Чайковский. Вариации на тему рококо

Variations on a Rococo Theme, Op. 33

Портрет Чайковского кисти Николая Кузнецова, 1893 год

Более скромным по масштабу, чем Скрипичный концерт, но тонким и привлекательным произведением концертного типа являются «Вариации на тему рококо» (1876) для виолончели с оркестром. Условность названия, данного композитором своему сочинению, уже отмечалась много раз: простая безыскусственная тема вариаций мало напоминает жеманную манерность стиля рококо, сочетая типично русскую напевность с моцартовской ясностью и чистотой рисунка. В ходе дальнейшего развития она подвергается ряду свободных преобразований и изменяет свой характер: собственно вариационные приемы развития соединяются с разработочными; используя отдельные обороты, композитор создает подобие законченных по характеру пьес.

Две медленные певучие вариации вносят выразительный контраст и способствуют структурному расчленению цикла. Особенно выделяется задушевно элегическая ре-минорная вариация (Эта вариация занимает разное место в двух известных версиях произведения: первоначальной авторской и той, в которой оно было издано в 1878 году под редакцией первого его исполнителя В. Ф. Фитценхагена. Помимо некоторых редакционных изменений в партии виолончели Фитценхаген изменил порядок вариаций (в частности, упомянутая ре-минорная вариация, находившаяся на третьем месте, стала шестой, предпоследней), а одну из них совсем исключил. В этом виде «Вариации на тему рококо» вошли в исполнительский репертуар. Но в 40-х годах 20-го столетия некоторые музыканты стали настаивать на возвращении к первоначальному авторскому тексту. Возникшая в связи с этим печатная полемика обстоятельно рассматривается в книге Л. Н. Раабена «Скрипичные и виолончельные произведения П. И. Чайковского», М., 1958.), в которой легко ощутима близость к интонациям городской лирической песни-романса XIX века.

Благородство выражения, простота и изящество наряду с развитым виртуозным началом, предоставляющим солисту благодарные возможности для демонстрации своих исполнительских данных — таковы качества этого сочинения, ставшего одним из популярнейших образцов виолончельной концертной литературы.

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

Шуман. Симфония No. 2 Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Пётр Чайковский

Год создания

1876

Дата премьеры

30.11.1877

Жанр

концертные

Страна

Россия

просмотры: 8450
добавлено: 05.04.2014



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть