String Quartet No. 1 (a-moll)
Струнные квартеты занимают важное место в творческом наследии Белы Бартока. Впервые композитор обратился к этому жанру в 1899 г., будучи студентом Музыкальной академии, но это ученическое произведение он позднее уничтожил. Впоследствии Бела Барток в разные годы на протяжении трех десятилетий создал несколько произведений, позволяющих проследить эволюцию его стиля, ладогармонические искания – от мелодической ясности и прозрачности фактуры, от мажорно-минорной системы до атональности и резких созвучий (в последний год жизни композитор создал эскизы Седьмого квартета, но это произведение не было завершено).
В жанре струнного квартета Бартока привлекало многое: сочетание экономности выразительных средств с богатыми возможностями для выстраивания полифонической фактуры, природа камерно-ансамблевого жанра, располагающая не к внешней эффектной виртуозности, а к философски-углубленным размышлениям. Сосредоточенные размышления, воплощенные в струнных квартетах Бартока, напоминают о философской углубленности поздних квартетов Людвига ван Бетховена, с которыми у квартетов Бартока немало общего не только в образном строе, но и в музыкальном языке: афористическая краткость тем, значительная роль варьирования в их развитии, широкое использование контрапунктических приемов. Но говорить о подражании Бетховену, тем более – о стилизации под его камерно-инструментальное творчество – применительно к произведениям Бартока нельзя. Все приемы, «унаследованные» им от великого немецкого композитора, получают своеобразное преломление, определяя индивидуальность композиторского облика, проявляющуюся в области камерно-инструментального творчества.
Оригинальность композиторского мышления проявилась уже в Струнном квартете № 1, созданном в 1908 г. Для Бартока это было первое крупное инструментальное циклическое произведение, в котором раскрылась его творческая индивидуальность. В трехчастном цикле первые две части определенно противопоставлены финалу: первая и вторая части исполняются без перерыва, а третья отделена паузой. Такой выразительный «штрих» подчеркивает противопоставление частей по образному строю: в первых двух преобладает лирическое начало, размышления, причудливые образы, в заключительной части отголоски эпических напевов сочетаются с народным танцем. Такое образное противопоставление требует соответствующих средств музыкальной выразительности: если в первой части преобладает полифоническая фактура, то в финале одерживает верх аккордовая вертикаль, сочетающаяся с танцевальными ритмами. В целом содержание произведения развивается «от мрака к свету» – от тягостных размышлений первой части к жизнеутверждающему финалу.
Структура цикла не соответствует классическому чередованию быстрых и медленных частей, Струнный квартет № 1 начинается с медленной части – Lento. В ее первых тактах некоторые музыковеды усматривают признаки додекафонии, но это мнение разделяется не всеми исследователями – в том числе и потому, что двенадцатитоновая система Арнольда Шёнберга появилась гораздо позднее. Впрочем, за исключением этих тактов тональная основа в первой части сомнений не вызывает, хотя ее ладогармонический колорит весьма переменчив, хроматизмы многочисленны, а контрапунктические сочетания достаточно сложны. Разработочный раздел отмечен обострением ритма благодаря появлению синкоп, разнообразными динамическими эффектами. Особенно выразительна страстная тема, которую проводит альт на фоне органного пункта, представляющего выдержанную квинту в басу.
Мрачной первой части противопоставляется светлая вторая – Allegretto. Introduzione. В оживленном ритмическом движении время от времени появляются черты вальсовости. Легкие, игривые пассажи скрипок и острое пиццикато виолончели придает третьей части оттенок скерциозности, но сонатная форма неизбежно должна была воплотить совершенно иные образы – и это становится особенно очевидным в момент кульминации – взволнованной и даже гневной. В музыкальном языке второй части немало смелых приемов: неожиданные тональные сдвиги, увеличенный лад и другие ладогармонические «резкости».
Третью часть – Allegro vivace – Золтан Кодаи назвал «возвращением к жизни». В кратком вступлении сочетаются два характерных элемента венгерской народной музыки: плясовая мелодия и эпический речитатив. В дальнейшем преобладают танцевальные ритмы. В противоположность изощренным хроматизмам первой части, здесь господствует диатоника. Цельность цикла обеспечивается тематическими связями с предыдущими частями – основная тема интонационно связана с фигурой аккомпанемента из второй части. Центральный эпизод представляет собой фугато, но «серьезность» фуги сочетается в нем с ритмами народного танца. Танцевальное движение прерывается вторжением темы в духе венгерских баллад, она родственна народной мелодии, которую Барток записал в 1907 г. Тема еще раз появляется в преддверии коды.