Барток. Струнный квартет No. 2

String Quartet No. 2 (a-moll)

Композитор
Год создания
1917
Жанр
Страна
Венгрия
Бела Барток / Béla Bartók

Между созданием Первого и Второго струнного квартетов Белы Бартока прошло немало времени. Если Первый квартет был еще во многом «пробой сил» в данной области камерной музыки, то Второй написан уже умудренным жизнью человеком и опытным композитором, и разница между этими образцами квартетного жанра очевидна. Если в Квартете № 1, особенно в финале, проявлялись связи с венгерским музыкальным фольклором, то во Втором они отступают на второй план: в крайних частях их невозможно усмотреть вообще, а во второй части ритмическая основа венгерских и румынских народных танцев предстает в таком преображенном виде, что опознается с трудом.

Второй струнный квартет стал одним из тех произведений, которые ознаменовали начало нового этапа в творчестве Бартока. Этот этап отмечен «поворотом» в сторону острых диссонирующих созвучий и политональных сочетаний – например в разработке первой части разные пласты фактуры развиваются одновременно в трех тональностях (до мажоре, фа-диез мажоре и ре мажоре). Экспрессия и ладовая «жесткость» напоминает ранние произведения Арнольда Шёнберга, но, в отличие от них, полного отказа от ладотонального центра здесь все-таки не происходит.

Полифоническая фактура Второго квартета слагается из самостоятельных мелодических линий, которые находятся между собою в таком сложном переплетении, что выделить среди них главную довольно сложно. Композитор использует множество разнообразных полифонических приемов: стреттные наложения, канонические имитации и другие, сочетая их с полиритмией.

Второй квартет отличается от Первого и по строению цикла. Первый представлял собой единую линию развития от медленного темпа к быстрому, во Втором же имеет место замкнутая структура, в которой быстрая часть обрамляется двумя медленными. Углубленно-сосредоточенным размышлениям двух созерцательных медленных частей – первой (Moderato) и третьей (Lento) – противопоставляется быстрая вторая часть, фантастическое и даже зловещее скерцо (Allegro molto capriccioso).

Логически выстроенного тематизма как такового в Квартете нет. Это не те мелодии, которые покоряют с первой же фразы, а краткие мелодические формулы – угловатые, в которых нет абсолютно ничего вокального (и, разумеется, совершенно не связанные с венгерским музыкальным фольклором) – применительно к этому произведению уместнее говорить даже не о темах, а о мотивах. В причудливой «игре» этих мотивов возникают разделы формы. Например, главная партия первой части рождается в многократном повторении основного двухтактового мотива с двумя восходящими квартами, который при этом подвергается трансформации за счет обострения его мелодических оборотов.

Музыкальная ткань Второго квартета исполнена острых, резких созвучий: расходящееся движение параллельных диссонирующих интервалов (например, уменьшенных октав или малых септим), множество тритонов, скачки на нону или септиму, которые многократно обыгрываются – все это производит колоссальное впечатление при восприятии произведения. После всех этих «жесткостей» особенно мягко и нежно звучат те моменты, когда происходит «просветление» ладового колорита – и подобные эмоциональные контрасты играют большую роль в построении музыкальной формы. Нередко Барток использует такой типичный для его музыкального языка прием, как остинато в различных формах – например, во второй части в создании тревожной атмосферы зловещего скерцо важную роль играет многократное повторение ритмических фигур в верхних голосах, а также стучащие басы.

Особую эмоциональную остроту придают музыке Второго квартета Бартока многочисленные динамические и тембровые эффекты – внезапные смены нарастаний и спадов, использование сурдин, жесткие аккорды. Временами композитор использует инструменты очень необычно, словно «против их природы» – например, виолончель иногда играет выше, чем скрипки. Напряженная атмосфера создается и темповыми колебаниями, и разнообразными приемами игры, которые даже создают впечатление участия таких инструментов, которых в струнном квартете в принципе быть не может – например, пиццикато виолончели в низком регистре воспринимается как тяжелые удары литавр. Во второй части грубоватая скерциозная пляска возникает в чередовании пиццикато и игры смычком, в «завывающем» глиссандировании. В противоположность этим резким эффектам, в третьей части преобладает игра с сурдинами, благодаря чему возникает впечатление отрешенности.

Второй струнный квартет Бартока – очень сложное для восприятия произведение, и это признавали даже те современники, которые были настроены благожелательно по отношению к композитору. Артюр Оннегер вспоминал о своем проигрывании этого произведения с листа вместе с единомышленниками – Феликсом Дельгранжем, Дариусом Мийо и Ивонной Жиро. По словам композитора, они поначалу хотели отказаться от исполнения – настолько трудным показалось им сочинение, но всё же оно заинтересовало музыкантов, и с этого момента они с особым вниманием относились к творчеству венгерского композитора.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама