Alzira
Опера в двух действиях c прологом
Джузеппе Верди, либретто С. Каммарано по одноименной
трагедии Вольтера.
Первая постановка: Неаполь, театр «Сан-Карло», 12 августа 1845 г.
Действующие лица: Альваро, губернатор Перу (бас), Гусмано, его сын (баритон), Овандо, испанский офицер (тенор), Заморо, вождь инков (тенор), Аталиба, вождь инков (бас), Альзира, его дочь (сопрано), Зума, её сестра (меццо-сопрано), Отумбо, воин (тенор).
Действие происходит в Лиме и других районах Перу около середины XVI века.
Пролог
Племя инков собирается казнить испанского губернатора — дона Альваро, которого обвиняют в причастности к издевательствам над коренными жителями. Индейцы во главе со своим вождем Атумбой, исполняют воинственный танец вокруг привязанного к дереву губернатора. Появляется Заморо, в прошлом он командовал перуанцами, но все считают его погибшим в борьбе с поработителями родины. Молодой индеец заступается за дона Альваро, который в свое время спас его от смерти. Испанца отпускают. Заморо рассказывает соплеменникам, как ему удалось избежать смерти и преодолеть коварство сына Альваро — Гусмана. Атумбу, в свою очередь, сообщает Заморо о захвате испанцами его невесты - красавицы Альзиры и ее престарелого отца Аталибу — вождя соседнего племени. Чудом спасшийся отважный перуанец решает освободить попавших в плен отца и дочь. Для этого необходимо объединиться с другими племенами, что даст численное превосходство инкам, индейцы обращаются с молитвами к богу войны и просят даровать им победу.
I действие
В Лиме — столице Перу — маршируют испанские солдаты. Они прославляют свою родину и выражают решимость содействовать приумножению ее богатств за счет колониальных приобретений. Дон Альваро, ввиду преклонного возраста, слагает свои полномочия. Отныне власть переходит к его сыну — дону Гусману. Молодой губернатор не хочет войны с коренными жителями страны и в знак примирения желает заключить брак с дочерью Аталибу — Альзирой. Вождь перуанцев не возражает против этой свадьбы, он просит лишь небольшой отсрочки, так как девушка все еще скорбит о своем погибшем женихе Заморо. Гусман соглашается, уверяя, что и сам сожалеет о случившемся. Альзира остается одна и засыпает. Ей снится кораблекрушение, во время которого Заморо спасает ее от гибели. Она расказывает об этом своей сестре Зумме, но та уверяет ее, что перуанец погиб в бою. Аталибу пытается уговорить дочь вступить в брак с Гусманом, ведь этот союз принесет долгожданный мир, но Альзира непреклонна: молодой губернатор повинен в смерти ее возлюбленного. Отец вынужден отступить. Вошедшая Зумме сообщает Альзире, что Заморо действительно жив и спешит к ней во дворец.
Происходит встреча влюбленных. Заморо спрашивает Альзиру, сохранила ли она ему верность. Он признается, что только любовь помогла ему преодолеть невзгоды и испытания. Молодые клянутся друг другу в верности. Входит Гусман. Он разъярен и хочет немедленной смерти перуанца. Напрасно Альваро пытается остановить сына, напоминая о том, что Заморо спас его от гибели. Испанский военачальник - герцог Овандо сообщает, что Лима окружена повстанцами, жаждущими освободить соратника. Губернатор вынужден отложить казнь Заморо; прежде нужно разбить мятежников.
II действие
В Лиме празднуют победу над перуанцами. На площади перед испанцами проводят пленных инков, среди которых Заморо. Гусман обещает щедро наградить солдат за проявленные доблесть и мужество. Герцог Овандо подает губернатору на подпись смертный приговор Заморо и другим перуанцам, стоявшим во главе восстания. Альзира умоляет Гусмана пощадить возлюбленного. Испанец соглашается, но требует, чтобы девушка стала его женой. Альзира вынуждена согласиться.
Уцелевшие после поражения перуанцы готовят заговор с целью освобождения своего предводителя. Атумбу сообщает, что ему удалось подкупить дворцовую стражу и помочь бежать Заморо, переодевшемуся в костюм испанского солдата. Заморо потрясен известием о предстоящей свадьбе Альзиры и Гусмана. Он обязан отомстить изменнице.
Праздничный зал. Молодой губернатор представляет гостям свою будущую жену. Тайком пробравшийся во дворец Заморо наносит Гусману смертельный удар. Стража хватает бесстрашного перуанца, но губернатор останавливает солдат и просит исполнить его последнюю волю; пусть во имя торжества христианской добродетели Заморо соединит свою судьбу с Альзирой.
* * *
Работу над «Альзирой» Верди начал еще в мае 1844 года, одновременно работой над оперой «Двое Фоскари». Но из-за обязательства, данного Мерелли, вынужден был прекратить ее и писать «Жанну д'Арк». Выполнив условия договора, композитор смог снова вернуться к «Альзире».
Опера создавалась для неаполитанского театра «Сан Карло», в качестве либреттиста Верди был предложен Сальваторе Каммарано — талантливый поэт, сотрудник многих известных композиторов, в числе которых Доницетти и Меркаданте. На его текст написана знаменитая «Лючия да Ламмермур». Итогом творческого союза Верди и Каммарано стали оперы «Альзира», «Битва при Леньяно», «Луиза Миллер» и «Трубадур». Дальнейшую совместную работу прервала смерть поэта в июле 1852 года.
Верди уважал и высоко ценил Каммарано. В своем письме к либреттисту от 23 мая 1844 года, он одобрительно отзывается о плане «Альзиры», присланном ему Каммарано.
«Получил составленный вами план «Альзиры». Доволен им в высшей степени и во всех отношениях. Прочел трагедию Вольтера, которая в руках такого мастера, как Каммарано, станет отличным оперным либретто. Меня обвиняют в пристрастии к грохоту и в том, что я плохо пишу для голосов: не обращайте на это внимания; вложите только в либретто подлинную страсть, и вы увидите, что я пишу не так уж плохо... Возвращаясь к «Альзире», я убедительно прошу вас прислать мне как можно скорее стихи. Мне незачем просить вас писать лаконично, вы лучше меня знаете театр...».
Каммарано не обманул ожиданий Верди. Либретто «Альзиры», созданной по одноименной трагедии Вольтера, оказалось одним из самых удачных (Исследователи ошибочно указывают в качестве источника сюжета "Заиру" Вольтера. (Верди Д. Избранные письма. Вст. Ст., пер. и ред. А. Бушен. - М., ГНИ, 1959, с.517). Поэт действительно отлично знал театр. Текст получился очень лаконичным, эффектные сцены естественно переходили одна в другую, действие развивалось динамично. В отличие от романтических драм, которые заканчиваются трагически, гибелью влюбленных, "Альзира" — единственная опера с благополучной развязкой. Возможно, это связано с классицистской позицией Вольтера.
Некоторые сюжетные мотивы нашли свое развитие в последующих операх. Альзира, чтобы спасти Заморо, соглашается стать женой Гусмана — ситуация будет вновь повторена в «Трубадуре». Кровавая развязка и прощение ее виновника (умирающий Гусман прощает своего убийцу) предвосхищает финал «Бала-маскарада».
"Альзира" — едва ли ни первая опера Верди, где общественно-политические события имеют декоративный характер и не играют важной роли. Доминирующее значение отводится лирическому началу.
Каммарано старался не загружать действие побочными драматургическими линиями. Основной конфликт заложен в соперничестве Заморо и Гусмана, влюбленных в красавицу Альзиру. Все остальные события — следствие этого конфликта. «Альзира» продолжает направление, намеченное в «Эрнани». Каватина Заморо с хором, в которой отважный юноша призывает своих сторонников участвовать в освобождении возлюбленной, выполняет ту же функцию, что кабалетта Эрнани с хором. В каватине из «Альзиры» больше решительности и напора. Линия героических кабалетт (Карла из «Разбойников», Коррадо из «Корсара») приведет к знаменитой стретте Манрико из «Трубадура» — квинтэссенции героических образов Верди.
В операх 40-х годов складывается определенная галерея женских образов. Их черты во многом диктуются характером соперничества. В операх, где происходит соперничество двух женских персонажей, их характеры контрастны. Если соперники — мужчины, образ главной героини более хрупкий, в нем волевые действенные черты не выражены.
Образ Альзиры многими чертами напоминает образ Эльвиры. Принципиальных различий между героинями нет. Сон Альзиры и ее ария — наиболее полная характеристика главной героини. Картину сна Верди иллюстрирует в оркестре изобразительными приемами (tremolo струнных в высоком регистре, которое сменяют волнообразные пассажи). Хор подруг, написанный в манере Беллини, своим изяществом дополняет хрупкий трепетный образ Альзиры. Дуэт Альзиры и Заморо продолжает линию любовных дуэтов в операх Беллини и Доницетти. Итальянские композиторы всегда особенно удачно писали подобные дуэты, тонко передавая оттенки в изменениях состояния героев. Верди унаследовал у них эту черту и развил ее. Его дуэты более масштабны, что позволило отразить изменения чувств и эмоций более детализированно.
Один из лучших эпизодов в опере — сцена Альзиры и Гусмана во втором акте. Губернатор просит девушку стать его женой, иначе Заморо будет казнен. Состояние отчаяния и безысходности изумительно передано в ариозо Альзиры.
С трудом подбирая слова, несчастная уже не может сдержать своих эмоций. Поразительного эффекта Верди достигает за счет пауз после каждого слова и постепенного восходящего движения постоянно прерывающейся мелодической линии. В оркестре в это время звучит часто используемое и любимое композитором задержание к V ступени минора — интонация lamento, прекрасно отражающая тоску и скорбь.
Заметное место в опере принадлежат ансамблям. Особенно выделяется секстет из финала 1-го акта. Его первый раздел строится на одной теме, получающей имитационное развитие. В ней подчеркнута характерная лирическая интонация минорной сексты. Сначала она звучит в партии дона Альваро, затем ее подхватывает Гусман. Контрастом к теме дуэта отца и сына звучит тема Альзиры с несколько меланхоличным оттенком. Дуэт Заморо и Альзиры противопоставлен партии Гусмана. Каммарано эффектно выстроил драматургию финала: ансамбль прерывает марш перуанцев, готовящихся спасти Заморо. На мгновение это вызывает замешательство, затем ансамбль продолжается с новой силой. Таким образом в финале очерчен основной конфликт драмы.
Драматургия финала II акта построена на контрасте картины свадебного праздника и внезапной развязки — убийства Гусмана. Завершение оперы представляет собой ансамбль с хором, в котором ведущая роль принадлежит ариозо и последним репликам умирающего Гусмана, прощающего Альзиру и Заморо (Решение этой финальной сцены (смерть во время бала, прощение соперника) получит впоследствии развитие в опере "Бал-Маскарад".).
В «Альзире», как и в большинстве других опер композитора, сочетаются номерная композиция и сквозное развитие. Благодаря четко продуманному чередованию сцен, действие разворачивается очень динамично. Опытный Каммарано старался исключить все лишнее. Показателен в этом отношении первый акт, начиная с ариии Альзиры.
Сцена и ария Альзиры переходит в сцену с отцом, которая ограничивается только несколькими репликами (возможный дуэт мог сильно затормозить развитие действия). Зумма сообщает Альзире о приезде Заморо. Дуэт главных героев прерывается появлением Гусмана и естественно перетекает в кульминационный секстет.
Контрасты в опере, как всегда у Верди, занимают важное место: за героической арией Гусмана следует полная трепета, причудливых видений сцена сна Альзиры. Внутри финальной сцены — прекрасная драматургическая находка - марш перуанцев вторгается в развитие секстета. Впечатляет и тема пленных перуанцев, нарушающая ликование солдат Гусмана, празднующих победу над повстанцами (Мелодия этого хора подготавливает аналогичный хор еретиков, шествующих на аутодафе в опере «Дон Карлос».).
Премьера «Альзиры» 12 августа 1845 года в неаполитанском «Сан Карло» имела успех. Однако при дальнейших постановках, публика принимала оперу холодно. Верди, болезненно переносивший каждую неудачу, решил, что опера не удалась. Тем не менее, «Альзира» с ее стройной драматургией, облегчающей целостное восприятие, содержащая прекрасные, вдохновенные эпизоды, оказавшие сильное влияние на последующие произведения, представляла собой шаг вперед после талантливой, но очень неровной «Жанны д'Арк».
Не разочаровавшись в Каммарано, Верди создаст в сотрудничестве с ним еще три произведения, сценическая судьба которых будет более успешной, а гениальный «Трубадур» обойдет сцены всех известнейших театров мира.
А. Платонов
Действие развертывается в Перу, завоеванном испанцами. Враг индейцев, тиран Гусман, ставший губернатором страны, собирается жениться на Альзире — дочери индейского царя, обращенной в христианство. Но она любит индейца Замору, фанатически ненавидящего угнетателей своей родины и томящегося в испанской тюрьме. Вырвавшись на свободу, он поднимает восстание и ранит губернатора. Гусману и Заморе, олицетворяющим жестокость, противопоставлен гуманный Альварес — отец Гусмана, обращающий Замору в христианство и дающий понять сыну, что он виновник всех зол.
Для своего времени трагедия Вольтера была значительным произведением, утверждавшим победу гуманизма над расовой и религиозной нетерпимостью. Однако позднее пьеса устарела. К тому же, в соответствии с принципами классицизма, драматическое действие в ней в значительной мере вынесено за пределы сцены и получает освещение в рассказах героев.
«Альзира» — не лучшее произведение Верди. Написанная в короткий срок, она большого успеха не имела и быстро сошла со сцены. Однако в ней есть эпизоды большой эмоциональной силы, ярко контрастные образы, отмеченные глубоким драматизмом. После продолжительного забвения опера была поставлена в 1967 г. в Риме (В. Дзеани — Альзира), затем в 1970 г. в Лондоне (Д. Дюваль — Альзира).
А. Гозенпуд