Барток. Соната для двух фортепиано и ударных

Sonata for Two Pianos and Percussion

Композитор
Год создания
1937
Дата премьеры
16.01.1938
Жанр
Страна
Венгрия
Бела Барток / Béla Bartók

В 1937 г. Бела Барток создал произведение для весьма необычного инструментального состава – Сонату для двух фортепиано и ударных. Она стала для композитора предпоследним фортепианным произведением крупной формы (последним был Третий фортепианный концерт, который Барток написал незадолго до смерти). Непосредственным поводом для написания Сонаты явился заказ от базельской секции Международного общества новой музыки, но о том, чтобы соединить фортепиано и ударные, Барток задумывался давно – подобные эпизоды присутствуют в Первом и Втором фортепианных концертах (и такая идея кажется вполне логичной, ведь в фортепианном звукоизвлечении тоже присутствует принцип «ударности», и это может служить объединяющим началом для инструментов, столь различных на первый взгляд). Думал композитор и о создании отдельного произведения, без участия оркестра, однако он чувствовал, что достичь полноценного равновесия между группой ударных и роялем достаточно сложно, если не сказать – невозможно. И вот решение было найдено: группа ударных должна уравновешиваться не одним фортепиано, а двумя.

Введение второго рояля позволило не только создать оптимальный звуковой баланс с группой ударных, но и сделать фактуру произведения более богатой и красочной. В Сонате множество канонов с большим количеством голосов, эффектных наложений и перекличек, необычных сопоставлений приемов. Все это великолепие дополняется ансамблем, включающим двенадцать ударных инструментов – малый барабан, тамтам, ксилофон, треугольник, литавры, тарелки и другие. На ударных играют два исполнителя, каждый из которых должен быть истинным виртуозом. Не менее сложны и фортепианные партии, изобилующие тяжеловесным октавным и аккордовым изложением, интересными тембровыми эффектами. Ударные здесь не столько приравниваются к роялям, сколько обогащают фортепианное звучание новыми красками. По словам самого Бартока, «ударные то подкрашивают тембр рояля, то усиливают важнейшие акценты, то интонируют мотивы, контрапунктирующие с мотивами фортепианной партии; наконец, литавры и ксилофон часто исполняют темы ведущего значения».

Приемы игры на ударных в Сонате разработаны очень тщательно. Особую роль играют инструменты с определенной высотой – ксилофон и литавры. В финале – Allegro non troppo – оба инструмента нередко выходят на первый план, в то время как рояли аккомпанируют им. Но в некоторых моментах на первый план выдвигаются и инструменты без определенной высоты. Например, в начале второй части – Lento – таинственные ночные шорохи имитируются двумя малыми барабанами и тарелками, играющими в нюансе pp.

В какой сфере ударные инструменты могу проявить себя с наибольшей полнотой? Разумеется, в ритмической, и она в Сонате Бартока особенно богата и разнообразна, особенно в первой части – Assai lento – Allegro molto – и во второй: множество синкоп, разнообразные смещения акцентов, ритмических несовпадений между инструментами. В первой части главная партия написана в размере 9/8, но фактически она идет в четырехдольном движении, и поэтому кажется «прихрамывающей».

Как и во многих произведениях Бартока, источникам тематизма сонаты становится небольшое число тематических зерен. Например, практически все темы первой части, а также часть тематизма второй «выращиваются» из первых фраз вступления, а основная тема второй части представляет собою вариант побочной партии первой. Композитор применяет множество разнообразных приемов трансформации тем – проведение их в увеличении, в уменьшении, в обращении и другие. Важнейший тематизм Сонаты сосредоточен в первой части, точнее, в ее быстром разделе – Allegro molto, следующем за медленным вступлением. Фактура вступления исключительно сложна: многочисленные полифункциональные наложения, имитации, ладовая неопределенность – и все это приводит к разрешению в до мажор в начале основного раздела, но эта тональность усложняется квартовыми созвучиями. Динамичная и беспокойная первая часть сменяется застывшей картиной «сонного царства» во второй, в финале же, сочетающем черты сонатной формы и рондо, на первый план выступает жанровое начало, воплощенное в плясовом мотиве.

Первое исполнение произведения состоялось в 1938 г. в Базеле. Фортепианные партии исполнили сам Бела Барток и его супруга Дита Пастори, а партии ударных – немецкие музыканты Филипп Рюлиг и Фриц Шиссер. Позднее, уже в эмиграции, Барток создал оркестровую версию произведения, которая была представлена публике как Концерт для двух фортепиано с оркестром. Эта версия впервые прозвучала в Нью-Йорке в 1943 г. Дирижировал Фриц Рейнер, а одну из фортепианных партий вновь исполнял сам композитор. Повторное исполнение Концерта для двух фортепиано, состоявшееся на следующий день, было последним концертным выступлением Бартока.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама