот сюжет».

Новую оперу композитор назвал «лирическими сценами». Он доверил премьеру «Онегина» студентам консерватории: ему хотелось, чтобы исполнители были юными, искренними, непосредственными. Студенческая премьера состоялась 17 марта 1879 года в Малом театре. Публика была в восторге. Тургенев в письме ко Льву Толстому назвал музыку «несомненно замечательной». Изданный вскоре клавир оперы мгновенно раскупили: «лирические сцены» начали исполнять на домашних музыкальных вечерах.

11 января 1881 года «Онегина» поставили в Большом театре, спустя три года – в Мариинке. И хотя в прессе высказывались претензии к либретто, на спектаклях всегда был полный зал. Так же тепло оперу принимали за границей. Чешский композитор Антонин Дворжак писал: «Это музыка, манящая нас к себе и проникающая так глубоко в душу, что ее нельзя забыть».

Петр Чайковский, «Мазепа»

Поэма Пушкина «Полтава» была опубликована в 1829 году. В 1840-х годах появились первые инсценировки поэмы, но они были запрещены цензурой. Вероятная причина запрета – политически неоднозначные коллизии первоисточника. В 1859 году либретто Григория Кугушева для оперы Бориса Фитингофа-Шеля по «Полтаве» было одобрено: оно не имело политической направленности. Опера Фитингофа была названа «Мазепа». Особого успеха сочинение не имело, но критик Александр Серов заметил: «Какой богатейший сюжет для музыкальной драмы!»

В 1875-1876 годах над оперой по «Полтаве» работал композитор и виолончелист Карл Давыдов, но он оставил этот замысел. Чайковский попросил у него либретто «Мазепы», написанное Виктором Буренным. Давыдов с радостью отправил текст.

Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы. Художник — Густав Олаф Сёдерстрем

Сочинять свою оперу Чайковский начал с лирической сцены юной Марии, дочери Кочубея, и стареющего гетмана Мазепы. Постепенно его увлекла и историческая линия – противостояние Кочубея, преданного Петру I, и Мазепы, перешедшего на сторону шведского короля Карла XII.

В мае 1882 года Чайковский писал брату Модесту, что работа над оперой идет с трудом, но «кое-что вышло порядочно». 3 февраля 1884 года в Москве, в Большом театре состоялась премьера «Мазепы». Чайковский был так расстроен холодным, как ему показалось, приемом публики, что 6 февраля не смог присутствовать на петербургской премьере. Позднее он понял, что его волнения были излишни. Он писал Надежде фон Мекк: «Здешняя критика (которая единодушно втоптала в грязь мою бедную оперу) не есть отражение общего мнения и что все-таки и здесь немало людей очень мне сочувственных».

В поэме обезумевшая Мария, словно призрак, склоняется над Мазепой, «грозя перстом», и «скрывается в темноте ночной», оставив героя наедине с его страхами и тоской. У Чайковского последнее появление героини становится трагической кульминацией оперы. Увидев в траве раненого казака Андрея (в поэме этот герой лишь намечен), Мария принимает его за младенца и поет колыбельную.

Музыковед Борис Асафьев писал о финале «Мазепы»: «Невинную, светлую, чистую душу девушки <…> напоили сверхчеловеческими ужасами и испытаниями, довели до безумия, но не смогли исторгнуть из нее вместе с рассудком женскую ласку, женскую привязанность и нежное “бай-бай”».

«Мазепу» Чайковского хорошо приняли во Франции. Ее очень любил композитор Габриэль Форе. Он даже мечтал написать оперу на этот же сюжет. К сожалению, французское прочтение истории трагической любви Марии и Мазепы так и не появилось.

Петр Чайковский, «Пиковая дама»

Повесть «Пиковая дама» была написана Пушкиным осенью 1833 года, впервые издана в 1834. В основе повести – популярная в европейской романтической литературе тема азартной игры и карточных суеверий.

