Чайковский. Струнный квартет No. 3

String Quartet No. 3 (es-moll), Op. 30

Композитор
Год создания
1876
Дата премьеры
30.03.1876
Жанр
Страна
Россия
Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky

В январе 1876 г., находясь во Франции, Петр Ильич Чайковский приступил к работе над Струнным квартетом № 3 ми-бемоль минор, и в феврале произведение было завершено. Композитор посвятил его памяти своего друга Фердинанда Лауба, безвременно ушедшего из жизни в 1875 г., и в этом своеобразном «музыкальном памятнике» выразилась боль утраты. Из всех квартетов Чайковского Третий квартет наиболее драматичен и отличается наибольшим единством мысли. В нем воплощена вечная идея противоборства жизни и смерти, которая впоследствии получит наиболее полное выражение в Шестой симфонии.

Часть первая – Andante sostenuto – Allegro moderato – открывается скорбным вступлением. Тональность ми-бемоль минор сама по себе располагает к воплощению подобных образов, а на струнных инструментах она, к тому же, делает невозможным использование открытых струн с их звонким тембром, и это делает звучание приглушенным. Формально Andante sostenuto входит в состав первой части, но это относительно обособленный раздел со своей формой и кульминацией. Драматургия последующего Allegro основывается не на противопоставлении главной и побочной партий, а на внутренней конфликтности каждой из них. В главной партии активному, действенному четырехтактовому построению отвечает фраза лирического характера. Побочная партия, напротив, начинается как светлая лирическая тема, но по мере изложения в ней появляются драматические интонации. В обеих партиях присутствует триольный мотив, который в дальнейшем развитии будет иметь важное значение. В разработке сталкиваются и объединяются мотивы обеих тем – композитор избирает наиболее активные из них, поэтому музыкальное развитие приобретает особую напряженность. Реприза динамизирована и расширена. В конце первой части возвращается музыкальный материал вступления.

Вторая часть – Allegretto vivo e scherzando – это скерцо, легкое и стремительное, но с оттенком гротеска: неожиданные динамические эффекты, синкопы, перебрасывание мелодии от одного инструмента к другому. Контраст вносит грациозная тема среднего раздела.

Третья часть – Andante funebre e doloroso ma con moto – написана в характере похоронного марша, она являет собою средоточие трагического настроения Квартета. И в тональном, и в смысловом отношении она перекликается с мрачным вступлением к первой части. Скорбный характер первой темы усиливается приглушенным, холодным звучанием скрипки с сурдиной, диссонирующими аккордами с секундовыми созвучиями наверху. Затем возникает некое подобие заупокойной церковной службы: безжизненный четырехголосный хорал с последующей монотонной речитацией скрипки на одном звуке. Общего скорбного настроя третьей части не нарушает даже мажорная вторая тема – не случайно она снабжена указанием con dolore (со скорбью).

Трагизм квартета, достигнув кульминации в третьей части, отступает в четвертой – Finale: Allegro non troppo e risoluto, уступая место жанрово-танцевальным образам. Примечательно, что интонационно финал не связан с предыдущими частями – тем самым подчеркивается образное противопоставление. Плясовые мотивы в сочетании с квартовыми и квинтовыми призывными мотивами создают картину народного праздника, предвосхищая финал Четвертой симфонии. Четвертая часть поражает мощностью звучания, какой, казалось бы, трудно ожидать от маленького струнного ансамбля. Композитор расширяет рамки камерного жанра, придавая музыкальному развитию симфонический размах.

Сам Петр Ильич Чайковский остался недоволен результатом своего творчества – ему казалось, что он «исписался» и уже не сможет создать ничего нового. Критически отзывались о квартете и некоторые современники – например, Цезарь Антонович Кюи упрекал композитора в «крайней неразборчивости в выборе тем», в недостаточной оригинальности мелодий, отмечая, что темы «благозвучны, но не глубоки». Но даже в этом – далеко не самом доброжелательном – отзыве отмечается «мастерство разработки, прелесть гармонизации и инструментовки». В целом произведение было благосклонно принято публикой и музыкальными критиками. В рецензиях оно характеризовалось как «превосходное, вдохновенное сочинение, вполне достойное имени его автора», отмечалась симфоничность стиля. Квартет с успехом был исполнен в Московской консерватории в марте 1876 г.: «Во время анданте многие, говорят, плакали. Если это так, то торжество большое», – замечает автор. В октябре того же года состоялась петербургская премьера, а начиная с 1880 г. Квартет исполняется за границей – он звучал в Париже, в Лейпциге, в Нью-Йорке. Высоко оценил его Ганс фон Бюлов, отмечая «свежесть, силу, глубину и оригинальность». Но, хотя успех Третьего квартета возрастал от исполнения к исполнению, Чайковский ценил его меньше, чем Второй.


Третий квартет, написанный под впечатлением преждевременной смерти известного чешского скрипача Фердинанда Лауба, бывшего в течение ряда лет профессором Московской консерватории и активным участником концертной жизни Москвы, явился данью памяти высоко ценимому Чайковским талантливому музыканту, с которым его связывали тесные артистические и дружеские отношения. Композитор выразил в своем произведении не только печаль утраты, но и более общие мысли о жизни и смерти, волновавшие его на протяжении всего творческого пути. Скорбно элегические настроения сочетаются в квартете с бурным протестующим драматизмом и сурово трагическими мрачными образами, в которых слышится что-то грозно роковое и неотвратимое.

Первая часть, драматическое Allegro moderato с ритмически упругой динамичной главной и мягкой, лиричной, но постепенно наделяемой все более экспрессивными акцентами побочной партией, обрамляется медленными вступлением и заключением, в которых выразительная печально-задумчивая мелодия сопровождается ровными размеренными аккордами,

вызывая представление о торжественно неторопливом траурном шествии.

Сравнительно краткое, быстро и стремительно проносящееся Allegretto scherzando с его прерывистым ритмическим движением, неожиданными динамическими контрастами проникнуто беспокойным, тревожным настроением. Настойчиво повторяющиеся в среднем его разделе ламентозные интонации перекликаются с крайними обрамляющими построениями первой части.

Центральное по значению место в квартете занимает замечательное Andante funebre e doloroso, в котором трагический конфликт жизни и смерти выражен с предельной ясностью и остротой. Воодушевленно-лирическому среднему эпизоду трехчастной формы с темой широкого мелодического диапазона, свободно изливающейся из «вершины-источника», противопоставлены крайние разделы, окрашенные в темные сумрачные тона. Четко скандированное мерное аккордовое движение с заключительным построением в духе заупокойного речитирования

вызывает вполне определенные конкретные ассоциации: похоронная процессия, панихида.

Энергичный финал в форме рондо-сонаты с несколько шуманизированной остро ритмованной второй темой служит жизнеутверждающим контрастом предыдущим частям. Но перед стремительной кодой наступает короткий момент раздумья; как отдаленный отголосок слышатся гармонии траурно-элегического вступления к первой части, и тем самым устанавливается связь между крайними точками музыкального развития.

Написав Третий квартет в 1876 году, Чайковский более не обращался к этому роду произведений. Рамки ансамбля, состоящего из четырех однородных по характеру звучания инструментов, были, по-видимому, для него тесны. Композитор-симфонист по преимуществу, мысливший крупными масштабами, он нуждался для воплощения своих замыслов в оркестре с его разнообразием красок, широким диапазоном динамических градаций, возможностью сопоставления больших звуковых масс. Уже в последнем квартете порой ощущается недостаточность средств, находившихся в распоряжении композитора, и необходимость более ярко выраженных тембровых контрастов.

Ю. Келдыш

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама