Оперы
• Эсмеральда (1838–41, пост. 1847, Большой т-р, Москва; с эпизодами, восстановленными В. Е. Сибирским, — 1958, Ленингр. Малый т-р оперы и балета)
• Торжество Вакха (лирич. опера-балет, 1848, пост. 1867, Большой т-р, Москва)
• Русалка (1843–55, пост. 1856, «Театр-цирк», Петербург)
• Каменный гость (1866–69, не оконч., завершил Ц. А. Кюи, инструментовал Н. А. Римский-Корсаков, пост. 1872, Мариинский т-р, Петербург)
• Рогдана, волшебная опера (не оконч., 60-е гг., отрывки изд. 1875)
• Мазепа (не оконч., 60-е гг., дуэт Кочубея и Орлика, изд. 1872)
Кантата
• Торжество Вакха (на сл. одноим. стихотворения Пушкина, 1843, оркестрована 1845–46, исп. 1846, Петербург; переделана в лирич. оперу-балет, 1848)
Для оркестра
• Болеро (1839)
• Баба-Яга, или с Волги nach Riga (шутка-фантазия, 1862)
• Малороссийский казачок (фантазия, 1864), Чухонская фантазия (1867)
Полное собрание симфонических произведений (партитуры), М., 1967
Для фортепиано
• Контрданс
• Вариации на русскую песню «Винят меня в народе»
• Фантазия на мотивы из оперы «Иван Сусанин»
• Табакерочный вальс
• скерцо Пылкость и хладнокровие
• Полька
• скерцо Почта (Quadrille brillant)
• Танцы на мотивы из оперы «Эсмеральда» (Полька-мазурка, Мазурка)
• Ты и вы (перелож. романса)
• Славянская тарантелла для игры с теми, кто вовсе не умеет играть
Романсы и песни
Полное собрание романсов и песен, т. 1–2, М.-Л., 1947 (ред., вступ. статья и комментарии М. С. Пекелиса)
Вокальные ансамбли и хоры
• дуэты, трио (в т. ч. Петербургские серенады)
• квартеты
Полное собрание вокальных ансамблей и хоров, М.—Л., 1950 (ред., вступит. статья и примеч. М. С. Пекелиса)
Основные даты жизни и деятельности
• 1813 — 2 II. В селе Троицком Белёвского у. в семье Даргомыжских — Сергея Николаевича и Марии Борисовны, урождённой княжны Козловской, — родился сын Александр.
• 1817 (конец) — Переезд семьи Д. в Петербург.
• 1819 — Первые уроки игры на фп. у Л. Вольгеборн.
• 1821–28 — Занятия с пианистом А. Т. Данилевским, заложившим основы исполнительского иск-ва Д.
• 1822 — Занятия на скрипке с крепостным музыкантом П. Г. Воронцовым.
• 1824–25 — Создание первых муз. произв. (Для фп. — Марш, Контрданс, Меланхолический вальс, Казачок).
• 1827 — Написание романсов «Светит месяц на кладбище», «Кубок янтарный». — 13 IX. Зачисление канцеляристом (без жалованья) в Контроль Мин-ва Двора.
• 1828–31 — Занятия с Ф. Шоберлехнером (фп.), оказавшим большое влияние на муз. развитие Д., и Б.-Л. Цейбихом (пнение).
• 1829 — Назначение на должность коллежского регистратора.
• 1830 — Участие в любительских концертах (в качестве пианиста, певца, а также скрипача и альтиста в домашних квартетах).
• 1831 — Издание романса «Колыбельная песенка моей внучке» (на сл. матери композитора).
• 1832 — Посещения ослепшего поэта И. И. Козлова, встречи с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и Л. С. Пушкиным. — 31 XII. Назначение губ. секретарём.
• 1833 — V. Назначение на должность мл. пом. контролера.
• 1834 — Посещение салонов В. Ф. Одоевского и С. Н. Карамзиной. Знакомство с поэтом А. В. Тимофеевым, на сл. к-рого созданы песни «Каюсь, дядя, чёрт попутал», «Не судите, люди добрые», «Баба старая», баллада «Свадьба». — 1.VII. Получение чина канцелярского чиновника Гос. казначейства.
• 1835 (весна) — Знакомство с М. И. Глинкой. Изучение гармонии, контрапункта, инструментовки по тетрадям Глинки (занимавшегося с нем. муз. теоретиком и педагогом З. В. Деном). — Знакомство с Н. В. Кукольником.
• 1836 — VIII. Получение чина коллежского секретаря.
• 1837 — III. Работа над оперой «Лукреция Борджа» по одноим. драме В. Гюго (написано неск. номеров).
• 1838 — Прекращение работы над «Лукрецией Борджа» по совету Жуковского («невозможный в то время для России сюжет…»). — Начало работы над оперой «Эсмеральда».
• 1844 — 23 IX. Отъезд Д. в первое заграничное путешествие (Берлин, Франкфурт-на-Майне, Брюссель, Париж, Вена). — X. Знакомство в Берлине с Дж. Мейербером. -XI. Знакомство с комп., директором Брюссельской консерватории Ф. Ж. Фетисом, к-рому Д. показал партитуру «Эсмеральды». — Знакомство с бельг. скрипачами Ш. О. Берио и А. Вьётаном, а также итал. скрипачками Т. и М. Миланноло. — Посещение в Париже оперного т-ра; критич. оценка произв. Мейербера и Ж. Ф. Галеви.
• 1845 — 1 II. Знакомство с комп. Галеви и Д. Ф. Обером. — 15 III. Отъезд из Парижа на родину через Вену (где Д. познакомился с Г. Доницетти), Лейпциг и Варшаву. -1 IV. Возвращение в Петербург. 1848–49. — Составление либр. для оперы «Русалка» на текст Пушкина.
• 1853 — 9 IV. Концерт Д. из собств. сочинений в пользу «Общества посещения бедных».
• 1856 — 4 V. Премьера оперы «Русалка» в петерб. «Театре-цирке» (Наташа — А. А. Булахова, Мельник — О. А. Петров, Княгиня — Д. М. Леонова). — В «Музыкальном и Театральном Вестнике» опубл. 10 статей А. Н. Серова с подробным разбором и положит. оценкой оперы. — Сближение Д. с кружком поэтов, художников и литераторов, объединившихся впоследствии вокруг сатирич., оппозиц. журн. «Искра». — Дружеские связи с молодыми композиторами, возглавляемыми М. А. Балакиревым и В. В. Стасовым (впоследствии «Могучая кучка»).
• 1859 — Включение Д. в состав комитета РМО.
• 1864 — 1 XI. Отъезд за границу (Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон).
• 1865 — 7 I. Исп. в Брюсселе (с большим успехом) «Малороссийского казачка» и увертюры к опере «Русалка». — II–IV. Пребывание в Париже и Лондоне. — V. Возвращение в Петербург. — Возобновление оперы «Русалка» (26 X. Большой т-р, Москва; 17 XII. Мариинский т-р, Петербург), после чего она приобретает популярность.
• 1867 — Включение Д. в состав дирекции Петерб. отделения РМО и вскоре избрание пред. отделения. — Д. привлекает М. А. Балакирева к дирижированию симф. концертами, а затем к рук. конц. деятельностью РМО. — Работа над оперой «Каменный гость». — Ухудшение состояния здоровья.
• 1868 — 15 XI. Первая репетиция оперы «Каменный гость» на квартире у Д. (Дон Жуан — Д., Лепорелло и Дон Карлос — М. П. Мусоргский, Донна Анна и Лаура — А. Н. Пургольд, партию фп. исп. Н. Н. Пургольд). — Резкое ухудшение состояния здоровья. — Д. завещает (на случай смерти) завершение оперы «Каменный гость» Ц. А. Кюи, Н. А. Римскому-Корсакову.
• 1869 — 5 I. Смерть Д. в Петербурге.
Литературные сочинения и письма:
Автобиография и письма, «Русская старина», 1875, No 2–7; то же, «Артист», 1894, No 35, 37, 39; Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Ред. и примеч. Н. Финдейзена, П., 1921, 1922; Избранные письма Даргомыжского, вып. 1, М., 1952.
Литература:
Серов А. Н., Русалка, опера А. С. Даргомыжского, «Музыкальный и театральный вестник», 1856, No 24, 26, 28, 32–34, 36–39; то же, в кн.: Серов А. Н., Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950, с. 254–338; Кюи Ц., «Каменный гость» Пушкина и Даргомыжского, «СПб. ведомости», 1872, 24 февраля, No 55; то же, в кн.: Кюи Ц. A., Избр. статьи, Л.,1952,с.154–206; его же, К характеристике Даргомыжского, «ЕИТ», 1909, вып. 3; его же, «Русалка», опера Даргомыжского. Муз.-критич. статьи, т. 1, П., 1918; Стасов В. В., 25 лет русского искусства, «Вестник Европы», 1882, ноябрь, декабрь, 1883, февраль, июнь, октябрь; то же, в кн.: Стасов В. В., Избр. соч., М., 1952, т. 2; Трифонов П., Александр Сергеевич Даргомыжский по его автобиографии, письмам и произведениям, «Вестник Европы», 1886, кн. XI–XII; Базунов С. A., А. С. Даргомыжский, его жизнь и музыкальная деятельность. Биографический очерк, СПБ, 1894; Корзухин И. Александр Сергеевич Даргомыжский, «Артист», 1894, No 33, 34, 36, 38 (с прилож. списка соч. Д. и отзывов о нём в печати); Финдейзен Н., Александр Сергеевич Даргомыжский, М., 1904; Тимофеев Г., А. С. Даргомыжский, его семья, его первые шаги на композиторском поприще, «Музыкальный современник», 1917, кн. 7–8; Эвальд З., Романсы Даргомыжского, в сб.: Русский романс. Опыт интонационного анализа. Сб. статей под ред. Б. В. Асафьева, М.-Л., 1930; Пекелис М. С., Даргомыжский и народная песня. К проблеме народности в русской классической музыке, М.-Л., 1951; его же, Об автобиографии А. С. Даргомыжского, «СМ», 1957, No 7; его же, Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение, т. 1, М., 1966, т. 2, М., 1973.
М. С. Пекелис
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.