Чайковский. «Воспоминание о Флоренции»

String Sextet (d-moll) «Souvenir de Florence», Op. 70

Композитор
Год создания
1892
Дата премьеры
24.11.1892
Жанр
Страна
Россия
Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky

Секстет «Воспоминание о Флоренции» для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей ор.70, ре минор, в четырех частях, сочинен в июне 1890 года во Фроловском, инструментован там же в июне того же года. Переработан в ноябре-январе 1891—1892 гг. в селе Майданово. Посвящен Петербургскому обществу камерной музыки.

Секстет принадлежит в творческом наследии Чайковского к той примечательной группе сочинений, которая связана с тем, что композитор писал музыку, посвящая её местам своего пребывания, которые как-то особенно вошли в его жизнь, которые были ему сердечно дороги. Одним из таких мест была Флоренция, место, где Чайковский неоднократно бывал, где он с интересом знакомился с красотами итальянских памятников, итальянских пейзажей, где ему очень хорошо работалось. Последним пребыванием во Флоренции стала весна 1890 года, когда Чайковский в небывало короткие сроки, всего за 44 дня написал в эскизах свое любимое детище — оперу «Пиковая дама». Завершив оперу и перевернув последнюю страницу эскизов, Чайковский делает наброски и помечает: «Секстет».

Со временем выбора жанра сочинения, которое должно было быть посвящено Флоренции, в жизни Чайковского совпали и другие значительные события. Так, в ответ на избрание почетным членом Петербургского общества камерной музыки, Чайковский пишет председателю этого общества К.К.Альбрехту: «Я даю Вам положительнейшее обещание написать и посвятить обществу какое-либо произведение камерной музыки». А в середине июня 1887 года композитор сообщает тому же адресату, что обещанным сочинением будет струнный секстет. В своем письме (от 15 июня 1890 г.) он признается М.И.Чайковскому: «Пишу с невероятной натугой, меня затрудняет не недостаток мыслей, а новость формы. Нужно шесть самостоятельных и притом однородных голосов. Это невероятно трудно».

История написания секстета дает красноречивое представление о том, насколько взыскательным и требовательным был П.И.Чайковский к своему творчеству. Практически закончив уже работу над сочинением, он все еще сомневается в успешной реализации своего замысла. Создав произведение в новом для себя жанре, Чайковский стремится как можно скорее прослушать его. «Печатать я не буду до тех пор, — пишет он К.К.Альбрехту, — пока Вы с Вашей компанией его не выучите и не исправите мне все, что будет неудобно, нехорошо, незвучно... Только тогда, услышавши его в Вашем исполнении и приняв во внимание все Ваши поправки и советы, я подвергну секстет исправлению и отдам его гравировать... Ведь это мой первый опыт выйти из рамок квартета».

В ноябре 1890 года Секстет был исполнен в Петербурге у Чайковского, в номере гостиницы «Россия», в присутствии А.Глазунова, А.Лядова, Г.Лароша и других. Исполнители: К.К.Альбрехт, Ф.Н.Гильдебрандт, О.Ф.Гилле, Б.К.Гейне, А.В.Вержбилович, А.В.Кузнецов. После прослушивания Чайковский разочаровался в своем новом сочинении и тут же решил основательно переделать третью и четвертую части. Эта работа велась с большими перерывами и свое намерение автору удалось осуществить лишь в январе 1892 года. Официальная премьера состоялась 24 ноября 1892 года в четвертом собрании Петербургского отделения Русского музыкального общества. Исполнили новое сочинение — Л.Ауэр, Э.Крюгер, Ф.Гильдебрандт, С.Коргуев, А.Вержбилович, А.Кузнецов. В Петербургском обществе камерной музыки Секстет был исполнен 25 ноября 1892 г. в присутствии автора.

Весьма интересны мысли Чайковского, касающиеся некоторых вопросов, связанных с исполнением Секстета. Так, относительно трактовки медленной части композитор пишет: «Вторая часть хоть и названа мной adagio (ибо четверть здесь не скорее 58; а это, по моему, уже не Andante, и тянуть ее никоим образом не следует. Средняя часть этого adagio, там, где написано, вероятно, molto piu mosso (я не помню) должна быть исполнена с самым невероятным рррр ; она должна промелькнуть, как отдаленная зарница. Первую часть нужно играть с большим огнем и увлечением. Вторую певуче. Третью шутливо. Четвертую весело, задорно».

Переложение для фортепиано в четыре руки по желанию П.И.Чайковского было сделано Г.А.Пахульским. Партитура вышла из печати в июне 1892 года в издании П.И.Юргенсона, партии — в августе, а четырехручное переложение Г.А.Пахульского — в октябре того же года.

В первой части (Allegro con spirito) энергично-напористая, радостно оживленная главная тема уже с первых тактов определяет импульс ее развития, эмоциональный тонус. Слышатся аналогии с музыкой «Пиковой дамы», что объясняется историей создания секстета. Интересна вальсовость ритмики в лиричной, несколько «романсовой» побочной теме, на фоне «гитарного» аккомпанемента и шутливо-озорных реплик. Полный состав ансамбля звучит порой прозрачно и легко, а в динамически напряженных эпизодах достигает поистине оркестральной яркости тона.

Вторая часть — Adagio cantabile con moto, — напоминает музыку балетных Adagio Чайковского. В среднем разделе части властвуют сказочно-фантастические образы. Вторая часть — одна из самых ярких и вдохновенных страниц в камерно-инструментальном творчестве П.И.Чайковского.

Третья часть (Allegretto moderato,) отличается светлым мироощущением, игривым настроением. Средний раздел отмечен жанровостью, скерцозным характером. Задорно плясовая тема финала (Allegro vivace) пронизана безудержным весельем, радостным ликованием. Поражает широта динамических градаций — от ррр до fff.

В целом музыка секстета — это действительно воспоминание о Флоренции и обо всем том, что пережито Чайковским в этом городе.

П. Е. Вайдман


Одним из последних крупных сочинений Чайковского стал секстет для струнных инструментов «Воспоминание о Флоренции», обдумывавшийся в течение нескольких лет, но написанный в летние месяцы 1890 года (Новая окончательная редакция создана в 1892 году.). Название, данное композитором своему произведению, связано с отголосками итальянских впечатлений в музыке секстета, которые слышатся в плавной кантиленной теме побочной партии первой части и особенно в сладостной певучести Adagio с широко и свободно льющейся первой темой на фоне ритмически размеренных аккордов pizzicato, напоминающих звуки мандолины или гитары. «Итальянским» первым двум частям противопоставлено русское скерцо бойкого плясового характера.

В секстете блестяще проявилось высокое полифоническое мастерство Чайковского. Изложение насыщено разнообразными приемами имитационной и контрастной полифонии, достигающими особой концентрации в динамичном финале. Связующая партия экспозиции изложена в виде шестиголосного фугато, а первая половина репризы представляет собой двойную фугу, в которой соединяются темы главной и связующей партий. Первая тема экспонирована трехголосно с унисонным удвоением каждого голоса, но в дальнейшем все шесть голосов приобретают самостоятельное значение, образуя сложную сеть имитационных сплетений.

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

Бах. Страсти по Иоанну Вокально-симфонические

Публикации

Словарные статьи

Секстет 12.01.2011 в 14:47

рекомендуем

смотрите также

Реклама