Оперы
• Счастливая рука (Die gluckliche Hand, слова Шёнберга, op. 18, 1913, Народная опера, Вена)
• монодрама «Ожидание» (Erwartung, сл. М. Паппенхейм, ор. 17, 1909, пост. 1924, Новый нем. т-р, Прага)
• С сегодня на завтра (Von Heute auf Morgen, сл. Гертруды Шёнберг, под псевд. Макс Блонда, ор. 32, 1929, пост. 1930, Оперный т-р, Франкфурт-на-Майне)
• Моисей и Аарон (текст Шёнберга, не окончена, исп. 1954, Радио Гамбурга; на сцене 1957, Гор. т-р, Цюрих)
Для солистов, хора и оркестра
• оратория «Лестница Иакова» (Die Jakobsleiter, слова Шёнберга, не окончена)
• Кол нидре (Kol nidre, текст др.-евр. молитвы, для хора, чтеца и орк., ор. 39, 1938)
• Прелюдия (слова библейские, для хора и орк., ор. 44, 1945)
Кантаты
• Песни Гурре (Gurrelieder, сл. И. П. Якобсена, нем. пер. с дат. яз. Р. Ф. Левизона, под псевд. Р. Ф. Арнольд, для голосов, 4 хоров и орк., 1911)
• Уцелевший из Варшавы (A survivor from Warsaw, слова Шёнберга, для чтеца, хора и орк., ор. 46, 1947)
• Современный псалм (Modern psalm, текст Шёнберга, не оконч., для чтеца, хора и малого орк., ор. 50-е)
Для голоса с оркестром
6 песен (Sechs Orchesterlieder, тексты No 1 — Ю. Харт, No 2–3 — из «Чудесного рога мальчика» — «Des Knaben Wunderhorn», No 4–6 — Ф. Петрарки, op. 8, 1904)
• 4 оркестровые песни (Vier Orchesterlieder, тексты No 1–3. Доусона в пер. С. Георге, No 2–4 — Р. М. Рильке, ор. 22, 1916)
Для голоса с инструментальными ансамблями
• Побеги сердца (Herzgewachse, текст Шёнберга, по М. Метерлинку, в сопровождении челесты, фисгармонии и арфы, ор. 20, 1911)
• Лунный Пьеро (Pierrot Lunaire, 21 мелодекламация, сл. А. Жиро, нем. пер. О. Э. Хартлебена, для жен. голоса, фп., флейты-пикколо, кларнета или бас-кларнета, скрипки или альта и влч., ор. 21, 1912)
• Ода Наполеону (Ode an Napoleon, сл. Дж. Байрона, для чтеца, струн. квартета и фп., ор. 41, 1942)
Для оркестра
• симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» (по Метерлинку, для большого орк., ор. 5, 1903; 2-я ред. 1918)
• Камерные симфонии (No 1, для 15 инструментов, ор. 9, 1906, ред. для большого орк., 1933; No 2, op. 38, 1939)
• 5 пьес (op. 16, 1909; 2-я ред. 1949)
• Вариации (ор. 31, 1928)
• Музыкальное сопровождение к киносцене (Begleitungsmusik zu einer Lichtspielszene, op. 34, 1930)
• Сюита G-dur (для струнного оркестра; 1934)
• Тема и вариации для духового оркестра (ор. 43-а, 1943; то же для симфонического оркестра, ор. 43-Ь, 1943)
Концерты для инструментов с оркестром
• для скрипки (ор. 36, 1936)
• для фортепиано (ор. 42, 1942)
Камерно-инструментальные ансамбли
• фантазия для скрипки и фортепиано (ор. 47, 1949)
• струнное трио (ор. 45, 1946)
• струнные квартеты (ор. 7, 1905; ор. 10, 1908; ор. 30, 1927; ор. 37, 1936)
• квинтет для духовых инструментов (ор. 26, 1924)
• Просветлённая ночь (Verklarte Nacht, струнный секстет, по Р. Демелю, ор. 4, 1899; ред. для струн. орк., 1917)
• сюита (для фортепиано, кларнета, кларнета-пикколо, бас-кларнета, скрипки, альта и влч., ор. 29, 1925)
• Серенада (для кларнета, бас-кларнета, мандолины, гитары, скр., альта, влч.; в 4-й части участвует муж. голос, ор. 24, 1923)
Для голоса с фортепиано
• 2 песни (сл. К. Леветцова, ор. 1, 1898)
• 4 песни (сл. No 1–3 — Демеля, No 4 — И. Шлафа, ор. 2, 1899)
• 6 песен (сл. Г. Келлера, Демеля, Якобсена, Г. Линга, ор. 3, 1903)
• 8 песен (сл. Ю. Харта, Демеля, П. Ремера, Г. Конради, Г. Келлера, Дж. Маккея, К. Арама, Ф. Ницше, ор. 6, 1905)
• 2 баллады (сл. Г. Аммана, В. Клемперера, ор. 12, 1907)
• 2 песни (сл. С. Георге, Г. Хенкеля, ор. 14, 1908)
• 15 стихотворений из «Книги висячих садов» (сл. Георге, ор. 15, 1909)
• 3 песни (сл. Я. Харингера, ор. 48, 1933)
Для хора a cappella
• Мир на земле (Friede auf Erden, сл. К. Мейера, для смеш. хора, ор. 13, 1907)
• 4 пьесы для смеш. хора (тексты No1-2 — Ш., No 3–4 — кит. поэтов, нем. пер. Г. Бетге, ор. 27, 1925, No 3 — с сопр. фп., альта и влч.)
• 3 сатиры (Drei Satiren, слова Шёнберга, для смеш. хора, ор. 28, 1925)
• 3 нем. нар. песни 15–16 вв. (обр. для смеш. хора, 1928)
• 6 пьес для муж. хора (слова Шёнберга, ор. 35, 1930)
• 3 народные песни (обр. для смеш. хора, ор. 49, 1948)
• Трижды по тысяче лет (Dreimal tausend Jahre, сл. Д. Рунеса, для смеш. хора, ор. 50-а, 1949)
• Из глубин (De Profundis, текст 130-го псалма, на др.-евр. яз., для смеш. хора, ор. 50-b, 1950)
Для фортепиано
• 3 фортепианные пьесы (ор. 11, 1909)
• 6 маленьких фортепианных пьес (ор. 19, 1911)
• сюита (ор. 25, 1923)
• 5 фортепианных пьес (ор. 23, 1923)
• фортепианные пьесы (ор. 33-а, 33-b, 1928, 1931)
Обработки сочинений других авторов
• 2 хоральные прелюдии И. С. Баха (для симф. орк., 1922)
• Органная прелюдия и фуга Es-dur И. С. Баха (для симф. орк., 1928)
• Императорский вальс И. Штрауса (для флейты, кларнета, струн. квартета и фп.)
• фортепианный квинтет g-moll И. Брамса (для симф орк., 1937) и др.
Литературные сочинения:
Harmonielehre, W., 1911, 1949 (на рус. яз. — Учение о гармонии, отрывок из предисловия, в сб.: Зарубежная музыка XX века. Материалы и документы. Сост. И. В. Нестьев, М., 1975); Музыка и текст (пер. с нем.), «Музыка», 1912, No 102; Проблемы преподавания искусства (пер. с нем.), в сб.: Музыкальный альманах, М., 1914; Gesinnung oder Erkenntnis?, в сб.: 25 Jahre neuer Musik, W., 1926; Models tor beginners in composition, N. Y., 1942; Structural functions of harmony, L., (1954); Style and idea, N. Y., 1950; Briefe, Mainz, (1958); Preliminary exercises in counterpoint, L., 1963; Schopferische Konfessionen, Z., 1964; Fundamentals of musical composition, L., 1967; Моя эволюция, в сб.: Зарубежная музыка XX века. Материалы и документы. Сост. И. В. Нестьев, М., 1975 (пер. с нем.).
Литература:
Витоль И., Учение о гармонии («Harmonielehre») Арнольда Шёнберга, «Музыкальный современник», 1915, No 2; Рославец Н., «Лунный Пьеро» Арнольда Шёнберга, «К новым берегам», 1923, No 3; Каратыгин В., Арнольд Шенберг, «Речь», 1912, No 339, то же, в сб.: В. Г. Каратыгин. Жизнь, деятельность, статьи и материалы, т. 1, Л., 1927; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), А. Шёнберг и его «Gurre-Lieder», (Приложение к программе симфонич. концерта 7 XII 1927), Л., 1927, то же, в сб.: Асафьев Б. В., Критические статьи, очерки и рецензии. Из наследия конца десятых — начала тридцатых годов, Л., 1967; Соллертинский И., Арнольд Шёнберг, Л., 1934; Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М., 1960, 1964; его же, О письмах Шенберга, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966; Холопов Ю., О трёх зарубежных системах гармонии, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966; Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; Павлишин С, Творчество А.Шёнберга, 1899—1908 гг., там же; её же «Мiсячний П’еро» А. Шенберга, К., 1972 (на укр. яз.); Лаул Р., О творческом методе А. Шёнберга, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969; его же, Кризисные черты в мелодическом мышлении А. Шёнберга, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, М., 1972; Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970; Элик М., Sprechgesang в «Лунном Пьеро» А. Шёнберга, в сб.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971; Друскин М., Австрийский экспрессионизм, в его кн.: О западноевропейской музыке XX века, М., 1973; Шахназарова Н., Об эстетических взглядах Шёнберга, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 2, М., 1973; её же, Арнольд Шёнберг — «Стиль и идея», в её кн. : Проблемы музыкальной эстетики, М., 1974; Arnold Schönberg, Mьnch., 1912; Arnold Schönberg, Sonderheft der «Musikblatter des Anbruch», Jahrg. 6, 1924, No 8/9; Schönberg (сб.), N. Y., 1937; Leibоwitz R., Schönberg et son ecole, P., 1947; Newlin D., Bruckner, Mahler, Schoenberg, N. Y., 1947; его же, Schönberg, P., 1969; Arnold Schönberg, «Stimmen», 1949, No 16; Adorno W. Th., Philosophie der neuen Musik, Tubingen, 1949, Fr./M., 1969; его же, Klangfiguren, в кн.: Musikalische Schriften, Bd 1, B.-Fr./M., 1959; его же, Quasi una fantasia, Musikalische Schriften, Bd 2, (Fr./M., 1963); Stucken-Schmidt H. H., Neue Musik, В., 1951 («Zwischen beider Kriegen», Bd 2), 1957; его же, Arnold Schönberg, Z., 1951; Wörner К. Н., Neue Musik in der Entscheidung, Mainz, (1954); Eisler H., Arnold Schönberg, «Sinn und Form», 1955, No 1, то же, в сб.: Eisler H., Materialien zu einer Dialektik der Musik, Lpz., 1976 (рус. пер. — Арнольд Шёнберг, в сб.: Избранные статьи музыковедов Германской Демократической Республики, М., 1960); его же, Arnold Schönberg, der musikalische Reaktionar, в его кн. : Musik und Politik. Schriften 1924–1948…, Lpz., (1973); Wellesz E., The origins f Schönberg’s twelve-tone system, Wash., 1958; Zillig W., Variationen uber neue Musik, Munch., 1959, 1964; Ruler J., Das Werk Arnold Schönbergs, Kassel, 1959; Meliсhar A., Schönberg und die Folgen. Eine notwendige kulturpolitische Auseinandersetzung, W., 1960; Cammarota L., L’espres-sionismo e Schönberg, Bologna, 1965; Rоgnoni L., La scuola musicale di Vienna. Espressionismo e dodecafonia, Torino, 1966; Mitchell D., The language of modem music, L., 1963, то же, 1966; Boulez P., Schönberg Arnold, в его кн.: Releves d’apprenti, P., 1966; его же, Schönberg est mort, там же; Reich W., Schönberg oder Der konservative Revolutionar, W.-Fr./M.,-Z., 1968, Mimen., 1974; Maegaard J., Studien zur Entwicklung des dodekaphonen Satzes bei Arnold Schönberg, Bd 1–2, Kbh., 1972; Toward the Schoenberg centenary, «Perspectives of new music», 1972, v. 11, Ks 1–2, 1973, v. 12, No 1–2, 1974, v. 13, No 1; Freitag E., Arnold Schönberg in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Hamb., 1973; «ЦMz», 1974, No 6 (спец. номер, посв. Ш.); Stephan R., A. Schönberg, W., 1976; Arnold Schönberg. 1874 is 1951. Zum 25. Todestag des Komponisten, Arbeitshefte der Akademie der Kunste der DDR, H. 24, В., 1976; Veiten K., Schönbergs Instrumentationen Bachscher und Brahmsscher Werke…, Regensburg, 1976; Möllers Chr., Reihentechnik und musikalische Gestalt bei Arnold Schönberg. Eine Untersuchung zum III. Streichquartett op. 30, Wiesbaden, 1977; Rufer J., Schoenberg — yesterday, today and tomorrow, «Perspectives of New Music», 1977, v. 16, No 1; Simms В. R., New documents in the Schoenberg-Schenker polemic, там же; Brinkmann R., Ein Zentrum der Schönberg-Forschung, «SMz», 1978, No 3.
Ю. Г. Кон
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.