Творческий портрет Шостаковича →
Для оркестра:
Симфонии:
Симфония № 1 f-moll, соч. 10 (1924—1925)
Симфония № 2 H-dur «Октябрю», соч. 14, с финальным хором на слова А. Безыменского (1927)
Симфония № 3 Es-dur «Первомайская», соч. 20, с финальным хором на слова С. Кирсанова (1929)
Симфония № 4 c-moll, соч. 43 (1935—1936)
Симфония № 5 d-moll, соч. 47 (1937)
Симфония № 6 h-moll, соч. 54 (1939)
Симфония № 7 C-dur «Ленинградская», соч. 60 (1941)
Симфония № 8 c-moll, соч. 65 (1943)
Симфония № 9 Es-dur, соч. 70 (1945)
Симфония № 10 e-moll, соч. 93 (1953)
Симфония № 11 g-moll «1905 год», соч. 103 (1956—1957)
Симфония № 12 d-moll «1917 год», соч. 112 (1959—1961), посвящена памяти В. И. Ленина
Симфония № 13 b-moll, соч. 113 (1962), для баса, хора басов и оркестра на стихи Е. Евтушенко
Симфония № 14, соч. 135 (1969), для сопрано, баса, струнных и ударных на стихи Ф. Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера и Р. М. Рилькем
Симфония № 15 A-dur, соч. 141 (1971)
Прочие:
Скерцо fis-moll, соч. 1 (1919)
Тема с вариациями B-dur, соч. 3 (1921—1922)
Скерцо Es-dur, соч. 7 (1923—1924)
Сюита из балета «Золотой век», соч. 22а (1930)
Две пьесы для оперы Э. Дресселя «Бедный Колумб», соч. 23 (1929)
Сюита из балета «Болт» (Балетная сюита № 5), соч. 27а (1931)
Сюита из музыки к фильму «Златые горы», соч. 30а (1931)
Сюита из музыки к спектаклю «Гамлет», соч. 32а (1932)
Сюита № 1 для джаз-оркестра (1934; сохранилась в клавире)
Пять фрагментов, соч. 42 (1935)
Сюита № 2 для джаз-оркестра (1938; сохранилась в клавире)
Торжественный марш для духового оркестра (1942)
Балетная сюита № 2 (1951)
Балетная сюита № 3 (1951)
Балетная сюита № 4 (1953)
Праздничная увертюра A-dur, соч. 96 (1954)
Сюита для эстрадного оркестра (1950-е гг.)
Увертюра на русские и киргизские темы, соч. 115 (1963)
Траурно-триумфальная прелюдия памяти героев Сталинградской битвы, соч. 130 (1967)
Октябрь. Симфоническая поэма, соч. 131 (1967)
Марш советской милиции, для духового оркестра, соч. 139 (1970)
Оперы и оперетты:
«Нос» — опера в 3-х действиях на либретто Шостаковича, Прейса, Ионина и Замятина по одноимённой повести Н. В. Гоголя, соч. 15 (1927—1928)
«Леди Макбет Мценского уезда» — опера в 4-х действиях на либретто Шостаковича и Прейса по одноимённому роману Н. С. Лескова, соч. 29 (1930—1932)
«Москва, Черёмушки» — оперетта в 3-х действиях на либретто В. Масса и М. Червинского, соч. 105 (1957—1958)
Балеты:
«Золотой век». Балет в 3 действиях на либретто А. Ивановского, соч. 22 (1929—1930)
«Болт». Хореографический спектакль в 3 действиях на либретто В. Смирнова, соч. 27 (1930—1931)
«Светлый ручей». Комический балет в трёх действиях с прологом на либретто Ф. Лопухова и А. Пиотровского, соч. 39 (1934—1935)
Кантатно-ораториальные жанры:
«Песнь о лесах» — оратория для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра (1949)
«Казнь Степана Разина» — кантата
Для инструмента с оркестром:
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (Концерт для фортепиано, струнного оркестра и трубы) c-moll, соч. 35 (1933)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром F-dur, соч. 102 (1957)
Концерт № 1 для скрипки с оркестром a-moll, соч. 77 (1947—1948)
Концерт № 2 для скрипки с оркестром cis-moll, соч. 129 (1967)
Концерт № 1 для виолончели с оркестром Es-dur, соч. 107 (1959)
Концерт № 2 для виолончели с оркестром G-dur, соч. 126 (1966)
Для фортепиано:
Соната № 1 D-dur, соч. 12 (1926)
Соната № 2 h-moll, соч. 61 (1943)
Восемь прелюдий, соч. 2 (1920)
Три фантастических танца, соч. 5 (1920—1922)
«Афоризмы», десять пьес, соч. 13 (1927)
Двадцать четыре прелюдии, соч. 34 (1932—1933)
«Детская тетрадь», семь пьес, соч. 69 (1944—1945)
Двадцать четыре прелюдии и фуги, соч. 87 (1950—1951)
«Семь танцев кукол» (1952)
Сюита fis-moll для двух фортепиано, соч. 6 (1922)
«Весёлый марш» для двух фортепиано (1949)
Концертино для двух фортепиано, соч. 94 (1953)
Тарантелла для двух фортепиано (1954)
Для инструментального ансамбля:
Струнные квартеты:
Струнный квартет № 1 C-dur, соч. 49 (1938)
Струнный квартет № 2 A-dur, соч. 68 (1944)
Струнный квартет № 3 F-dur, соч. 73 (1946)
Струнный квартет № 4 D-dur, соч. 83 (1949)
Струнный квартет № 5 B-dur, соч. 92 (1952)
Струнный квартет № 6 G-dur, соч. 101 (1956)
Струнный квартет № 7 fis-moll, соч. 108 (1960)
Струнный квартет № 8 c-moll, соч. 110 (1960)
Струнный квартет № 9 Es-dur, соч. 117 (1964)
Струнный квартет № 10 As-dur, соч. 118 (1964)
Струнный квартет № 11 f-moll, соч. 122 (1966)
Струнный квартет № 12 Des-dur, соч. 133 (1968)
Струнный квартет № 13 b-moll, соч. 138 (1970)
Струнный квартет № 14 Fis-dur, соч. 142 (1973)
Струнный квартет № 15 es-moll, соч. 144 (1974)
Прочие:
Фортепианный квинтет g-moll, соч. 57 (1940)
Фортепианное трио № 1, соч. 8 (1923)
Фортепианное трио № 2 e-moll, соч. 67 (1944), памяти И. И. Соллертинского
Две пьесы для струнного октета, соч. 11 (1924―1925)
Соната для виолончели и фортепиано d-moll, соч. 40 (1934)
Соната для скрипки и фортепиано, соч. 134 (1968)
Соната для альта и фортепиано, соч. 147 (1975)
Для хора / вокального ансамбля:
«Славься, Отчизна советов», для хора и фортепиано (1943; слова Е. Долматовского)
«Поэма о Родине». Кантата для меццо-сопрано, тенора, двух баритонов, баса, хора и оркестра, соч. 74 (1947)
«Антиформалистический раёк», для четырёх басов, чтеца, хора и фортепиано (1948/1968)
«Песнь о лесах». Оратория на слова Е. Долматовского для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 81 (1949)
Десять поэм на слова революционных поэтов, для хора без сопровождения (1951)
«Над Родиной нашей солнце сияет». Кантата на слова Е. Долматовского для хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 90 (1952)
«Мы Родину славим», для хора и фортепиано (слова В. Сидорова; 1957)
«Мы в сердце октябрьские зори храним», для хора и фортепиано (слова В. Сидорова; 1957)
Две обработки русских народных песен, для хора без сопровождения, соч. 104 (1957)
«Заря Октября», для хора и фортепиано (слова В. Харитонова; 1957)
«Казнь Степана Разина», вокально-симфоническая поэма на слова Е. Евтушенко для баса, хора и оркестра, соч. 119 (1964)
«Верность», восемь баллад на слова Е. Долматовского для мужского хора без сопровождения, соч. 136 (1970)
Для голоса:
«Две басни Крылова», для меццо-сопрано, хора и оркестра, соч. 4 (1922)
Сюита из оперы «Нос» для тенора и баритона с оркестром, соч. 15а (1928)
Шесть романсов на слова японских поэтов, для тенора и оркестра, соч. 21 (1932); версия для тенора и фортепиано опубликована как соч. 21а
Четыре романса на слова А. С. Пушкина, для баса и фортепиано, соч. 46 (1937)
Семь обработок финских народных песен (Сюита на финские темы), для сопрано, тенора и камерного оркестра (1939)
«Клятва наркому», для баса, хора и фортепиано (1941; слова В. Саянова)
«Песня гвардейской дивизии» («Идут бесстрашные гвардейские полки»), для баса, хора и фортепиано (1941; слова Рахмилевича)
Шесть романсов на стихи английских поэтов, для баса и фортепиано, соч. 62 (1942). Оркестровая версия — соч. 62а (1943). Вторая редакция для голоса с оркестром издана как соч. 140 (1971)
«Патриотическая песня» на слова Долматовского (1943)
«Песнь о Красной Армии» на слова М. Голодного (1943), совместно с А. Хачатуряном
«Песня о фонарике» (1942) на слова М. Светлова
«Чёрное море» на слова С. Алимова и Н. Верховского для баса, мужского хора и фортепиано (1944)
«Заздравная песня о Родине» на слова И. Уткина для тенора, хора и фортепиано (1944)
«Из еврейской народной поэзии», для сопрано, контральто, тенора и фортепиано, соч. 79 (1948); оркестровая версия — соч. 79а (1964)
«Наша песня» на слова К. Симонова для баса, хора и фортепиано (1950)
«Марш сторонников мира» на слова К. Симонова для тенора, хора и фортепиано (1950)
Два романса на стихи М. Ю. Лермонтова для голоса и фортепиано, соч. 84 (1950)
Четыре песни на слова Е. Долматовского для голоса и фортепиано, соч. 86 (1951)
Четыре монолога на стихи А. С. Пушкина, для баса и фортепиано, соч. 91 (1952)
Четыре греческие песни (в русских переводах С. Болотина и Т. Сикорской), для голоса и фортепиано (1953)
Песни наших дней (Пять романсов на стихи Е. Долматовского), для баса и фортепиано, op. 98 (1954)
«Были поцелуи» на слова Е. Долматовского для голоса и фортепиано (1954)
«Испанские песни» (в русских переводах С. Болотина и Т. Сикорской). Обработки народных песен для меццо-сопрано и фортепиано, соч. 100 (1956)
«Сатиры» («Картинки прошлого»). 5 романсов на слова Саши Чёрного для сопрано и фортепиано, op. 109 (1960)
Сюита из оперы «Катерина Измайлова», для сопрано и оркестра, соч. 114а (1962)
Пять романсов на слова из журнала «Крокодил» для баса и фортепиано, соч. 121 (1965)
«Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия», для баса и фортепиано, соч. 123 (1966)
«Семь стихотворений А. А. Блока», для сопрано и фортепианного трио, соч. 127 (1967)
«Весна, весна» на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 128 (1967)
«Шесть стихотворений Марины Цветаевой». Вокальный цикл для контральто и фортепиано, соч. 143 (1973); оркестровая версия — соч. 143а
«Сюита на слова Микеланджело» для баса и фортепиано, соч. 145 (1974); оркестровая версия — соч. 145а
«Четыре стихотворения капитана Лебядкина» (из романа Ф. М. Достоевского «Бесы») для баса и фортепиано, соч. 146 (1974)
Оркестровки чужих сочинений:
Н. А. Римский-Корсаков ― «Я в гроте ждал» (1921)
В. Юманс ― «Tea for two» (оркестровано под названием «Таити трот»; 1927), соч. 16
Две пьесы Д. Скарлатти (для духового оркестра; 1928), соч. 17
П. Дегейтер ― Интернационал (1937)
М. П. Мусоргский ― опера «Борис Годунов» (1939―1940), соч. 58
М. П. Мусоргский ― Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха («Песня о блохе»; 1940)
И. Штраус ― полька «Весёлый поезд» (1941)
Двадцать семь романсов и песен (1941)
Восемь английских и американских народных песен (в переводе С. Маршака, С. Болотина, Т. Сикорской) для баса и оркестра (1943)
М. П. Мусоргский ― опера «Хованщина» (1958―1959), соч. 106
М. П. Мусоргский ― «Песни и пляски смерти» (1962)
А. Давиденко ― два хора, соч. 124 (1963)
Р. Шуман ― концерт для виолончели с оркестром, соч. 125 (1963)
Б. И. Тищенко — концерт для виолончели с оркестром № 1 (1969)
Л. ван Бетховен — «Песня о блохе» (ор. 75 № 3; 1975)
Статья о Шостаковиче в Музыкальной энциклопедии →
Фортепианное творчество Шостаковича →