Одна из первых сценических версий «Пиковой дамы» — пьеса Александра Шаховского «Хризомания, или Страсть к деньгам» (1836). Музыку к ней написал Катарин Кавос. Сюжет повести трактован очень свободно. В 1875 году появилась инсценировка Дмитрия Лобанова «Картежник»: в ней Лиза и Герман (не Германн) любят друг друга, в конце пьесы герой закалывается.

Александр Бенуа. «Смерть графини», 1910

При обсуждении дирекцией Императорских театров возможности заказа оперы по пушкинской повести сразу был обговорен перенос действия в XVIII век. В сентябре 1887 года Николай Кленовский, получивший заказ на оперу «Пиковая дама», обратился к Модесту Чайковскому с просьбой написать либретто. Петр Ильич хотя и искал в то время материал для новой оперы, писал брату: «Такой сюжет, как «Пиковая дама», меня не затрагивает». Примерно в то же время Чайковскому было предложено либретто «Капитанской дочки», но и оно композитора не увлекло.

Однако осенью 1889 года, после отказа Кленовского от работы над оперой, дирекция Императорских театров обратилась к Чайковскому с просьбой взяться за «Пиковую даму». Чайковский согласился. Либретто писал Модест Ильич при активном участии композитора. В отличие от повести Лиза в оперном либретто – наследница богатой Графини, Герман влюблен в нее и терзается от того, что она знатна. У Пушкина Лизавета Ивановна выходит замуж за «очень любезного молодого человека», у Чайковского героиня погибает.

Опера была написана весной 1890 года во Флоренции. Композитор настолько вжился в создаваемую оперную историю, что стал бояться появления призрака Графини, а в сцене смерти Германа рыдал. Он писал брату: «Или я ужасно, непростительно ошибаюсь, или «Пиковая Дама» в самом деле будет мой chef-d’oeuvre <шедевр>».

Премьера оперы прошла с большим успехом в Мариинском театре 7 декабря 1890 года.

Николай Римский-Корсаков, «Сказка о царе Салтане»

«Сказка о царе Салтане» датирована Пушкиным 29 августа 1831 года. В ее основе – сказка, записанная поэтом в Михайловском. Первый опыт перенесения «Салтана» на сцену относится к 1888 году, когда цензурой была разрешена к представлению «на народных театрах» пьеса А. Н. Обольянинова по пушкинской сказке.

Михаил Врубель. «Царевна Лебедь», 1900

Обратиться к «Салтану» посоветовал Николаю Римскому-Корсакову критик Владимир Стасов. Композитор уже проявил себя как мастер сказочных, фантастических образов, и неудивительно, что пушкинская сказка его заинтересовала. Подробный план будущей оперы Римский-Корсаков разработал вместе с поэтом и либреттистом Владимиром Бельским зимой 1898-1899 годов. Летом 1899 года опера в 4 действиях (шести картинах) была закончена.

В духе народных представлений композитор предваряет каждую из шести картин и пролог короткой фанфарой труб, как бы зазывающей зрителей.

В пролог оперы введен эпизод, отсутствующий у Пушкина: старшие сестры ворчат на младшую. Нет у Пушкина и большой сцены с маленьким Гвидоном. В завершении «детской» сцены звучит колыбельная: ее тему Римский-Корсаков услышал от няни своих детей.

Премьера оперы состоялась в Товариществе Солодовниковского театра 21 октября 1900 года. Товарищество состояло почти полностью из артистов Частного театра Саввы Мамонтова. (Меценат был арестован, и его коллектив остался без финансового обеспечения). Яркие декорации и эскизы костюмов создавались Михаилом Врубелем. В это же время им была написана картина «Царевна-Лебедь». Супруга художника Надежда Забела-Врубель исполнила на премьере партию Царевны.

Из развернутых оркестровых вступлений к I, II, IV действиям композитор составил сюиту «Картинки к “Сказке о царе Салтане”». Еще до того как опера была поставлена, «Картинки» с успехом исполнялись в концертных программах. После премьеры оперы самостоятельную жизнь получил еще один оркестровый номер – «Полет шмеля».

реклама