Чайковский. Фортепианный концерт No. 2

Piano Concerto No. 2 (G-dur), Op. 44

Портрет Чайковского кисти Николая Кузнецова, 1893 год

Написанный с большим виртуозным размахом, монументальный по форме Второй фортепианный концерт (1880) уступает, однако, Первому в смысле свежести и выразительности тематического материала, что и послужило, по-видимому, причиной относительно меньшей его популярности. Не свободен он также от некоторых длиннот и повторений (Вначале увлеченный новым произведением Чайковский признавал позже ряд допущенных им «крупнейших промахов». При подготовке к новому изданию концерта в 1893 году он согласился с некоторыми из предложенных А. И. Зилоти сокращений, но возражал против других, которые, по его мнению, нарушали ясность и логичность формы. Тем не менее все они были осуществлены в издании, вышедшем уже после смерти композитора, и именно эта редакция вошла в исполнительскую практику.). Но если рассматривать этот концерт вне сравнения с предыдущим, то нельзя не признать несомненных его достоинств как блестящего, эффектного произведения, представляющего благодарные возможности для демонстрации виртуозного мастерства исполнителя.

Ряд интересных находок содержит он в области формы. Так, сольная каденция перенесена с конца в середину сонатного Allegro. Она занимает всю вторую половину разработки и тем самым превращается из блестящего виртуозного отступления в органически неотъемлемый элемент общей композиции (Этого же принципа придерживается композитор в своем Третьем фортепианном и Скрипичном концертах.). Именно на этот раздел приходится главная, центральная кульминация первой части.

В светлом лирическом Andante non troppo, составляющем вторую часть концерта, наряду с фортепиано в качестве солирующих инструментов участвуют скрипка и виолончель, выступающие большей частью вместе, образуя красивый певучий дуэт, поддерживаемый легким прозрачным звучанием оркестра. Временами изложение приобретает почти камерный характер.

Завершается концерт несколько «шуманизированным» стремительным финалом карнавального характера, основанным на трех ритмически острых и бойких темах, которые не подвергаются широкой разработке, а лишь несколько варьируются, изменяют свою тональную и тембровую окраску при повторении.

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

Моцарт. Реквием Вокально-симфонические

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Пётр Чайковский

Год создания

1880

Дата премьеры

12.11.1881

Жанр

концертные

Страна

Россия

просмотры: 6486
добавлено: 05.04.2014



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть