Онеггер (Honegger) Артюр (10 III 1892, Гавр — 27 XI 1955, Париж) — французский композитор и музыкальный деятель. По происхождению швейцарец. Учился в Цюрихской консерватории у Ф. Хегара, затем в Парижской консерватории у Л. Капе (скрипка), А. Жедальжа (контрапункт и фуга), Ш. M. Видора (композиция), В. д’Энди (оркестровка, дирижирование).
Художеств. вкусы О. сформировались под воздействием музыки И. Ф. Стравинского, А. Шёнберга, поэзии Ж. Кокто, П. Валери, М. Жакоба, П. Клоделя, Л. Арагона, живописи П. Пикассо, Ф. Леже и др. В нач. 20-х гг. О. вошёл в творч. группу «Шестёрка». Ранние произв. созданы под влиянием её эстетики. Однако уже с сер. 20-х гг. О. избрал самостоят. путь. Крупнейшее произв. этих лет — драм. оратория «Царь Давид» (1921, написана вначале как музыка к спектаклю нар. швейц. т-ра «Жора»). Ораториальный и смешанный оперно-ораториальный жанры становятся ведущими в его творчестве. Во 2-й пол. 20-х гг. создал ряд опер и ораторий на антич. и библейские сюжеты.
Во 2-й пол. 20-х-40-е гг. О. вёл широкую концертную деятельность. В качестве дирижёра своих произведений гастролировал в ряде стран Европы и Америки (совм. с женой — пианисткой А. Ворабур); посетил Сов. Союз (1928, Ленинград), здесь установились дружеские и творч. отношения О. с сов. музыкантами (в т. ч. с Д. Д. Шостаковичем). В сер. 30-х гг. вёл активную обществ.-политич. деятельность, решительно выступал против фашизма в Европе. Став чл. Народной музыкальной федерации (1935), О. совм. с др. прогрессивно настроенными франц. музыкантами вошёл в ряды антифашистского Нар. фронта. В эти годы он писал массовые песни, делал обработки нар. песен, участвовал в муз. оформлении представлений по типу массовых празднеств эпохи Великой франц. революции. Написал музыку центр. эпизода «Взятие Бастилии» для спектакля «14 июля» (по пьесе Р. Роллана, 1936), прелюдию «На смерть Жореса» для пьесы «Свобода» М. Ростана (1937), песни для пьесы «Постройка города» Ж. Р. Блока, музыку для иллюминированных праздников на открытом воздухе, документальных фильмов о профсоюзах и др.
Лучшее произв. этого периода, выражающее патриотич. устремления О., — драм. оратория «Жанна д’Арк на костре» (1935). Оратория «Пляска мёртвых» (1938), проникнутая антифашистским духом,- своеобразный отклик на мрачные события кануна 2-й мировой войны 1939-45. Драм. легенда «Никола из Флю» (1939) посв. легендарному швейц. герою (заказана для исп. на гор. площади к дню празднования 600-летия Швейц. конфедерации). Художник-патриот, О. в годы оккупации был сторонником Движения Сопротивления. В воен. и послевоен. годы осн. внимание уделял инстр. музыке, ведущим жанром стала симфония.
Большое внимание уделял он журналистской деятельности. В его книгах «Заклинание рутинёров» (1948), «Я — композитор» (1951) и в ряде статей выражены взгляды художника, тревожащегося за судьбы мира и культуры в условиях «холодной войны». Трагизм миросозерцания О. порождён конфликтом между гуманистич. идеалами композитора и враждебными иск-ву условиями капиталистич. действительности.
В последние годы жизни О. получил всемирное признание: был почётным доктором (honoris causa) Цюрихского ун-та (1948), президентом Интернациональной федерации и ассоциации авторов театральной музыки, одним из основателей и вице-президентом Междунар. муз. совета. О. занимался также педагогич. деятельностью (класс композиции в «Эколь нормаль»).
Уже в ранних соч. О. кристаллизуется стиль, характеризующийся сочетанием строгих полифонич. приёмов изложения и развития материала, энергичной, напористой ритмики с конкретной образностью тематизма, тяготением к программным замыслам. В поздних симфониях наблюдается склонность к сгущённому драматизму, остроэкспрессивной, напряжённой мелодике. Преобразуя традиционные классич. схемы, О. сохраняет их осн. принципы. Неизменные качества его стиля — стройная архитектоника, чёткость композиции, дисциплина мышления. Творчество О. соприкасается с экспрессионизмом и неоклассицизмом, но не укладывается полностью в рамки этих течений. Он самостоятельно и индивидуально преломляет разл. тенденции иск-ва своего времени.
О. стремился к воплощению высоких этич. идеалов, представляющих «вечную», общечеловеческую ценность. Отсюда его обращение к античной, библейской и ср.-век. тематике. К наивысшим творч. достижениям О. относятся оперно-ораториальные соч. Он искал здесь новые жанровые разновидности путём слияния элементов разл. иск-в. Так возникли синтетич. произв.: оперы-оратории («Царь Давид», «Юдифь»), драм. оратории типа мистериальных представлений («Жанна д’Арк на костре», «Никола из Флю»), балет-мелодрама («Амфион»), радиомистерия («12 ударов в полночь»), радиооратория («Христофор Колумб») и др. Отражая трагич. жизненные коллизии, О. стремился в итоге к утверждению положит. идеи. Отсюда цельность, общезначимость содержания лучших его оперно-ораториальных соч. Использование жанровых элементов (песня, танец, марш) способствует демократизации музыки, конкретности образов. В основе вок. мелодики О.- мужественная и динамичная декламация, нередко с необычными перемещениями акцентов на неударные слоги. Композитор идёт от выразительности фразы, от смыслового содержания текста, возрождая исконные черты франц. просодии времён классицизма (т-ра Ж. Расина).
Симфонизм О. отличается богатством жизненных ассоциаций, контрастностью образов. Как и в ораториях, композитор пользуется методом жанрового обобщения (интонации песен, ритмы маршей, танцев). Песне как носителю определённой идеи принадлежит часто существ. роль в драматургии произведений.
Основой гармонич. языка является полная хроматич. система (дальнейшее развитие мажоро-минора), т. н. 12-тоновая диатоника, опирающаяся на сочетание разл. диатонич. натуральных ладов, обогащенных альтерацией.
При всей сложности этой системы сохраняется тональный центр. Орк. ткань произв. О. — пример тесного взаимодействия гармонии и полифонии, полифонич. мышление сказывается в приёмах экспозиции и разработки темы. Одно из отличит. качеств музыки О.- напряжённый пульс динамики, стремительность развития, связанная также с её театр. природой. Эстетич. взгляды О. не свободны от противоречий; порой в произв. слышны отзвуки религ. мотивов, идущих от влияния Клоделя, к-рого О. высоко ценил. В последние годы жизни композитор не сумел преодолеть пессимистич. настроений, отсюда трагич. взгляд на будущее мира, на судьбы иск-ва. Но демократизм музыки, нар.-героич. образы определяют высокую идейно-художеств. ценность творчества О.
Основные даты жизни и деятельности:
1892 — 10 III. В Гавре в семье коммерсанта, швейц. подданного родился сын Артюр.
1901 — Самостоят. занятия музыкой, увлечение оперой, первые детские соч.
1905 — Начало занятий гармонией с церк. органистом Р. Ш. Мартеном; первые уроки игры на скрипке у Сантрея.
1909-11 — Пребывание в Цюрихе, занятия в консерватории с Ф. Хегаром.
1910 — Первая публикация соч. О. (фп. пьесы «Скерцо» «Юмореска», Adagio espressivo).
1911 Переезд в Париж, поступление в консерваторию Занятия в классах Л. Капе (скрипка), А. Жедальжа (контрапункт и фуга), Ш. М. Видора (композиция), В. д’Энди (оркестровка, дирижирование).
1914-16 — Служба в пограничных войсках Швейцарии
1916 — Возвращение в Париж и возобновление занятий в консерватории.
1917 — Участие в коллективных «Концертах новой молодёжи» (проходили в т-ре «Вьё коломбье», ставшем центром парижской артистич. молодёжи, и в ряде вновь открытых конц. залов)
1920 — Организация творч. группы «Шестёрка».
1920-21 — Участие в создании коллективного балета-ревю «Новобрачные на Эйфелевой башне», сочинение музыки к пьесе «Царь Давид».
1923 — Исп. «Царя Давида» (2-я ред.) в виде оратории в Винтертуре (Швейцария).
1924 — Исп. «Царя Давида» (3-я ред.) в виде сценич. оперы-оратории в Париже.
1925 — Сочинение музыки к драме «Юдифь» (по заказу Р. Моракса для т-ра «Жора»), впоследствии переделанной в оперу.
1926 — Женитьба на Андре Ворабур (пианистке, композиторе).
1928 — Поездки в СССР (Ленинград), США и др. страны с концертами.
1929 — Работа с П. Валери над мелодрамой «Амфион».
1930 — Сочинение 1-й симфонии по заказу С. А. Кусевицкого к 50-леию Бостонского оркестра.
1931 — Премьера оратории «Крики мира» в Золотурне (Швейцария).
1935 — Вступление в Нар. муз. федерацию — Создание массовых песен, обработок нар. песен, участие в муз. оформлении коллективных спектаклей — Работа совм. с P. Клоделем над драм. ораторией «Жанна д’Арк на костре» и с С. Лифарем — над балетом «Икар».
1938 — Работа с Клоделем над ораторией «Пляска мертвых» — Премьера оратории «Жанна д’Арк на костре» в Базеле (роль Жанны исп. И. Рубинштейн).
1939 — Постановка драм. оратории «Жанна д’Арк на костре» в Орлеане, Париже и др. городах.
1940 — Исполнение по Радио Лозанны радиооперы «Христофор Колумб».
1941 — Патриотич. манифестация парижан во время исп. оратории «Пляска мертвых» (под упр. Ш. Мюнша в Парижской консерватории).
1942 — Празднование юбилейной «Недели Онеггера» в честь 50-летия композитора (исп. во дворце Шайо в Париже оратории «Жанна д’Арк на костре»)
1946 — Публицистич. деятельность. Сочинение 3-й и 4-й симфоний.
1953 — Последнее крупное произв — «Рождественская кантата», явившееся частью неосуществленного проекта Passionsspiel.
1955-27 XI. Смерть О. в Париже.
Сочинения:
оперы — Юдифь (библейская драма, 1925, 2-я ред., 1936), Антигона (лирич. трагедия, либр. Ж. Кокто по Софоклу, 1927, т-р «Де ла Монне», Брюссель), Орлёнок (L’aiglon, совм. с Ж. Ибером, по драме Э. Ростана, 1935, пост. 1937, Монте-Карло);
балеты — Правда — ложь (Vèritè — mensonge, балет марионеток, 1920, Париж), Скетинг-Ринг (Skating-Rink, шведский роликовый балет, 1921, пост. 1922, «Театр Елисейских полей», Париж), Фантазия (Phantasie, балет-скетч, 1922), Под водой (Sous-marine, 1924, пост. 1925, т-р «Опера комик», Париж), Роза из металла (Rose de mètal, 1928, Париж), Свадьба Амура и Психеи (Les noces d’Amour et Psychè, на темы «Французских сюит» Баха, 1930, Париж), Семирамида (балет-мелодрама, 1931, пост. 1933, «Гранд-Опера», Париж), Икар (1935, Париж), Белая птица улетела (Un oiseau blanc s’est envolè, для авиационного праздника, 1937, «Театр Елисейских полей», Париж), Песнь песней (Le cantique des cantiques, 1938, «Гранд-Опера», Париж), Рождение цвета (La naissance des couleurs, 1940, там же), Призыв гор (L’appel de la montagne, 1943, пост. 1945, там же), Шота Руставели (совм. с A. H. Черепниным, T. Харшаньи, 1945, Монте-Карло), Человек в шкуре леопарда (L’homme а la peau de lèopard, 1946);
оперетты — Приключения короля Позоля (Les aventures du roi Pausole, 1930, т-р «Буфф-Паризьен», Париж), Красотка из Мудона (La belle de Moudon, 1931, т-р «Жора», Мезьер), Малютки Кардиналь (Les petites Cardinal, совм. с Ж. Ибером, 1937, т-р «Буфф-Паризьен», Париж);
сценические оратории — Царь Давид (Le roi David, по драме Р. Moракса, 1-я ред — Симфонический псалом, 1921, т-р «Жора», Мезьер; 2-я ред — драматическая оратория, 1923; 3-я ред. — опера-оратория, 1924, Париж), Амфион (мелодрама, 1929, пост. 1931, «Гранд-Опера», Париж), оратория Крики мира (Cris du monde, 1931), драматическая оратория Жанна д’Арк на костре (Jeanne d’Arc au bucher, текст П. Клоделя, 1935, исп. 1938, Базель), оратория Пляска мертвых (La danse des morts, текст Клоделя, 1938), драматическая легенда Никола из Флю (Nicolas de Flue, 1939, пост. 1941, Невшатель), Рождественская кантата (Une cantate de Noel, на литургич. и нар. тексты, 1953);
для оркестра — 5 симфоний (первая, 1930; вторая, 1941; Литургическая, Liturgique, 1946; Базельские удовольствия, Deliciae Basilienses, 1946, симфония трёх ре, Di tre re, 1950), Прелюдия к драме «Аглавена и Селизетта» Метерлинка (Prèlude pour «Aglavaine et Sèlysette», 1917), Песнь Нигамона (Le chant de Nigamon, 1917), Сказание об играх мира (Le dit des jeux du monde, 1918), сюита Летняя пастораль (Pastorale d’ètè, 1920), мимическая симфония Гораций-победитель (Horace victorieux, 1921), Песнь радости (Chant de joie, 1923), Прелюдия к «Буре» Шекспира (Prèlude pour «La tempete», 1923), Пасифик 231 (Pacific 231, 1923), Регби (Rugby, 1928), Симфоническое движение No 3 (Mouvement symphonique No3, 1933), Сюита из музыки к фильму «Отверженные» («Les misèrables», 1934), Ноктюрн (1936), Серенада Анжелике (Sèrènade pour Angèlique, 1945), Архаическая сюита (Suite archaique, 1951), Монопартита (Monopartita, 1951);
концерты с оркестром — концертино для фп. (1924), для влч. (1929), камерный концерт для флейты, англ. рожка и струн. орк. (1948); камерно-инструментальные ансамбли — 2 сонаты для скр. и фп. (1918, 1919), соната для альта и фп. (1920), соната для влч. и фп. (1920), сонатина для 2 скр. (1920), сонатина для кларнета и фп. (1922), сонатина для скр. и влч. (1932), 3 струн. квартета (1917, 1935, 1937), Рапсодия для 2 флейт, кларнета и фп. ( 1917), Гимн для 10 струнных (1920), 3 контрапункта для малой флейты, гобоя, скр. и влч. (1922), Прелюд и блюз для квартета арф (1925);
для фортепиано — Скерцо, Юмореска, Adagio expressivo (1910), Токката и вариации (1916), 3 пьесы (Прелюдия, Посвящение Равелю, Hommage а Ravel, Танец, 1919), 7 пьес (1920), Сарабанда из альбома «Шести» (1920), Швейцарская тетрадь (Cahier Romand, 1923), Посвящение Русселю (Hommage а A. Rousell, 1928), Сюита (для 2 фп., 1928), Прелюд, ариозо и фугетта на тему BACH (1932), Партита (для 2 фп., 1940), 2 эскиза (1943), Воспоминание о Шопене (Souvenir de Chopm, 1947);
для скрипки соло — соната (1940);
для органа — фуга и хорал (1917), для флейты — Танец козы (Danse de la chevre, 1919);
романсы и песни, в т. ч. на сл. Г. Аполлинера, П. Верлена, Ф. Жамма, Ж. Кокто, П. Клоделя, Ж. Лафорга, Р. Ронсара, А. Фонтена, А. Чобаняна, П. Фора и др.;
музыка к спектаклям драматического театра — Сказание об играх мира (П. Мераля, 1918), Пляска смерти (К. Ларронда, 1919), Новобрачные на Эйфелевой башне (Кокто, 1921), Саул (А. Жида, 1922), Антигона (Софокла — Кокто, 1922), Лилюли (Р. Роллана, 1923), Федра (Г. Д’Аннунцио, 1926), 14 июля (Р. Роллана; совм. с др. композиторами, 1936), Шёлковый башмачок (Клоделя, 1943), Карл Смелый (Р. Моракса, 1944), Прометей (Эсхила — А. Боннара, 1944), Гамлет (Шекспира — Жида, 1946), Эдип (Софокла — А. Обе, 1947), Осадное положение (А. Камю, 1948), С любовью не шутят (А. Мюссе, 1951), Эдип-царь (Софокла — Т. Мольньера, 1952);
музыка для радио — 12 ударов в полночь (Les 12 coups de minuit, К. Ларронда, радиомистерия для хора и орк., 1933), Радиопанорама (1935), Христофор Колумб (В. Aгe, радиооратория, 1940), Биения мира (Battements du monde, Aгe, 1944), Золотая голова (Tete d’or, Клоделя, 1948), Св. Франциск Ассизский (Aгe, 1949), Искупление Франсуа Вийона (Ж. Брюира, 1951); музыка к фильмам (35), в т. ч. «Преступление и наказание» (по Ф. М. Достоевскому), «Отверженные» (по В. Гюго), «Пигмалион» (по Б. Шоу), «Похищение» (по Ш. Ф. Рамю), «Капитан Фракас» (по Т. Готье), «Наполеон», «Полёт над Атлантикой».
Литературные сочинения:
Incantation aux fossiles, Lausanne (1948); Je suis compositeur, (P., 1951) (рус. пер. — Я — композитор, Л., 1963); Nachklang. Schriften, Photos. Dokumente, Z., (1957).
Литература:
Шнеерсон Г. М., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Ярустовский Б., Симфония о войне и мире, М., 1966; Раппопорт Л., Артур Онеггер, Л., 1967; её же, Некоторые особенности гармонии А. Онеггера, в сб.: Проблемы лада, М., 1972; Друмева К., Драматическая оратория А. Онеггера «Жанна д’Арк на костре», в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971; Сысоева Е., Некоторые вопросы симфонизма А. Онеггера, в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971; её же, Симфонии А. Онеггера, М., 1975; Павчинский С, Симфоническое творчество А. Онеггера, М., 1972; Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., 1955 (рус. пер. — Журдан-Моранж Э., Мои друзья музыканты, ред. и вступ. ст. Г. Шнеерсона, М., 1966); Dumesnil R., Histoire de la musique, t. 5- La premiere moitiè du XX-e siecle, P., 1960 (рус. пер. фрагментов — Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы «Шести», ред. и вступ. ст. М. Друскина, Л., 1964) и др.
Л. Г. Раппопорт
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.