Список сочинений Иоганнеса Брамса

Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Творческий портрет Брамса
Статья о Брамсе в Музыкальной энциклопедии
Вокальное творчество Брамса
Камерно-инструментальное творчество Брамса
Симфоническое творчество Брамса
Фортепианное творчество Брамса

Вокально-симфонические сочинения

и сочинения для хора с сопровождением оркестра или различных инструментов:

«Ave Maria», для женского хора и оркестра, op. 12 (1858; редакция — для хора и органа или фортепиано)
«Похоронная песнь», для хора и духовых, op. 13 (Begräbnisgesang, сл. M. Вейсе, 1858)
4 песни для женского хора с сопровождением 2 валторн и арфы, ор. 17 (Gesänge, 1860)
13-й псалм для женского хора с сопровождением органа или фортепиано или струнного оркестра, ор. 27 (1859)
12 песен и романсов для женского хора с сопровождением фортепиано ad libitum, op. 44 (1859-63)
«Немецкий реквием» для солистов, хора и оркестра, ор. 45 (1857-68)
«Ринальдо» (на текст Гёте), кантата для тенора, мужского хора и оркестра, ор. 50 (1863-68)
«Рапсодия» (на текст Гёте) для альта, мужского хора и оркестра, ор. 53 (1869)
«Песнь судьбы» (на текст Гельдерлина) для хора и оркестра, ор. 54 (1868-71)
«Триумфальная песнь» (на текст Апокалипсиса) для 6-голосного хора и оркестра, ор. 55 (1871)
«Нения» (на текст Шиллера) для хора и оркестра, ор. 82 (1880-81)
«Песнь парок» (на текст Гёте) для 6-голосного хора и оркестра, ор. 89 (1882)

Для оркестра

Симфонии:
Симфония № 1 c-moll, op. 68 (1874-76)
Симфония № 2 D-dur, op. 73(1877)
Симфония № 3 F-dur, op. 90 (1883)
Симфония № 4 e-moll, op. 98 (1884-85)

2 серенады:
Серенада № 1 D-dur, op. 11 (1858)
Серенада № 2 A-dur, op. 16 (1858-60)

2 увертюры:
«Академическая торжественная увертюра» c-moll, op. 80 (1880)
«Трагическая увертюра» d-moll, op. 81 (1880-81)

Вариации на тему Гайдна B-dur, op. 56-a (1873)

Для инструмента с оркестром

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром d-moll, op. 15 (1854-59)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром B-dur, op. 83 (1878-81)
Концерт для скрипки с оркестром D-dur, op. 77 (1878)
Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром a-moll, ор. 102 (1887)

Камерно-инструментальная музыка

2 секстета:
    № 1 для 2 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей B-dur, op. 18 (1858-60)
    № 2 для 2 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей G-dur, op. 36 (1864-65)

Квинтеты:
2 квинтета для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели:
    № 1 F-dur, op. 88 (1882)
    № 2 G-dur, op. 111 (1890)
Квинтет для фортепиано, 2 скрипок, альта и виолончели f-moll, op. 34 (1861-64)
Квинтет для кларнета, 2 скрипок, альта и виолончели h-moll, op. 115 (1891)

Квартеты

3 фортепианных квартета:
№ 1 g-moll, op. 25 (1861)
№ 2 A-dur, op. 26 (1861)
№ 3 c-moll, op. 60 (1855-74)

3 струнных квартета:
№ 1 c-moll, op. 51, № 1 (ок. 1865-73)
№ 2 a-moll, op. 51, № 2 (1873)
№ 3 B-dur, op. 67 (1875)

Трио

3 фортепианных трио:
    № 1 H-dur, op. 8 (1854; 2-я ред. 1889)
    № 2 C-dur, op. 87 (1880-82)
    № 3 c-moll, op. 101 (1886)
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели A-dur, без op. (1855)
Трио для фортепиано, скрипки и валторны Es-dur, op. 40 (1856)
Трио для фортепиано, кларнета и виолончели a-moll, ор. 114 (1891)

Сонаты для скрипки и фортепиано:
№ 1 G-dur, op. 78 (1878-79)
№ 2 A-dur, op. 100 (1886)
№ 3 d-moll, op. 108 (1886-88)

Сонаты для виолончели и фортепиано:
№ 1 e-moll, op. 38 (1862-65)
№ 2 F-dur, op. 99 (1886)

Сонаты для кларнета и фортепиано:
№ 1 f-moll, op. 120 № 1 (1894)
№ 2 Es-dur, op. 120 № 2 (1894)
Скерцо c-moll для сонаты, сочинение совместно с Р. Шуманом и А. Дитрихом, без op. (1853)

Для фортепиано

3 сонаты:
    № 1 C-dur, op. 1 (1852-53)
    № 2 fis-moll, op. 2 (1852)
    № 3 f-moll, op. 5 (1853)
Скерцо es-moll, op. 4 (1851)

Вариации:
Вариации на тему P. Шумана fis-moll, op. 9 (1854)
Вариации на собственную тему D-dur, op. 21 (1857)
Вариации на тему венгерской песни D-dur, op. 21 (ок. 1855)
Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя B-dur, op. 24 (1861)
Вариации на тему Паганини a-moll, op. 35 (1862-63)

4 баллады, op. 10 (1854)
18 фортепианных пьес (8, ор. 76, № 1 — 1871, № 2-7 — 1878; 6 — op. 118, 1892; 4 — op. 119, 1892)
2 рапсодии (№ 1 h-moll и № 2 g-moll, op. 79, 1879)
Фантазии (3 каприччио и 4 интермеццо, op. 116, 1891-92)
3 интермеццо (ор. 117, 1892)

Кроме того, без op.:
2 жиги (a-moll и h-moll, 1855)
2 сарабанды (a-moll и h-moll, 1855)
Тема с вариациями (d-moll, из секстета ор. 18, 1860)
10 венгерских танцев (обработка Венгерских танцев для фортепиано в 4 руки, 1872)
51 упражнение (собранные в 1890)
Гавот (A-dur, гавот X. В. Глюка)
5 этюдов (на сочинения Шопена, Вебера и Баха)

8 каденций к фортепианным концертам:
И. С. Баха (d-moll)
В. А. Моцарта (G-dur, 2 каденции; d-moll, c-moll)
Бетховена (G-dur, 2 каденции; c-moll)

Для фортепиано в 4 руки:
Вариации на тему Шумана Es-dur, op. 23 (1861)
16 вальсов, op. 39 (1865)
«Песни любви» — вальсы ор. 52-а, обработка ор. 52 (1874)
«Новые песни любви» — вальсы ор. 65-а, обработка ор. 65 (1877)
Венгерские танцы (4 тетради, всего 21 танец, изданы 1869-1880, есть переложение для одного фортепиано)

Для двух фортепиано:
Соната f-moll, op. 34-в (1864)
Вариации на тему Й. Гайдна, ор. 56-в, обработка этих же вариаций для оркестра ор. 56-а (1873)

Для органа

Фуга as-moll (1856)
2 прелюдии и фуги (№ 1 a-moll, № 2 g-moll, 1856-57)
Хоральная прелюдия a-moll (1856)
11 хоральных прелюдий op. 122 (1896, некоторые более раннего периода)

Вокальные сочинения

60 вокальных квартетов с сопровождением фортепиано, в т. ч.
«Песни любви» — вальсы, op. 52 (Liebesliederwalzer, 1868-69)
Вальсы (№№ 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11 переложены для оркестра, 1870)
«Новые песни любви», op. 65 (Neue Liebeslieder, 1874, Вальс № 5 переложен для оркестра)
11 цыганских песен, ор. 103 (1887)
16 квартетов (в т. ч. 3 — ор. 31, 1859-63; 3 — ор. 64, 1864-74; 4 — ор. 92, 1877-1884 и 6 — ор. 112, 1888-91)

20 дуэтов с сопровождением фортепиано, в т. ч.
3 — для сопрано и альта, ор. 20 (1856-60)
4 — для контральто и баритона, ор. 28 (1860-62)
9 — для сопрано и меццо-сопрано, ор. 61 и ор. 66 (1874, 1875)
4 баллады и романсы на два голоса, ор. 75 (1877-78)

Песни и романсы для голоса
с сопровождением фортепиано — всего около 200, среди них:
6 песен, op. 3 (1852-53, № 1 — «Верность в любви», № 5 — «На чужбине»)
6 песен, ор. 7 (1852-53, № 5 — «Скорбящая»)
8 песен и романсов (ор. 14, 1858)
5 песен, ор. 19 (1858-59, № 4 — «Кузнец», № 5 — «К эоловой арфе»)
9 песен, ор. 32 (1864)
15 романсов из «Магелоны» Тика, ор. 33 (1861-68)
4 песни, ор. 43 (1857, № 1 — «О вечной любви», № 2 — «Майская ночь»)
5 песен, ор. 47 (1868, № 3 — «Воскресенье», № 4 — «О милые щёчки»)
7 песен, ор. 48 (1855-68, № 1 — «Путь к любимой»)
5 песен, ор. 49 (1868, № 4 — «Колыбельная»)
8 песен, ор. 59 (1873, № 3 — «Дождевая песня»)
9 песен, ор. 63 (1873-74, № 5 — «Моя любимая, как сирень», № 8 — «О, если бы я знал обратный путь»)
9 песен, ор. 69 (1877, № 4 — «Клятва любимой», № 5 — «Песнь барабанщика»)
5 песен, ор. 71 (1877, № 3 — «Тайна», № 5 — «Любовная песня»)
5 романсов и песен, ор. 84 (1881)
6 песен, ор. 86 (1877-78, № 2 — «Одиночество в поле»)
5 песен, ор. 94 (1884)
7 песен, ор. 95 (1884, № 4 — «Охотник»)
4 песни, ор. 96 (1884)
5 песен, ор. 105 (1886)
5 песен, ор. 107 (1886, № 1 — «Девичья песня»)
«4 строгих напева» для баса на библейские тексты, ор. 121 (1896, последнее произведение Брамса)

кроме того, без op.: «Лунная ночь» (1853)
14 детских народных песен (1857-58)
49 немецких народных песен (7 тетрадей по 7 песен)

Хоровые произведения a cappella

— около 60 смешанных хоров:

«7 песен Марии», ор. 22 (1859)
7 мотетов (2 — ор. 29, 1864; 2 — ор. 74, 1877; 3 — ор. 110, 1889)
21 песня и романсы (3 — ор. 42, 1859-61; 7 — ор. 62, 1874; 6 — ор. 93-а, 1883-84; 5 — ор. 104, 1886-1888)
24 немецкие народные песни, без op. (1854-73)
5 мужских хоров, ор. 41 (1861-62)
16 женских хоров, ор. 37 (1859-63)
13 канонов, ор. 113 (1860-63)

реклама