Список сочинений Брамса, даты и литература

Биография Брамса

Вокально-симфонические сочинения

и сочинения для хора с сопровождением оркестра или различных инструментов:

• «Ave Maria», для женского хора и оркестра, op. 12 (1858; редакция — для хора и органа или фортепиано)
• «Похоронная песнь», для хора и духовых, op. 13 (Begräbnisgesang, сл. M. Вейсе, 1858)
• 4 песни для женского хора с сопровождением 2 валторн и арфы, ор. 17 (Gesänge, 1860)
• 13-й псалм для женского хора с сопровождением органа или фортепиано или струнного оркестра, ор. 27 (1859)
• 12 песен и романсов для женского хора с сопровождением фортепиано ad libitum, op. 44 (1859-63)
«Немецкий реквием» для солистов, хора и оркестра, ор. 45 (1857-68)
«Ринальдо» (на текст Гёте), кантата для тенора, мужского хора и оркестра, ор. 50 (1863-68)
«Рапсодия» (на текст Гёте) для альта, мужского хора и оркестра, ор. 53 (1869)
«Песнь судьбы» (на текст Гельдерлина) для хора и оркестра, ор. 54 (1868-71)
• «Триумфальная песнь» (на текст Апокалипсиса) для 6-голосного хора и оркестра, ор. 55 (1871)
• «Нения» (на текст Шиллера) для хора и оркестра, ор. 82 (1880-81)
• «Песнь парок» (на текст Гёте) для 6-голосного хора и оркестра, ор. 89 (1882)

Для оркестра

Симфонии:
Симфония № 1 c-moll, op. 68 (1874-76)
Симфония № 2 D-dur, op. 73(1877)
Симфония № 3 F-dur, op. 90 (1883)
Симфония № 4 e-moll, op. 98 (1884-85)

2 серенады:
• Серенада № 1 D-dur, op. 11 (1858)
• Серенада № 2 A-dur, op. 16 (1858-60)

2 увертюры:
• «Академическая торжественная увертюра» c-moll, op. 80 (1880)
• «Трагическая увертюра» d-moll, op. 81 (1880-81)

Вариации на тему Гайдна B-dur, op. 56-a (1873)

Для инструмента с оркестром

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром d-moll, op. 15 (1854-59)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром B-dur, op. 83 (1878-81)
Концерт для скрипки с оркестром D-dur, op. 77 (1878)
Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром a-moll, ор. 102 (1887)

Камерно-инструментальная музыка

2 секстета:
• № 1 для 2 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей B-dur, op. 18 (1858-60)
• № 2 для 2 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей G-dur, op. 36 (1864-65)

Квинтеты:
2 квинтета для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели:
    № 1 F-dur, op. 88 (1882)
    № 2 G-dur, op. 111 (1890)
Квинтет для фортепиано, 2 скрипок, альта и виолончели f-moll, op. 34 (1861-64)
Квинтет для кларнета, 2 скрипок, альта и виолончели h-moll, op. 115 (1891)

Квартеты

3 фортепианных квартета:
№ 1 g-moll, op. 25 (1861)
№ 2 A-dur, op. 26 (1861)
№ 3 c-moll, op. 60 (1855-74)

3 струнных квартета:
№ 1 c-moll, op. 51, № 1 (ок. 1865-73)
• № 2 a-moll, op. 51, № 2 (1873)
№ 3 B-dur, op. 67 (1875)

Трио

3 фортепианных трио:
№ 1 H-dur, op. 8 (1854; 2-я ред. 1889)
№ 2 C-dur, op. 87 (1880-82)
№ 3 c-moll, op. 101 (1886)

Трио для фортепиано, скрипки и виолончели A-dur, без op. (1855)
Трио для фортепиано, скрипки и валторны Es-dur, op. 40 (1856)
Трио для фортепиано, кларнета и виолончели a-moll, ор. 114 (1891)

