Чайковский. Фортепианный концерт No. 3

Piano Concerto No. 3 (Es-dur), Op. 75

Портрет Чайковского кисти Николая Кузнецова, 1893 год

Третий фортепианный концерт, работа над которым протекала в последние месяцы жизни композитора, не является вполне оригинальным по музыке произведением. В основу его положен материал первой части неоконченной симфонии ми-бемоль мажор с некоторыми изменениями преимущественно фактурного характера. Заново была написана только большая виртуозная каденция, которая, как и во Втором концерте, включена в средний разработочный раздел, непосредственно вливаясь в динамизированную репризу.

Несмотря на яркость тематизма и отдельные эффектные в пианистическом отношении моменты, все же следы первоначального оркестрового замысла ощущаются в некоторых местах концерта. У самого Чайковского возникали сомнения в достаточной оправданности своей попытки превратить симфонию в концерт. (В письме к Зилоти от 1 августа 1893 года он отмечал, что концерт хотя и «недурен по музыке», но мало благодарен в пианистическом отношении. «Если таково будет мнение Танеева, — прибавляет композитор, — то, может быть, я его прямо уничтожу».). Быть может, отчасти именно поэтому он отказался от переработки следующих частей симфонии и решил оставить концерт одночастным.

Уже после смерти композитора Танеев на основании авторской эскизной записи разработал еще две части концерта, которые были изданы М. П. Беляевым в качестве отдельного опуса под названием Andante е finale для фортепиано с оркестром.

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

Дебюсси. «Эстампы» Фортепианные

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Пётр Чайковский

Год создания

1893

Жанр

концертные

Страна

Россия

просмотры: 5004
добавлено: 05.04.2014



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть