Опера
• Замок герцога Синяя Борода (одноактная, 1911, 1918, Будапешт)
Балеты
• Деревянный принц (1914-16, 1917, Будапешт)
• Чудесный мандарин (балет-пантомима, 1918-19, 1926, Кёльн)
Кантата
• Девять волшебных оленей (Cantata profana — Светская кантата, для тенора, баритона, двойного хора и симфонического оркестра, 1930)
Для оркестра
• Симфония (1902)
• Симфоническая поэма «Кошут» (1903)
• Два портрета (ор. 5, 1907-08)
• 2 сюиты (op. 3 и 4, 1905, 1905-07)
• Скерцо (1902)
• 4 пьесы (1912, оркестрованы в 1921)
• Две картины (1910)
• Танцевальная сюита (1923)
• Венгерские крестьянские песни (1936)
• Музыка для струнных, ударных и челесты (1936)
• Дивертисмент для струнного оркестра (1939)
Концерты
• Для оркестра (1943)
• 3 для фортепиано (1926, 1930-31, 1945)
• 2 для скрипки (1908, 1938)
• Для альта (1945, завершён Т. Шерли по эскизам Бартока)
• Рапсодия для фортепиано с оркестром (1904)
• Скерцо для фортепиано с оркестром (1904)
Камерные сочинения
• Фортепианный квартет (1898)
• Фортепианный квинтет (1904)
6 струнных квартетов:
• Струнный квартет № 1 (1908)
• Струнный квартет № 2 (1915-17)
• Струнный квартет № 3 (1927)
• Струнный квартет № 4 (1928)
• Струнный квартет № 5 (1934)
• Струнный квартет № 6 (1939)
• Контрасты для скрипки, кларнета и фортепиано (1938)
• Соната для двух фортепиано и ударных (1937, переработана для фортепиано с оркестром, 1940)
Для скрипки и фортепиано:
• 2 рапсодии (1928, перераб. для скрипки с оркестром)
• 3 сонаты (1903, 1921, 1922)
• Соната для скрипки соло (1943-44)
• 44 дуэта для 2 скрипок (1931)
Для фортепиано
• Cюита (1916)
• Cоната (1926)
• Cонатина (1915)
• Cоната для двух фортепиано и ударных (1937)
• На просторе (5 пьес, 1926)
• Циклы румынских танцев — 2 румынских танца (1910) и 6 румынских танцев (1915)
• Румынские колядки (20 пьес, 1915)
• 15 венгерских крестьянских песен (1914-17)
• Allegro barbaro (Варварское аллегро, 1911)
• 14 Багателей (1908)
• 10 лёгких пьес (1908)
• 2 элегии (1908-09)
• 7 эскизов (1908-10)
• 3 Бурлески (1908-10)
• 4 Траурные песни (1910)
• 3 этюда (1918, ор. 18)
• 8 Импровизаций на темы венгерских крестьянских песен (1920)
• 9 маленьких пьес (1926)
• 3 рондо (1916-27)
• Детям (4 тетради — 85 пьес, 1908-09)
• Микрокосмос (153 пьесы, 1926-37)
• 3 венгерские народные песни из комитата Чик (1906)
Для голоса с фортепиано
Циклы песен:
• 4 песни (1903)
• 5 песен (Маленькому словаку, 1905)
• Деревенские сцены (1924)
Обработки народных песен для голоса с фортепиано:
• 20 венгерских (с Кодаем, 1906)
• 8 венгерских (1907-17)
• 20 венгерских (4 тетр., 1929)
• 5 песен для голоса с фортепиано или женского хора и камерного оркестра (1924)
• Пять песен Op. 15
• Пять песен на стихи Эндре Ади, Op. 16
Для хора
• Песни любви для 2-гол. хора и фортепиано (1900)
• Вечер (1903)
• 4 старые венгерские нар. песни для хора a cappella (1912)
• 5 словацких нар. песен для хора и фортепиано (1914)
Для мужского хора:
• Словацкие нар. песни a cappella (1917)
• 6 трансильванских песен (1932)
• Секейские песни (1932)
• 4 венгерские нар. песни (1930)
• кантата «Из прошлого» (1935)
• 27 двух- и трёхголосных хоров для детского (8 тетрадей) или женского хора a cappella (1935) и др.
Основные даты жизни и деятельности
• 1881 — Родился 25 марта в г. Надьсентмиклош (ныне г. Сынниколаул-Маре, СРР).
• 1886 — Начал учиться игре на фп. у матери, П. Войт-Барток.
• 1888 — Смерть отца.
• 1889 — Семья Б. переезжает в г. Надьсёлёш (ныне г. Виноградов Укр. ССР).
• 1890 — Начало учения в гимназии в г. Надьварад. — Уроки фп. игры и композиции у Ф. Керша. — Создание первых фп. пьес (вальс, мазурка и др.).
• 1892 — 1 V. Первое выступление в публичном концерте в г. Надьсёлёш. — Переезд семьи в г. Пожонь (ныне Братислава). — Занятия музыкой с Л. Эркелем.
• 1893 — Семья временно поселяется в г. Бистрица (Румыния).
• 1894 — Возвращение в Пожонь, где Б. в течение 1894–99 учится в гимназии. — Участие в гимназич. концертах.
• 1897 — Создание первых произв. — сонаты, скерцо и др. пьесы для фп.
• 1898 — Поездка в Вену в связи с предполагавшимся поступлением в Венскую консерваторию.
• 1899 — Поступление в Академию музыки им. Листа (Будапешт).
• 1900 — Выступления в качестве пианиста на вечерах Академии музыки.
• 1902 — Первый самостоят. клавирабенд в Будапеште. — Увлечение симф. поэмами Р. Штрауса. — Начало дружбы с З. Кодаем.
• 1903 — Концертные поездки в Вену и Берлин по окончании Академии музыки.
• 1904 — Премьера симф. поэмы «Кошут» в Будапеште, Манчестере. — Первая запись нар. песни.
• 1905 — Выступление на Междунар. конкурсе пианистов им. А. Г. Рубинштейна в Париже. — Начало систематич. работы по изучению нар. песен.
• 1906 — Конц. поездка со скрипачом Ф. Вечеем (Испания и Португалия). — Фольклорные экспедиции по собиранию венг. и словацких песен. — Издание сб. обр. «20 венгерских народных песен» (совм. с З. Кодаем).
• 1907 — Начало педагогич. деятельности: преподавание фп. игры в Академии музыки им. Листа. — Поездка в Трансильванию для собирания секейских нар. песен. Создание на их основе «3 песен из комитата Чик» (для фп.).
• 1908 — Первые выступления в прессе с науч. исследованиями по фольклору. — Конц. поездки в Швейцарию и Францию.
• 1909 — Начало разлада с консервативной критикой (в связи с плохо принятой 2-й орк. сюитой в Будапеште и Берлине). — Изучение рум. фольклора. — Поездка в Париж.
• 1910 — Авторские вечера Б. и Кодая с участием квартета Вальдбауэра-Керпей. — Издание фп. пьес фирмой Рожавёльдьи. — Авторские концерты в Париже и Цюрихе.
• 1911 — Организация Нового венгерского муз. об-ва (UMZE).
• 1912 — Ликвидация UMZE, вызванная равнодушием публики и критики. — Отказ Б. от концертной и композиторской деятельности. — Сочинение оперы «Замок герцога Синяя Борода».
• 1913 — Фольклорная экспедиция в Алжир. — Публикация исследования «Румынские песни из комитата Бихар».
• 1914 — Поездка в Париж, где Б. ведёт переговоры об изд. своих алжирских записей.
• 1915 — Собирание словацкого фольклора в р-не Зойом. — Выступление на антивоен. утреннике, приуроченном к открытию выставки художника Й. Рипль-Ронаи. — Возобновление композиторской деятельности: серия пьес на рум. нар. темы (сонатина для фп., Румынские колядки и Румынские танцы для фп., песни и хоры).
• 1916 — Возвращение к муз. т-ру при содействии дирижёра Э. Танго. Завершение балета «Деревянный принц».
• 1917 — Сближение с антивоен. лит. кругами (журнал «Ma»). — Премьера «Деревянного принца» в Нац. т-ре.
• 1918 — Премьера оперы «Замок Синей Бороды» в Нац. т-ре в Будапеште.
• 1919 — Участие в муз. Директории (совм. с Кодаем) в дни Венг. коммуны. — Возобновление конц. деятельности. — Работа над балетом «Чудесный мандарин» (клавир).
• 1920 — Травля Б. венг. шовинистич. газетами. — Протест против увольнения Кодая из числа профессоров Академии музыки. — Конц. выступления в Берлине.
• 1921 — Выпуск к сорокалетию со дня рождения Б. спец. номера венского журн. «Anbruch». — Работа совм. с Кодаем над исследованием трансильванских песен. — Подготовка к печати кн. «Венгерская народная песня».
• 1922 — Успешные пианистич. выступления в Англии, Франции, Голландии, Румынии. — Участие в фестивале Междунар об-ва совр. музыки.
• 1923 — Концертные турне с исполнением 2-й скр. сонаты (солистка Е. д’Араньи). — Выход в свет в Мюнхене сб «Народная музыка румын из Марамуреша». — Премьера «Танцевальной сюиты» для оркестра (на торжествах к 50-летию объединения Буды и Пешта).
• 1924 — Резкие выпады против Б. со стороны венг. реакции за его выступления в Румынии.
• 1925 — Конц. выступления в Италии. — Успешное исп. «Танцевальной сюиты» на фестивале Междунар об-ва совр. музыки. — Отказ. в пост. «Чудесного мандарина» в Нац. т-ре (Будапешт).
• 1926 — Большое конц. турне по странам Зап Европы. — Исп. за рубежом «Деревянного принца» (Цюрих), 2-го квартета (Лондон), «Танцевальной сюиты» (в 17 европ городах). — Новая активизация композит деятельности после трехлетнего перерыва (создание мн. фп. произв.). — Снятие с репертуара «Чудесного мандарина» в Кёльне (по указанию бургомистра К. Аденауэра).
• 1927 — Успех 1-го фп. концерта на фестивале во Франкфурте-на-Майне. — Сочинение 3-го струн. квартета на конкурс Филадельфийского муз. об-ва.
• 1928 — Двухмесячная гастрольная поездка по США. — Участие в Междунар конгрессе по изучению нар музыки (Прага).
• 1929 — Конц турне по СССР. — Выступления в Швейцарии, Италии, Дании. — Начало сотрудничества с Базельским камерным оркестром P. Захера — Возвращение к работе над обр нар. песен (20 венг. песен для голоса и фп.).
• 1930 — Создание кантаты «Девять волшебных оленей» («Cantata profana»).
• 1931 — Участие в Междунар. конгрессе защиты культуры (Женева), выступление в защиту А. Тосканини.
• 1932 — Участие в Междунар. конгрессе по изучению араб. нар. музыки (Каир).
• 1933 — Успешные авторские исполнения 2-го фп. концерта (Франкфурт Амстердам, Лондон, Вена, Стокгольм, Цюрих и др.) — Возвращение к работе над произв. на венг. нар. темы.
• 1934 — Прекращение педагогич. деятельности в Академии музыки. — Начало научно-исследоват. работы по муз. фольклористике в Венг. Академии наук. — Премьера «Cantata profana» в Лондоне. — Публикация брошюры «Венгерская музыка и музыка соседних народов».
• 1935 — Возобновление пост. «Деревянного принца» в Будапеште. — Выход в свет кн. «Мелодии румынских колядок» (Вена). — Хор. сочинения для певч. самодеятельности.
• 1936 — Доклад в Венг. Академии наук о традициях P. Листа. — Выход в свет брошюры «Зачем и как собирать народные песни». — Экспедиция в Турцию (р-н Анатолии) для записи нар. песен.
• 1937 — Б. запрещает передавать свои произв. по радио в странах фашистского режима (Италия и Германия). — Новые выпады против Б. со стороны рум. и венг. шовинистов.
• 1938 — Разрыв с изд-вом «Universal Edition» после захвата Австрии нацистами.
• 1939 — Премьера 2-го концерта для скрипки в Амстердаме. — Работа над партитурами Дивертисмента для струн. оркестра, 6-го струнного квартета (Швейцария).
• 1940 — Конц. поездка в США. — Переговоры о переезде в Нью-Йорк. — Последний концерт в Будапеште. — Завещание Б. (запрещение именовать его именем улицы и площади Будапешта, пока существуют площади им. Гитлера и Муссолини). — Эмиграция в США. — Присуждение звания почетного профессора Колумбийского ун-та (Нью-Йорк).
• 1941 — Конц. турне по США. — Временная работа в Колумбийском ун-те по изучению сербскохорватских песен. — Прекращение конц. выступлений. — Нужда. — Длительный перерыв в композиторской деятельности.
• 1942 — Начало тяжелой болезни. — Увольнение из Колумбийского ун-та.
• 1943 — Последнее публичное выступление в концерте. — Заказ от С. Кусевицкого на симф. произв. — Лечение в Саранак-Лейке и Ашвилле. — Встречи с И. Менухиным в связи с работой над сонатой для скрипки соло по его заказу.
• 1944 — Успешная премьера Концерта для оркестра. Получение заказа от У. Примроза на Концерт для альта.
• 1945 — Обострение болезни, препятствующее возвращению в освобожденную Венгрию. — Лечение в Саранак-Лейке. — Работа над последними произв. — 3-м фп. концертом и Концертом для альта. 26 IX. Смерть Б.
Литературные сочинения:
Фольклорные труды — Зачем и как собирать народную музыку, пер. с венг., М., 1959; Народная музыка Венгрии и соседних народов со вступит. статьёй И. В. Нестьева, М., 1966; Die Melodien der rumanischen Colinde (Weinachtslieder), W., 1935; Serbo-Croatian folksongs, N. Y., 1951 (совм. с В. Abert); Corpus musicae popularis Hungaricae, hrsg. von B. Bartok und Z. Kodaly fur den Druck bearb. von G. Kerenyi, Bdpst, 1951–66; Der Musikdialekt der Rumanen von Hunyad. Die Volksmusik der Araben von Biskra und Umgebung, «ZfMw», 1919–20; Das Problem der neuen Musik, «Melos», 1920, I; Liszts Musik und das Publikum unserer Zeit, 1911, neu verцff., «Das Musikleben», 1951, IV; Neue Ergebnisse der Volksliedforschung in Ungarn, в сб.: Musikblatter des Anbruch, XIV, W., 1932, S. 37–42.
Письма: Bartok Bela lvelai, kot. 1–3, ossz. Demeny Janos, Bdpst, 1948–55; Ujfalussy J. (цssz.), Bartуk Belabreviarium, Bdpst, 1958; в рус. пер. — Письма к P. Колессе, «СМ», 1961, No 1; Eigene Schriften und Erinnerungen der Freunde, hrsg. von W. Reich, Basel — Stuttg., 1958.
Литература:
Нестьев И., Бела Барток в России, «СМ», 1961, No 12; его же, К изучению наследия Белы Бартока, там же, 1965, No 2, с. 91–95, 98–110; его же, Мировоззрение и эстетика Бартока, там же, 1965, No 4; его же, Из наблюдений над стилем Бартока, там же, 1965, No 7; Сабольчи Б., Бониш Ф., Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях, Будапешт, 1963; Денисов Э., Струнные квартеты Белы Бартока, в сб.: Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; Мартынов И., Бела Барток, М., 1968; Нестьев И., Бела Барток, М., 1969; Уйфалуши Й., Бела Барток, Будапешт, 1971; Сигитов С., Принципы формообразования в музыке Бартока позднего периода творчества, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972.
И. В. Нестьев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.