Сонаты для скрипки и фортепиано:
№ 1 G-dur, op. 78 (1878-79)
№ 2 A-dur, op. 100 (1886)
№ 3 d-moll, op. 108 (1886-88)

Сонаты для виолончели и фортепиано:
№ 1 e-moll, op. 38 (1862-65)
№ 2 F-dur, op. 99 (1886)

Сонаты для кларнета и фортепиано:
№ 1 f-moll, op. 120 № 1 (1894)
№ 2 Es-dur, op. 120 № 2 (1894)

• Скерцо c-moll для сонаты, сочинённое совместно с Р. Шуманом и А. Дитрихом, без op. (1853)

Для фортепиано

3 сонаты:
• № 1 C-dur, op. 1 (1852-53)
• № 2 fis-moll, op. 2 (1852)
• № 3 f-moll, op. 5 (1853)

• Скерцо es-moll, op. 4 (1851)

Вариации:
• Вариации на тему P. Шумана fis-moll, op. 9 (1854)
• Вариации на собственную тему D-dur, op. 21 (1857)
• Вариации на тему венгерской песни D-dur, op. 21 (ок. 1855)
• Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя B-dur, op. 24 (1861)
• Вариации на тему Паганини a-moll, op. 35 (1862-63)

• 4 баллады, op. 10 (1854)
• 18 фортепианных пьес (8, ор. 76, № 1 — 1871, № 2-7 — 1878; 6 — op. 118, 1892; 4 — op. 119, 1892)
• 2 рапсодии (№ 1 h-moll и № 2 g-moll, op. 79, 1879)
• Фантазии (3 каприччио и 4 интермеццо, op. 116, 1891-92)
• 3 интермеццо (ор. 117, 1892)

Кроме того, без op.:
• 2 жиги (a-moll и h-moll, 1855)
• 2 сарабанды (a-moll и h-moll, 1855)
• Тема с вариациями (d-moll, из секстета ор. 18, 1860)
• 10 венгерских танцев (обработка Венгерских танцев для фортепиано в 4 руки, 1872)
• 51 упражнение (собранные в 1890)
• Гавот (A-dur, гавот X. В. Глюка)
• 5 этюдов (на сочинения Шопена, Вебера и Баха)

8 каденций к фортепианным концертам:
• И. С. Баха (d-moll)
• В. А. Моцарта (G-dur, 2 каденции; d-moll, c-moll)
• Бетховена (G-dur, 2 каденции; c-moll)

Для фортепиано в 4 руки:
• Вариации на тему Шумана Es-dur, op. 23 (1861)
• 16 вальсов, op. 39 (1865)
• «Песни любви» — вальсы ор. 52-а, обработка ор. 52 (1874)
• «Новые песни любви» — вальсы ор. 65-а, обработка ор. 65 (1877)
• Венгерские танцы (4 тетради, всего 21 танец, изданы 1869-1880, есть переложение для одного фортепиано)

Для двух фортепиано:
• Соната f-moll, op. 34-в (1864)
Вариации на тему Й. Гайдна, ор. 56-в, обработка этих же вариаций для оркестра ор. 56-а (1873)

Для органа

• Фуга as-moll (1856)
• 2 прелюдии и фуги (№ 1 a-moll, № 2 g-moll, 1856-57)
• Хоральная прелюдия a-moll (1856)
• 11 хоральных прелюдий op. 122 (1896, некоторые более раннего периода)

Вокальные сочинения

60 вокальных квартетов с сопровождением фортепиано, в т. ч.
• «Песни любви» — вальсы, op. 52 (Liebesliederwalzer, 1868-69)
• Вальсы (№№ 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11 переложены для оркестра, 1870)
• «Новые песни любви», op. 65 (Neue Liebeslieder, 1874, Вальс № 5 переложен для оркестра)
• 11 цыганских песен, ор. 103 (1887)
• 16 квартетов (в т. ч. 3 — ор. 31, 1859-63; 3 — ор. 64, 1864-74; 4 — ор. 92, 1877-1884 и 6 — ор. 112, 1888-91)

20 дуэтов с сопровождением фортепиано, в т. ч.
• 3 — для сопрано и альта, ор. 20 (1856-60)
• 4 — для контральто и баритона, ор. 28 (1860-62)
• 9 — для сопрано и меццо-сопрано, ор. 61 и ор. 66 (1874, 1875)
• 4 баллады и романсы на два голоса, ор. 75 (1877-78)

Песни и романсы для голоса
с сопровождением фортепиано — всего около 200, среди них:

• 6 песен, op. 3 (1852-53, № 1 — «Верность в любви», № 5 — «На чужбине»)
• 6 песен, ор. 7 (1852-53, № 5 — «Скорбящая»)
• 8 песен и романсов (ор. 14, 1858)
• 5 песен, ор. 19 (1858-59, № 4 — «Кузнец», № 5 — «К эоловой арфе»)
• 9 песен, ор. 32 (1864)
• 15 романсов из «Магелоны» Тика, ор. 33 (1861-68)
• 4 песни, ор. 43 (1857, № 1 — «О вечной любви», № 2 — «Майская ночь»)
• 5 песен, ор. 47 (1868, № 3 — «Воскресенье», № 4 — «О милые щёчки»)
• 7 песен, ор. 48 (1855-68, № 1 — «Путь к любимой»)
• 5 песен, ор. 49 (1868, № 4 — «Колыбельная»)
• 8 песен, ор. 59 (1873, № 3 — «Дождевая песня»)
• 9 песен, ор. 63 (1873-74, № 5 — «Моя любимая, как сирень», № 8 — «О, если бы я знал обратный путь»)
• 9 песен, ор. 69 (1877, № 4 — «Клятва любимой», № 5 — «Песнь барабанщика»)
• 5 песен, ор. 71 (1877, № 3 — «Тайна», № 5 — «Любовная песня»)
• 5 романсов и песен, ор. 84 (1881)
• 6 песен, ор. 86 (1877-78, № 2 — «Одиночество в поле»)
• 5 песен, ор. 94 (1884)
• 7 песен, ор. 95 (1884, № 4 — «Охотник»)
• 4 песни, ор. 96 (1884)
• 5 песен, ор. 105 (1886)
• 5 песен, ор. 107 (1886, № 1 — «Девичья песня»)
«4 строгих напева» для баса на библейские тексты, ор. 121 (1896, последнее произведение Брамса)

кроме того, без op.: • «Лунная ночь» (1853)
• 14 детских народных песен (1857-58)
• 49 немецких народных песен (7 тетрадей по 7 песен)

Хоровые произведения a cappella

— около 60 смешанных хоров:

• «7 песен Марии», ор. 22 (1859)
• 7 мотетов (2 — ор. 29, 1864; 2 — ор. 74, 1877; 3 — ор. 110, 1889)
• 21 песня и романсы (3 — ор. 42, 1859-61; 7 — ор. 62, 1874; 6 — ор. 93-а, 1883-84; 5 — ор. 104, 1886-1888)
• 24 немецкие народные песни, без op. (1854-73)
• 5 мужских хоров, ор. 41 (1861-62)
• 16 женских хоров, ор. 37 (1859-63)
• 13 канонов, ор. 113 (1860-63)

Основные даты жизни и деятельности:

• 1833 — 7 V. В семье валторниста гражд. ополчения Гамбурга Иоганна Якоба Б. (впоследствии контрабасиста Гамбургского филармонич. оркестра) родился сын Иоганнес.
• 1840 — Начало занятий музыкой с отцом. — Позже с пианистом-педагогом О. Ф. Косселем.
• 1843 — Участие в качестве пианиста в ансамбле, организованном отцом. — Занятия с Э. Марксеном по теории музыки и композиции. — Работа тапёром в матросских кабачках, в драматич. т-ре; для заработка вынужден давать частные уроки.
• 1847-48 — Пребывание в Винзене в семье Гизмана, владельца мельницы, где Б. дирижирует деревенским муж. хором, обрабатывает нар. песни и создаёт хор. произв.
• 1848 — 21 IX. Первое публичное выступление в качестве пианиста-солиста.
1853 — Концертное турне по городам Германии с венг. скрипачом Э. Ременьи. — Знакомство в Ганновере со скрипачом и композитором Й. Иоахимом, ставшим его другом, поддержавшим Б. в тяжёлую минуту разрыва с Ременьи. — Знакомство в Веймаре с Ф. Листом, благожелательно отнёсшимся к Б. — Путешествие по Рейну. — 30 IX. Первый визит в дом Р. Шумана в Дюссельдорфе. — Знакомство с Кларой Шуман. — 28 X. Появление в «Neue Zeitschrift fьr Musik» статьи Р. Шумана «Новые пути», в к-рой он приветствовал талант Б. — В фирме «Брейткопф и Хертель» выходят первые сочинения Б.: соната для фп. (ор. 1, посвящ. Й. Иоахиму), соната для фп. (ор. 2, посвящ. К. Шуман), песни (ор. 3, посвящ. Б. фон Арним).
• 1854 — Пребывание в Ганновере. — Знакомство в доме Й. Иоахима с X. фон Бюловом, к-рый исполняет 1-ю часть фп. сонаты (ор. 1). — II. Тяжёлое психич. расстройство у друга Б. — Р. Шумана; переезд в Дюссельдорф для помощи К. Шуман.
• 1856 — 29 VII. Смерть Р. Шумана. — Поездка в Швейцарию с К. Шуман.
• 1857 — Приглашение на службу к княжескому двору в Детмольде, где Б. даёт уроки игры на фп., руководит придв. хором и выступает в качестве пианиста в придв. концертах.
• 1859 — I. Первые публичные исполнения 1-го фп. концерта (под упр. Й. Иоахима в Ганновере, Рица — в Лейпциге). — Недоброжелательная критика концерта в Лейпциге. — 6 XII. Первое, после успеха в др. городах, выступление Б. в Гамбурге. — Работа с женским хором, для к-рого Б. создаёт мн. хор. произв.
• 1860 — Жизнь в Гамбурге, где Б. тщетно надеется получить место дирижёра Гамбургской филармонии и Певческой академии.
• 1862 — 8 IX. Отъезд в Вену. — Концерты в Вене, где Б. с успехом выступает как пианист и композитор.
• 1863-1864 — Б. руководит Венской певческой академией.
• 1864 — 6 II. Знакомство с Р. Вагнером, с к-рым впоследствии отношения складываются неблагоприятно. — Лето в Баден-Бадене, знакомство с И. С. Тургеневым, П. Виардо-Гарсиа, А. Г. Рубинштейном, И. Штраусом и др.
• 1868 — 10 IV. Первое исполнение «Немецкого реквиема» в Бременском кафедральном соборе (затем в Лондоне — 1871, в Петербурге — 1872, в Париже — 1875).
• 1869 — Появление в «Байрёйтской газете» статьи Р. Вагнера «О дирижировании», направленной против Б. — Решение навсегда остаться в Вене.
• 1872 — Назначение Б. худож. рук. Общества друзей музыки в Вене. — Обработка партитур И. С. Баха и Г. Ф. Генделя для своих конц. выступлений.
• 1875 — Отказ от руководства Обществом друзей музыки.
• 1876 — Конц. турне в Голландию и др. страны. — Выступления в качестве дирижёра и исполнителя собственных произв. — Б. получает почётное звание доктора музыки Кембриджского ун-та (Б. отказывается от этого звания из-за невозможности лично присутствовать на присуждении). — Завершение 1-й симфонии, первое исп. 4 XI 1876.
• 1877 — Награждение Б. золотой медалью Лондонского филармонич. об-ва.
• 1878 — Исполнение 2-й симфонии на праздновании 50-летия основания Гамбургской филармонии. — Чествования Б. в Гамбурге. — Знакомство с А. Дворжаком, помощь в опубликовании и исполнении его произв.
• 1879 — Конц. турне по Венгрии с Й. Иоахимом.
• 1880 — Участие в качестве дирижёра на торжеств. открытии памятника Р. Шуману.
• 1882 — Концерт в Вене из произв. Б.; присутствие на нём Ф. Листа.
• 1883 — Отдых в Висбадене, где проживала молодая певица Э. Шпис; ей посвящены песни (ор. 96 и 97). — Создание 3-й симфонии (1-е исп. в Вене — 2 XII).
• 1885 — Окончание 4-й симфонии (1-е исп. в Мейнингене — 17 X).
• 1886 — Лето в Швейцарии. — Избрание Б. почётным президентом Венского общества музыкантов.
• 1887 — 18 X. Исполнение двойного концерта для скр. и влч.
• 1889 — Получение рыцарского креста ордена Леопольда и избрание Б. почётным гражданином Гамбурга.
• 1890 — Поездка в Италию.
• 1893 — Торжества по случаю 60-летия Б. — Поездка в Италию. — Издание нар. песен.
• 1895 — «Брамсовские торжества» в Лейпциге и Мейнингене. — Награждение Б. австр. «Почётным крестом за искусство и науку».
• 1896 — Болезнь композитора.
• 1897 — 3 IV. Смерть композитора от рака печени.

Тематические указатели:

Simrock N., Verzeichnis aller im Druck erschienenen Werke von Johannes Brahms, В., 1908, 1909; Ehrmann A. von, J. Brahms. Thematisches Verzeichnis seiner Werke, Bd 1–2, Lpz., 1933; Koch L., Brahms Bibliographie, Bdpst, 1943 (deutsch-ungarische Doppeltextausgabe).

Письма:

Briefwechsel, hrsg. von der Deutschen Brahms-Gesellschaft, Bd I–XVI, B., 1907–22 (в т. ч. Bd I–II — J. Brahms im Briefwechsel mit H. und Е. Herzogenberg, hrsg. von M. Kalbeck, 1907, 1921; Bd III…mit K. Reintaler, M. Bruch, H. Deiters, K. Reinecke, R. B. und L. Scholz, hrsg. von W. Altmann, 1907, 1913; Bd IV…mit J. O. Grimm, hrsg. von R. Barth, 1908; Bd V–VI… mit J. Joachim, hrsg. von A. Moser, 1908; Bd VII… mit H. Levi, F. Gernsheim, Familien Hecht und Fellinger, hrsg. von L. Schmidt, 1910; Bd VIII… Briefe an J. v. Widmann, Vetter Schubring, hrsg. von M. Kalbeck, 1915; Bd IX–XII… mit P. J. und Fr. Simrock, hrsg. von M. Kalbeck, 1915–17; Bd XIII… mit Th. W. Engelmann und Verlag W. Engelmann, hrsg. von J. Rontgen, 1914, 1920; Bd XIV… an seine Verlegern: Breitkopf & Hartel, Peters, (u. a.), hrsg. von W. Altmann, 1914, 1920; Bd XV… an Fr. Wullner, hrsg. von A. Wolff, 1922; Bd XVI… an Ph. Spitta und O. Dessoff, hrsg. von С Krebs, 1920); Briefwechsel mit E. Franck, hrsg. von A. Einstein, «ZfMw», 1921/22, IV: Clara Schumann — Johannes Brahms, Briefe…, hrsg. von B. Litzmann, Bd 1–2, Lpz., 1927; Brahms J. im Briefwechsel mit E. Mandyczewski mitgeteilt von K. Geiringer, «ZfMw», 1932/33, XV; Billroth und Brahms J. im Briefwechsel, hrsg. von O. Gottlieb-Billroth, В. — W., 1935; J. Brahms und M. von Wesendock. Ein Briefwechsel, hrsg. von E. H. Muller von Asow, W., 1943; Stephensohn K., J. Brahms Heimatbekenntnis in Briefen an seine Verwandten, Hamb., 1933, 1948; Briefe der Freundschaft Brahms J. — Groth K., hrsg. von v. Pauls, Heide in Holstein, 1956.

Литература:

Финдейзен H., И. Брамс, «РМГ», 1897, No 5/6; Шольц В., И. Брамс (Критико-биографич. очерк), «РМГ», 1899, NoNo 13-18; Соллертинский И., Вторая симфония Брамса, Л., 1936; его же, Четвёртая симфония Брамса, Л., 1940; его же, Третья симфония Брамса, Л., 1941; его же, Музыкально-исторические этюды. Симфонии Брамса, Л., 1956, Исторические этюды, Л., 1963, с. 276-300; Друскин М., История зарубежной музыки, вып. 4. Иоганнес Брамс, М., 1958, с. 71-115, 1967; его же, Иоганнес Брамс, М., 1959, 1970; Левик Б. В., Музыкальная литература зарубежных стран. Иоганнес Брамс, вып. IV, М., 1958, с. 239-279; Гольдшмидт Г., Наследие Иоганнеса Брамса, в сб.: Избранные статьи музыковедов Германской Демократической Республики, сост. Н. Нотович, пер. с нем., М., 1960, с. 137-52; Гейрингер К., И. Брамс, пер. с нем., предисл. Б. Левика, М., 1965, с. 370-74, 392-430 (указатель произв. Брамса и лит. о нём); Царёва Е., К проблемам И. Брамса, в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971; Spitta Ph., J. Brahms, в кн.: Zur Musik, В., 1892; Reimann H., J. Brahms, В., 1897, В., 1922; Dietrich A., Erinnerungen an J. Brahms in Briefen, besonders aus seiner Jugendzeit, Lpz., 1898; Widmann J. v. , J. Brahms in Erinnerungen, В., 1898, Basel, 1947; Ophuls G., Vollstandige Sammlung der von J. Brahms komponierten und musikalisch bearbeiteten Dichtungen, В., 1898, 1908; его же, Erinnerungen an J. Brahms, В., 1921; Jenner G., J. Brahms als Mensch, Lehrer und Freund, Marburg, 1903; Hohenemser R., J. Brahms und die Volksmusik, «Mk», В., 1903; Barth R., J. Brahms und seine Musik, Hamb., 1904; Kalbeck M., J. Brahms, Bd 1–4, В., 1904–14, 1908–15; Mandyczewski E., Die Bibliothek Brahms', «Musikbuch fur Osterreich», I, 1904; Leyen R. von der, J. Brahms als Mensch und Freund, Dьsseldorf — Lpz., 1905; May Fl., The life of J. Brahms, v. 1–2, L., 1905, 1948; Imbert H., J.Brahms. La vie et son oeuvre, P., 1906; Hensсhel G., Personal recollections of J. Brahms, Boston, 1907, L., 1918; Colles H. C., On Brahms, L., 1908, 1920; его же, The chamber music of Brahms, L., 1913; Riemann H., J. Brahms und die Theorie der Musik. Programmbuch zum ersten deutschen Brahms — Fest, (s. l.), 1909; Fuller-Maitland J. A., Brahms, N. Y., 1911, L., 1912; Evans E., Historical, descriptive and analytical account of the entire works of Brahms, v. 1–4, L., 1912–35; Вurkhardt M., J. Brahms. Ein Fuhrer durch seine Werke, В., 1912; Nagel W., Die Klaviersonaten von J. Brahms, Stuttg., 1915; его же, J. Brahms, Stuttg., 1923; Niemann W., J. Brahms, В., 1920, 1933; Thomas-San-Galli W. A., J. Brahms, Munch., 1912, 1922; Landormy P., Brahms, P., 1921, 1948; Mies P., Stilmomente und Ausdrucksstilformen im Brahms’schen Lied, Lpz., 1923; его же, Aus Brahms’s Werkstatt, Simrock.-Jb., В., 1928; его же, J. Brahms. Werk-Zeit — Mensch, Lpz., 1930; Erb W., Brahms, L., 1925; Pulver J., J. Brahms, N. Y., 1926, L., 1933; Urbantschitsch v. , Die Entwicklung der Sonatenform Brahms', «StMw», W., 1927; Luitlen v. , Studie zu J. Brahms' Werken in Variationenform, «StMw», W., 1927; Mason D. G., From Grieg to Brahms, N. Y., 1927; его же, The chamber music of J. Brahms, N. Y., 1933, L., 1950; Specht R., J. Brahms. Leben und Werk eines deutschen Meisters, Hellerau, 1928; Spengel J., J. Brahms, Hamb., 1928; Ernest G., J. Brahms. Personlichkeit, Leben und Schaffen, В., 1930; Knepler G., Die Form in den Instrumentalwerken J. Brahms', W., 1930 (Diss.); Drinkеr Н. S., The chamber music of Brahms, Phil., 1932; Schering A., J. Brahms und seine Stellung in der Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, «JbP», 1932; Sturke A., Der Stil in J. Brahms' Werken, Wurzburg, 1933; Adler G., J. Brahms, W., 1933; Blume W., Brahms und die Meininger Tradition, Stuttg., 1933; Ehrmann A. von, J. Brahms. Weg, Werk und Welt, Bd 1, Lpz., 1933; Johannes Brahms. Festschrift hrsg. im Auftrage der Deutschen Brahms — Gesellschaft, «Mk», XXV, H. 8, В., 1933; Fellinger R., Klange um Brahms, В., 1933; Hill R., Brahms, N. Y., 1933; Miesner H., Klaus Groth und die Musik. Erinnerungen an J. Brahms, Heide, 1933; Murdoch W., Brahms, with analytical study of the complete pianoforte works, L., 1933; Muller-Blattau J., J. Brahms, Potsdam, 1933; Schauffler R. H., The unknown Brahms, N. Y., 1933; Schramm W., J. Brahms in Detmold, Lpz., 1933; Geiringer К., Brahms as a reader and collector, «MQ», N. Y., 1933; его же, Brahms als Musikhistoriker, «Mk», 1933; его же, J. Brahms. Sein Leben und Schaffen, Brьnn, 1934, W., 1935, Z. — Stuttg., 1955; L., 1936; 1947; Hernried R., J. Brahms, Lpz., 1934; Кarpath J., Begegnung mit dem Genius, W., 1934; Huschke K., J. Brahms als Pianist, Dirigent und Lehrer, Karlsruhe, 1936; его же, Frauen um Brahms, там же, 1936; Brand К., Das Wesen der Kammermusik von Brahms, В., 1937; Orel A., J. Brahms. Sein Leben in Bildern, W., 1937; его же, J. Brahms. Ein Meister und sein Weg, Olten, 1948; Gerber H., J. Brahms, Potsdam, 1938; Goss M. and Schauffler R. H., Brahms the master, N. Y., 1945; Harrison J., Brahms and his four symphonies, L., 1939; Rehberg W. und P., J. Brahms, Z., 1947; Franz R., Der verkannte Kunstler, Munch., 1948; Grassberger F., J. Brahms. Variationen um sein Wesen, W., 1952; Stare I., Brahms, Stockh., 1955; Gоldron R., Brahms «le vagabond», P., 1956; Fellinger J., Studien zur Dynamik in Brahms' Musik, В., 1961; Gal H., J. Brahms. Werk und Persцnlichkeit, Fr./M. — Hamb., 1961; Latham P., Brahms, L., 1962; Laufer J., Brahms, P., 1963; Delvaille В., J. Brahms, P., 1965; Siegmund-Schultze W., J. Brahms, Lpz., 1966; Сzesla W., Studien zum Finale in der Kammermusik von J. Brahms, Bonn, 1968 (Diss.); Erhardt L., Brahms, Warsz., 1969.

M. С. Друскин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама