Rhapsodies for violin and piano
Создав в начале 1920-х гг. две сонаты для скрипки и фортепиано, в 1928 г. Бела Барток вновь обращается к такому инструментальному составу. Он создает две скрипичные Рапсодии. Во многом эти произведения кажутся неожиданными – и не только потому, что после шестилетнего перерыва композитор вновь создал произведение для скрипки и фортепиано, а после нескольких сочинений с предельно сложным музыкальным языком обратился к такому демократичному, насыщенному фольклорными элементами жанру, как рапсодия. Бела Барток и раньше обращался к венгерскому музыкальному фольклору, но предпочтение отдавал крестьянской музыке, а фольклор городской довольно долго игнорировал, считая стиль вербункош примитивным и «псевдонародным». В Рапсодиях же он использует элементы этого стиля, как это делал Ференц Лист. Само обращение к жанру рапсодии тоже можно считать прямым продолжением традиций композитора, чьи Венгерские рапсодии стали музыкальным символом Венгрии: подобно ему, Барток создает блестящие виртуозные пьесы, но если листовские рапсодии были фортепианными, то Барток отдает предпочтение дуэту скрипки и фортепиано.
Заложенной Ференцем Листом традиции соответствует и форма обеих рапсодий, которая проистекает из традиций венгерского народного музицирования: два раздела – распевный, с эпическим оттенком (Lassu) и стремительный, танцевальный (Friss). Фольклорная основа присутствовала и в двух сонатах для скрипки и фортепиано, но здесь она проявляется с большей непосредственностью: более ясная ладовая основа, преобладание гомофонно-гармонической фактуры – лишь в некоторых моментах возникают сложные политональные сочетания. По признанию Бартока, он использовал в обоих произведениях народные мелодии, но об источниках композитор не сообщал (по его словам, он «сознательно избежал» указания на источники), однако уточнял, что в обеих рапсодиях наряду с венгерскими фольклорными образцами использовались румынские, а во Второй – еще и русинские.
Черты стиля вербункош находят выражение в многочисленных синкопах и пунктирных ритмических фигурах, в использовании характерных народных ладов (в частности, «венгерской гаммы» с двумя увеличенными секундами), в скрипичной партии, украшенной многочисленными форшлагами, мордентами и прочими мелизмами, имитирующие игру скрипачей-цыган, имитируется и звучание цимбал, и пастушеские свирельные наигрыши, и «волыночный» бас. Народные мелодии, которые использовал Барток, в основном имеют танцевальную природу. Композитор весьма смело обращается с фольклорным материалом, используя острые гармонии, однако их жанровая основа сохраняется – рапсодии воспринимаются как яркие картины народной жизни.
В Рапсодии № 1 (1928 г.) важную роль играют интонации румынского музыкального фольклора. В особенности ярко проявляются они в первой теме медленного раздела. Тема эта охватывает довольно широкий диапазон, отличается упругим ритмом. Ее ладовый колорит характерен для многих творений Бартока: переменная терция (мажор – минор), элементы миксолидийского и лидийского ладов. Во втором периоде появляются венгерские интонации – характерный ритм, увеличенная секунда. Четыре танцевальные темы, чередующиеся в быстром разделе, имеют разную тональную окраску.
Вторая рапсодия (1929 г.) по форме сходна с первой: начальный раздел – медленный – обладает замкнутой трехчастной формой, второй же строится на свободном чередовании танцевальных мелодий. Но, при всем сходстве произведений, Рапсодия № 2 отличается от Рапсодии № 1. Если Первая завершалась торжественным звучанием эпической темы первого раздела, то в коде Второй рапсодии царит танцевальная стихия. Рапсодия № 2 более сложна и в техническом отношении, и по хроматизированному ладогармоническому языку, здесь гораздо чаще возникают диссонирующие созвучия (в частности, секундовые) и политональные сочетания. Медленный раздел отличается более «густой» фактурой, он в большей степени хроматизирован, но в первой теме весьма ясно проявляются патетические, почти надрывные интонации цыганских наигрышей. Во втором разделе снова появляются румынские темы. Вновь большую роль играют элементы лидийского и миксолидийского ладов. Своеобразный колорит вносит закарпатская мелодия – ведь славянские фольклорные интонации встречаются в произведениях Бартока весьма редко. Эта незатейливая мелодия отмечена окраской дорийского лада в сочетании с вводным тоном.
Обе Рапсодии для скрипки и фортепиано существуют также и в оркестровой редакции, при этом в Первой рапсодии Барток ввел в оркестр цимбалы – по словам Имре Вальдбауэра, друга композитора, это позволило идеально имитировать «реальное звучание цыганского оркестра». Для Второй рапсодии Барток создал, наряду с оркестровой редакцией, версию для виолончели и фортепиано.