Чайковский. Струнный квартет No. 3

String Quartet No. 3 (es-moll), Op. 30

Пётр Ильич Чайковский

Третий квартет, написанный под впечатлением преждевременной смерти известного чешского скрипача Фердинанда Лауба, бывшего в течение ряда лет профессором Московской консерватории и активным участником концертной жизни Москвы, явился данью памяти высоко ценимому Чайковским талантливому музыканту, с которым его связывали тесные артистические и дружеские отношения. Композитор выразил в своем произведении не только печаль утраты, но и более общие мысли о жизни и смерти, волновавшие его на протяжении всего творческого пути. Скорбно элегические настроения сочетаются в квартете с бурным протестующим драматизмом и сурово трагическими мрачными образами, в которых слышится что-то грозно роковое и неотвратимое.

Первая часть, драматическое Allegro moderato с ритмически упругой динамичной главной и мягкой, лиричной, но постепенно наделяемой все более экспрессивными акцентами побочной партией, обрамляется медленными вступлением и заключением, в которых выразительная печально-задумчивая мелодия сопровождается ровными размеренными аккордами,

вызывая представление о торжественно неторопливом траурном шествии.

Сравнительно краткое, быстро и стремительно проносящееся Allegretto scherzando с его прерывистым ритмическим движением, неожиданными динамическими контрастами проникнуто беспокойным, тревожным настроением. Настойчиво повторяющиеся в среднем его разделе ламентозные интонации перекликаются с крайними обрамляющими построениями первой части.

Центральное по значению место в квартете занимает замечательное Andante funebre e doloroso, в котором трагический конфликт жизни и смерти выражен с предельной ясностью и остротой. Воодушевленно-лирическому среднему эпизоду трехчастной формы с темой широкого мелодического диапазона, свободно изливающейся из «вершины-источника», противопоставлены крайние разделы, окрашенные в темные сумрачные тона. Четко скандированное мерное аккордовое движение с заключительным построением в духе заупокойного речитирования

вызывает вполне определенные конкретные ассоциации: похоронная процессия, панихида.

Энергичный финал в форме рондо-сонаты с несколько шуманизированной остро ритмованной второй темой служит жизнеутверждающим контрастом предыдущим частям. Но перед стремительной кодой наступает короткий момент раздумья; как отдаленный отголосок слышатся гармонии траурно-элегического вступления к первой части, и тем самым устанавливается связь между крайними точками музыкального развития.

Написав Третий квартет в 1876 году, Чайковский более не обращался к этому роду произведений. Рамки ансамбля, состоящего из четырех однородных по характеру звучания инструментов, были, по-видимому, для него тесны. Композитор-симфонист по преимуществу, мысливший крупными масштабами, он нуждался для воплощения своих замыслов в оркестре с его разнообразием красок, широким диапазоном динамических градаций, возможностью сопоставления больших звуковых масс. Уже в последнем квартете порой ощущается недостаточность средств, находившихся в распоряжении композитора, и необходимость более ярко выраженных тембровых контрастов.

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

Чайковский. «Буря» Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Пётр Чайковский

Год создания

1876

Дата премьеры

30.03.1876

Жанр

камерные и инструментальные

Страна

Россия

просмотры: 4101
добавлено: 06.04.2014



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть