Чайковский. Струнный квартет No. 3

String Quartet No. 3 (es-moll), Op. 30

Пётр Ильич Чайковский

Третий квартет, написанный под впечатлением преждевременной смерти известного чешского скрипача Фердинанда Лауба, бывшего в течение ряда лет профессором Московской консерватории и активным участником концертной жизни Москвы, явился данью памяти высоко ценимому Чайковским талантливому музыканту, с которым его связывали тесные артистические и дружеские отношения. Композитор выразил в своем произведении не только печаль утраты, но и более общие мысли о жизни и смерти, волновавшие его на протяжении всего творческого пути. Скорбно элегические настроения сочетаются в квартете с бурным протестующим драматизмом и сурово трагическими мрачными образами, в которых слышится что-то грозно роковое и неотвратимое.

Первая часть, драматическое Allegro moderato с ритмически упругой динамичной главной и мягкой, лиричной, но постепенно наделяемой все более экспрессивными акцентами побочной партией, обрамляется медленными вступлением и заключением, в которых выразительная печально-задумчивая мелодия сопровождается ровными размеренными аккордами,

вызывая представление о торжественно неторопливом траурном шествии.

Сравнительно краткое, быстро и стремительно проносящееся Allegretto scherzando с его прерывистым ритмическим движением, неожиданными динамическими контрастами проникнуто беспокойным, тревожным настроением. Настойчиво повторяющиеся в среднем его разделе ламентозные интонации перекликаются с крайними обрамляющими построениями первой части.

Центральное по значению место в квартете занимает замечательное Andante funebre e doloroso, в котором трагический конфликт жизни и смерти выражен с предельной ясностью и остротой. Воодушевленно-лирическому среднему эпизоду трехчастной формы с темой широкого мелодического диапазона, свободно изливающейся из «вершины-источника», противопоставлены крайние разделы, окрашенные в темные сумрачные тона. Четко скандированное мерное аккордовое движение с заключительным построением в духе заупокойного речитирования

вызывает вполне определенные конкретные ассоциации: похоронная процессия, панихида.

Энергичный финал в форме рондо-сонаты с несколько шуманизированной остро ритмованной второй темой служит жизнеутверждающим контрастом предыдущим частям. Но перед стремительной кодой наступает короткий момент раздумья; как отдаленный отголосок слышатся гармонии траурно-элегического вступления к первой части, и тем самым устанавливается связь между крайними точками музыкального развития.

Написав Третий квартет в 1876 году, Чайковский более не обращался к этому роду произведений. Рамки ансамбля, состоящего из четырех однородных по характеру звучания инструментов, были, по-видимому, для него тесны. Композитор-симфонист по преимуществу, мысливший крупными масштабами, он нуждался для воплощения своих замыслов в оркестре с его разнообразием красок, широким диапазоном динамических градаций, возможностью сопоставления больших звуковых масс. Уже в последнем квартете порой ощущается недостаточность средств, находившихся в распоряжении композитора, и необходимость более ярко выраженных тембровых контрастов.

Ю. Келдыш

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Пётр Чайковский

Год создания

1876

Дата премьеры

30.03.1876

Жанр

камерные и инструментальные

Страна

Россия

просмотры: 4647
добавлено: 06.04.2014



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть