Список сочинений:
Для хора и голосов с оркестром
• Страсти по Луке (1712, подлинность оспаривается)
• Страсти по Иоанну (Johannespassion, либр. Б. Брокеса и И. С. Баха, 1722–23)
• Страсти по Матфею (Matthauspassion, либр. Пикандера, исп. 1729, 2-я ред — 1736, 3-я — 1739, 4-я — 1744)
• Страсти по Марку (Markuspassion, либр. его же, 1731, партитура утеряна)
• Магнификат (Magnificat, 1723)
Оратории
• Рождественская оратория (Weihnachtsoratorium, 1734)
• Пасхальная оратория (Oster-Oratorium, 1734–36)
• Оратория на вознесение Христово (Himmelfahrts-Oratorium)
Мессы
• Месса h-moll (Высокая месса, 1733)
• 4 короткие мессы (F-dur, A-dur, g-moll, G-dur, ок. 1737)
Духовные кантаты — сохранилось 199 кантат, в т. ч.
• No 71 — Господь, он мой царь небесный (Gott ist mein Konig, т. н. Выборная кантата, 1708)
• No 4 — Христос лежал в оковах смерти (Christ lag in Todesbanden, 1708)
• No 106 — Трагическая кантата (Actus Tragicus, 1711)
• No 12 — Слёзы, вздохи, трепет, горе (Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen, 1714)
• No 21 — Я много горя претерпел (Ich hatte viel Bekummernis, 1714)
• No 80 — Господь — моя твердыня (Ein’feste Burg ist unser Gott, 1730)
• No 27 — Кто знает свой последний час (Wer weiss, wie nahe mir mein Ende, 1730–1740)
• No 49 — Иду и страстно ищу (Ich geh' und suche mit Verlangen, 1730–1740)
• No 52 — Лживый мир, тебе не верю (Falsche Welt, dir trau’ich nicht, 1730–1740)
• No 156 — Стою одной ногой в могиле (Ich steh’mit einem Fuss im Grabe, 1730–1740)
• No 39 — Раздели твой хлеб с голодным (Brich mit dem Hungrigen dein Brot, 1732)
• No 36 — Вознеситесь радостно ввысь (Schwingt freudig euch empor, 1732)
• No 1 — Как ярко светит утренняя звезда (Wie schon leuchtet der Morgenstern, 1735–1744
Светские кантаты
• No 208 — Одна охота лишь меня бодрит (Was mir behagt ist nur die muntre Jagd, Охотничья кантата, сл. С. Франка, 1716)
• No 173-а — Светлейший Леопольд (Durch-lauсht’ster Leopold, 1717)
• No 205 — Умиротворённый Эол (Der zufriedengestellte Aeolus, 1725)
• No 207 — Раздор побеждённый изменчивых струн (Vereinigte Zwietracht der wechselnden Saiten, исп. 11 XII 1726)
• No 36-а — Да вознесутся желания ввысь (Steigt freudig in die Luft, исп. 30 IX 1726)
• No 193-a — Вы, небесные чертоги, вы, сияющие светила (Ihr, Hauser des Himmels, ihr, scheinenden Lichter, исп. 3 VIII 1727)
• No 202 — Вы отступите, грустные тени (Weichet nur, betrubte Schatten, свадебная кантата, 1725, опубл. 1727)
• No 205 — Я развлекаюсь (кантата о жизни в довольстве, Ich bin in mir vergnugt, Kantate von der Vergnugsamkeit, исп. до 1728)
• No 216 — Благодатный город на Плейсе (Vergnugte Pleissenstadt, исп. 5 II 1728)
• No 201 — Состязание между Фебом и Паном (Der Streit zwischen Phoebus und Pan, либр. Пикандера на сюжет из «Метаморфоз» Овидия, 1731)
• No 211 — Пусть смолкнет болтовня (Schweigt stille, plaudert nicht, Кофейная кантата, сл. NoNo 1–8 Пикандера, NoNo 9–10 И. С. В., исп. 1732)
• No 206 — Скользите, игривые волны (Schleichet, spielende Wellen, 1733)
• No 213 — Геркулес на распутье (Hercules auf dem Scheideweg, исп. 5 IX 1733)
• No 214 — Звучите, литавры, и трубы, трубите (Tцnet, ihr, Pauken, erschallet, Trompeten, 1733)
• No 215 — Славь своё счастье, благословенная Саксония (Preise dein Glucke, gesegnetes Sachsen, сл. И. Клаудера, 1734)
• No 205-а — Шумите, недруги (Blast, Larmen, Ihr Feinde, исп. 17 I 1734)
• No 207-a — Вздымайтесь, весёлых труб гремящие звуки (Auf, schmetternde Tone der muntern Trompeten, исп. 3 VIII 1734)
• No 210 — О, чудный день, желанный век (О, holder Tag, erwunschte Zeit, ок. 1734–1735)
• No 212 — Начальство новое у нас (Mer hahn en neue Oberkeet, Крестьянская кантата, сл. Пикандера, 1742)
Для оркестра
• 6 Бранденбургских концертов (1721)
• 5 увертюр-сюит (ок. 1721, 1729–30)
• симфония (обр. Бранденбургского концерта No 1, ок. 1730)
Концерты для инструментов с оркестром
• для скрипки с оркестром (a-moll, E-dur, ок. 1721; g-moll, D-dur отрывок; d-moll, ок. 1721)
• 7 для клавесина с оркестром (d-moll, E-dur, D-dur, A-dur, f-moll, F-dur, g-moll, между 1730 и 1733)
• 3 концерта для 2 клавесинов с оркестром (c-moll, C-dur, между 1727 и 1730; c-moll, ок. 1730)
• 2 концерта для 3 клавесинов с оркестром (d-moll, C-dur, между 1730 и 1733)
• концерт для 4 клавесинов с оркестром (a-moll, обр. концерта А. Вивальди для 4 скрипок с оркестром между 1730–1733)
• концерт для флейты, скрипки, клавесина с оркестром (a-moll, т. н. тройной концерт — Trippelkonzert, после 1730)
Камерные ансамбли
• 6 сонат для клавесина и скрипки
• сюита для клавесина и скрипки
• 3 сонаты для клавесина и виолы да гамбы (или виолончели)
• 3 сонаты для клавесина и флейты
• 4 сонаты («инвенции») для скрипки и чембало
• 3 сонаты для флейты с цифрованным басом
Трио-сонаты
• для 2 скрипок с цифрованным басом
• для 2 скрипок и чембало
• для флейты и скрипки с цифрованным басом
• для 2 флейт с цифрованным басом
Для органа
• 6 органных концертов (1717)
• 18 прелюдий и фуг (1700–17, 1723–39)
• 3 фантазии и фуги (1700–08)
• 5 токкат с фугами (1700–08)
• 3 прелюдии (1700–08)
• 8 маленьких прелюдий и фуг (1708–17)
• фуги (c-moll, G-dur, 1700–08; c-moll на тему Дж. Легренци, g-moll, h-moll на тему А. Корелли, 1708–09; c-moll, 1716)
• фантазии (h-moll, C-dur, h-moll con imitazione, C-dur неоконченная, 1700–1717)
• пассакалия (1716–17)
• пастораль (1703–07)
• канцона (1709)
• Allabreve (ок. 1709)
• педальное упражнение (Pedal-Exercitium, 1700–03)
• 46 хоральных прелюдий (включены в Органную тетрадь — Orgelbuchlein, для Вильгельма Фридемана Баха, ок. 1717)
• 6 хоралов, т. н. Шюблеровские хоралы (между 1746–50)
• 18 хоралов, т. н. Лейпцигские (последний — предсмертный — Пред твой трон явлюсь я — Vor deinen Thron tret’ich hiermit, 1747–50)
• 5 канонических вариаций на тему «С высот небесных» («Vom Himmel hoch da komm ich her», 1746–47)
• 7 хоральных вариаций на тему «Христос, ты весь как светлый день» («Christ, der du bist der helle Tag», ок. 1700)
• 9 хоральных вариаций на тему «О, боже, ты святый боже» («О Gott, du frommer Gott», ок. 1700)
• 11 хоральных вариаций на тему «Привет тебе, Иисусе любезный» («Sei gegrusset, Jesu gutig», ок. 1700 и позднее)
• 17 вариаций на тему «Хвала одному богу в небесах» («Allein Gott in der Hцh’sei Ehr'», ок. 1705)
Для клавесина
• 20 маленьких прелюдий (1717–23)
• 4 прелюдии и фугетты (1700–08)
• 3 прелюдии и фуги (1700–08, 1717–23, после 1723)
• 6 прелюдий для начинающих (1717–23)
• 2 прелюдии-фантазии (1700–08)
• 15 двухголосных инвенций
• 15 трёхголосных симфоний-инвенций (1700–23)
• Каприччо в честь Иоганна Христофа Баха (ок. 1704)
• Каприччо на отъезд возлюбленного брата (Capriccio sopra la lontananza del suo fratello dilettissimo, 1704)
• фугетта c-moll (1700–08)
• 2 фантазии и фуги (1717–23, после 1723)
• фантазия с неоконченной фугой C-dur (ок. 1708)
• 2 фантазии (1700–17)
• фантазия-рондо c-moll (1700–08)
• фантазия-прелюдия (a-moll, 1708–17)
• Хроматическая фантазия и фуга (d-moll, 1720–23)
• 8 фуг (1700–17)
• 2 фуги на тему Альбинони (1708–17)
• 7 токкат (1700–07, 1720)
• 2 сонаты (1700–09)
• ария с вариациями в итальянской манере (Aria variata alla maniera italiana, a-moll, ок. 1709)
• сюита (g-moll, 1700–03)
• 3 сюиты (1708–17)
• сюита f-moll (неоконч., 1717–23)
• 6 французских сюит (первые 5 сюит вошли в 1-ю нотную тетрадь Анны Магдалены Бах, 1722)
• 6 английских сюит (1720–22)
• Адажио (ок. 1720)
• Хорошо темперированный клавир (1-я ч., 24 прелюдии и фуги, 1722; 2-я ч., 24 прелюдии и фуги, 1744)
• 6 партит (1726–30)
• Итальянский концерт F-dur (французская увертюра, 1735)
• Ария с 30 вариациями (Гольдберговские вариации, 1742)
• 2 нотные тетради Анны Магдалены Бах (Notenbuchlein fur Anna Magdalena Bach, 1-я тетр., 1722, 2-я тетр., 1725)
• Клавирная книжечка (Klavierbuchlein) Вильгельма Фридемана Баха (1720–23)
• Искусство фуги (1749–50)
Для одного инструмента соло
• 3 сонаты для скрипки
• 3 партиты для скрипки
• 6 сонат (сюит) для виолончели., в т. ч. D-dur для виолы помпозы
• соната для флейты
• 3 партиты для лютни
• Маленькая прелюдия для лютни
Хоралы, духовные и светские песни, в т. ч.
• 4 мотета для 8 голосов (между 1733 и 1734)
• сольные (итальянские кантаты, в т. ч. No 203 — Амур изменник — Amore traditore, ок. 1734–35, No 209 — Не знаю, что такое грусть — Non sa che sia dolore, ок. 1734–35)
• каноны, в т. ч. Загадочный канон (посв. Йог. Вальтеру, 1713), Загадочный 4-голосный канон (посв. Фр. Гудеману, 1727), 2-голосный канон (посв. И. М. Геснеру, 1734), Тройной 6-голосный канон (Canon triplex a 6 voc., 1747, представлен Бахом к вступлению в Мицлеровское общество), 3-голосный канон (для И. Г. Фульда, 1747), 7-голосный канон (для Балтазара Шмидта, 1749)
• 186 хоралов для 4 голосов (опубл. И. Кирнбергом и К. Ф. Э. Бахом, 1784–87)
• около 30 песен на немецкие духовные и светские лирические тексты (в т. ч. 21 вошла в т. н. «Музыкальную книгу песен» Г. Шемели — «Musikalisches Gesangbuch» и 10 песен из 2-й нотной тетр. Анны Магдалены Бах)
Обработки для клавесина различных произведений —
в т. ч. 16 концертов разных авторов (А. Вивальди, Б. Марчелло, герцога И. Э. Веймарского, Г. Ф. Телемана и др., ок. 1717) и др.
Основные даты жизни и деятельности:
• 1685 — 21 III. В Эйзенахе (Тюрингия) в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха родился сын Иоганн Себастьян.
• 1695 — Переезд после смерти отца и матери в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, органисту Городской церкви. — Начало систематич. занятий музыкой под руководством брата. — Создание первых произв.
• 1696 — Бах обнаруживает исключительные муз. способности. — Поступает в Ордруфский лицей.
• 1697 — Самостоятельные занятия по изучению муз. литературы (по ночам Бах переписывает произв. своих предшественников: И. Пахельбеля, И. Я. Фробергера, И. К. Керля и др.).
• 1698 — Занятия музыкой с кантором Ордруфского лицея Э. Хердой.
• 1699 — Участие в качестве певчего в церк. хоре. — Первые муз. произв. (фуга для клавира и 8 хоральных обр. для органа).
• 1700 — 15 III. Переезд в Люнебург (брат не может больше содержать Баха). — Поступление в Люнебургскую школу и зачисление стипендиатом (хористом) школы при Санкт-Михаэлискирхе (вместе со школьным товарищем Г. Эрдманом).
• 1701 — В период мутации голоса получает должность скрипача в школьном оркестре. — Знакомство и сближение с органистом Г. Бёмом (учеником Я. А. Рейнкена).
• 1702 — Бах несколько раз посещает Гамбург, чтобы послушать игру органиста Я. А. Рейнкена и оперные пост. в т-ре. — Неоднократно бывает в городе Целле, где слушает концерты оркестра герцога В. Брауншвейгского. — Первые безуспешные попытки получить должность органиста в Зангерхаузене (Тюрингия).
• 1703 — Окончание Люнебургской школы. — 8 IV. Переезд в Веймар. — Служба в качестве скрипача, альтиста и органиста в придв. капелле герцога Эрнста. — 3 VII. Переезд в Арнштадт, служба в должности органиста Новой церкви и руководителя школьного хора. — Изучение произведений итал. инстр. музыки.
• 1704 — IV. Исполнение пасхальной кантаты (No 15) «Ты не оставишь души моей в аду».
• 1705 — Пребывание в Любеке во время отпуска с целью ознакомления с произв. Д. Букстехуде и его игрой на органе.
• 1707 — 15 VI. Переезд в Мюльхаузен. — Утверждение в должности органиста Блазиускирхе. — 17 X. Женитьба на Марии Барбаре Бах.
• 1708 — 4 II. Исполнение «Выборной кантаты» (одного из 7 произв., опубликованных при жизни композитора) — VII. Переезд в Веймар. — Служба органистом и камерным музыкантом в придв. капелле герцога Эрнста.
• 1709 — Знакомство с органистом веймарской гор. церкви И. Г. Вальтером (автором первого нем. «Музыкального словаря») и поездка вместе с ним в Мюльхаузен на испытание обновлённого органа в церкви Блазиускирхе (Бах был руководителем работ по реконструкции органа). — Исполнение хоральной обработки «Господь — моя твердыня».
• 1710 — 22 XI. Рождение старшего сына — Вильгельма Фридемана.
• 1714 — Поездка в Галле. — Служба в качестве концертмейстера при дворе герцога. — 8 III. Рождение второго сына — Карла Филиппа Эмануэля. — 17 VI. Исполнение кантаты No 21, первой на текст С. Франка (на его тексты Бах сочинил ок. 25 кантат, преимущественно в 1714–1716). — Поездка в Кассель, выступление перед наследным принцем — будущим королём Швеции — Фридрихом.
• 1715 — 11 V. Рождение третьего сына — Иоганна Готфрида Бернгарда.
• 1716 — V. Поездка в Галле на испытание нового органа. — Поездка в Эрфурт на испытание нового органа. — 1 XII. Смерть веймарского капельмейстера С. Дрезе и назначение на его место не Б., замещавшего его мн. лет, а его сына Иоганна Вильгельма, что дало Баху повод для прошения об отпуске.
• 1717 — 5 VIII. Принимает приглашение князя Леопольда из Кётена поступить к нему на службу в качестве придв. капельмейстера. — 13 IX. Поездка в Дрезден, где в салоне графа Флеминга должно было состояться состязание Баха с франц. клавесинистом и органистом Л. Маршаном; состязание не состоялось; Маршан, прослушав игру Баха на органе в церкви, тайно покинул город. — X. Возвращение в Веймар. — 6 XI — 2 XII. За настойчивые просьбы отпустить его со службы Бах посажен герцогом под арест. — XII. Переезд в Кётен, где композитор провёл лучшие годы своей жизни. — 16 XII. Поездка в Лейпциг на испытание нового органа, построенного И. Шейбе; дружба с ним.
• 1719 — Первое исполнение «Новогодней поздравительной кантаты» при дворе князя Леопольда. — Безуспешная поездка в Галле для встречи с Г. Ф. Генделем.
• 1720 — Создание для сына — Вильгельма Фридемана «Клавирной книжечки». — 27 V. Поездка с князем Леопольдом в Карлсбад. — VII. Смерть жены Марии Барбары (осталось четверо детей). — Поездка в Гамбург, где освободилось место органиста. — Исполнение на пробном испытании органной прелюдии и фуги (g-moll), а также кантаты (No 47); однако место было отдано др. органисту (И. И. Хейтману, уплатившему в церк. кассу 4000 марок).
• 1721 — 21 III. Бах посылает маркграфу Бранденбургскому посвященные ему 6 концертов для неск. инструментов. — 3 XII. Второй брак — с Анной Магдаленой Вилькен.
• 1722 — XI. Поездка в Лейпциг для переговоров об участии в конкурсе на должность кантора Томаскирхе.
• 1723 — 7 II. Исполнение в Лейпциге кантаты No 22 под упр. Баха как пробное испытание на должность кантора Томаскирхе. — 26 III. Исполнение «Страстей по Иоанну» в Томаскирхе. — Переезд в Лейпциг и начало работы Баха в должности кантора Томаскирхе с одновременным исполнением обязанностей преподавателя школы этой церкви (латынь и пение). — Первое исполнение на рождественских праздниках «Магнификата» и кантат.
• 1724 — Лейпцигский мастер Гофман по указаниям Баха изготовляет изобретенную Бахом смычковую пятиструнную «виолу помпоза».
• 1725 — Начало дружеских отношений с поэтом Пикандером (Х. P. Генрицы), автором текстов 30 кантат и арий из «Страстей по Матфею».
• 1727 — 17 X. Исполнение «Траурной оды» (на текст И. X. Готшеда) в университетской церкви по случаю смерти королевы Кристианы Эберхардины.
• 1728 — 29 XI. Исполнение во время похорон князя Леопольда «Страстей по Матфею» Баха (отдельные части) — Начало разногласий с советом школы Томаскирхе из-за приема в школу учеников без предварительного прослушивания их Бахом.
• 1729 — Получение титула придв. саксен-вейсенфельдского капельмейстера. — 15 IV. Первое исполнение «Страстей по Матфею» в Томаскирхе. — Бах становится руководителем кружка «Collegium Musicum».
• 1730 — Ухудшение отношений с магистратом Лейпцига. — 28 X. Письмо к школьному товарищу Г. Эрдману с просьбой подыскать др. место и с описанием тяжелых условий жизни в Лейпциге.
• 1731 — Исполнение «Страстей по Марку» (партитура утеряна).
• 1732 — 5 VI. Исполнение кантаты «Радостный день, желанный час» при освящении заново отстроенной школы Томаскирхе. — IX. Поездка в Кассель для пробы нового органа.
• 1733 — VII. Поездка в Дрезден с сыном Вильгельмом Фридеманом, где последний блестяще выдержал испытание на место органиста. — 28 VII. Прошение Баха королю Фридриху Августу III о пожаловании ему титула придв. композитора, к посланию приложены «Купе» и «Gloria» из Мессы h-moll.
• 1734 — Первое исполнение «Рождественской оратории».
• 1735 — Поездка в Мюльхаузен с сыном Готфридом Бернгардом, где тот выдержал испытание на должность органиста. — 5 IX. Рождение последнего сына Иоганна Кристиана.
• 1736 — Начало борьбы с ректором школы Томаскирхе И. А. Эрнстом из-за одного из своих учеников. — 19 XI. Подписан корол. декрет о присвоении Баху титула композитора придв. капеллы.
• 1738 — 28 IV. Исполнение студентами светской кантаты Баха «Ночная музыка» (не сохранилась) перед королем и королевой, в результате чего Бах получил поддержку в борьбе с ректором школы Томаскирхе.
• 1739 — 27 V. Смерть сына Иоганна Готфрида Бернгарда в Йене.
• 1740 — Сын Карл Филипп Эмануэль поступает на службу клавесинистом-аккомпаниатором к прусскому королю Фридриху II в. Берлине. — Бах оставляет руководство кружком «Collegium Musicum». — Серьезное ухудшение зрения.
• 1741 — Бах проводит лето в Берлине у сына Карла Филиппа Эмануэля. — Ухудшение здоровья.
• 1742 — Окончание издания 4-частного собрания пьес Баха для клавира (и органа) «Klavierubung» (начал в 1726; композитор вместе с сыном Карлом Филиппом Эмануэлем принимал участие в гравировке и изготовлении досок для издания).
• 1745 — Поездка в Дрезден для пробы органа в церкви св. Иоанна.
• 1746 — Бах редактирует и переделывает свои старые сочинения.
• 1747 — Поездка в сопровождении сына Вильгельма Фридемана в Берлин и Потсдам к сыну Карлу Филиппу Эмануэлю. — 8 V. Выступает перед королём Фридрихом II с большими концертами на органе в гарнизонной церкви в Потсдаме (утром) и в придв. церкви в Сан-Суси (вечером). — Вступление в «Общество музыкальных наук», т. н. Мицлеровское общество (к вступлению в Общество Бах написал шестиголосный канон на тему хорала «С высот небес спускаюсь я»).
• 1749 — Серьёзная болезнь (летом); слепота.
• 1750 — 1. Две неудачные операции на глазах. — Полная слепота. — Работа над «Искусством фуги» (не завершена). — Завершение редактирования и переработки 18 хоральных обработок. — 18 VII. Бах внезапно прозрел, но через несколько часов с ним случился удар. — 28 VII. Смерть композитора. — 31 VII. Похороны во дворе церкви св. Иоанна в Лейпциге.
Указатели изданий произведений и письма:
Johann Sebastian Bach, Vollstandige kritische Ausgabe aller Werke Bachs, hrsg. von der Bach-Gesellschaft in Leipzig, Bd 1–46 und 1 Supplement, Lpz., 1850–1900, 1932; Neue Ausgabe samtlicher Werke, hrsg. vom J. S. Bach-Institut Gottingen und vom Bach-Archiv Leipzig, Kassel-Basel, 1954; Bach-Dokumente. Schriftstucke von der Hand J. S. Bachs, vorgelegt und erlautert von W. Neumann und H. J. Schulze, Bd 1, Kassel-Basel-(u. a.), 1963; J. S. Bach. Faksimile-Reihe Bachischer Werke und Schriftstucke, hrsg. vom Bach-Archiv Leipzig, Bd 1–3, Kassel — Basel, 1955–60; Bach-Urkunden. Ursprung der musikalischen Bachischen Familie, hrsg. von M. Schneider, Lpz., 1917; Muller von Asow H. und E. H., J. S. Bachs gesammelte Briefe, Regensburg, 1938, 1950; Schneider M., Verzeichnis der bis zum Jahr 1851 gеdruckten (und der geschriebenen im Handel gewesenen) Werke von J. S. Bach, Bach-Jahrbuch, II, Lpz., 1905; его же, Neues Material zum Verzeichnis, Bach-Jahrbuch, VII, Lpz., 1910; Frotscher G., Ubersicht uber die wichtigsten in Zeitschriften erschienenen Aufsatze uber J. S. Bach in den Jahren 1915–1918, Bach-Jahrbuch, XV, Lpz., 1918; Landau A., Ubersicht uber das Bach-Schrifttum in Zeitschriften 1928–1930, Bach-Jahrbuch XXVII, Lpz., 1932; Кinsky G., Die Originalausgaben der Werke J. S. Bachs, W., 1937; Schmieder W., Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von J. S. Bach. Bach-Werke-Verzeichnis (BWV), Lpz., 1950, 1966; его же, Das Bach-Schrifttum 1945–1952, Bach-Jahrbuch, XL, Lpz., 1953; Bach-Jahrbucher. Hrsg. im Auftrage der Neuen Bach-Gesellschaft durch A. Schering, Lpz., 1904–39, durch M. Schneider, Lpz., 1940–52, seit 1953 — durch A. Durr; Bach-Gedenkschrift. Im Auftrag der Internationalen Bach-Gesellschaft hrsg. von K. Matthaei, Z., 1950; Bach-Problemen. Festschrift zur deutschen Bach-Feier 1950, Lpz., 1950.
Литература:
Карманная книжка для любителей музыки на 1795 год, СПБ, изд. И. Д. Герстенберга (в разделе «Историческое описание жизни знаменитейших музыкантов» помещена биография И. С. Баха); Одоевский В. Ф., Себастьян Бах, СПБ, 1834; Ландовска В., Об исполнении клавесинных произведений И. С. Баха, (пер. с франц.), «РМГ», 1908, No 32–33, с. 647–652; Танеев С. И., Разбор начальных номеров h-mоll’ной мессы Баха, в кн.: С. И. Tанеев, Из научно-педагогического наследия, М., 1967, с. 17–38; его же, Графики тонального развития фуг из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, там же, с. 155–163; Шмидт Л., Месса in h-moll (Die hohe Messe) И. С. Баха, M., 1911; Розенов Э. К., И. С. Бах (и его род). Биографический очерк, М., 1911; Вольфрум Ф., Иоганн Себастиан Бах. Вступит. статья и прим. Е. Браудо, пер. с нем., т. 1–2, П.-М., 1912; Праут Э., Заметки о духовных кантатах Баха, пер. с англ., М., 1912; Вальтер В., Камерная музыка И. С. Баха, «РМГ», 1914, No 11, с. 289–293; Браудо Е., К вопросу о логике баховского языка, Временник ГИИИ, вып. IV, «Музыкознание», Л., 1928, с. 13–39; Курт Э., Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха, пер. с нем. З. Эвальд, под ред. и с предисл. Б. В. Асафьева. М., 1931; Швейцер A., И. С. Бах, пер. с франц. и нем. яз. З. Ф. Савеловой, под ред. и с предисл. M. В. Иванова-Борецкого, M., 1934; его же, И. С. Бах, пер. с нем. Я. С. Друскина; ред. перевода и послесловие М. С. Друскина, М., 1964; Материалы и документы по истории музыки, т. II. XVIII век, пер. с нем. под ред. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1934, с. 877, 882–920; Грубер Р., Бах и Гендель, «СМ», 1935, No 3, с. 5–29; Tюлин Ю., Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и его предшественников, «СМ», 1935, No 3, с. 38–54; Струве Б., Виола помпоза И. С. Баха в связи с проблемой изобретательства в истории музыкальных инструментов, «СМ», 1935, No 9, с. 38–54; Ливанова Т., Музыкальная классика XVIII века, М.-Л., 1939, с. 106–287; её же, Музыкальная драматургия Баха и её исторические связи, ч. 1. Симфонизм, М.-Л., 1948; её же, Большая композиция в пору И. С. Баха, в сб.: Вопросы музыкознания. 1953–1954, вып. 2, М., 1955, с. 268–298; её же, И. С. Бах и русская музыкальная культура, «Известия Академии Наук СССР», серия истории и философии, No 5, М., 1951, с. 460–468; Скребков С. С., Полифонический анализ, М., 1941; Друскин М. С. и Друскин Я. С., «Страсти по Матфею» И. С. Баха, Л., 1941; Яворский Б., Сюиты Баха для клавира, под ред. и с предисл. С. Протопопова, М.-Л., 1947; Beприк А. М., Принципы оркестровки И. С. Баха, в сб.: Вопросы музыкознания. 1955, вып. II, М., 1956, с. 606–27; Кершнер Л., Народно-песенные истоки мелодики Баха, М., 1959; Друскин М., Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Испании, Германии XVI–XVIII веков. Л., 1960, с. 234–254; Бесселер Г., Бах, как новатор, в сб.: Избранные статьи музыковедов Германской Демократической Республики, сост. Н. Нотович, пер. с нем., М., 1960, с. 70–126; Xубов Г. Н., Себастьян Бах, М., 1963; Ямпольский И. М., Сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха, М., 1963; Этингер М., Гармония Баха, М., 1963; Хаммершлаг Я., Если бы Бах вёл дневник, Будапешт, 1965; Протопопов В. В., История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII–XIX веков, М., 1965; Мильштейн Я., Хорошо темперированный клавир И. С. Баха и особенности его исполнения, М., 1967; Асланишвили Ш. С, Двух-трехголосные инвенции И. С. Баха, Тб., 1968; Рабей В., Сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха, М., 1970; Agriсоla J. F. und Bach С. Ph. Е., Denkmal dreier verstorbenen Mitglieder der Sozietat der musikalischen Wissenschaften, Neu eroffnete Musikalische Bibliothek, IV, 1, Lpz., 1754 (Neudruck Bach-Jahrbuch, XVII, Lpz., 1920); Bach Anna M., Die kleine Chronik der Anna Magdalena Bach, Lpz., 1935; Fоrkel J. N., Uber J. S. Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke, Lpz., 1802, 1855; Neuausgabe von J. M. Muller-Blattau, Augsburg, 1925, Kassel — Basel, 1950; Bitter С. Н., J. S. Bach, Bd 1–2, В., 1865, in 4 Banden, В.-Dresden, 1880–81; Spitta Ph., J. S. Bach, Bd 1–2, Lpz., 1873–1880. 1921; его же, J. S. Bach. Gekurzte Ausgabe in einem Band, Lpz., 1935, Wiesbaden, 1961; Cart W., Un Maоtre deux fois centenaire, P., 1885; его же, Etude sur J. S. Bach, P., 1899, nouv. ed., Lausanne, 1946, 1950; Riemann H., Katechismus (spater Handbuch) der Fugen-Komposition, Bd 1–3, Lpz., 1890–1894, 1914–16; Bart H., J. S. Bach. Ein Lebensbild, В., 1904; Bojanowski P. von, Das Weimar J. S. Bachs, Weimar, 1903; Fuller-Maitland J. A., The age of Bach and Handel, L., 1904; его же, Bach Brandenburg Concertos, L., 1928; Schweizer A., J. S. Bach. Le musicien-poete, P.-Lpz., 1905, nouv. ed., Lausanne, 1950 (на нем. яз., Lpz., 1961, на англ. яз., L., 1952); Wоlfrum Ph., J. S. Bach, Bd 1–2, Lpz., 1906–10; rirro A., J. Bach, P., 1906, new ed., 1949; его же, L’esthetique de J. S. Bach, P., 1907; Parry Ch. — Hubert H., J. S. Bach, L., 1909, 1948; Tiersot J., J. S. Bach, P., 1912, 1934; Terry Сh. S., Bach’s Chorals, v. 1–3, Oxf., 1915–21; его же, Bach. The Mass in В minor, L., 1924, 1933; его жe, Bach. The Cantatas and oratorios, v. 1–2, L., 1925; его жe, Bach. The Passions, L., 1926, 1933; его же, Bach. A biography, L., 1928, 1933; его же. The origin of the family of Bach musicians, L., 1929; его же, Bach’s Orchestra, L., 1932, new ed., L., 1958; Kurth E., Grundlagen des nearen Kontrapunkts, Bern, 1917, 1946; Вesseler H., J. S. Bach, В., 1935, neue Ausg., 1956; Moser H., J. S. Bach, В., 1935, 1950; Muller-Blattau J., J. S. Bach, Lpz., 1935, Stuttg., 1950; Steglich R., J. S. Bach, Potsdam, 1933; Dickinson A. E. F., The art of Bach, L., 1936, ' 1950; Gurlitt W., J. S. Bach. Der Meister und sein Werk, В., 1936, Kassel-Basel, 1949; Sсhering A., J. S. Bachs Leipziger Kirchenmusik, Lpz., 1936, 1954; eго жe, J. S. Bach und das Musikleben Leipzigs im 18-ten Jahrhundert, в кн.: Musikgechichte Leipzigs, Bd 3, Lpz., 1941: eго же, Uber Kantaten J. S. Bachs, Lpz., 1942; Vetter W., J. S. Bach, Lpz., 1938, 1943; его же, Der Kapellmeister Bach, Potsdam, 1950; Сasella A., G. S. Bach, Torino, 1942; David H. T., — Mende A., The Bach reader. A life of J. S. Bach in letters and documents, N. Y., 1945; Сherbuliez A. E., J. S. Bach, Olten, 1946, 1947; Вlume Fr., J. S. Bach im Wandel der Geschichte Kassel, 1947, на англ., L., 1950; его жe, J. S. Bach, Sonderdruck des Artikels, в кн.: Musik in Geschichte und Cegenwart, Bd 1, Kassel-Basel, 1949–51; Neumann W., Handbuch der Kantaten, Lpz., 1947, 1953; его же, Auf den Lebenswegen J. S. Bachs. Ein Bildband, Lpz., 1962; Dufourcg N., Jean-Sebastien Bach, genie latin, genie allemand?, P., 1947, 1949; его же, J. S. Bach, le maоtre d’orgue, P., 1948; Keller H., J. S. Bach, der Kunstler und sein Werk, Stuttg., 1947; его же, Die Orgelwerke Bachs, Lpz., 1948; его же, Die Klavierwerke Bachs, Lpz., 1950; Smend Fr., J. S. Bachs Kirchenkantaten, В., 1947–49; его же, Bach in Kцthen, В., 1951; Hindemith P., Johann Sebastian Bach. Ein verpflichtendes Erbe, Mainz, 1950, на англ. яз., Oxford, 1953; Geiringer К., The lost portrait of J. S. Bach, N. Y., 1950; его же, The Bach family, L., 1954; его же, J. S. Bach, L., 1967; Pаumgartner В., J. S. Bach. Leben und Werk, Z., 1950; Durr A., Studien uber die fruhen Kantaten J. S. Bachs, Lpz., 1951; Gerber R., Bachs Brandenburgische Konzerte, Kassel-Basel, 1951; Iwaszkiewicz J., J. S. Bach, Warsz., 1951, Kr., 1958; J. S. Bach, Almanach pod red. Z. Lissy, Warsz., 1951; Siegmund-Schulze W., Die Musik Bachs, Lpz., 1953; Кureсka M., Dzieje Jana Sebastiana Bacha, Kr., 1955; Schwebsch E., J. S. Bach und die Kunst der Fuge, Kassel-Basel, 1955; Czaczkes L., Analyse des wohltemperierten Klaviers, Bd 1–2, W., 1956; Witоld J., D’ou vient l’art de Bach, P., 1957; Gurlitt W., J. S. Bach. Der Meister und sein Werk, Kassel-Basel, 1959; Hamel F., J. S. Bach, Gottingen, 1959; Bertha D., J. S. Bach, Bdpst, 1960; Frank H., J. S. Bach. Die Geschichte eines Lebens, В., 1961; Marcel L. A., Bach, P., 1961; Paccagnella E., Bach, Roma, 1962; Сhalley J., Les passions de J. S. Bach, P., 1963; Carrel N., Bach’s Brandenburg Concertos, L., 1963; его же, Bach, the borrower, L., 1967; Buchet E., J. S. Bach, l’oeuvre et la vie, P., 1963; Христов Д., Композиционни проблеми във фугите на «Добре темперирано пиано» на Й. С. Бах, С, 1968.
В. Д. Конен
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.