Чайковский. Большая соната для фортепиано соль мажор

Grand Piano Sonata (G-dur), Op. 37a

Портрет Чайковского кисти Николая Кузнецова, 1893 год

Самое крупное и значительное по широте и содержательности замысла из сольных фортепианных произведений Чайковского — Большая соната соль мажор, написанная в 1878 году. Если не считать еще во многом незрелой до-диез-минорной сонаты, созданной в консерваторские годы и ни разу при жизни композитора не исполнявшейся (издана посмертно под редакцией Танеева), то это единственный в его творчестве образец данного жанра. Монументальность формы и блестящая декоративная манера фортепианного письма сближают сонату с произведениями концертного жанра. Ее можно было бы назвать, подобно тому как Шуман озаглавил одну из своих сонат, «Концертом без оркестра».

Печать шумановского влияния лежит и на общем романтически приподнятом характере этого произведения, а порой даже и на отдельных его музыкальных оборотах. Широко развернутая первая часть сонаты основана на контрасте мужественной «флорестановской» главной и нежно женственной мечтательной побочной партий. Контрастные элементы сопоставлены и внутри отдельных тематических групп: главная партия изложена в трехчастной форме с торжественно звучащими мощными аккордовыми последованиями в крайних разделах и страстно взволнованной серединой. В целом, однако, господствуют светлые утверждающие тона.

Вторая часть, задумчивое поэтичное Andante, проникнута глубоким, сосредоточенным лирическим чувством. «Скорбная дума», «стон и мольба о покое и о забвении» — так характеризует ее содержание Асафьев. Эти определения могут быть отнесены к теме крайних разделов трехчастной формы с ее настойчиво повторяющейся «стонущей» малосекундовой интонацией. Некоторое оживление вносит более подвижная и светлая по колориту середина, однако варьированная и расширенная реприза с ярким, но быстро угасающим драматическим взрывом, а затем тихая печальная кода возвращают к первоначальному настроению скорбной резиньяции.

Стремительное моторное скерцо с остроумными ритмическими перебоями и размашистый, хотя несколько пестрый финал, быть может, уступают двум первым частям по качеству материала. Но в целом соната — яркое увлекательное произведение, по содержательности музыки, богатству и сочности красок достойное занять одно из самых выдающихся мест в русской фортепианной литературе XIX века.

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Пётр Чайковский

Год создания

1878

Жанр

фортепианные

Страна

Россия

просмотры: 6272
добавлено: 08.04.2014



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть