Барток. Пять песен на стихи Эндре Ади

5 Songs on poems by Endre Ady, Op. 16

Композитор
Год создания
1916
Жанр
Страна
Венгрия
Бела Барток / Béla Bartók

Камерно-вокальные произведения не занимают в творчестве Белы Бартока значительного места. Создав несколько сочинений такого рода в годы учения, композитор впоследствии лишь однажды обратился к данному жанру. Произошло это в 1916 г. В тот год были написаны два вокальных цикла, и лишь один из них был представлен публике при жизни автора – Пять песен на стихи Эндре Ади.

Поэт, к творчеству которого обратился Бела Барток, считается одним из наиболее значительных представителей венгерской поэзии наряду с Шандором Петёфи и Аттилой Йожефом. Эндре Ади прославился не только в качестве литератора, но и как публицист и общественный деятель, революционный демократ, член радикальной организации «Двадцатый век». Он с восторгом воспринял русскую революцию 1905 гг., посвятив этим событиям статью под названием «Землетрясение». Политические мотивы занимают важное место и в поэтическом творчестве Ади – в таких произведениях, как стихотворение «Несемся в революцию», сборник «На колеснице Ильи-пророка» он призывал соотечественников к революционным действиям. И все же гражданская лирика, хоть и главная, но не единственная часть поэтического наследия Эндре Ади. Во многих его стихотворениях раскрывается внутренний мир поэта, и Бела Барток выбрал для своего вокального цикла именно такие стихи. Ади предстает в них не пламенным революционером, а смертельно уставшим, разочарованным в жизни человеком, осознающим неумолимое приближение конца. Не патриотический пафос, а одиночество и скорбь посреди «осенней мглы» становятся содержанием произведения, поэт скорбит об утраченной любви, жалуется на «нужду и страдания», утомившие его, а «свободные песни» звучат где-то далеко («Смутно и бессмысленно мое существование… Белые руки… Их больше никто не ждет. Им некого обнимать. Я умираю…»)

Композиторский стиль Бартока идеально соответствовал такому углубленному психологизму, а также поэтическому стилю Ади. В его произведениях лаконичный белый стих сочетается с приемами, позаимствованными из народной поэзии (например, повторами). Это находит отражение в построении вокальной партии. Предельно выразительные речитативно-декламационные фразы соседствуют с напевными оборотами, напоминающими по интонационному складу венгерские народные песни (с фольклорными образцами их роднят, в частности, акцентированные синкопы).

В построении цикла отразилось стремление композитора к рациональности, к строгой упорядоченности. Песни выстроены в виде пятичастной композиции. Цикл обрамляется песнями, в которых герой изливает свою душу. С этой скорбной «исповедью» сопоставляется музыкальная пейзажность в импрессионистском духе – вторая и четвертая песни. Песня, занимающая в цикле центральное положение, становится его драматической кульминацией.

Первая песня – «Осенние слезы» – предельно лаконична. Тема в вальсовом ритме варьируется на протяжении трех строф. Бессильно никнущая интонация, завершающая каждую строфу, подчеркивает печальное настроение песни.

Во второй песне – «Звуки осени» – фортепианная партия очень сложна, насыщена и красочна: пассажи, последования параллельных кварт, тремоло – все это становится «штрихами» отнюдь не идиллического пейзажа, живописующего неприветливую осеннюю природу. Инфернальность этой картины усиливается метрической свободой, подчеркиванием резких интервалов (тритонов, нон, септим). Можно сказать, что «центр тяжести» в этой песне перемещается на фортепианную партию – фразы вокалиста, накладывающиеся на нее, весьма лаконичны.

Поэтический текст третьей песни – «Ложе зовет» – исполнен горечи: прошло то время, когда ложе было местом отдохновения и «садом поцелуев» – теперь оно превращается в гроб, в «убежище смерти». Песня имеет трехчастную форму, в крайних разделах которой герой предается воспоминаниям, предстающим в утонченных созвучиях и переливах, напоминающих звучание арфы. Этим пленительным мечтаниям противопоставляется средний раздел с его суровыми квартовыми созвучиями и мрачными остинатными фигурами, диссонансами, не получающими разрешения. Драматизм песни подчеркивается многочисленными контрастными сопоставлениями – как темповыми, так и динамическими.

Создание музыкального пейзажа в четвертой песне – «Вдвоем с морем» – вновь предъявляет высочайшие требования к пианисту: пассажи, живописующие морскую стихию, весьма сложны. Звуковые «пятна» аккордов и другие звукоизобразительные элементы отчасти перекликаются с «Морем» Клода Дебюсси, но Барток использует гораздо более жесткие созвучия, и море у него предстает неприветливым, это впечатление усиливается ладовым несовпадением партий голоса и фортепиано.

Завершает цикл песня «Я не могу быть с тобой». На фоне «холодных», застывших квартовых аккордов звучит выразительный монолог, привлекающий внимание тонкостью речевых интонаций. Это трагическое прощание с жизнью концентрирует в себе главную мысль произведения.

реклама

вам может быть интересно

Шопен. Фортепианное трио соль минор Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама