Для оркестра:
Симфонии:
• Симфония № 1 f-moll, соч. 10 (1924—1925)
• Симфония № 2 H-dur «Октябрю», соч. 14, с финальным хором на слова А. Безыменского (1927)
• Симфония № 3 Es-dur «Первомайская», соч. 20, с финальным хором на слова С. Кирсанова (1929)
• Симфония № 4 c-moll, соч. 43 (1935—1936)
• Симфония № 5 d-moll, соч. 47 (1937)
• Симфония № 6 h-moll, соч. 54 (1939)
• Симфония № 7 C-dur «Ленинградская», соч. 60 (1941)
• Симфония № 8 c-moll, соч. 65 (1943)
• Симфония № 9 Es-dur, соч. 70 (1945)
• Симфония № 10 e-moll, соч. 93 (1953)
• Симфония № 11 g-moll «1905 год», соч. 103 (1956—1957)
• Симфония № 12 d-moll «1917 год», соч. 112 (1959—1961), посвящена памяти В. И. Ленина
• Симфония № 13 b-moll, соч. 113 (1962), для баса, хора басов и оркестра на стихи Е. Евтушенко
• Симфония № 14, соч. 135 (1969), для сопрано, баса, струнных и ударных на стихи Ф. Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера и Р. М. Рильке
• Симфония № 15 A-dur, соч. 141 (1971)
Прочие:
• Скерцо fis-moll, соч. 1 (1919)
• Тема с вариациями B-dur, соч. 3 (1921—1922)
• Скерцо Es-dur, соч. 7 (1923—1924)
• Сюита из балета «Золотой век», соч. 22а (1930)
• Две пьесы для оперы Э. Дресселя «Бедный Колумб», соч. 23 (1929)
• Сюита из балета «Болт» (Балетная сюита № 5), соч. 27а (1931)
• Сюита из музыки к фильму «Златые горы», соч. 30а (1931)
• Сюита из музыки к спектаклю «Гамлет», соч. 32а (1932)
• Сюита № 1 для джаз-оркестра (1934; сохранилась в клавире)
• Пять фрагментов, соч. 42 (1935)
• Сюита № 2 для джаз-оркестра (1938; сохранилась в клавире)
• Торжественный марш для духового оркестра (1942)
• Балетная сюита № 2 (1951)
• Балетная сюита № 3 (1951)
• Балетная сюита № 4 (1953)
• Праздничная увертюра A-dur, соч. 96 (1954)
• Сюита для эстрадного оркестра (1950-е гг.)
• Увертюра на русские и киргизские темы, соч. 115 (1963)
• Траурно-триумфальная прелюдия памяти героев Сталинградской битвы, соч. 130 (1967)
• Октябрь. Симфоническая поэма, соч. 131 (1967)
• Марш советской милиции, для духового оркестра, соч. 139 (1970)
Оперы и оперетты:
• «Нос» — опера в 3-х действиях на либретто Шостаковича, Прейса, Ионина и Замятина по одноимённой повести Н. В. Гоголя, соч. 15 (1927—1928)
• «Леди Макбет Мценского уезда» — опера в 4-х действиях на либретто Шостаковича и Прейса по одноимённому роману Н. С. Лескова, соч. 29 (1930—1932)
• «Москва, Черёмушки» — оперетта в 3-х действиях на либретто В. Масса и М. Червинского, соч. 105 (1957—1958)
Балеты:
• «Золотой век». Балет в 3 действиях на либретто А. Ивановского, соч. 22 (1929—1930)
• «Болт». Хореографический спектакль в 3 действиях на либретто В. Смирнова, соч. 27 (1930—1931)
• «Светлый ручей». Комический балет в трёх действиях с прологом на либретто Ф. Лопухова и А. Пиотровского, соч. 39 (1934—1935)
Кантатно-ораториальные жанры:
• «Песнь о лесах» — оратория для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра (1949)
• «Казнь Степана Разина» — кантата
Для инструмента с оркестром:
• Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (Концерт для фортепиано, струнного оркестра и трубы) c-moll, соч. 35 (1933)
• Концерт № 2 для фортепиано с оркестром F-dur, соч. 102 (1957)
• Концерт № 1 для скрипки с оркестром a-moll, соч. 77 (1947—1948)
• Концерт № 2 для скрипки с оркестром cis-moll, соч. 129 (1967)
• Концерт № 1 для виолончели с оркестром Es-dur, соч. 107 (1959)
• Концерт № 2 для виолончели с оркестром G-dur, соч. 126 (1966)
Для фортепиано:
• Соната № 1 D-dur, соч. 12 (1926)
• Соната № 2 h-moll, соч. 61 (1943)
• Восемь прелюдий, соч. 2 (1920)
• Три фантастических танца, соч. 5 (1920—1922)
• «Афоризмы», десять пьес, соч. 13 (1927)
• Двадцать четыре прелюдии, соч. 34 (1932—1933)
• «Детская тетрадь», семь пьес, соч. 69 (1944—1945)
• Двадцать четыре прелюдии и фуги, соч. 87 (1950—1951)
• «Семь танцев кукол» (1952)
• Сюита fis-moll для двух фортепиано, соч. 6 (1922)
• «Весёлый марш» для двух фортепиано (1949)
• Концертино для двух фортепиано, соч. 94 (1953)
• Тарантелла для двух фортепиано (1954)
Для инструментального ансамбля:
Струнные квартеты:
• Струнный квартет № 1 C-dur, соч. 49 (1938)
• Струнный квартет № 2 A-dur, соч. 68 (1944)
• Струнный квартет № 3 F-dur, соч. 73 (1946)
• Струнный квартет № 4 D-dur, соч. 83 (1949)
• Струнный квартет № 5 B-dur, соч. 92 (1952)
• Струнный квартет № 6 G-dur, соч. 101 (1956)
• Струнный квартет № 7 fis-moll, соч. 108 (1960)
• Струнный квартет № 8 c-moll, соч. 110 (1960)
• Струнный квартет № 9 Es-dur, соч. 117 (1964)
• Струнный квартет № 10 As-dur, соч. 118 (1964)
• Струнный квартет № 11 f-moll, соч. 122 (1966)
• Струнный квартет № 12 Des-dur, соч. 133 (1968)
• Струнный квартет № 13 b-moll, соч. 138 (1970)
• Струнный квартет № 14 Fis-dur, соч. 142 (1973)
• Струнный квартет № 15 es-moll, соч. 144 (1974)
Прочие:
• Фортепианный квинтет g-moll, соч. 57 (1940)
• Фортепианное трио № 1, соч. 8 (1923)
• Фортепианное трио № 2 e-moll, соч. 67 (1944), памяти И. И. Соллертинского
• Две пьесы для струнного октета, соч. 11 (1924―1925)
• Соната для виолончели и фортепиано d-moll, соч. 40 (1934)
• Соната для скрипки и фортепиано, соч. 134 (1968)
• Соната для альта и фортепиано, соч. 147 (1975)
Для хора / вокального ансамбля:
• «Славься, Отчизна советов», для хора и фортепиано (1943; слова Е. Долматовского)
• «Поэма о Родине». Кантата для меццо-сопрано, тенора, двух баритонов, баса, хора и оркестра, соч. 74 (1947)
• «Антиформалистический раёк», для четырёх басов, чтеца, хора и фортепиано (1948/1968)
• «Песнь о лесах». Оратория на слова Е. Долматовского для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 81 (1949)
• Десять поэм на слова революционных поэтов, для хора без сопровождения (1951)
• «Над Родиной нашей солнце сияет». Кантата на слова Е. Долматовского для хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 90 (1952)
• «Мы Родину славим», для хора и фортепиано (слова В. Сидорова; 1957)
• «Мы в сердце октябрьские зори храним», для хора и фортепиано (слова В. Сидорова; 1957)
• Две обработки русских народных песен, для хора без сопровождения, соч. 104 (1957)
• «Заря Октября», для хора и фортепиано (слова В. Харитонова; 1957)
• «Казнь Степана Разина», вокально-симфоническая поэма на слова Е. Евтушенко для баса, хора и оркестра, соч. 119 (1964)
• «Верность», восемь баллад на слова Е. Долматовского для мужского хора без сопровождения, соч. 136 (1970)
Для голоса:
• «Две басни Крылова», для меццо-сопрано, хора и оркестра, соч. 4 (1922)
• Сюита из оперы «Нос» для тенора и баритона с оркестром, соч. 15а (1928)
• Шесть романсов на слова японских поэтов, для тенора и оркестра, соч. 21 (1932); версия для тенора и фортепиано опубликована как соч. 21а
• Четыре романса на слова А. С. Пушкина, для баса и фортепиано, соч. 46 (1937)
• Семь обработок финских народных песен (Сюита на финские темы), для сопрано, тенора и камерного оркестра (1939)
• «Клятва наркому», для баса, хора и фортепиано (1941; слова В. Саянова)
• «Песня гвардейской дивизии» («Идут бесстрашные гвардейские полки»), для баса, хора и фортепиано (1941; слова Рахмилевича)
• Шесть романсов на стихи английских поэтов, для баса и фортепиано, соч. 62 (1942). Оркестровая версия — соч. 62а (1943). Вторая редакция для голоса с оркестром издана как соч. 140 (1971)
• «Патриотическая песня» на слова Долматовского (1943)
• «Песнь о Красной Армии» на слова М. Голодного (1943), совместно с А. Хачатуряном
• «Песня о фонарике» (1942) на слова М. Светлова
• «Чёрное море» на слова С. Алимова и Н. Верховского для баса, мужского хора и фортепиано (1944)
• «Заздравная песня о Родине» на слова И. Уткина для тенора, хора и фортепиано (1944)
• «Из еврейской народной поэзии», для сопрано, контральто, тенора и фортепиано, соч. 79 (1948); оркестровая версия — соч. 79а (1964)
• «Наша песня» на слова К. Симонова для баса, хора и фортепиано (1950)
• «Марш сторонников мира» на слова К. Симонова для тенора, хора и фортепиано (1950)
• Два романса на стихи М. Ю. Лермонтова для голоса и фортепиано, соч. 84 (1950)
• Четыре песни на слова Е. Долматовского для голоса и фортепиано, соч. 86 (1951)
• Четыре монолога на стихи А. С. Пушкина, для баса и фортепиано, соч. 91 (1952)
• Четыре греческие песни (в русских переводах С. Болотина и Т. Сикорской), для голоса и фортепиано (1953)
• Песни наших дней (Пять романсов на стихи Е. Долматовского), для баса и фортепиано, op. 98 (1954)
• «Были поцелуи» на слова Е. Долматовского для голоса и фортепиано (1954)
• «Испанские песни» (в русских переводах С. Болотина и Т. Сикорской). Обработки народных песен для меццо-сопрано и фортепиано, соч. 100 (1956)
• «Сатиры» («Картинки прошлого»). 5 романсов на слова Саши Чёрного для сопрано и фортепиано, op. 109 (1960)
• Сюита из оперы «Катерина Измайлова», для сопрано и оркестра, соч. 114а (1962)
• Пять романсов на слова из журнала «Крокодил» для баса и фортепиано, соч. 121 (1965)
• «Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия», для баса и фортепиано, соч. 123 (1966)
• «Семь стихотворений А. А. Блока», для сопрано и фортепианного трио, соч. 127 (1967)
• «Весна, весна» на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 128 (1967)
• «Шесть стихотворений Марины Цветаевой». Вокальный цикл для контральто и фортепиано, соч. 143 (1973); оркестровая версия — соч. 143а
• «Сюита на слова Микеланджело» для баса и фортепиано, соч. 145 (1974); оркестровая версия — соч. 145а
• «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» (из романа Ф. М. Достоевского «Бесы») для баса и фортепиано, соч. 146 (1974)
Оркестровки чужих сочинений:
• Н. А. Римский-Корсаков ― «Я в гроте ждал» (1921)
• В. Юманс ― «Tea for two» (оркестровано под названием «Таити трот»; 1927), соч. 16
• Две пьесы Д. Скарлатти (для духового оркестра; 1928), соч. 17
• П. Дегейтер ― Интернационал (1937)
• М. П. Мусоргский ― опера «Борис Годунов» (1939―1940), соч. 58
• М. П. Мусоргский ― Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха («Песня о блохе»; 1940)
• И. Штраус ― полька «Весёлый поезд» (1941)
• Двадцать семь романсов и песен (1941)
• Восемь английских и американских народных песен (в переводе С. Маршака, С. Болотина, Т. Сикорской) для баса и оркестра (1943)
• М. П. Мусоргский ― опера «Хованщина» (1958―1959), соч. 106
• М. П. Мусоргский ― «Песни и пляски смерти» (1962)
• А. Давиденко ― два хора, соч. 124 (1963)
• Р. Шуман ― концерт для виолончели с оркестром, соч. 125 (1963)
• Б. И. Тищенко — концерт для виолончели с оркестром № 1 (1969)
• Л. ван Бетховен — «Песня о блохе» (ор. 75 № 3; 1975)
Основные даты жизни и деятельности:
• 1906 — 12 (25) IX. В Петербурге в семье инженера-химика Дмитрия Болеславовича Ш. и его жены — пианистки Софьи Васильевны родился сын Дмитрий.
• 1915 — Начало регулярных занятий по фп, под рук. матери. — Ш. занимается по фортепиано в муз. школе И. А. Гляссера у О. Ф. Гляссер.- Первые попытки сочинять музыку.
• 1918 — Знакомство с художником Б. М. Кустодиевым, создавшим портрет юного Ш. (1919). — Работа над оперой «Цыгане» (по А. С. Пушкину, не завершена).
• 1919 — Поступление в Петрогр. консерваторию. — Занятия по классу фортепиано (у А. А. Розановой) и композиции (у М. О. Штейнберга). — Сочинение скерцо для орк. (ор. 1).
• 1920 — Переход в класс фортепиано Л. В. Николаева.
• 1923 — Окончание консерватории по классу фортепиано — Начало конц. деятельности в качестве пианиста.
• 1925 — Окончание консерватории по классу композиции. — 20 III. Первый авторский концерт Ш. (Малый зал Моск. консерватории), в программе — фортепианное трио ор. 5 (исп.: Н. Фёдоров — скр., А. А. Егоров — влч., Л. Н. Оборин — фортепиано), 3 фантастич. танца для фортепиано (исп.- автор), 3 пьесы для влч. и фортепиано (исп.: Егоров — влч., автор — фортепиано), сюита для 2 фортепиано (исп. Оборин и автор).
• 1926 — Вышли в свет первые соч. Ш. — 3 фантастич. танца для фортепиано — 12 V. Первое исп. 1-й симфонии (оркестр Ленингр. филармонии, дир. Н. А. Малько, Большой зал Ленингр. филармонии).
• 1927 — Начало многолетней дружбы с музыковедом И. И. Соллертинским. — 9 I. Первое исп. 2 пьес для струн. октета (исп.- квартеты им. Глиэра и Страдивариуса) и 1-й сонаты для фортепиано (исп. —автор, зал Моск. муз. т-ра им. В. И. Немировича-Данченко. — 29 I. Участие Ш. в 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (награждён почётным дипломом). — Выступление Ш.-пианиста в Польше. — II. Выступление Ш.-пианиста в Берлине с исп. собств. соч. — 6 XI. Первое исп. 2-й симфонии («Октябрю»; оркестр Ленингр. филармонии, дир. Малько, Большой зал Ленингр. филармонии).
• 1928 — Знакомство с реж. В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде; Ш. принимает приглашение работать в качестве пианиста в Т-ре им. В. Э. Мейерхольда и живёт в квартире Мейерхольда (Москва). — 25 XI. Первое исп. отрывков из оперы «Нос» (дир. Малько, солисты И. П. Бурлак, Н. Барышев, Большой зал Моск. консерватории).
• 1929 — Творческое сотрудничество с Мейерхольдом и В. В. Маяковским.- 13 II. Премьера пьесы «Клоп» Маяковского с музыкой Ш. (Т-р им. Мейерхольда, Москва).
• 1930 — 18 I. Премьера оперы «Нос» (Ленингр. Малый оперный т-р, дир. С. А. Самосуд, реж. Н. В. Смолич). — 21 I. Первое исп. 3-й симфонии («Первомайская»; оркестр Ленингр. филармонии, Ленингр. акад. капелла, дир. А. В. Гаук, Московско-Нарвский дом культуры, Ленинград). — 19 III. Первое исп. сюиты из балета «Золотой век» (оркестр Ленингр. филармонии, дир. Гаук, Большой зал Ленингр. филармонии). — Окончание аспирантуры Ленингр. консерватории по классу композиции у М. О. Штейнберга (поступил в 1926). — 26 X. Премьера балета «Золотой век» (Ленингр.т-р оперы и балета,. дир. Гаук, балетм. В. И. Вайнонен).
• 1931 — 8 IV. Премьера балета «Болт» (Ленингр. т-р оперы и балета, дир. Гаук, балетм. Ф. В. Лопухов). — 6 XI. Выпуск на экраны кинофильма «Златые горы» с музыкой Ш.
• 1932 — 19 V. Премьера трагедии «Гамлет» Шекспира с музыкой Ш. (Т-р им. Б. Б. Вахтангова, Москва). — 7 XI. Выпуск на экраны кинофильма «Встречный» с музыкой Ш.
• 1933 — 17 I. Первое исп. 5-й балетной сюиты (из музыки к балету «Болт», оркестр Ленингр. филармонии, дир. Гаук, Большой зал Ленингр. филармонии). — 24 V. Первое исп. автором 24 прелюдий для фортепиано (Малый зал Моск. консерватории). — 15 X. Первое исп. 1-го концерта для фортепиано с орк. (оркестр Ленингр. филармонии, солист — автор, дир. Ф. Штидри, Большой зал Ленингр. филармонии).
• 1934 — 22 I. Премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», Ленингр. Малый оперный т-р, дир. Самосуд, реж. Н. В. Смолич). — 25 XII. Первое исп. сонаты для влч. и фортепиано, посв. В. Л. Кубацкому (В. Л. Кубацкий — влч. и автор — фортепиано, Малый зал Ленингр. консерватории).
• 1935 — 27 I. Выпуск на экраны кинофильма «Юность Максима» с музыкой Ш.; присуждение картине 1-й пр. на Междунар. фестивале в Москве. — 4 IV. Премьера балета «Светлый ручей» (Ленингр. Малый оперный т-р, дир. П. Э. Фельдт, балетм. Ф. М. Лопухов). — IV-V. Гастрольная поездка Ш. в Турцию; выступления в Анкаре, Измире, Стамбуле с исп. своих соч.
• 1937 — 23 V. Выпуск на экраны кинофильма «Возвращение Максима» с музыкой Ш. — 21 XI. Первое исп. 5-й симфонии (орк. Ленингр. филармонии, дир. Е. А. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии). — III. Начало преподават. деятельности Ш. в Ленингр. консерватории (класс композиции).
• 1938 — 13 II. Выпуск на экраны 1-й серии кинофильма «Великий гражданин» с музыкой Ш. — 10 X. Первое исп. 1-го струн. квартета (квартет им. А. К. Глазунова, Ленинград).
• 1939 — 2 II. Выпуск на экраны кинофильма «Выборгская сторона» с музыкой Ш. — Ш. присуждено звание профессора. — 5 XI. Первое исп. 6-й симфонии (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. консерватории). — 27 XI. Выпуск на экраны 2-й серии кинофильма «Великий гражданин» с музыкой Ш.
• 1940 — 23 XI. Первое исп. фортепианного квинтета (квартет им. Бетховена и автор, Малый зал Моск. консерватории).
• 1941 — 24 III. Премьера трагедии «Король Лир» Шекспира с музыкой Ш. (Ленингр. Большой драм. т-р им. М. Горького). — Присуждение Ш. Сталинской премии (за фортепианный квинтет). — 15 VII. Начало работы над 7-й симфонией в осаждённом Ленинграде.- Эвакуация в Куйбышев.
• 1942 — Присуждение звания засл. деят. иск-в РСФСР. — 5 III. Первое исп. 7-й симфонии (орк. Большого т-ра, дир. Самосуд, Куйбышев, Дворец культуры). — 9 VIII. Исп. 7-й симфонии в осаждённом Ленинграде (орк. Ленингр. филармонии, дир. К. И. Элиасберг, Большой зал Ленингр. филармонии). — Присуждение Ш. Сталинской премии (за 7-ю симфонию).
• 1943 — Ш. в Москве. — Начало работы в Моск. консерватории в качестве профессора (класс композиции, параллельно-с работой в Ленингр. консерватории). — 6 VI. Первое исп. автором 2-й сонаты для фортепиано, посв. памяти Л. В. Николаева (Малый зал Моск. консерватории). — 4 XI. Первое исп. 8-й симфонии (Гос. симф. оркестр СССР, дир. Мравинский, Большой зал Моск. консерватории).
• 1944 — 14 XI. Первое исп. фортепианного трио (посв. памяти И. И. Соллертинского; Д. М. Цыганов — скр., С. П. Ширинский — влч., автор — фортепиано, Большой зал Ленингр. филармонии). — 22 XI. Выпуск на экраны кинофильма «Зоя» с музыкой Ш. — 28 XI. Первое исп. 2-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории).
• 1945 — 3 XI. Первое исп. 9-й симфонии (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии).
• 1946 — 16 XII. Первое исп. 3-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории). — Присуждение Ш. Сталинской премии (за фортепианное трио).
• 1947 — Участие в фестивале «Пражская весна» (Прага), исп. 2-я соната для фортепиано, фортепианное трио (автор, Д. Ф. Ойстрах и М. Садло) и фп квинтет. — 16 XII Выпуск на экраны кинофильма «Пирогов» с музыкой Ш.
• 1948 — Присуждение звания нар. арт. РСФСР.
• 1949 — II. Выпуск на экраны кинофильма «Мичурин» с музыкой Ш. — 16 III. Выпуск на экраны кинофильма «Встреча на Эльбе» с музыкой Ш. — 15 XII. Первое исп. оратории «Песнь о лесах» (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Ленингр акад. капелла под упр. Г. А. Дмитревского, хор мальчиков уч-ща капеллы под упр. P. А. Богданова, Большой зал Ленингр. филармонии).
• 1950 — Присуждение Сталинской (за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к кинофильму «Падение Берлина»).
• 1951 — 10 Х. Первое исп. «Десяти поэм» для смеш. хора без сопровождения на слова рус. революц. поэтов (Гос. хор рус. песни и хор мальчиков под упр. А. В. Свешникова, Большой зал Моск. консерватории).
• 1952 — 15 III. Присуждение Сталинской премии (за «Десять поэм» для смеш. хора). — 6 XI. Первое исп. кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» (Гос. симф. орк. СССР, Гос. хор рус. песни и хор мальчиков Моск. Хор. уч-ща дир. К. К. Иванов, Большой зал Моск. консерватории). — 23 XII. Первое исп. 24 прелюдий и фуг для фортепиано (T. П. Николаева, Ленингр. конц. зал им. Глинки).
• 1953 — 13 XI. Первое исп. 5-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории). — 3 XII. Первое исп. 4-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории). — 17 XII. Первое исп. 10-й симфонии (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии).
• 1954 — Присуждение звания нар. арт. СССР. — 6 XI. Первое исп. Праздничной увертюры (орк. Большого т-ра, дир. А. Ш. Мелик-Пашаев, Большой т-р, Москва). — Присуждение Междунар. пр. Мира (за «Праздничную увертюру»).
• 1955 — 15 I. Первое исп. вок. цикла «Из еврейской нар. поэзии» (Н. Л. Дорлиак, З. А. Долуханова, А. Д. Масленников, партия фортепиано — автор, Ленингр. конц. зал им. Глинки). — 29 X. Первое исп. 1-го концерта для скр. с орк. (солист Д. P. Ойстрах, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии).
• 1956 — 7 X. Первое исп. 6-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал имени Глинки).
• 1957 — 10 V. Первое исп. 2-го концерта для фортепиано с орк (орк. Моск. филармонии). — 30 X. Первое исп. 11-й симфонии (Гос. симф. орк. СССР, дир. H. Г. Рахлин, Большой зал Моск. консерватории).
• 1958 — 22 IV. Присуждение Ленинской пр. за 11-ю симфонию. — 27 и 28 V. Выступление Ш. в Париже с исп. концерта для фортепиано с орк., прелюдий и фуг для фортепиано (зал Шайо).
• 1959 — 24 I. Премьера муз. комедии «Москва, Черемушки» (Моск. т-р оперетты, дир. Г. А. Столяров). — 23 V. Выпуск на экраны кинофильма «Хованщина» (муз. ред. и инструментовка оперы M. P. Мусоргского Ш., дир. E. P. Светланов). — 4 X. Первое исп. концерта для влч. с орк. (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии). — 4 XI. Пост. оперы M. P. Мусоргского «Борис Годунов» в инструментовке Ш. (Ленингр. т-р оперы и балета, дир. С. В. Ельцин).
• 1960 — 15 V. Первое исп. 7-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки). — 27 IX. Впервые прозвучали «Новороссийские куранты» Ш. (Новороссийск, площадь Героев, у Вечного огня Славы). — 2 X. Первое исп. 8-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки).
• 1961 — 15 X. Первое исп. 12-й симфонии, посв. памяти В. И. Ленина (Гос. симф. орк. СССР, дир. К. К. Иванов, Большой зал Моск. консерватории). — 30 XII. Первое исп. 4-й симфонии (орк. Моск. филармонии, Большой зал Моск. консерватории).
• 1962 — 12 XI. Первое исп. вок. цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского в инструментовке Ш. (орк. Горьковской филармонии, Горький). — 18 XII. Первое исп. 13-й симфонии для солиста, хора и орк. (орк. Моск. филармонии, хор басов Респ. рус. хор. капеллы и муж. хор Ин-та им. Гнесиных под рук. А. А. Юрлова, солист В. А. Громадский, Большой зал Моск. консерватории). — 30 XII. Выпуск на экраны кинофильма «Черемушки» (экранизация муз. комедии Ш. «Москва, Черемушки»).
• 1963 — 8 I. Премьера новой ред. оперы «Катерина Измайлова» (Моск. Муз. т-р им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, дир. Г. P. Проваторов). — 10 XI. Первое исп. увертюры на рус. и кирг. нар. темы (Гос. симф. орк. СССР, дир. К. К. Иванов, Большой зал Моск. консерватории).
• 1964 — 19 IV. Выпуск на экраны кинофильма «Гамлет» с музыкой Ш. — 20 XI. Первое исп. 9-го и 10-го струн. квартетов (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории). — 28 XII. Первое исп. поэмы «Казнь Степана Разина» (орк. Моск. филармонии, Респ. рус. хор. капелла под рук. А. А. Юрлова, солист В. А. Громадский, Большой зал Моск. консерватории).
• 1965 — 6 X. Первое исп. 3-й симфонии в новой ред. (Гос. симф. орк. СССР, Респ. рус. хор. капелла, хор дирижерско-хорового ф-та Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных под рук. А. А. Юрлова, дир. E. P. Светланов, Большой зал Моск. консерватории).
• 1966 — 2 V. Первое исп. 11-го струн. квартета (посв. памяти В. P. Ширинского квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки). — 28 V. Первое исп. 5 романсов на слова из почты журн. «Крокодил» (E. E. Нестеренко и автор, Ленингр. конц. зал им. М. И. Глинки). — 25 IX. Первое исп. 2-го концерта для влч. с орк.
• 1967 — 6 IX. Первое исп. симф. поэмы «Октябрь» (Гос. симф. орк. СССР, Большой зал Моск. консерватории). — 13 IX. Первое исп. 2-го концерта для скр. с орк. (солист Д. Ф. Ойстрах, Большой вал Моск. консерватории). — 23 X. Первое исп. 7 романсов на сл. А. А. Блока для голоса, орк., влч. и фортепиано (Большой зал Моск. консерватории). — 24 X. Первое исп. Траурно-триумфальной прелюдии памяти героев Сталинградской битвы (Гос. симф. орк. СССР, дир. E. P. Светланов, Большой зал Моск. консерватории).
• 1968 — Присуждение Гос. пр. СССР за симф. поэму «Казнь Степана Разина». — 14 IX. Первое исп. 12-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории).
• 1969 — 3 V. Первое исп. сонаты для скр. и фортепиано, пос. Д. Ф. Ойстраху (Д. Ф. Ойстрах, С. Т. Рихтер, Большой зал Моск. консерватории). — 6 X. Первое исп. 14-й симфонии, посв. Б. Бриттену (Большой зал Моск. консерватории).
• 1970 — 5 XII. Первое исп. 8 баллад для смеш. хора «Верность» (муж. хор Эст. ССР под рук. Г. Г. Эрнесакса, зал «Эстония», Таллин). — 13 XII. Первое исп. 13-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки).
• 1971 — 4 II. Выпуск на экраны кинофильма «Король Лир» с музыкой Ш.
• 1972 — 8 I. Первое исп. 15-й симфонии (Большой симф. орк. Всесоюзного радио, Большой зал Моск. консерватории).
• 1973 — 12 XI. Первое исп. 14-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки). — 27 XII. Первое исп. 6 стихотворений М. И. Цветаевой (солистка — И. П. Богачёва, партия фортепиано — С. Б. Вакман; Малый зал Моск. консерватории).
• 1974 — 12 IX. Пост. оперы «Нос» в Моск. камерном муз. т-ре (дир. Г. Н. Рождественский, реж. Б. А. Покровский). — Присуждение Гос. пр. РСФСР им. Глинки за 14-й струн. квартет и хор. цикл «Верность». — 15 XI. Первое исп. 15-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки). — 23 XII. Первое исп. сюиты «Сонеты Микеланджело Буонарроти» (солист Е. Е. Нестеренко, партия фортепиано — Е. М. Шендерович, Ленингр. конц. зал им. Глинки).
• 1975 — 10 V. Первое исп. «Четырёх стихотворений капитана Лебядкина» (солист — Е. Е. Нестеренко, партия фортепиано — Е. М. Шендерович, Малый зал Моск. консерватории). — 9 VIII. Смерть Ш. — 14 VIII. Похороны Ш. на Новодевичьем кладбище.
Литературные сочинения:
Почему «Нос»?, «Рабочий и театр», 1930, No 3; Трагедия-сатира, «Сов. искусство», 1932, 16 окт., то же, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Мой творческий путь, «Известия», 1935, 3 апр.; Мои ближайшие работы, «Рабочий театр», 1937, No 11; Моя Седьмая симфония, «Вечерняя Москва», 1941, 8 окт.; Воспоминания об И. И. Соллертинском, «Информационный бюллетень CK СССР», 1944, No 5-6; О подлинной и мнимой программности, «СМ», 1951, No 5; Создать классическую советскую оперу, там же, 1952, No 10; По пути народности и реализма, там же, 1952, No 11; Думы о пройденном пути, там же, 1956, No 9; Новое о Маяковском, «Литературная газета», 1956, 9 окт., то же, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Знать и любить музыку..., М., 1958; Страницы воспоминаний, в сб.: Ленинградская консерватория в воспоминаниях, Л., 1962; Моя Alma Mater, «CM», 1962, No 9; Из воспоминаний о Маяковском, в кн.: Маяковский в воспоминаниях современников, М., 1963; Вступительная статья, в кн.: Г. Малер. Письма, воспоминания, М., 1964, 1968; Вступительная статья, в кн.: Б. Яворский. Воспоминания, статьи и письма, т. 1, М., 1964, 1972; Как рождается музыка, «Литературная газета», 1965, 21 дек., то же, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Автобиография, «СМ», 1966, No 9; В 1928 году..., «Театр», 1974, No 2; Из воспоминаний (о В. Э. Мейерхольде), «СМ», 1974, No 3; Музыка и время. Заметки композитора, «Коммунист», 1975, No 7, то же, в сб.: Музыка и современность, вып. 10, М., 1976; «Ярославна», «Сов. Союз», 1975, No 9; Советская музыка в годы войны, «СМ», 1975, No 11; Воспитанник консерватории, в сб.: Г. Галынин, М., 1979; Дарить людям счастье, воспевать красоту жизни, звать на борьбу за лучшее..., «СМ», 1979, No 11; Д. Шостакович о времени и о себе, 1926-1975, М., 1980, и др.
Литература:
К(аратыгин) В., В камерном кружке, «ЖИ», 1923, No 47, с. 11; Малков Н., Симфония Д. Шостаковича, там же, 1925, No 22; его же, Об авторе «Носа», в сб.: «Нос», Л., 1930; Бемоль (Богданов-Березовский В. М.), Д.Шостакович, «ЖИ», 1925, No 8, то же, в его сб.: Страницы музыкальной публицистики, Л., 1963; его же, Отрочество и юность (Д. Д. Шостаковича), «СМ», 1966, No 9, то же, в сб.: Д. Шостакович. Статьи и материалы, М., 1976; Дроздов А. И., Концерт пяти пианистов — участников Варшавского конкурса, «Музыка и революция», 1927, No 2; его же, Симфонический концерт ГАХН, посв. 10-летию Октябрьской революции, там же, 1927, No 12; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Русская симфоническая музыка за 10 лет, там же, 1927, No 11; его же, О творчестве Д. Шостаковича и его опере «Леди Макбет», в сб.: Леди Макбет Мценского уезда, Л., 1934, то же, в его сб.: Об опере, Л., 1976; его же, Три имени, «СМ», 1943, сб. 1; его же, Восьмая симфония Шостаковича, в об.: Московская филармония, М., 1945, отд. оттиск — Л., 1946; его же, Редкий талант, «СМ», 1959, No 1; Гринберг M. M., Дмитрий Шостакович, «Музыка и революция», 1927, No 11; Вайнкоп Ю., Симфонические новинки к Октябрю, «ЖИ», 1927, No 45; Беляев В. М., Октябрь в симфонической музыке, там же, 1927, No 51; Житомирский Д. В., «Нос», опера Шостаковича, «Пролетарский музыкант», 1929, No 7-8; его же, Дмитрий Шостакович, М., 1947; его же, Шекспир и Шостакович, в сб.: Д. Шостакович, М., 1967; его же, Из размышлений о стиле Шостаковича, «СМ», 1976, No 9; его же, Из впечатлений минувших лет, в сб.: Д. Шостакович, М., 1976; Грес С., Дмитрий Шостакович, «Рабочий и театр», 1933, No 2; Соллертинский И. И., Творческий путь Шостаковича, в сб.: Леди Макбет Мценского уезда..., Л., 1934; его же, О творчестве Шостаковича, в сб.: Светлый ручей, М., 1935; его же, Седьмая симфония Шостаковича, газ. «Советская Сибирь», 1942, 16 июля, то же, в сб.: Д. Шостакович. Статьи и материалы, М., 1976; Немирович-Данченко В. И., Трагедия страстей, «Советское искусство», 1934, 29 янв.; Чемоданов С., Творчество Д.Шостаковича, «Новый мир», 1935, No 3; его же, Балетная музыка Дм. Шостаковича, в сб.: Светлый ручей, М., 1935; Друскин М. С., Фортепьянное творчество Шостаковича, «СМ», 1935, No 11; Острецов A. A., Дмитрий Шостакович, в сб.: Молодые мастера искусства, М.-Л., 1938; Кабалевский Д. Б., Пятая симфония Шостаковича, «Советское искусство», 1937, 29 дек.; его же, Гордость советской музыки, «СМ», 1966, No 7; его же, Гармония чувства и мысли, вдохновения и мастерства, «Советская культура», 1973, 13 ноября, то же, в сб.: Д. Шостакович, М., 1976; Толстой А. Н., Пятая симфония Шостаковича, «Известия», 1937, 28 дек., то же, в изд.: Толстой А. Н., Поли. собр. соч. в 15 томах, т. 13, М., 1949; Нейгауз Г. Г., Дмитрий Шостакович, «Литературная газета», 1938, 5 февр.; его же, Дмитрий Шостакович, «Советское искусство», 1941, 2 окт., то же, в сб.: Д. Шостакович, М., 1967; Шавердян А. И., Квинтет Д. Шостаковича, «Правда», 1940, 25 ноября, то же, в его сб.: Избранные статьи, М., 1958; Шагинян М. С, Квинтет Шостаковича, «Литературная газета», 1940, 1 дек.; её же, Одиннадцатая Шостаковича, «Известия», 1957, 12 нояб.; её же, Дмитрий Шостакович, «Известия», 1966, 17 сент., то же, в сб.: Д. Шостакович, М., 1976; Нестьев И. В., Шостакович, «Правда», 1941, 16 марта; его же, Путь исканий, «СМ», 1956, No 11; его же, Поэзия правды и человечности, «МЖ», 1966, No 17; Rабинович Д., Д. Д. Шостакович, «Театр», 1941, No 3; Мартынов И. И., Д. Д. Шостакович, М.-Л., 1946; его же, Д. Шостакович, Очерк жизни и творчества, М., 1962; его же, Поэтические страницы, «СМ», 1964, No 5; Должанский А. Н., О ладовой основе сочинений Шостаковича, «СМ», 1947, No 4; его же, Д. Шостакович. Камерные произведения, М., 1955, его же, Из наблюдений над стилем Шостаковича, «СМ», 1959, No 10; его же, 24 прелюдии и фуги Д.Шостаковича, Л., 1963, 1970; его же, Александрийский пентахорд в музыке Д. Шостаковича, в сб.: Д. Шостакович, М., 1967; Скребков С. С., Прелюдии и фуги Д. Шостаковича, «СМ», 1953, No 9; Хачатурян А. И., Десятая симфония Д. Шостаковича, там же, 1954, No 3; его же, Мастер — гражданин — человек, в сб.: Д. Шостакович. Статьи и материалы, М., 1976, то же, в сб.: А. Хачатурян. Статьи и воспоминания, М., 1980; Ойстрах Д. Ф., Заметки музыканта, «СМ», 1954, No 9; его же, Воплощение большого замысла, там же, 1956, No 7; Шапорин Ю. A., К 50-летию Д. Шостаковича, там же, 1956, No 9, то же, в его сб.: Избранные статьи, М., 1969; Лебединский Л. Н., Поэмы о революционной борьбе, «СМ», 1956, No 10; его же, Произведения Д. Шостаковича, там же, 1956, No 12; его же, Хоровые поэмы Шостаковича, М., 1957; его же, Седьмая и Одиннадцатая симфонии Д.Шостаковича, М., 1960; Васина-Гроссман В. A., Новое в творчестве Шостаковича, в сб.: Советская музыка, вып. 1, М., 1956; Протопопов В. В., Об одном важном принципе музыкальной формы в произведениях Д. Шостаковича, «Сообщения Института истории искусств АН СССР», вып. 9, М., 1956; его же, Одиннадцатая симфония «1905 год» Д. Шостаковича, «SH», 1958, No 4; его же, О единстве цикла в Одиннадцатой симфонии «1905 год» Д. Д. Шостаковича, «Сообщения Института истории искусств АН СССР», вып. 15, М., 1959; его же, Вопросы музыкальной формы в произведениях Д. Шостаковича, в сб.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Николаев A. A., Фортепьянная музыка Д. Д. Шостаковича, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1956; Фадеев A. A., Субъективные заметки, «Новый мир», 1957, No 2; Келдыш Ю. В., На пути освоения героической темы, «СМ», 1958, No 3; его же, Автобиографический квартет, там же, 1960, No 12; Данилевич Л., Д. Д. Шостакович, М., 1958; его же, Наш современник. Творчество Шостаковича, М., 1965; его же, Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество, М., 1980; Гофман Р., Шостакович в Париже, «СМ», 1958, No 9; Сабинина М. Д., Дмитрий Шостакович, М., 1959; её же, Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости, М., 1965; её же, Заметки об опере «Катерина Измайлова», в сб.: Д. Шостакович, М., 1967; её же, Шостакович-симфонист, М., 1976; Боганова Т. В., Виолончельный концерт Д. Шостаковича, М., 1960; Maзель Л. A., Симфонии Д. Д. Шостаковича. Путеводитель, М., 1960; его же, О стиле Шостаковича, в сб.: Черты стиля Шостаковича, М., 1962; его же, О трактовке сонатной формы и цикла в больших симфониях Д. Шостаковича, в сб.: Музыкально-теоретические проблемы советской музыки, М., 1963; Бобровский В. П., Камерные инструментальные ансамбли Д.Шостаковича, М., 1961; его же, Песни и хоры Д. Шостаковича, М., 1962; его же, Претворение жанра пассакальи в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича, в сб.: Музыка и современность, вып. 1, М., 1962; его же, Программный симфонизм Шостаковича, в сб.: Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; его же, Мудрость художника, «СМ», 1966, No 9; его же, Программный симфонизм Шостаковича, ст. 2-я. Тринадцатая симфония, в сб.: Музыка и современность, вып. 5, М., 1967; Садовников Е. Л., Д. Д. Шостакович. Нотографический справочник, М., 1961; его же, Д. Д. Шостакович. Нотографический и библиографический справочник, М., 1965; Черты стиля Д. Шостаковича, сб., М., 1962; Евлахов О. A., Класс композиции Д. Д. Шостаковича, в сб.: Ленинградская консерватория в воспоминаниях, Л., 1962; Хентова М., Шостакович-пианист, Л., 1964; её же, Молодые годы Шостаковича, кн. 1, Л.-М., 1975, кн. 2, Л., 1980; её же, Шостакович в Петрограде-Ленинграде, Л., 1979; её же, Д. Д. Шостакович в годы Великой Отечественной войны, Л., 1979; Д. Шостакович, (сб.), М., 1967; Орджоникидзе Г. Ш., 13-я симфония Д. Шостаковича, в сб.: Д. Шостакович, М., 1967; К изучению творчества Д. Шостаковича, «СМ», 1968, No 9, 1969, No 9, 1974, No 9; Задерацкий В. В., Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича, М., 1969; Реблинг Э., Реалистическая сатира на музыкальной сцене, «СМ», 1969, No 11 (пер. с нем.); Дельсон В. Ю., Фортепианное творчество Д. Д. Шостаковича, М., 1971; Бубенникова Л. К., Мейерхольд и Шостакович. Из истории создания оперы «Нос», «СМ», 1973, No 3; её же, К проблеме художественного взаимодействия музыкального и драматического театров (постановка В. Мейерхольда «Ревизор», 1926 г., опера Д. Шостаковича «Нос», 1928 г.), в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975; Григорьева Г. В., Из наблюдений над ранним стилем Д. Шостаковича, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 2, М., 1973; её же, Особенности тематизма и формы в сочинениях Шостаковича 60-х гг., в сб.: О музыке. Проблемы анализа, М., 1974; Ярустовский Б. М., Возрождение оперы, «СМ», 1975, No 2; Добрынин Э., Музыкальная сатира в вокальном творчестве Д. Шостаковича, там же; Богданова А. В., Ранние произведения Шостаковича для драматического театра, в сб.: Из прошлого советской музыкальной культуры, М., 1975; её же, Оперы и балеты Шостаковича, М., 1979; её же, Шостакович знакомый и незнакомый, «МЖ», 1979, No 11; Володина М. Д., Шостакович. Нотографический справочник, М., 1976; Третьякова Л. С., Д. Шостакович, М., 1976; К 70-летию Д. Шостаковича, «СМ», 1976, No 9; Д. Шостакович. Статьи и материалы, М., 1976; Шлифштейн С. И., «Казнь Степана Разина» Шостаковича и традиции Мусоргского, в его сб.: Избранные статьи, М., 1977; Отмечая 70-летие Д. Шостаковича, «СМ», 1977, No 1; Левая Т. Н., Тайна великого искусства (о поздних камерно-вокальных циклах Д. Д. Шостаковича), в сб.: Музыка России, вып. 2, М., 1978; Heстеренко E. E., Последние встречи, там же; Гаккель Л., Слово Шостаковича, «СМ», 1980, No 3; Лукьянова Н., Д. Д. Шостакович, М., 1980; Федосова З., Диатонические лады в творчестве Д. Шостаковича, М., 1980; Отмечая 75-летие со дня рождения Д. Д. Шостаковича, «СМ», 1981, No 9, 10.
Составил Л. Б. Римский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.