Список сочинений Джузеппе Верди, даты и литература

Биография Верди

Оперы

Оберто, граф Сан-Бонифачо (1833-37, поставлена в 1839, театр «Ла Скала», Милан)
Король на час (Un giorno di regno, позже под названием Мнимый Станислав, 1840, там те)
• Навуходоносор (Набукко, 1841, поставлена в 1842, там же)
Ломбардцы в первом крестовом походе (1842, поставлена в 1843, там же; 2-я редакция, под названием Иерусалим, 1847, театр «Гранд-Опера», Париж)
Эрнани (1844, театр «Ла Фениче», Венеция)
Двое Фоскари (1844, театр «Арджентина», Рим)
Жанна д’Арк (1845, театр «Ла Скала», Милан)
Альзира (1845, театр «Сан Карло», Неаполь)
Аттила (1846, театр «Ла Фениче», Венеция)
Макбет (1847, театр «Пергола», Флоренция; 2-я редакция, 1865, «Театр лирик», Париж)
Разбойники (1847, театр «Хеймаркет», Лондон)
Корсар (1848, театр «Гранде», Триест)
Битва при Леньяно (1849, театр «Арджентина», Рим; с переработанным либретто, под названием Осада Гарлема, 1861)
Луиза Миллер (1849, театр «Сан Карло», Неаполь)
Стиффелио (1850, театр «Гранде», Триест; 2-я редакция, под названием Гарольд, 1857, театр «Нуово», Римини)
Риголетто (1851, театр «Ла Фениче», Венеция)
Трубадур (1853, театр «Аполло», Рим)
Травиата (1853, театр «Ла Фениче», Венеция)
Сицилийская вечерня (французское либретто Э. Скриба и Ш. Дюверье, 1854, поставлена в 1855, театр «Гранд-Опера», Париж; 2-я редакция под названием «Джованна Гусман», итальянское либретто Э. Кайми, 1856, Милан)
Симон Бокканегра (либретто Ф. M. Пьяве, 1857, театр «Ла Фениче», Венеция; 2-я редакция, либретто переработано А. Бойто, 1881, театр «Ла Скала», Милан)
Бал-маскарад (1859, театр «Аполло», Рим)
Сила судьбы (либретто Пьяве, 1862, Мариинский театр, Петербург, итальянская труппа; 2-я редакция, либретто переработано А. Гисланцони, 1869, театр «Ла Скала», Милан)
Дон Карлос (французское либретто Ж. Мери и К. дю Локля, 1867, театр «Гранд-Опера», Париж; 2-я редакция, итальянское либретто, переработано А. Гисланцони, 1884, театр «Ла Скала», Милан)
Аида (1870, поставлена в 1871, театр «Опера», Каир)
Отелло (1886, поставлена в 1887, театр «Ла Скала», Милан)
Фальстаф (1892, поставлена в 1893, там же)

Для хора и фортепиано

• Звучи, труба (слова Г. Мамели, 1848)
• Гимн наций (кантата, слова А. Бойто, исполнена в 1862, театр «Ковент-Гарден», Лондон)

Духовные произведения

Реквием (для 4 солистов, хора и оркестра, исполнен в 1874, Милан)
• Pater Noster (текст Данте, для 5-голосного хора, исполнен в 1880, Милан)
• Ave Maria (текст Данте, для сопрано и струнного оркестра, исполнена в 1880, Милан)

Четыре духовные пьесы (1889-97, исполнены в 1898, Париж):
• Ave Maria, для 4-голосного хора
Stabat Mater, для 4-голосного хора и оркестра
• Le laudi alla Vergine Maria, для 4-голосного женского хора
• Те Deum, для хора и оркестра

Для голоса с фортепиано

• 6 романсов (1838)
• Изгнанник (баллада для баса, 1839)
• Обольщение (баллада для баса, 1839)
• Альбом — шесть романсов (1845)
• Сторнель (1869), и др.

Инструментальные ансамбли

• струнный квартет (e-moll, исполнен в 1873, Неаполь), и др.

Основные даты жизни и деятельности:

• 1813 — 10 X. В семье деревенского трактирщика Карло Верди в деревне Ронколе родился сын Джузеппе.
• 1821–22 — Первые уроки музыки у местного церковного органиста П. Байстрокки.
• 1823 — Переезд в Буссето, занятия музыкой под рук. Ф. Провези.
• 1828 — Помогая Провези, Верди преподает в муз. школе, играет в соборе на органе, дирижирует городским оркестром. — Первые сочинения, в т. ч. «Безумие Саула» (для голоса с оркестром).
• 1832 — VI. Поездка в Милан для продолжения муз. образования (на стипендию от Буссето). — Экзамены в консерваторию (не принят по возрасту). — Занятия у профессора В. Лавиньи.
• 1835 — Возвращение в Буссето.
• 1836 — II. Верди занимает место maestro di musica (после смерти Провези). — 5 V. Женитьба на М. Барецци.
• 1839 — II. Переезд с семьёй в Милан. — Работа с либр. Т. Солерой над оперой «Оберто». — XI. Заказ от импрессарио Б. Мерелли на 3 оперы.
• 1840 — 18 VI. Смерть жены.
• 1842 — 9 III. Премьера оперы «Навуходоносор» (выступление в спектакле певицы Дж. Стреппони). — Столкновение с цензурой в связи с пост. оперы «Ломбардцы».
• 1847 — VI–VII. Первое заграничное путешествие в связи с постановкой оперы «Разбойники» в Лондоне. — Начало совместной жизни Верди и Дж. Стреппони.
• 1848 — IV. Приезд Верди в восставший Милан; встречи с Г. Мамели и Дж. Мадзини, который предлагает Верди сочинить революционный гимн. — V. Покупка в окрестностях Буссето виллы Сант-Агата, где были впоследствии созданы лучшие сочинения Верди — VIII. Обращение Верди вместе с др. деятелями итальянской культуры к французскому правительству с призывом о помощи Италии. — X. Создание гимна «Звучи, труба!» (сл. Г. Мамели). — Поездка в Рим для постановки оперы «Битва при Леньяно».
• 1850 — II. Верди составляет сценарий по драме «Король Лир» Шекспира. — XII. Цензура налагает запрет на либретто оперы «Проклятие» (по драме «Король забавляется» Гюго).
• 1852 — VII. В связи с кончиной С. Каммарано Верди передает незавершенное либр. оперы «Трубадур» Л. Бардаре. — 10 VIII. Награждение франц. орденом Почётного легиона.
• 1853 — IV–IX. Работа над либретто оперы «Король Лир». — Начало переписки с либреттистом А. Соммой (продолжалась до 1856, опера не была написана).
• 1854 — 6 V. Успешное исполнение оперы «Травиата» в театре «Сан-Бенедетто» (Венеция).
• 1855 — XII. Постановка «Сицилийской вечерни» под названием «Джованна Гусман» (в Парме и Турине) с изменениями, вызванными вмешательством австрийской цензуры.
• 1856 — 9 II. Награждение орденом св. Маврикия и Лазаря.
• 1857 — Верди перерабатывает для театра «Гранд-Опера» оперу «Трубадур» (исп. 12 I под назв. «Трувер»). — Приступает к работе над оперой на либретто А. Соммы по сюжету, сочинённому Э. Скрибом для Д. Обера, «Густав III, или Бал-маскарад».
• 1858 — Столкновение с цензурой, которая требовала изменений в либретто, искажающих сюжет оперы.
• 1859 — 17 II. Постановка оперы «Бал-маскарад» в Риме (с изменённым либр.). — 29 VIII. Бракосочетание Верди и Дж. Стреппони. — IX. Верди в числе 5 депутатов от Буссето едет в Турин с мандатом о присоединении пармских провинций к Пьемонту.
• 1861 — II. Избрание депутатом в первый национальный парламент в Турине; Верди разрабатывает проект реорганизации муз. учреждений и обсуждает его с сардинским министром К. Б. Кавуром. — 6 XII. Приезд Верди в Петербург в связи с постановкой оперы «Сила судьбы» (премьера не состоялась из-за болезни певицы М. Груа).
• 1862 — I. Посещение Москвы. — В качестве муз. представителя Италии присутствует на Всемирной выставке в Лондоне. — 24 V. Исполнение кантаты «Гимн наций», написанной для Лондонской выставки (театр «Ковент-Гарден»). — IX–XI. Вторая поездка в Россию в связи с постановкой оперы «Сила судьбы».
• 1862 — XI — начало 1863 — Поездка в Испанию, путешествие по Андалусии.
• 1863 — 11 I. Постановка оперы «Сила судьбы» в Мадриде.
• 1864 — Избрание в члены Франц. академии.
• 1865 — Верди даёт согласие на присвоение его имени театру, построенному в Буссето. — Отказ от баллотировки в новый состав парламента.
• 1866 — Вечера у Дж. Россини в Париже. — Скульптор Ж. Дантан лепит бюст Верди.
• 1867 — 11 III. Премьера оперы «Дон Карлос» в театре «Гранд-Опера». — 27 X. Первая итальянская постановка оперы «Дон Карлос» (Болонья).
• 1868 — VII. Встреча Верди с А. Мандзони. — XI. Обращение Верди с предложением создать коллективный «Реквием» памяти Дж. Россини.
• 1869 — Организует альбом романсов в пользу семьи больного либреттиста Ф. Пьяве и сам пишет «Сторнель» для голоса с фортепиано — Сочиняет заключительную часть «Libera me» для «Реквиема» памяти Россини (не был создан, написанную музыку Верди использовал в своём «Реквиеме»).
• 1870 — V. Работа над либретто «Аиды» с А. Гисланцони.
• 1871 — III. Верди возглавляет комиссию по вопросам реформы муз. театров и муз. образования. — Отказывается от предложенного ему поста директора Неаполитанской консерватории. — 24 XII. Премьера «Аиды» в Каире.
• 1871–72 — Верди готовит постановку оперы «Аида» в Милане.
• 1873 — Скульптор В. Джемито лепит бюст Верди.
• 1876 — 22 IV. Исполнение «Аиды» под управлением Верди в Париже («Театр лирик»).
• 1877 — V. Участие Верди в Кёльнском муз. фестивале. Исполнение его «Реквиема» и струнного квартета.
• 1878 — I. Отказ от предложения занять пост директора Миланской консерватории.
• 1880 — 22 III. Успех оперы «Аида» в театре «Гранд-Опера».
• 1881 — Начало работы Верди и А. Бойто над «Отелло». — 25 X. Торжественное открытие статуи Верди в вестибюле театра «Ла Скала».
• 1883 — Работа с Гисланцони над новой редакцией оперы «Дон Карлос».
• 1886 — Присутствие на первых репетициях оперы «Отелло» в театре «Ла Скала».
• 1887 — Верди организует постройку больницы в Вилланова.
• 1890–92 — Работа над «Фальстафом».
• 1892 — IV. Верди участвует в концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Дж. Россини; дирижирует «Молитвой» из «Моисея» Россини.
• 1895 — II. Верди начинает постройку дома для престарелых музыкантов в Милане.
• 1897 — 14 XI. Смерть Джузеппины Верди (жены композитора).
• 1901 — 27 I. Смерть Верди в Милане. — 30 I. Похороны на кладбище Cimitero monumentale в Милане. — 27 II. Перенесение праха Верди в часовню при доме престарелых музыкантов.

Письма:

Избранные письма. Сост., пер., вступительная статья и примеч. А. Д. Бушен, M., 1959; I copia-lettere di Giuseppe Verdi, pubbl. e illustr. da G. Cesari e A. Lusio, Mil. — Lpz., 1913; Briefe, hrsg. und eingeleit. von Fr. Werfel, ubers. von R. Stefan, В. — W. — Lpz., 1926, на англ. яз. — N. Y., 1942; Carteggi Verdiani, a cura di A. Lusio, v. I–IV, Roma, 1935–47, Autobiografia dalle lettere. A cura di С. Graziani (pseud. di A. Oberdorfer), Mil., 1941, 1951 (col nome di A. Obersdorfer).

Литература:

Серов А., Верди и его новая опера («Сила судьбы»), «Иллюстрация», 1862, No 244, 245; то же, в его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; то же, Избр. статьи, т. 2, M., 1957; Корганов В., Верди. Биографический очерк, М., 1897; Pерман В., Поздний Верди, «СМ», 1938, No 12; то же, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, M., 1961, с. 245–62; Тигранов Г., «Отелло» Дж. Верди, в сб.: Очерки по истории и теории музыки, т. 2, Л., 1940, с. 154–222; Соллертинский И., Шекспир и мировая музыка, в его кн.: Избр. статьи о музыке, Л. — M., 1946; то же, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, с. 322–36; его же, Джузеппе Верди, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, с. 199–209, то же, в его кн.: Исторические этюды, Л., 1963, с. 223–35; Друскин М., Оперные идеалы Верди, «СМ», 1954, No 9, с. 57–66; Асафьев Б., Верди. Эскиз монографии, Избр. труды, т. IV, M., 1955, с. 207–20; его же, Джузеппе Верди. (Краткий свод важнейших событий из его жизни), там же, с. 220–39; Соловцова Л., Джузеппе Верди, M., 1957, М., 1966; Бушен А., Рождение оперы. (Молодой Верди). Роман, M., 1958; Шавердян Р., Мелодика Верди, «СМ», 1960, No 6, Богоявленский С., Верди и Шекспир, в сб.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Протопопов В. В., Полифония Дж. Верди, в его кн.: История полифонии, M., 1965, с. 464–90, Эсе Ласло, Если бы Верди вёл дневник…, Будапешт, 1966; Орджоникидзе Г., Оперы Верди на сюжеты Шекспира, M., 1967; Вasevi A., Studio sulle opere di Giuseppe Verdi, Firenze, 1859; Escudier L., Messouvenirs, R., 1863, 1868; Pougin A., Giuseppe Verdi. Vita aneddotica. Con note ed aggiunte di Folchetto (pseud. de J. Capone), Mil., 1881; Rerinellо С., Giuseppe Verdi, B., 1900; D’Angeli A., Giuseppe Verdi, Modena, 1910, Mil., 1939; Bellaigue С. F., Verdi. Biographie critique, R., 1912, 1927, Mil., 1913, 1956; Vanbianchi C., Nel I’Centenario di Giuseppe Verdi 1813–1913. Saggio di bibliographie Verdiana, Mil., 1913; Bonaventura A., La figura e I’arte di Giuseppe Verdi, Livorno, 1919, R., 1930; Weissmann A., Verdi, Stuttg. — B., 1922; Monaldi G., Verdi 1839–1898, Torino, 1925, Mil., 1951; Bonavia F., Verdi, L., 1930, 1947; Тоye Fr., Giuseppe Verdi. His life and works, L., 1931, Mil., 1951; Gatti C., Verdi. La vita, le opere i tempi, v. 1–2, Mil., 1931, in 1 v. , 1951, 1953; Gerig К. H., Giuseppe Verdi, Potsdam, 1932; его же, Verdi nelle imagini, Mil., 1941; Klein J., Verdi’s Italian contemporaries and successors, «ML», 1934, v. XV, No 1; Holl K., Verdi, B., 1939, Lindau, 1947, Z., 1948; Hussey D., Verdi L., 1940, 1947, N. Y., 1962; Roncaglia G., L’ascensione creatrice di Giuseppe Verdi, Firenze, 1940, 1951; его же, Galleria Verdiana Studi e figure, Mil., 1959; Оrsini L., Giuseppe Verdi, Torino, 1949, 1963; Cenzata G., Itinerari Verdiani, Parma, 1949, Mil., 1955; Cherbuliez A. E., Giuseppe Verdi: Leben und Werk, Ruschlikon — Z., 1949; Retzold R., Giuseppe Verdi. 1813–1901. Sein Leben in Bildern, Lpz., 1952; Petit R., Verdi, R., 1958, nouv. ed. 1962, Mila M., Giuseppe Verdi, Bari, 1958; Abbiati F., Giuseppe Verdi. La vita, v. 1–4, Mil., 1959; Verdi, «Bolletino quadrimestrale dell’Istituto di Studi Verdiani», v. 1–2, No 1–6, Parma, 1960–66, Rinaldi M., Verdianа, Roma, 1961; Walker F., The man Verdi, L., 1962, Mil., 1964; Martin G., Verdi. His music, life and times, N. Y., 1963; Swolkien H., Verdi, Kr., 1963; Rannain G., Giuseppe Verdi, Torino, 1964; Malraye J., Giuseppe Verdi. L’homme et son oeuvre, R., 1965.

Л. А. Соловцова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама