Оперы
• Оберто, граф Сан-Бонифачо (1833-37, поставлена в 1839, театр «Ла Скала», Милан)
• Король на час (Un giorno di regno, позже под названием Мнимый Станислав, 1840, там те)
• Навуходоносор (Набукко, 1841, поставлена в 1842, там же)
• Ломбардцы в первом крестовом походе (1842, поставлена в 1843, там же; 2-я редакция, под названием Иерусалим, 1847, театр «Гранд-Опера», Париж)
• Эрнани (1844, театр «Ла Фениче», Венеция)
• Двое Фоскари (1844, театр «Арджентина», Рим)
• Жанна д’Арк (1845, театр «Ла Скала», Милан)
• Альзира (1845, театр «Сан Карло», Неаполь)
• Аттила (1846, театр «Ла Фениче», Венеция)
• Макбет (1847, театр «Пергола», Флоренция; 2-я редакция, 1865, «Театр лирик», Париж)
• Разбойники (1847, театр «Хеймаркет», Лондон)
• Корсар (1848, театр «Гранде», Триест)
• Битва при Леньяно (1849, театр «Арджентина», Рим; с переработанным либретто, под названием Осада Гарлема, 1861)
• Луиза Миллер (1849, театр «Сан Карло», Неаполь)
• Стиффелио (1850, театр «Гранде», Триест; 2-я редакция, под названием Гарольд, 1857, театр «Нуово», Римини)
• Риголетто (1851, театр «Ла Фениче», Венеция)
• Трубадур (1853, театр «Аполло», Рим)
• Травиата (1853, театр «Ла Фениче», Венеция)
• Сицилийская вечерня (французское либретто Э. Скриба и Ш. Дюверье, 1854, поставлена в 1855, театр «Гранд-Опера», Париж; 2-я редакция под названием «Джованна Гусман», итальянское либретто Э. Кайми, 1856, Милан)
• Симон Бокканегра (либретто Ф. M. Пьяве, 1857, театр «Ла Фениче», Венеция; 2-я редакция, либретто переработано А. Бойто, 1881, театр «Ла Скала», Милан)
• Бал-маскарад (1859, театр «Аполло», Рим)
• Сила судьбы (либретто Пьяве, 1862, Мариинский театр, Петербург, итальянская труппа; 2-я редакция, либретто переработано А. Гисланцони, 1869, театр «Ла Скала», Милан)
• Дон Карлос (французское либретто Ж. Мери и К. дю Локля, 1867, театр «Гранд-Опера», Париж; 2-я редакция, итальянское либретто, переработано А. Гисланцони, 1884, театр «Ла Скала», Милан)
• Аида (1870, поставлена в 1871, театр «Опера», Каир)
• Отелло (1886, поставлена в 1887, театр «Ла Скала», Милан)
• Фальстаф (1892, поставлена в 1893, там же)
Для хора и фортепиано
• Звучи, труба (слова Г. Мамели, 1848)
• Гимн наций (кантата, слова А. Бойто, исполнена в 1862, театр «Ковент-Гарден», Лондон)
Духовные произведения
• Реквием (для 4 солистов, хора и оркестра, исполнен в 1874, Милан)
• Pater Noster (текст Данте, для 5-голосного хора, исполнен в 1880, Милан)
• Ave Maria (текст Данте, для сопрано и струнного оркестра, исполнена в 1880, Милан)
Четыре духовные пьесы (1889-97, исполнены в 1898, Париж):
• Ave Maria, для 4-голосного хора
• Stabat Mater, для 4-голосного хора и оркестра
• Le laudi alla Vergine Maria, для 4-голосного женского хора
• Те Deum, для хора и оркестра
Для голоса с фортепиано
• 6 романсов (1838)
• Изгнанник (баллада для баса, 1839)
• Обольщение (баллада для баса, 1839)
• Альбом — шесть романсов (1845)
• Сторнель (1869), и др.
Инструментальные ансамбли
• струнный квартет (e-moll, исполнен в 1873, Неаполь), и др.
Основные даты жизни и деятельности:
• 1813 — 10 X. В семье деревенского трактирщика Карло Верди в деревне Ронколе родился сын Джузеппе.
• 1821–22 — Первые уроки музыки у местного церковного органиста П. Байстрокки.
• 1823 — Переезд в Буссето, занятия музыкой под рук. Ф. Провези.
• 1828 — Помогая Провези, Верди преподает в муз. школе, играет в соборе на органе, дирижирует городским оркестром. — Первые сочинения, в т. ч. «Безумие Саула» (для голоса с оркестром).
• 1832 — VI. Поездка в Милан для продолжения муз. образования (на стипендию от Буссето). — Экзамены в консерваторию (не принят по возрасту). — Занятия у профессора В. Лавиньи.
• 1835 — Возвращение в Буссето.
• 1836 — II. Верди занимает место maestro di musica (после смерти Провези). — 5 V. Женитьба на М. Барецци.
• 1839 — II. Переезд с семьёй в Милан. — Работа с либр. Т. Солерой над оперой «Оберто». — XI. Заказ от импрессарио Б. Мерелли на 3 оперы.
• 1840 — 18 VI. Смерть жены.
• 1842 — 9 III. Премьера оперы «Навуходоносор» (выступление в спектакле певицы Дж. Стреппони). — Столкновение с цензурой в связи с пост. оперы «Ломбардцы».
• 1847 — VI–VII. Первое заграничное путешествие в связи с постановкой оперы «Разбойники» в Лондоне. — Начало совместной жизни Верди и Дж. Стреппони.
• 1848 — IV. Приезд Верди в восставший Милан; встречи с Г. Мамели и Дж. Мадзини, который предлагает Верди сочинить революционный гимн. — V. Покупка в окрестностях Буссето виллы Сант-Агата, где были впоследствии созданы лучшие сочинения Верди — VIII. Обращение Верди вместе с др. деятелями итальянской культуры к французскому правительству с призывом о помощи Италии. — X. Создание гимна «Звучи, труба!» (сл. Г. Мамели). — Поездка в Рим для постановки оперы «Битва при Леньяно».
• 1850 — II. Верди составляет сценарий по драме «Король Лир» Шекспира. — XII. Цензура налагает запрет на либретто оперы «Проклятие» (по драме «Король забавляется» Гюго).
• 1852 — VII. В связи с кончиной С. Каммарано Верди передает незавершенное либр. оперы «Трубадур» Л. Бардаре. — 10 VIII. Награждение франц. орденом Почётного легиона.
• 1853 — IV–IX. Работа над либретто оперы «Король Лир». — Начало переписки с либреттистом А. Соммой (продолжалась до 1856, опера не была написана).
• 1854 — 6 V. Успешное исполнение оперы «Травиата» в театре «Сан-Бенедетто» (Венеция).
• 1855 — XII. Постановка «Сицилийской вечерни» под названием «Джованна Гусман» (в Парме и Турине) с изменениями, вызванными вмешательством австрийской цензуры.
• 1856 — 9 II. Награждение орденом св. Маврикия и Лазаря.
• 1857 — Верди перерабатывает для театра «Гранд-Опера» оперу «Трубадур» (исп. 12 I под назв. «Трувер»). — Приступает к работе над оперой на либретто А. Соммы по сюжету, сочинённому Э. Скрибом для Д. Обера, «Густав III, или Бал-маскарад».
• 1858 — Столкновение с цензурой, которая требовала изменений в либретто, искажающих сюжет оперы.
• 1859 — 17 II. Постановка оперы «Бал-маскарад» в Риме (с изменённым либр.). — 29 VIII. Бракосочетание Верди и Дж. Стреппони. — IX. Верди в числе 5 депутатов от Буссето едет в Турин с мандатом о присоединении пармских провинций к Пьемонту.
• 1861 — II. Избрание депутатом в первый национальный парламент в Турине; Верди разрабатывает проект реорганизации муз. учреждений и обсуждает его с сардинским министром К. Б. Кавуром. — 6 XII. Приезд Верди в Петербург в связи с постановкой оперы «Сила судьбы» (премьера не состоялась из-за болезни певицы М. Груа).
• 1862 — I. Посещение Москвы. — В качестве муз. представителя Италии присутствует на Всемирной выставке в Лондоне. — 24 V. Исполнение кантаты «Гимн наций», написанной для Лондонской выставки (театр «Ковент-Гарден»). — IX–XI. Вторая поездка в Россию в связи с постановкой оперы «Сила судьбы».
• 1862 — XI — начало 1863 — Поездка в Испанию, путешествие по Андалусии.
• 1863 — 11 I. Постановка оперы «Сила судьбы» в Мадриде.
• 1864 — Избрание в члены Франц. академии.
• 1865 — Верди даёт согласие на присвоение его имени театру, построенному в Буссето. — Отказ от баллотировки в новый состав парламента.
• 1866 — Вечера у Дж. Россини в Париже. — Скульптор Ж. Дантан лепит бюст Верди.
• 1867 — 11 III. Премьера оперы «Дон Карлос» в театре «Гранд-Опера». — 27 X. Первая итальянская постановка оперы «Дон Карлос» (Болонья).
• 1868 — VII. Встреча Верди с А. Мандзони. — XI. Обращение Верди с предложением создать коллективный «Реквием» памяти Дж. Россини.
• 1869 — Организует альбом романсов в пользу семьи больного либреттиста Ф. Пьяве и сам пишет «Сторнель» для голоса с фортепиано — Сочиняет заключительную часть «Libera me» для «Реквиема» памяти Россини (не был создан, написанную музыку Верди использовал в своём «Реквиеме»).
• 1870 — V. Работа над либретто «Аиды» с А. Гисланцони.
• 1871 — III. Верди возглавляет комиссию по вопросам реформы муз. театров и муз. образования. — Отказывается от предложенного ему поста директора Неаполитанской консерватории. — 24 XII. Премьера «Аиды» в Каире.
• 1871–72 — Верди готовит постановку оперы «Аида» в Милане.
• 1873 — Скульптор В. Джемито лепит бюст Верди.
• 1876 — 22 IV. Исполнение «Аиды» под управлением Верди в Париже («Театр лирик»).
• 1877 — V. Участие Верди в Кёльнском муз. фестивале. Исполнение его «Реквиема» и струнного квартета.
• 1878 — I. Отказ от предложения занять пост директора Миланской консерватории.
• 1880 — 22 III. Успех оперы «Аида» в театре «Гранд-Опера».
• 1881 — Начало работы Верди и А. Бойто над «Отелло». — 25 X. Торжественное открытие статуи Верди в вестибюле театра «Ла Скала».
• 1883 — Работа с Гисланцони над новой редакцией оперы «Дон Карлос».
• 1886 — Присутствие на первых репетициях оперы «Отелло» в театре «Ла Скала».
• 1887 — Верди организует постройку больницы в Вилланова.
• 1890–92 — Работа над «Фальстафом».
• 1892 — IV. Верди участвует в концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Дж. Россини; дирижирует «Молитвой» из «Моисея» Россини.
• 1895 — II. Верди начинает постройку дома для престарелых музыкантов в Милане.
• 1897 — 14 XI. Смерть Джузеппины Верди (жены композитора).
• 1901 — 27 I. Смерть Верди в Милане. — 30 I. Похороны на кладбище Cimitero monumentale в Милане. — 27 II. Перенесение праха Верди в часовню при доме престарелых музыкантов.
Письма:
Избранные письма. Сост., пер., вступительная статья и примеч. А. Д. Бушен, M., 1959; I copia-lettere di Giuseppe Verdi, pubbl. e illustr. da G. Cesari e A. Lusio, Mil. — Lpz., 1913; Briefe, hrsg. und eingeleit. von Fr. Werfel, ubers. von R. Stefan, В. — W. — Lpz., 1926, на англ. яз. — N. Y., 1942; Carteggi Verdiani, a cura di A. Lusio, v. I–IV, Roma, 1935–47, Autobiografia dalle lettere. A cura di С. Graziani (pseud. di A. Oberdorfer), Mil., 1941, 1951 (col nome di A. Obersdorfer).
Литература:
Серов А., Верди и его новая опера («Сила судьбы»), «Иллюстрация», 1862, No 244, 245; то же, в его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; то же, Избр. статьи, т. 2, M., 1957; Корганов В., Верди. Биографический очерк, М., 1897; Pерман В., Поздний Верди, «СМ», 1938, No 12; то же, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, M., 1961, с. 245–62; Тигранов Г., «Отелло» Дж. Верди, в сб.: Очерки по истории и теории музыки, т. 2, Л., 1940, с. 154–222; Соллертинский И., Шекспир и мировая музыка, в его кн.: Избр. статьи о музыке, Л. — M., 1946; то же, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, с. 322–36; его же, Джузеппе Верди, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, с. 199–209, то же, в его кн.: Исторические этюды, Л., 1963, с. 223–35; Друскин М., Оперные идеалы Верди, «СМ», 1954, No 9, с. 57–66; Асафьев Б., Верди. Эскиз монографии, Избр. труды, т. IV, M., 1955, с. 207–20; его же, Джузеппе Верди. (Краткий свод важнейших событий из его жизни), там же, с. 220–39; Соловцова Л., Джузеппе Верди, M., 1957, М., 1966; Бушен А., Рождение оперы. (Молодой Верди). Роман, M., 1958; Шавердян Р., Мелодика Верди, «СМ», 1960, No 6, Богоявленский С., Верди и Шекспир, в сб.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Протопопов В. В., Полифония Дж. Верди, в его кн.: История полифонии, M., 1965, с. 464–90, Эсе Ласло, Если бы Верди вёл дневник…, Будапешт, 1966; Орджоникидзе Г., Оперы Верди на сюжеты Шекспира, M., 1967; Вasevi A., Studio sulle opere di Giuseppe Verdi, Firenze, 1859; Escudier L., Messouvenirs, R., 1863, 1868; Pougin A., Giuseppe Verdi. Vita aneddotica. Con note ed aggiunte di Folchetto (pseud. de J. Capone), Mil., 1881; Rerinellо С., Giuseppe Verdi, B., 1900; D’Angeli A., Giuseppe Verdi, Modena, 1910, Mil., 1939; Bellaigue С. F., Verdi. Biographie critique, R., 1912, 1927, Mil., 1913, 1956; Vanbianchi C., Nel I’Centenario di Giuseppe Verdi 1813–1913. Saggio di bibliographie Verdiana, Mil., 1913; Bonaventura A., La figura e I’arte di Giuseppe Verdi, Livorno, 1919, R., 1930; Weissmann A., Verdi, Stuttg. — B., 1922; Monaldi G., Verdi 1839–1898, Torino, 1925, Mil., 1951; Bonavia F., Verdi, L., 1930, 1947; Тоye Fr., Giuseppe Verdi. His life and works, L., 1931, Mil., 1951; Gatti C., Verdi. La vita, le opere i tempi, v. 1–2, Mil., 1931, in 1 v. , 1951, 1953; Gerig К. H., Giuseppe Verdi, Potsdam, 1932; его же, Verdi nelle imagini, Mil., 1941; Klein J., Verdi’s Italian contemporaries and successors, «ML», 1934, v. XV, No 1; Holl K., Verdi, B., 1939, Lindau, 1947, Z., 1948; Hussey D., Verdi L., 1940, 1947, N. Y., 1962; Roncaglia G., L’ascensione creatrice di Giuseppe Verdi, Firenze, 1940, 1951; его же, Galleria Verdiana Studi e figure, Mil., 1959; Оrsini L., Giuseppe Verdi, Torino, 1949, 1963; Cenzata G., Itinerari Verdiani, Parma, 1949, Mil., 1955; Cherbuliez A. E., Giuseppe Verdi: Leben und Werk, Ruschlikon — Z., 1949; Retzold R., Giuseppe Verdi. 1813–1901. Sein Leben in Bildern, Lpz., 1952; Petit R., Verdi, R., 1958, nouv. ed. 1962, Mila M., Giuseppe Verdi, Bari, 1958; Abbiati F., Giuseppe Verdi. La vita, v. 1–4, Mil., 1959; Verdi, «Bolletino quadrimestrale dell’Istituto di Studi Verdiani», v. 1–2, No 1–6, Parma, 1960–66, Rinaldi M., Verdianа, Roma, 1961; Walker F., The man Verdi, L., 1962, Mil., 1964; Martin G., Verdi. His music, life and times, N. Y., 1963; Swolkien H., Verdi, Kr., 1963; Rannain G., Giuseppe Verdi, Torino, 1964; Malraye J., Giuseppe Verdi. L’homme et son oeuvre, R., 1965.
Л. А. Соловцова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.