Алексей Степанюк: «В музыке Чайковского есть тревога»

Татьяна Мамаева, 21.05.2015 в 21:41

Алексей Степанюк

Международный фестиваль «Белые ночи» в этот раз решено открывать премьерой оперы Петра Чайковского «Пиковая дама» в постановке Алексея Степанюка. Она пройдёт в Мариинском театре 27, 28 и 29 мая. Самая таинственная опера Чайковского в трактовке тяготеющего к мистериальности режиссёра, умеющего «отнимать аромат у живого цветка», — постановка может быть сенсационной. А пока постановщик размышляет о Чайковском, схожести Германа и… Кармен и своём таинственном городе.

«Мы вступили в неспокойное время, как бы мы ни храбрились»

— Алексей Олегович, перед премьерой всегда интересно узнать: о чём режиссёр ставит спектакль? Наверняка вы согласитесь с тем, что того же «Евгения Онегина» можно поставить о любви Татьяны, а можно о невозможности счастья или загубленной дружбе Ленского и Онегина. О чём будет ваша «Пиковая дама»?

— Мне хотелось бы очистить оперу от надоевших клише, возможно, моих же. Сделать спектакль о моём городе, где перемешиваются бред и явь. «Пиковая дама» — очень петербургская опера. В музыке Чайковского есть тревога, и она созвучна тревоге сегодняшнего дня, сейчас в нашей жизни все зыбко, непонятно, мы вступили в неспокойное время, как бы мы ни храбрились. После того как Чайковский написал «Пиковую даму», прошло совсем немного времени, и в России полилась кровь, и это предчувствие трагедии есть в его музыке. Хотя композитор не думал о грядущей революции и не мог знать что-то подобное «Красному колесу» Солженицына. Но он, как всякий художник, не мог не ощущать зыбкую реальность, затаённую сумрачность, нависшую над Санкт-Петербургом. Наш город, возникший на болоте и на костях, странен, загадочен, страшен, мистичен. У него красивые фасады, но сумрачные закоулки, где живут привидения и сущности.

— Но премьера всё-таки пройдёт в последние дни весны…

— «Май жестокий с белыми ночами», — так писал о нашей весне Александр Блок. Нигде, наверное, так не мечтают о весне, как в Петербурге. Но белые ночи могут приходить со скорбью, зимние сердца людей могут чувствовать поэзию разрушения. Фантастическое и реальное, фатум — всё это есть в музыке Чайковского. Лиза, Герман, Графиня встретились однажды погожим днём в Летнем саду и поняли, что судьбы их фатально переплетены.

«Идея Германа — это идея диктатуры»

— Эта «Пиковая дама» уже не первая в вашей биографии?

— Шестая или седьмая, не помню. Но эта постановка в Петербурге, на сцене Мариинского театра, здесь столько разного рода именно петербургских ассоциаций…

— В одном из интервью вы сказали, что видите схожесть Германа и Кармен, — в чём она?

— Сейчас так я бы, наверное, уже не сказал. Хотя… Их объединяет то, что они оба идут по лезвию. Главное в Германе то, что он прошёл через любовь, через тоску. Его сверхценная идея — править миром, а это идея диктатуры.

— «Мы все глядим в Наполеоны»?

— Именно так! Желание власти над миром застилает ему глаза, рассудок его помутнён, и это нехорошо. Герман не ощущает реальности, спектакль мой и об этом. Люди в игорном доме — это люди, которые похищены.

— Вы идёте точно от музыки Чайковского?

— Да. Чайковский писал эту оперу и о себе — что скрывать? О любви, которая оборачивается к нему лицом, искажённым маской смерти. В жизни композитора, в его смерти было много загадок, мы до сих пор доподлинно не знаем, как он умер, лучше не будем об этом говорить. Он жил в доме на углу Гороховой и Малой Морской напротив дома Натальи Петровны Голицыной, пиковой дамы. Жуткое место. Неподалёку потом было здание ВЧК, где расстреливали людей. Обо всём этом тоже надо помнить.

— Кто автор сценографии в будущем спектакле?

— Я работаю с художником Александром Орловым, и мы пытаемся сделать спектакль-фантосмагорию: сумерки, блики, «темноводная Нева», как писала Анна Ахматова.

— Кто будет дирижировать на премьере?

— Все три премьерных спектакля за пультом будет Валерий Гергиев. Премьера по стечению обстоятельств пройдёт в День города. Нашего странного города.

Странные белые ночи с их желтоватым мучительным светом, неизбежно обнажающим уголки нашего подсознания. Сны, обманы и видения Петербурга. Маячащие где-то вдалеке «жолтые» окна, как написал бы Блок. Метания героев «Петербурга» Андрея Белого. Об этом режиссёр ничего не сказал, но, зная работы Алексея Степанюка, можно быть уверенным, что внимательному и чуткому зрителю будут предложены и аллюзии, и длинный-длинный ассоциативный ряд. Жестокие белые ночи мая — пожалуй, идеальное обрамление для премьеры «Пиковой дамы».

Татьяна Мамаева

реклама

вам может быть интересно

Гению романтизма посвящается Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

интервью

Раздел

опера

Театры и фестивали

Мариинский театр

Персоналии

Алексей Степанюк, Пётр Чайковский

Произведения

Пиковая дама

просмотры: 3063



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть