Чайковский. Струнный квартет No. 2

String Quartet No. 2 (F-dur), Op. 22

Пётр Ильич Чайковский

Второй квартет Чайковского отличается глубиной и зрелостью творческой мысли, заметно возросшим мастерством владения техникой квартетного письма. Фактура его насыщена полифоническими элементами, используемыми как средство динамизации музыкальной ткани и повышения ее выразительной напряженности. Углубляется лирическая экспрессия, но вместе с тем появляются и некоторые черты рационалистичности, чему следует, по-видимому, приписать то обстоятельство, что при первом исполнении квартет не имел большого успеха (В отличие от холодного приема публики критика высоко оценила квартет. Ларош писал о нем как о самом своеобразном и оригинальном из произведений Чайковского, отмечая глубину лирического чувства, смелость и новизну творческого замысла.).

Первая часть квартета Moderato assai (quasi andantino) предваряется кратким, но выразительным вступлением с бурными драматическими взрывами, создающими контраст к ее в основном спокойному сосредоточенно-медитативному характеру. Теме главной партии, развертывающейся плавно и неторопливо и только в заключениях фраз приобретающей более заостренно экспрессивную окраску, противопоставлена ритмически упругая размашистая тема побочной партии, напоминающая народные плясовые напевы. Простота и краткость этой темы делают ее удобной для полифонической разработки, которой она подвергается в дальнейшем, не изменяя при этом своего мелодического рисунка.

Как и в первом квартете, центром тяжести цикла становится медленная часть — элегическое Andante (Этой части, занимающей третье место в цикле, предшествует ритмически пикантное скерцо с группировкой по три такта: 6/8, 6/8, 9/8 в крайних разделах, создающей эффект постоянных «запинок», перебоев движения.), впечатляющее своим глубоким скорбным лиризмом. Написанная в сложной трехчастной форме, она основана на контрасте напряженно экспрессивных крайних разделов и более спокойной середины. Особая выразительность главной темы Andante определяется сочетанием декламационного начала с широтой мелодического дыхания.

Тема построена на секвенционном развитии краткого мотива ниспадающей кварты, который звучит как интимно-доверительная горестная жалоба. По мере поступенного восхождения этот мотив экспрессивно заостряется (интервал увеличенной кварты в третьем звене), завершается ряд секвенций «двойным опеванием» тонического звука с интонацией уменьшенной кварты. В дальнейшем развитии темы композитор прибегает к имитационным перекличкам, интервальному расширению или сжатию отдельных мотивов, достигая таким образом непрерывного ее обновления и порой неожиданной трансформации выразительного облика.

Широко развернутый финал квартета, написанный в сложной рондо-сонатной форме с четырьмя эпизодами, отличается мужественной энергией и стремительностью движения. Тема рефрена характерна резкими крутыми очертаниями мелодического рисунка и четким упругим ритмом. Краткость основного ядра указывает на ее полифоническую природу: уже в первом проведении изложение продлевается с помощью имитаций.

Отдельные элементы этой темы пронизывают всю музыкальную ткань, создавая контрапунктирующее сопровождение к теме побочной партии. Кульминацией финала является начало репризы, где тема рефрена изложена в виде фуги.

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Пётр Чайковский

Год создания

1874

Жанр

камерные и инструментальные

Страна

Россия

просмотры: 4647
добавлено: 06.04.2014



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть