I Masnadieri
Опера в четырех действиях
Джузеппе Верди; либретто А. Маффеи по драме
Шиллера.
Первая постановка: Лондон, Королевский театр, 22 июля 1847 г.
Основные действующие лица:
граф Максимилиан фон Моор (бас); Карл, его сын (тенор); Франческо, младший брат Карла (баритон); Амалия, племянница графа (сопрано); Арминьо, камердинер графа (тенор).
Действие происходит в Богемии, Саксонии в XVIII веке.
Действие I
Саксонская таверна. Карл фон Моор читает Плутарха. Книга наводит его на размышления о смысле жизни. Первооснову общей гармонии человеческого существования Карл видит в отношениях между родителями и детьми. Юноша хочет вернуться в родной дом, который он покинул. Ему приносят долгожданное письмо от отца. В письме говорится, что старый граф Максимилиан фон Моор, разгневанный распутным поведением своего старшего сына Карла, лишает его наследства и запрещает возвращаться в родовой замок. Карл не знает, что пал жертвой интриг младшего брата Франческо, решившего таким образом завладеть отцовским состоянием, по праву наследования принадлежащим его старшему брату. Франческо, написавший письмо от имени отца, умалчивает о том, что Максимилиан готов простить сына, если тот раскается.
Карл в отчаянии: он не может понять причины жестокости отца. Его письмо домой было полно раскаяния. Карл давно порвал с разгульной жизнью. Теперь он мечтает о любимой им Амалии фон Эдельрайх, которая ждет его в замке своего дяди Максимилиана фон Моора. Обида от совершенной несправедливости перерастает у молодого графа в ненависть ко всему обществу. Он собирает разбойничью шайку и возглавляет ее. Разбойники клянутся никогда не покидать друг друга.
Добившись части наследства, Франческо решает освободиться от отца, Он просит Арминьо — камердинера старого графа, сообщить Максимилиану, что Карл, под впечатлением отцовского письма, вступил в армию и погиб в боях под Прагой.
Амалия с грустью вспоминает времена, когда она и Карл были вместе. С тех пор прошло уже несколько лет. Девушка упрекает Максимилиана в жестоком поступке, несчастный отец и сам раскаивается в содеянном. Появляется переодетый Арминьо. Он сообщает графу, что Карл геройски сложил голову в битве под Прагой. Зная слабое сердце отца, Франческо показывает старику шпагу погибшего и его последнее письмо со следами крови. В письме Карл освобождает Амалию от данной ему клятвы верности и просит стать женой Франческо. Максимилиан, сокрушенный горем, теряет сознание. Франческо объявляет всем о смерти старого графа.
II действие
В связи со вступлением во владение наследством и замком, Франческо устраивает во дворце праздник. Амалия уходит на кладбище, где похоронены предки Мооров. Она скорбит о несчастном графе, который после смерти ее родителей, относился к ней как к родной дочери. Сюда же приходит Арминьо, терзаемый раскаянием. Он сообщает девушке о том, что Карл жив. Появившийся Франческо требует от Амалии согласия на их брак, напоминая, что теперь он полновластный хозяин замка. Чтобы избавиться от домогательств негодяя, девушка выхватывает кинжал...
Богемский лес. Разбойники во главе с Карлом собираются осадить город. Предводитель посылает людей осмотреть местность. Оставшись один, Карл вспоминает отца и Амалию. Вернувшиеся разбойники сообщают, что лес окружен солдатами. Они готовятся к сражению.
III действие
В лесу, рядом с замком, Амалия сталкивается с несколькими уцелевшими после неудачной битвы разбойниками. Среди них и Карл. Юноша растерян и не может признаться возлюбленной, что он главарь разбойничьей банды. Девушка рассказывает Карлу о бесчинствах, чинимых Франческо.
Разбойники направляются к замку. В темноте Карл сталкивается с Арминьо, стоящим у башни. Камердинер напуган. Он принимает Карла за Франческо и признается, что не смог выполнить его приказ - покончить с находящимся в темнице, умирающим Максимилианом. Карл выносит на руках обессиленного отца. Старик благодарит Арминьо, тайно приносившего ему еду и избавившего его от голодной смерти. Карл в ярости призывает разбойников к штурму замка.
IV действие
Франческо терзают муки совести. Ему снится, что за свои злодеяния он обречен на вечные страдания. Франческо охватывает страх. Он просит пригласить пастора, но священник отказывается отпустить ему грехи. Отцеубийце нет прощения. За окнами слышен шум битвы — разбойники осадили замок. Франческо в смятении падает на колени и начинает молиться. Ворвавшийся Карл хочет убить брата, но добрый Максимилиан останавливает сына. Франческо удается бежать. Амалия старается утешить Карла — лишь сила обстоятельств вынудила его встать на путь преступления. Карл начинает грезить о будущем счастье, но разбойники напоминают ему о связавшей их вечной клятве. В одном из сражений они спасли ему жизнь. В ужасе Моор осознает, что не может взять Амалию с собой, но и не в силах расстаться с ней. Вонзив кинжал в грудь несчастной, он возвращает разбойникам их клятву. 3а свою свободу он заплатил жизнью невинной Амалии. Обезумев от горя, Карл отдает себя в руки правосудия.
Замысел написать произведение на сюжет шиллеровских «Разбойников» возник у Верди почти одновременно с идеей создания «Макбета» ("Разбойники" — первое произведение Шиллера, написанное в 23 года. Здесь его свободолюбивый дух выразился в особенно непосредственной романтической форме.). Композитор заключает договор с английским импрессарио Бенджамином Лумлеем на постановку оперы в лондонском «Театре Ее Величества». Соавтором Верди вновь стал Франческо Пиаве. Как и в «Макбете», либретто дополнил Андреа Маффеи. Пиаве был опытным драматургом, но качество его стихов не всегда устраивало Верди. Маффеи же, менее искушенный в вопросах оперной драматургии, был прекрасным поэтом и переводчиком, познакомившим итальянскую публику с такими шедеврами, как «Потерянный Рай» Мильтона, «Каин» Байрона. Маффеи принадлежали и переводы драм Шиллера, в числе которых были «Разбойники». Яркие сценические ситуации, интересные образы Карла, Амалии, Франческо, Максимилиана — способствовали созданию талантливой музыки.
Верди, связанный сразу двумя контрактами, был вынужден работать днями и ночами. Поставленный в такие тяжелые условия, композитор не мог уделить «Разбойникам» столько же внимания, сколько он уделил «Макбету». Драматургия «Разбойников» разработана менее тщательно. Отрицательно сказывается на целостности произведения частая смена места действия. Было бы ошибкой утверждать, что либретто «Разбойников» неудачное. Оно уступало лишь тексту «Макбета», детально разработанному самим композитором. «Разбойники» продолжили линию, начатую «Эрнани» и «Двое Фоскари», направленную к «Трубадуру».
Многое роднит «Разбойников» с «Эрнани». Карл — изгнанный граф, создающий разбойничью шайку, находящийся вне закона. Он разлучен со своей возлюбленной. Роковая клятва, данная им разбойникам, разрушает достигнутое таким трудом счастье. Амалия, как и Эльвира, несмотря на щедрые предложения, чередующиеся с угрозами, готова сохранить верность своему возлюбленному, даже получив известие о его смерти.
Особенность первого акта и всей оперы — 3 экспозиции образов главных героев — 3 большие монологические сквозные сцены, идущие подряд, которые получат продолжение — Амалии во II действии, Карла — в стреттах II и III актов и Франческо в IV акте. Процесс внутреннего психологического действия в них выходит на первый план, а сценического - отступает.
Центральными в опере являются два образа братьев-антиподов — Карла и Франческо. Не случайно Верди построил их сцены в I акте одну за другой. Партия Карла — одна из самых трудных теноровых партий в операх композитора. Если в «Макбете» тенор занимал второстепенное положение, то в «Разбойниках» — это заглавная партия. С экспозиции его образа и начинается опера. Первая же развернутая сцена Карла из I акта последовательно раскрывает смену состояний. Злополучное письмо Франческо изменяет поведение Карла. Кантилену сменяет героическая кабалетта. Верди-психолог мастерски показал переход от одного состояния к другому в речитативном эпизоде, состоящем из гневных патетических возгласов, соединяющих арию и кабалетту. В партиях Карла звучат еще две стретты в финале II и III актов. Героические призывы, ритмический рисунок этих стретт подготовят стиль знаменитой стретты Манрико из «Трубадура». В «Разбойниках» большое количество этих стретт создает однообразие и значительные трудности для исполнителя.
Ария Карла во втором акте своей искренностью (разбойник вспоминает отца и невесту) и мелодической красотой перекликается с арией Манрико из третьего акта «Трубадура». Подлинным драматизмом проникнута сцена встречи Карла с Максимиланом. Взволнованная, патетическая тема у скрипок сопровождает возбужденные реплики отца и сына. Верди использует тот же прием, что и в «Макбете» — смешение ариозного к речитативного стилей, достигая выразительности декламации.
Франческо, брат Карла — злой гений в опере, причина всех несчастий, по выражению Верди — «отвратительный негодяй». В его облике заложены черты будущих образов Вурма («Луиза Миллер») и Яго («Отелло»). Ария Франческо из первого акта — своеобразное Сredo главного героя, рассчитавшего свое злодеяние. Конечно, здесь еще нет такого раскрытия характера, как в Сredo Яго, ведь это первая попытка создания Верди отталкивающего гротескно заостренного персонажа (Образ Лоредано («Двое Фоскари») не был развит до большой самостоятельной сцены.).
Ведущее значение имеет партия Франческо в квартете из финала I акта (Возникает аналогия с квартетом из второго действия «Двух Фоскари».). Верди раскрывает психологическое состояние каждого действующего лица — отчаяние Максимилиана, глубокую скорбь Амалии, испуг Арминьо и торжество Франческо. Решительные повелительные интонации в его вокальной партии — яркий контраст фразам, передающим смятение, охватившее присутствующих.
Образ Франческо соприкасается с образом леди Макбет: молодой граф не в состоянии позабыть совершенных преступлений. Ария из IV акта — завершение развития его образа. Франческо мучают кошмары, в бреду он зовет священника. Эта сцена прекрасно удалась композитору, как и в «Макбете» достигшему небывалых высот в передаче состояния человека, испытывающего муки совести. В этой сцене большое значение имеет оркестр. Стремительные пассажи струнных, соединенные с ними взлеты деревянных духовых, tremolo, гром уменьшенных септаккордов сопровождают реплики обезумевшего графа. Контрастом звучат спокойные хоральные аккорды, сопровождающие фразы пастора, а затем грозные унисоны веди и хор осадивших крепостные стены разбойников. Сцена заканчивается бегством Франческо.
Наиболее яркая музыкальная характеристика Амалии — сцена у фамильного склепа Мооров. Мрачные аккорды вступления, скорбные задержания передают глубокую печаль Амалии. Контрастом является хор веселящихся придворных, приветствующих вступление Франческо во владение замком. Это один из самых впечатляющих эпизодов в онере. Общему возвышенному тону сцены у склепа несколько вредит легковесная стретта Амалии, узнавшей, что Карл жив.
Образ Максимилиана наиболее полно раскрыт в большой арии IV акта, представляющей собой благородный возвышенный рассказ о своих страданиях. Верди объединяет мелодику bel canto с выразительными речитативными интонациями, передающими волнение. Здесь композитор снова использует свой излюбленный прием — задержание к V ступени в миноре.
Важное значение в опере приобретает хор. Все хоровые сцены в опере характеризуют разбойников, однако они разнообразны. Самый впечатляющий них — унисонный заключительный хор, вторгающийся в финальный терцет Карла, Амалии и Максимилиана — хор-напоминание о роковой клятве.
К лучшим эпизодам оперы принадлежит и вступление. Здесь выделяется романсная тема, порученная соло виолончелей.
Несмотря на отдельные драматургические недостатки (экспозиционность I акта несколько тормозит динамику развития), "Разбойники" оказались очень удачной оперой, содержащей эпизоды, потрясающие силой эмоционального воздействия. В ней проявились достижения Верди-психолога, осуществленные в "Макбете".
А. Платонов