Опера Чайковского «Черевички»

Cherevichki

Композитор
Дата премьеры
19.01.1887
Жанр
Страна
Россия

Комико-фантастическая опера в 4 действиях. Либретто по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» написано Я. Полонским.
Первое представление оперы (под названием «Кузнец Вакула») состоялось 24 ноября 1876 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. После переработки исполнена под новым названием «Черевички» 19 января 1887 года в Москве на сцене Большого театра; дирижер П. И. Чайковский.

Действующие лица:

  • Вакула, кузнец (тенор)
  • Солоха, мать Вакулы, ведьма (меццо-сопрано)
  • Бес из пекла, фантастическое лицо (баритон)
  • Чуб, пожилой казак (бас)
  • Оксана, дочь Чуба (сопрано)
  • Пан Голова, кум Чуба (бас)
  • Панас, кум Чуба (тенор)
  • Школьный учитель, из бурсаков (тенор)
  • Светлейший (баритон)
  • Церемониймейстер (бас)
  • Дежурный (тенор)
  • Старый запорожец (бас)
  • Леший (баритон)
  • Парубки, девчата, старики и старухи, гусляры, русалки, эхо, духи, придворные дамы и кавалеры, запорожцы и другие

Действие происходит в Диканьке на Украине и в Петербурге в конце XVIII века.

Первое действие

Пётр Чайковский (Pyotr Tchaikovsky)

Первая картина. Канун рождества. В ясный зимний вечер вышла на пустынную улицу Диканьки мать кузнеца Вакулы — Солоха. По дородной вдове уже давно вздыхают богатый казак Чуб, Школьный учитель, Голова. Но на этот раз у Солохи не совсем обычное свидание: за ней ухаживает не кто иной, как Бес из пекла. Дело быстро идет на лад, и друзья сговариваются вместе прогулять ночку. У Беса — свои счеты с Вакулой: кузнец намалевал его в церкви в самом неприглядном виде. Догадливый Бес поднимает вьюгу, чтобы помешать встрече Вакулы с дочкой Чуба, пригожей Оксаной. Следуя за летящей верхом на помеле Солохой, Бес крадет по дороге месяц. Во внезапной тьме, среди крутящихся снежных вихрей появляются Чуб с приятелем. Они безуспешно ищут дорогу и направляются, наконец, на огонек щинка.

Вторая картина. Оксана у себя в хате наряжается, ожидая подруг. Входит Вакула. Неласково встречает его капризная красавица. Ей весело испытывать свою власть над статным кузнецом, доводить его до отчаяния и вдруг утешить словно невзначай кинутым ласковым словом. Для Вакулы же Оксана — самое дорогое существо на свете, за нее ему и жизнь отдать не жаль. Оксана не хочет слушать признания кузнеца. Чтобы подразнить его, девушка убегает. Только скрылась она в другой комнате, как является сильно подвыпивший Чуб. Не узнав хозяина дома, кузнец выгоняет его, и растерявшийся Чуб уходит, решив, что спьяна попал не в свою хату. Возвращается Оксана. Еще никогда не шутила она с Вакулой так зло. Только приход колядующих девушек и парубков прерывает ее недобрую игру. Но стоило Вакуле уйти, как жалость и невольный страх потерять его берут верх в душе Оксаны. И девушка сама не понимает себя: «люблю его, а мучу...»

Второе действие

Первая картина. Длится все та же ночь перед рождеством. Один за другим являются к Солохе ее поклонники — Бес, Голова, Школьный учитель из бурсаков и, наконец, Чуб. Каждый раз объяснение в любви прерывается появлением нового гостя, и Солоха вынуждена прятать незадачливых поклонников в мешки. Входит Вакула. Горько пожаловавшись на свою участь, он перекидывает мешки через плечо и рассеянно выносит их из хаты.

Вторая картина. Девушки и парни колядуют на улице. Среди них и Оксана. Веселье, шутки, смех. Появляется Вакула с мешками. Шаловливая Оксана при всех обещает выйти за кузнеца замуж, если он подарит ей такие же черевички, какие носит сама царица. Потрясенный насмешкой, Вакула кладет наземь тяжелые мешки и убегает, чтобы никогда больше не возвращаться. Из мешков, к общему изумлению, вылезают один за другим поклонники Солохи, полные негодования на коварную вдову.

Третье действие

Первая картина. Берег занесенной снегом речки, куда пришел топиться в проруби кузнец. Из последнего мешка, захваченного им с собою, выскальзывает Бес, решивший, что теперь Вакула в его руках. Но сметливый кузнец одерживает верх над недалеким Бесом. Оседлав его, он приказывает везти себя в Петербург, за царицыными черевичками.

Оркестровый эпизод между первой и второй картинами рисует фантастическую воздушную скачку Вакулы верхом на Бесе.

Вторая картина. Приемная во дворце. При содействии Беса Вакуле удается войти в доверие к посланцам от запорожского войска, ожидающим приема у Светлейшего (князя Потемкина). Они берут Вакулу с собой.

Третья картина. Пышный дворцовый зал. Торжественное шествие. Светлейший возвещает о новой славной победе русского оружия. На радостях Вакула выпрашивает для своей жинки черевички, какие носит сама царица, и пускается в обратный путь.

Четвертое действие

Утро в Диканьке. Народ толпится у опустелой кузницы. Плачут-причитают Солоха и Оксана по сыне и милом дружке, безвестно сгинувшем в эту ночь. Оксана всей душой полюбила кузнеца. Неожиданное появление Вакулы делает ее счастливой. И без черевичек готова она выйти за него замуж.

Чуб принимает сватовство кузнеца и мирится с ним. Народ славит Вакулу с Оксаной и желает им счастья на долгие годы.


История создания

В 1870 году дирекция Петербургского русского музыкального общества заказала А. Н. Серову оперу на сюжет «Ночи перед рождеством» Гоголя. Ввиду внезапной смерти композитора (1871) был объявлен конкурс имени Серова на сочинение названной оперы на либретто известного поэта Я. П. Полонского (1819—1898). Чайковский принял в конкурсе участие. Опера под названием «Кузнец Вакула» писалась с увлечением и через три месяца была закончена. В 1874 году жюри в составе крупнейших композиторов и авторитетных музыкантов — Н. А. Римского-Корсакова, Э. Ф. Направника, А. Г. Рубинштейна единогласно решило присудить Чайковскому сразу две премии — первую и вторую. Поставленная на сцене петербургского Мариинского театра 24 ноября (6 декабря) 1876 года, опера была тепло принята публикой. Однако требовательный к себе композитор спустя десять лет переработал ее и переименовал в «Черевички». Вторая редакция была дополнена новыми сценами, более развитыми стали музыкальные характеристики героев. Премьера, состоявшаяся в московском Большом театре 19 (31) января 1887 года, упрочила успех произведения. Дирижировал «Черевичками» автор, впервые вставший за дирижерский пульт. Интерес к произведениям Гоголя Чайковский испытывал на протяжении всей своей жизни, однако «Черевички» остались единственной его «гоголевской» оперой. На основе повести, поэтично рисующей жизнь украинского народа («Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в свет в 1831—1832 годах), Полонский написал удачное, по словам композитора, либретто, в котором значительно усилил лирическую линию, связанную с Оксаной и Вакулой, развил сцены Солохи с Бесом, местами же сохранил подлинный гоголевский текст.

Музыка

«Черевички» носят подзаголовок — «комико-фантастическая опера». На фоне красочных образов украинской природы и народного быта в ней развертывается трогательная история Оксаны и Вакулы. Эта история рассказана композитором с задушевным лиризмом и тонким юмором. «Черевички» — одна из немногих опер Чайковского, главные герои которой простые люди из народа и где большое место отведено бытовым сценам.

В увертюре даны музыкальные характеристики представителей реального и фантастического мира.

Первая картина первого акта открывается песней Солохи «Ой, как светит месяц», в которой лирическое созерцание сменяется оживленной, бойкой пляской. Искрящаяся юмором сцена сговора Солохи с Бесом пронизана острыми танцевальными ритмами; ее вершиной является дуэт Солохи и Беса «Оседлаю помело», выдержанный в движении неистового галопа. Ария Беса «Гей вы, ветры буйные» напоминает таинственные древние заклинания. Картина завершается симфоническим эпизодом бури.

Задумчивое ариозо Оксаны в начале второй картины «Цвела яблонька в садочке» (подлинная народная украинская мелодия) передает изменчивые настроения девушки: задушевное обращение к портрету покойной матери сменяется лукавым кокетством. Признание Вакулы «О, что мне мать, что мне отец», полное любви и нежности, говорит о его решительности. Дуэт — ссора Оксаны и Вакулы — развертывается на фоне хора колядующих.

В первой картине второго акта в сцене Солохи с поклонниками каждый получает рельефную музыкальную характеристику (гопак у Беса, важные и степенные мелодии у Головы, церковные напевы у Школьного учителя, любовные мелодии у Солохи и Чуба). Нарочитая серьезность квинтета перепуганных гостей усиливает комизм положения. Контрастно звучит горестно тоскливое ариозо Вакулы «Ах, мне опостыл и дом родимый».

Сочной народной сценой начинается вторая картина. В основе хора — народная обрядовая песня-колядка; в средней части хора — лирическая песня, протяжная и задумчивая, контрастирующая с веселой пляской. Оркестр имитирует наигрыши народных инструментов. Песня Оксаны «Черевички невелички» проникнута задором и юношеским огнем. Картина завершается острой комедийной сценой (появление Головы, Школьного учителя и Чуба из мешков).

Оркестровое вступление к первой картине третьего акта рисует поэтичный зимний пейзаж. Ария-песня Вакулы «Слышит ли, девица, сердце твое» — трогательная, полная глубокого чувства дума. Музыка полета Вакулы и Беса использует мотив дуэта Беса и Солохи «Оседлаю помело» из первого акта.

В центре второй картины — хор запорожцев.

В третьей картине блестящий полонез и изящный менуэт в духе музыки XVIII века воссоздает обстановку придворного бала. Венчают картину русский танец и пляска запорожцев, напоминающая украинский казачок.

Четвертый акт начинается горестным плачем Солохи и Оксаны, близким к народным причитаниям. Жизнерадостный заключительный хор написан в характере светлой народной песни.

М. Друскин


Еще до постановки «Опричника» композитор начинает думать о следующей опере — «Кузнец Вакула» по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (либретто Я. П. Полонского) (Как известно, либретто предназначалось первоначально для А. Н. Серова. В начале 1874 года РМО объявило конкурс на написание оперы на этот текст. Первая и единственная премия была присуждена Чайковскому.), увлекшей его поэтичностью изображения народного быта, мягким незлобивым юмором в обрисовке простых людей из народа, сочетанием яркого жанрового колорита с наивной простодушной фантастикой, наконец, тем полным светлого воодушевления «лирическим разгулом», который находил в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Белинский. Написанная с необычайной быстротой, «на одном дыхании» (июнь — август 1874 года), опера оставалась всегда одним из любимейших автором произведений.

Для Чайковского, часто бывавшего на Украине, хорошо знавшего и любившего ее природу, быт, народные песни и игры, привлекательной была возможность широкого использования в опере элементов украинского фольклора. Музыка «Кузнеца Вакулы» насыщена песенными интонациями и ритмами народных плясок, нередко вызывая прямые непосредственные ассоциации с теми или иными образцами народного украинского творчества. Таковы и большие красочные народные картины (среди которых особенно выделяются сцена колядования и веселых игр молодежи во второй картине второго действия, а также хор кобзарей, славящих жениха и невесту, в финале оперы), и многие моменты в партиях отдельных действующих лиц. Вместе с тем Чайковский редко прибегает к «цитатному» использованию фольклорных образцов. Украинский исследователь отмечает только два таких примера: песня Солохи «Ой, как светит месяц ясный», основанная на лирической женской песне «Ой, колись були ярii пшениченьм, а тепер облоги» в городском варианте и заключительный славильный хор, в основу которого положена мелодия свадебной песни «Та не бiйся матiнко». Однако композитор не придерживается строго народного образца и свободно обращается с заимствованными мелодиями, внося в них мелодические и ритмические коррективы, порой довольно существенно изменяющие характер оригинала. Так, задушевно-лирическая мелодия свадебной песни в финальном хоре приобретает благодаря подобной «ретуши» торжественное эпическое звучание.

Чайковскому было чуждо всякое стилизаторство: слышанное и усвоенное становилось его личным творческим достоянием. Характерные народные обороты настолько органично входят в интонационный строй оперы, что выделить их из общего комплекса элементов, формирующих индивидуально своеобразную манеру высказывания композитора, бывает затруднительно. С этой точки зрения «Кузнец Вакула» значительно зрелее и стилистически выдержаннее «Воеводы» и «Опричника», в которых порой ощущается известная языковая разнородность.

Автора «Вакулы» упрекали в том, что он излишне «осерьезил» музыку оперы и придал веселому комическому сюжету элегически «ноющий» (За исключением Солохи и Беса все ноют: и Оксана, и Вакула, и Чуб, и Голова, и Дьяк.) характер. Ларош, высоко оценивший богатство оркестровых красок, мелодическую красоту и изящество вокальных партий в «Кузнеце Вакуле», вместе с тем находил, что композитор «слишком принял к сердцу судьбы и чувства действующих лиц», что его безудержный «лирический энтузиазм» «мешает зрителю смеяться над забавными фигурами, изображенными на сцене».

Упреки в отсутствии комизма и веселости в музыке «Кузнеца Вакулы» вряд ли можно считать справедливыми. Опера содержит ряд метко и удачно обрисованных комических эпизодов: например, сцены Солохи и ее неудачливых поклонников в первой картине второго действия (Римский-Корсаков в письме к Чайковскому отмечал эту сцену как одну из наиболее удачных в опере.). Каждый из них получает образную музыкальную характеристику: важный, степенный Голова обрисован с помощью медлительно развертывающейся иронически-торжественной темы в октавном движении кларнетов и фаготов, в теме Дьяка (по требованию цензуры переименованного в Школьного учителя) остроумно пародируется гнусавое клиросное чтение. Комедийный элемент ярко выражен и в партиях Солохи и Беса с их бойкими плясовыми мелодиями народного склада.

Но особенно любовно и тщательно выписаны Чайковским образы двух молодых героев Оксаны и Вакулы, судьба которых искренно волновала композитора и принималась им близко к сердцу. Партии этих главных действующих лиц, насыщенные широким лирическим мелодизмом, содержат ряд выразительных эпизодов песенно-ариозного типа, в которых слышатся обороты, близкие украинской народной песенности. Оксана наиболее полно охарактеризована в большой арии из второй картины первого действия. Контраст двух разделов арии — задумчивого Andante sostenuto («Цвела яблонька в садочке...») с его мягкой ладовой переливчатостью, тонкими сменами мажорной и минорной окраски, и светлого радостного Allegro giusto («Нет, нет, нет, люди правду говорят...») — передает быструю и легкую смену настроения у юной своевольной красавицы. Дальнейшее развитие образа дано в диалогических сценах с Вакулой и в картине предрождественского гулянья, где Оксана запевает веселую задорную песню о черевичках, подхватываемую хором. Мелодика лирического песенного характера преобладает и в партии Вакулы.

Особый колорит опере Чайковского придает именно тесное переплетение серьезного и смешного, комического и трогательного, реального бытового и фантастического. Порой грань между этими элементами почти исчезает. Солоха — ведьма, общающаяся с нечистой силой, и в то же время простая деревенская баба, бойкая, разбитная, но не лишенная доброго материнского чувства. В начале последней картины она вместе с Оксаной причитает по исчезнувшему Вакуле, которого считает погибшим. Такая же обыденная фигура и Бес, в котором нет ничего сатанинского или демонического: «скорее, — замечает Асафьев, — он веселая маска из народной импровизированной комедии, „влюбленный скоморох“, которому не везет в его похождениях». Поэтому в его партии вполне уместны и буффонная скороговорка, и народные плясовые ритмы в духе гопака. Римского-Корсакова не удовлетворила сцена полета Беса с Солохой, музыка которой основана на теме подобного рода. Но в данном случае Чайковский остается верен Гоголю, который в веселом шутливом тоне описывает, как Бес хватает месяц и прячет его в карман, продолжая нашептывать своей спутнице «то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».

Действие оперы развертывается на фоне ярких картин зимней природы. С замечательным оркестрово-колористическим мастерством написана симфоническая картина метели, основанная на широкой эпической теме заклинания Беса («Гей вы, ветры буйные»). Ларош отмечал «поэтическое искусство», с которым композитор передает ощущение стужи в сцене на берегу Днепра, куда приходит Вакула, отчаявшись завоевать сердце гордой дивчины. Уныло однообразные причитальные интонации хора русалок, сопровождаемые холодным звучанием деревянных духовых, вызывают ощущение жуткой мертвенной застылости (Этой картиной либреттист Я. П. Полонский заменил комическую сцену встречи Вакулы с Пацюком.).

Вопреки ожиданиям композитора постановка «Кузнеца Вакулы» в Мариинском театре в 1875 году успеха не имела. Размышляя о причинах холодного приема оперы публикой, Чайковский писал Танееву: «...в неуспехе оперы виноват я. Она слишком загружена подробностями, слишком густо инструментована, слишком бедна голосовыми эффектами». В письме к другому адресату он замечает, что недостаточно учитывал «условия сценичности и декоративности, свойственной оперному стилю»: «Опера вся сплошь страдает нагромождением, избытком деталей, утомительной хроматичностью гармоний, недостатком округленности и законченности отдельных номеров».

В 1885 году Чайковский вернулся к «Кузнецу Вакуле», подвергнув всю партитуру тщательному пересмотру. Внесенные композитором изменения сводились главным образом к облегчению оркестровой фактуры, особенно в речитативных эпизодах, и обогащению вокальных партий несколькими новыми номерами. Среди последних — песня-ариозо Вакулы в первой картине третьего действия «Слышит ли, девица, сердце твое», основанная на народной украинской мелодии, и комическая песенка Школьного учителя, в которой напускное удальство и залихватство соединяются с типично дьячковским унылым однообразием интонаций. В этом обновленном виде опера Чайковского, получившая новое название «Черевички», сохраняется в репертуаре музыкальных театров до наших дней.

Ю. Келдыш

Дискография:

Грампластинка — Мелодия. Дир. Мелик-Пашаев, Вакула (Нэлепп), Солоха (Антонова), Чуб (М. Михайлов), Оксана (Кругликова), Голова (Красовский), Бес (Ал. Иванов), Школьный учитель (Перегудов), Светлейший (Ан. Иванов).

реклама

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама