Список сочинений Антона Рубинштейна, даты и литература

Биография Рубинштейна

оперы — Куликовская битва (Дмитрий Донской, по трагедии В. А. Озерова, 1850, пост. 1852, Большой т-р, Петербург), Месть (Хаджи-Абрек, по М. Ю. Лермонтову, 1852, не пост.), Сибирские охотники (Die Sibirischen Jager, 1852, пост. 1854, Веймар), Фомка-дурачок (1853, Александрийский т-р, Петербург), Дети степей (Die Kinder der Heide, 1860, пост. 1861, «Кёрнтнертортеатр», Вена), Фераморс (Лалла Рук, лирич. опера, по Т. Муру, 1862, пост. 1863, Дрезден), Демон (по Лермонтову, 1871, пост. 1875, Мариинский т-р, Петербург), Маккавеи (Die Makkabaer, 1874, пост. 1875, Берлин), Нерон (1876, пост. 1879, Гамбург), Купец Калашников (по Лермонтову, 1879, пост. 1880, Мариинский т-р, Петербург), Среди разбойников (Unter Raubern, комич. опера, 1883, Гамбург), Суламифь (библейское сценич. представление, по «Песне песней» Соломона, 1883, Гамбург), Попугай (Der Papagei, комич. опера, 1884, Гамбург), Горюша (по повести «Хмелевая ночь» Аверкиева, 1888, пост. 1889, Мариинский т-р, Петербург);

духовные оперы и оратории — Потерянный рай (текст по Дж. Мильтону, ор. 54, 1856), Вавилонское столпотворение (текст Ю. Роденберга, ор. 80, 1869), Моисей (Moses, текст С. Г. Мозенталя, ор. 112, 1892), Христос (Christus, по поэме Г. Бультгаупта, ор. 117, 1893, Берлин);

балет — Виноградная лоза (1882, пост. 1893, Берлин);

кантата — Утро (для муж. хора с орк., сл. Я. П. Полонского, ор. 74, 1866);

для оркестра — 6 симфоний (F-dur, op. 40, 1850; Океан, C-dur, op. 42, 4-частная ред. 1851, 6-частная — 1863, 7-частная — 1880; A-dur, op. 56, 1855; Драматическая, d-moll, op. 95, 1874; Русская, g-moll, op. 107, 1880; a-moll, op. 111, 1886), муз.-характеристич. картины Фауст (op. 68. 1864), Иван IV Грозный (ор. 79, 1869), Дон Кихот (op. 87, 1870), 4 увертюры, сюита и др.;

для фортепиано с оркестром — 5 концертов (e-moll, op. 25, 1850; F-dur, op. 35, 1851; G-dur, op. 45, не позже 1854; d-moll, op. 70, 1864; Es-dur, op. 97, 1874), концертштюк (As-dur, op. 113, 1889), Фантазия (C-dur, op. 84, 1869), Русское каприччио (c-moll, op. 102, 1878);

для скрипки с оркестром — концерт (G-dur, op. 46, 1857), Романс и каприс (ор. 86, 1870);

для виолончели с оркестром — 2 концерта (a-moll, op. 15, 1864; d-moll, op. 96, 1874);

камерно-инструментальные ансамбли — 3 сонаты для скрипки и фортепиано (G-dur, op. 13, 1851; a-moll, op. 19, не позже 1853; h-moll, op. 98, 1876), соната для альта и фортепиано (f-moll, op. 49, 1855), 2 сонаты для виолончели и фортепиано (D-dur, op. 18, 1852; G-dur, op. 39, не позже 1857), 5 фортепианных трио (F-dur, g-moll, оба op. 15, ок. 1851; B-dur, op. 52, 1857; a-moll — A-dur, op. 85, 1870; c-moll. op. 108, 1883), 10 струнных квартетов (G-dur, c-moll, F-dur, op. 17, 1852–53; E-dur, B-dur, D-dur, op. 47, 1856; g-moll, e-moll, op. 90, 1871; As-dur, f-moll, op. 106, 1880), фортепианный квартет (C-dur, op. 66, не позже 1864), струнный квинтет (F-dur, op. 59, 1859), фортепианный квинтет (g-moll, op. 99, 1876), квинтет (для фортепиано, флейты, кларнета, валторны и фагота, F-dur, op. 55, 1855?), секстет (для 2 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей, D-dur, op. 97, 1876), октет (d-moll, op. 9, не позже 1856; переработан из неопубл. концерта для фортепиано с орк., соч. не позже 1849);

для фортепиано в 2 руки — свыше 200 пьес, в т. ч. 4 сонаты (E-dur, ор. 12; c-moll, op. 20, обе не позже 1854; F-dur, op. 41, 1855; a-moll, op. 100, 1877), Тема с вариациями (G-dur, op. 88, 1871), Каменный остров (24 пьесы, op. 10, не позже 1855), Бал (фантазия из 10 номеров, ор. 14, 1854), 6 фуг в свободном стиле с прелюдиями (ор. 53, не позже 1856), Петербургские вечера (6 пьес, ор. 44, не позже 1860), альбом Петергоф (12 пьес, ор. 75, 1866), фантазия (e-moll, op. 77, 1866), Смесь (Miscellanйes, 9 тетрадей, op. 93, 1872–73), Музыкальные вечера (9 пьес, ор. 109, 1884), Воспоминания о Дрездене (6 пьес, ор. 118, 1894), 5 каденций к фортепианным концертам (Бетховена — C-dur, B-dur, c-moll, G-dur, В. А. Моцарта — d-moll, не позже 1861); для фортепиано в 4 руки — Характеристические картинки (ор. 50, не позже 1858), Соната (D-dur, op. 89, 1870), Костюмированный бал (20 характеристич. пьес, ор. 103, 1877–79); для 2 фортепиано — фантазия (f-moll, op. 73, 1864);

хоры a cappella, в т. ч. 3 песни для муж. хора (ор. 61, не позже 1861), 6 песен для смешанного хора (ор. 62, не позже 1861); Стихи и Реквием по Миньоне из «Вильгельма Мейстера» Гёте (для баритона, тенора, сопрано, муж. квартета и хора с фортепиано, ор. 91, 1872);

песни и романсы (около 170) — 6 басен И. А. Крылова (без op., 1849–50; в изд. 1863 — 5 басен, ор. 64), 6 песен (ор. 8, 1850, в т. ч. Цветок — на сл. В. А. Жуковского, Желание — на сл. Лермонтова), 12 песен (Персидские песни) на сл. Мирза Шафи в пер. на нем. яз. Ф. Боденштедта (ор. 34, 1854; первонач. Вариант — для голоса с орк.), 6 песен на сл. Г. Гейне (ор. 32, не позже 1856; No 6 — Азра), 6 песен (ор. 33, не позже 1856), 6 песен (ор. 57, не позже 1864), 6 романсов (ор. 72, не позже 1864), 6 песен (ор. 76, не позже 1867), 12 романсов (ор. 78, не позже 1867; No 1, Еврейская мелодия, на сл. Лермонтова; No 6, Узник, на сл. А. С. Пушкина), 12 романсов на сл. А. К. Толстого (ор. 101, 1877), 10 романсов из сербских мелодий Вука Караджича (ор. 105, 1877), Баллада (Перед воеводой молча он стоит) на сл. И. С. Тургенева (без op., 1891);

для голоса с хором — Русалка, на сл. Лермонтова (ор. 63, не позже 1861); дуэты (ок. 20), в т. ч. ор. 48 (не позже 1852), ор. 67 (не позже 1864); 6 вок. квартетов для муж. голосов (ор. 31, 1854).

Основные даты жизни и деятельности

• 1829 — 16 XI. В дер. Выхватинцы в семье мелкого земельного арендатора Григория Романовича Р. род. сын Антон.
• 1831 (или 1832) — Переезд семьи в Москву.
• 1835 — Начало обучения фп. игре под рук. матери.
• 1837 — Занятия музыкой с А. И. Виллуаном.
• 1839 — 11 VII. Первый публичный концерт (Москва).
• 1840–43 — Конц. турне по крупнейшим городам Зап. Европы.
• 1843 — Возвращение в Россию. — Концерты в Петербурге и Москве. — Публикация первых детских муз. соч.
• 1844–46 — Поездка с матерью и братом Николаем Р. за границу. — Занятия по муз. теоретич. предметам у З. Дена (Берлин).
• 1846 — Переезд в Вену.
• 1847 — Смерть отца Р. — Концерты в Австрии. — Переезд в Берлин.
• 1848 — Осень. Возвращение в Россию.
• 1848–54 — Жизнь в Петербурге. — Знакомство с В. Ф. Одоевским, Матв. Ю. Виельгорским, М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, виолончелистом К. Б. Шубертом. — Встречи с рус. революционером М. В. Буташевич-Петрашевским.
• 1850 — 8 I. Первое выступление как дирижёра (в Университетских концертах). — IV–VI. Концерты в Москве, Харькове, Одессе.
• 1852 — Приглашение на должность аккомпаниатора при дворе великой княгини Елены Павловны.- Разработка проекта Муз. академии в Петербурге (не принят).- Работа над оперой «Стенька Разин» (не окончена, не опубл.).
• 1854 — 30 IV. Отъезд за границу. — Жизнь в Веймаре. Встречи с Ф. Листом. — 9 XI. Постановка в оперном т-ре в Веймаре под упр. Листа оперы Р. «Сибирские охотники». — 14 XII. Выступление Р. в зале Гевандхауз (Лейпциг), положившее начало триумфальному конц. турне по городам Зап. Европы.
• 1855 — I–III. Концерты в Берлине, Вене, Мюнхене. — V. Публикация в венском журн. «Blatter fur Musik, Theater und Kunst» статьи Р. «Русские композиторы» («Die Componisten Russland’s»), вызвавшей резкие возражения со стороны рус. музыкантов, в т. ч. Глинки. — IX–XII. Концерты в Лейпциге и Гамбурге.
• 1856 — I–V. Конц. турне по городам Германии.
• 1857 — III–XII. Концерты в Ницце, Париже, Лондоне, Лейпциге, Вене.
• 1858 — I–VI. Концерты в Пеште, Праге, Париже и Лондоне. — 2 III. Первое исп. в Веймаре оратории «Потерянный рай» (под упр. Листа). — Лето. Возвращение в Россию. — IX. Субботние муз. вечера на квартире Р. (затем в зале Бернардаки), положившие начало его широкой муз.-просветит. деятельности. — XI. Создание под рук. Р. Певч. академии.
• 1859 — 27 I. Создание по инициативе Р. Русского музыкального общества (РМО; Р. — в числе его первых директоров). — V–VI. Концерты в Лондоне (в дни «Генделевского фестиваля»). — VII–VIII. Концерты в Баден-Бадене. — 23 XI. Первый симф. концерт РМО под упр. Р.
• 1860 — III. Открытие по инициативе Р. муз. классов при РМО. — III–V. Выступления в Москве, Риге, Кенигсберге. — Концерт в Вене (в связи с 50-летием со дня рождения Р. Шумана).- Письмо Р. министру нар. просвещения с проектом организации Муз. школы (консерватории).
• 1861 — I. Статья Р. «О музыке в России» (журн. «Век», M I), призывавшая к открытию в России проф. муз. уч. заведений. — IX. Концерты в Берлине.
• 1862 — 8 IX. Торжеств. открытие Петерб. консерватории.
• 1862–67 — Интенсивная деятельность Р. в качестве директора и профессора консерватории. Рук. хором, оркестром, классами фп., ансамбля, инструментовки (среди его учеников — П. И. Чайковский).- Дирижирование всеми симф. собраниями РМО в Петербурге. — Выступления в качестве пианиста, гл. обр. в Петербурге и Москве. — Ежегодные летние поездки за границу. — Дружеское общение с деятелями иск-ва — И. С. Тургеневым, П. Виардо, Г. Берлиозом, К. Шуман, Н. Гаде, Г. Доре и др.
• 1864 — 29 X. Первое исп. в Петербурге 4-го концерта для фп. с оркестром (солист — автор).
• 1865 — 12 VII. Женитьба в Баден-Бадене на В. А. Чекуановой.
• 1867 — VI–VII. Концерты в Лондоне. — IX. Уход из Петерб. консерватории и РМО.
• 1867–70 — Интенсивная пианистич. деятельность. — Восторженный приём публикой Р.-пианиста в России и за рубежом (в отличие от предыдущих лет, в программах концертов наряду с собственными многочисл. произв. др. авторов).
• 1869 — 2 X. Первое исп. муз.-характеристич. картины «Иван Грозный» под упр. М. А. Балакирева в концерте Бесплатной муз. школы.
• 1870 — Осень. Концерты в Одессе, Харькове, Риге, Ревеле (ныне Таллин) и др. городах России.
• 1871 — I–III. Концерты в Петербурге и Москве. — 15 IX. Показ «кучкистам» в доме Д. В. Стасова оперы «Демон». — Осень. Запрещение «Демона» театр. цензурным комитетом. — 16 IX. Отъезд Р. в Вену.
• 1871 Х — 1872 IV — Деятельность в качестве «артистического директора» (гл. дирижёра и худ. рук.) Об-ва друзей музыки в Вене. — Выступления в камерных ансамблях, сольные концерты.
• 1872 — V. Участие в «Нижнерейнском муз. празднестве» в Дюссельдорфе (дирижировал концертами). — IX — 1873.V. — Конц. турне с Г. Венявским по городам США (в т. ч. 7 Историч. концертов в Нью-Йорке).
• 1873 XI — 1874 I — Концерты в Италии.
• 1874–81 — Выступления в России, Германии, Франции и др. европ. странах в качестве пианиста, а также дирижёра своих симф. произв. и опер.
• 1875 — 11 I. Первое исп. в симф. собрании РМО 4-й симфонии под упр. автора. — 13 I. Премьера оперы «Демон» в Мариинском т-ре (Петербург).
• 1877 — 22 I. Первый спектакль оперы «Маккавеи» в Мариинском т-ре (под упр. автора).
• 1880 — 22 и 25 II. Первые спектакли оперы «Купец Калашников» в Мариинском т-ре (под упр. автора). — II (конец). Запрещение этой оперы министерством двора. — 2 X. Первое исп. в симф. собрании РМО 5-й симфонии (под упр. автора).
• 1881 — I–III. Конц. турне по городам Испании и Португалии. — 11 III. Смерть Н. Г. Рубинштейна в Париже. — X–XI. Симф. концерты РМО (памяти Н. Г. Рубинштейна) под упр. Р.
• 1882 XI — 1883 IV — Р. дирижирует всеми симф. концертами РМО в Петербурге (в программах соч. классиков, романтиков и рус. композиторов разных направлений).
• 1883–85 — Выступления в России, Германии, Австрии, Франции, Дании, Швеции, Нидерландах и др. как пианиста и дирижёра своих симф. произв. и опер.
• 1883 — 23 II. Премьера оперы «Суламифь» в Гамбурге (под упр. автора).
• 1884 — 29 I. Первый спектакль оперы «Нерон» в Петербурге (силами артистов итал. оперы, под упр. Р.). — Лето. Пребывание в Мариенбаде и Венеции. — 1 X. 100-й (юбилейный) спектакль «Демона» в Мариинском т-ре (под упр. Р.).
• 1885 Х — 1886. V — Проведение цикла Историч. фп. концертов: из 7 программ — в Берлине, Вене, Петербурге, Москве, Лейпциге, Париже, Лондоне; из 3 программ — в Праге, Дрездене, Брюсселе.
• 1886 XI — 1887. I — Проведение цикла Историч. симф. концертов (из 10 программ) в Петербурге.
• 1887 — 12 I. Возвращение Р. на пост директора Петерб. консерватории.
• 1887–91 — Большая организаторская и педагогич. работа в Петерб. консерватории. Рук. классом фп. (среди учеников — О. К. Познанская, Л. А. Кашперова).- Проекты, внесённые Р.: об организации в России гос. («правительственных») консерваторий; об осуществлении широкого общего муз. воспитания в школах; об организации в Петербурге общедоступных симф. концертов и общедоступной оперы.
• 1887 23 IX — 1888. 2 IV. — Проведение Р. 58 лекций-концертов по курсу истории фп. лит-ры.
• 1888 16 IX — 1889 28 IV — Повторение лекций-концертов по истории фп. лит-ры.
• 1889 — Осень. Р. диктует стенографу «Автобиографические воспоминания» (опубл. М. Семевским в журн. «Русская старина» в тенденциозно искажённой редакции). — XI. Торжества по случаю 50-летия артистич. деятельности Р. — Травля Р. со стороны рус. шовинистич. газет.- Письмо Р. «Ещё раз о консерваториях» в редакцию газ. «Новое время».
• 1889–90 — Проведение 16 общедоступных концертов по проекту Р. (1-й концерт — под его упр.).
• 1890 — VIII. Первый Междунар. конкурс пианистов и композиторов на премию им. Р. (по проекту и на средства Р.).
• 1891 — I. Заявление Р. о его предстоящем уходе из Петерб. консерватории. — Лето. Пребывание в Коджори (близ Тбилиси). — 12 VIII. Концерт в Тбилиси в пользу фонда на сооружение муз. уч-ща. — Переезд в Дрезден.
• 1891–94 — Жизнь Р. в Дрездене. — Создание последних произв. — Занятия с И. Гофманом. — Периодич. выезды в разл. города Европы на благотворит. концерты в качестве пианиста и дирижёра с исп. гл. обр. своих сочинений.
• 1893 — XII. Концерты в Берлине (в программах собств. фп. соч.).
• 1894 — 2 I. Последний концерт Р. в Петербурге. — Последнее публич. выступление Р. (Штутгарт). — 29 V. Возвращение в Россию. — Лето — осень. Пребывание в Петергофе. — 8 XI. Смерть Р. в Петергофе.

Литературные сочинения:

Die Componisten Russland’s, «Blatter fur Musik, Theater und Kunst», 1855, No 29, 33, 37; О музыке в России, «Век», 1861, No 1; Die geistliche Oper, в сб.: Vor den Coulissen, hrsg. von J. Lewinsky, Bd 2, В., 1882; (О редактировании классиков), «Signale fur die musikalische Welt» 1883, No 32 (рус. пер. — под назв. Об издании классиков, «Нувеллист», 1883, No 5, нов. изд. — в кн.: Рубинштейн А. Г., Избранные письма, М., 1954, с. 82–91); Воспоминания (1829–1889), «Русская старина», 1889, ноябрь (опубл. М. Семевским с искажениями), нов. ред., по стенограммам Р., под назв. — Автобиографические рассказы, в кн.: Баренбойм Л., А. Г. Рубинштейн, т. 1–2, Л., 1957–62, прилож.; Еще о консерваториях, «Новое время», 1889, 11 июля; История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна, 1888–1889. Сост. Ц. Кюи, СПБ, 1889, нов. изд. — Лекции по истории фортепианной литературы, (ред. и коммент. С. Л. Гинзбурга), М., 1974; Музыка и её представители. Разговор о музыке, (М.), 1891; Gedankenkorb (Короб мыслей), полностью не опубл., с искажениями и купюрами — в кн.: Мысли и афоризмы, пер. с нем. H. H. Штрауха, СПБ, 1904, Политика и религия. Мысли А. Г. Рубинштейна, пер. с нем. H. H. Штрауха, СПБ, 1906; Афоризмы А. Г. Рубинштейна, «СМ», 1941, No 2 (вступ. ст., пер. и прим. И. Эйгеса); По поводу 100-го представления оперы «Демон», «РМГ», 1910, No 1.

Письма:

Briefe hervorragender Zeitgenossen an Fr. Liszt, Hrsg. von La Mara, Bd 1–3, Lpz., 1895–1904; Переписка Pр. Листа с А. Г. Рубинштейном (пер. A. B. Оссовского и Е. П.), «РМГ», 1896, No 8; Неизданная переписка А. Г. Рубинштейна. (Письма к П. Л. Петерсену), там же, 1910, No 32–35; Из неизданной переписки А. Г. Рубинштейна. Сообщила Анна Тилинг, там же, 1914, No 45; Письма к сестре. (1888—1894 гг.), «Музыкальное образование», 1930, No 2–3; Избранные письма, (общая ред., вступ. ст. и коммент. Л. А. Баренбойма), М., 1954.

Литература:

К. (Казанский С. П.), А. Г. Рубинштейн и его исторические концерты, «Русская мысль», 1886, февраль, март; (Гольдштейн Э.), Программы концертов А. Г. Рубинштейна. С прим. и пояснениями, СПБ, 1886 (часть пояснит. текста продиктована Р.); Буховцев А. Н., Чем пленяет нас А. Г. Рубинштейн, М., 1889; его же, Объяснительный текст к исполнению братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и характеристика особенностей игры…, М., 1896; Лисовский H. M., Летопись событий в жизни и деятельности А. Г. Рубинштейна. 1829–1889, «Русская старина», 1889, ноябрь; Ларош Г. A., А. Г. Рубинштейн в воспоминаниях…, там же; Неустроев A. A., А. И. Виллуан и первое концертное путешествие по Европе А. Г. Рубинштейна, там же, 1890, янв.; Оссовский А. В., А. Г. Рубинштейн, «РМГ», 1894, No 12; Стасов В. В., Заметка о Рубинштейне и Тургеневе, «Новости и Биржевая газета», 1894, 2 дек.; его же, Рука Рубинштейна, там же, 1895, 28 ноября; Кашкин Н., А. Г. Рубинштейн, «Русское обозрение», 1894, т. 13, дек.; Кавос-Дехтерева С., А. Г. Рубинштейн. Биографический очерк. 1829—1894 гг. и Музыкальные лекции (курс фортепианной литературы). 1888–1889, СПБ, 1895; Висковатов П., Моё знакомство с А. Г. Рубинштейном, «Русский вестник», 1896, апрель; Бессель В., Мои воспоминания об А. Г. Рубинштейне, «Русская старина», 1898, май; его же, Три великих пианиста: Ф. Лист, А. Гензельт и А. Рубинштейн, «РМГ», 1902, No 45; Давидова М., Воспоминания об А. Г. Рубинштейне, «Исторический вестник», 1899, т. 76, апрель; Вессель E. H., Некоторые из приемов, указаний и замечаний А. Г. Рубинштейна на уроках в его фортепианном классе…, СПБ, 1901; Каталог музея им. Рубинштейна…, П., 1902; Боборыкин П., «Mйlodie en fa», «Русские ведомости», 1904, 13, 16 и 20 июля; Финдейзен H. P., А. Г. Рубинштейн. Очерк его жизни и музыкальной деятельности, М.- Лейпциг, 1907; его же, Очерк деятельности С.-Петербургского отделения имп. Русского Музыкального общества. (1859–1909), СПБ, 1909; Пузыревский А. И., Саккетти Л. A., Очерк пятидесятилетия деятельности С.-Петербургской консерватории, СПБ, 1912; Геника Р., Фортепианное творчество А. Г. Рубинштейна, «РМГ», 1918, No 1–2, 5, 9–10; Глебов И. (Асафьев Б. В.), А. Г. Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников, М., 1929; его же, А. Г. Рубинштейн. (К 50-летию со дня смерти), в его кн.: Избранные труды, т. 2, М., 1954; его же, Их было трое… (Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия), там же, т. 3, М., 1954; Кремлев Ю., Ленинградская государственная консерватория. 1862–1937, М., 1938; Mайкапар С. М., Годы учения, М.-Л., 1938; Алексеев A., Антон Рубинштейн, М.-Л., 1945; его же, Русская фортепианная музыка. От истоков до вершины творчества, М., 1963; Коган Г. М., Рубинштейн-пианист. (К 125-летию со дня рождения), «СМ», 1954, No 11; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956; Баренбойм Л. A., A. G. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность, т. 1–2, Л., 1957–62; 100 лет Ленинградской консерватории. Исторический очерк, Л., 1962; На уроках Антона Рубинштейна, ред.-сост. и автор вступ. ст. Л. А. Баренбойм, М.-Л., 1964; Кашперова Л. A., Воспоминания, в сб.: Музыкальное наследство, т. 2, ч. 2, М., 1968; Hanslick Ed., Aus dem Concertsaal, W., 1870, W.-Lpz., 1897; его же, Concerte, Componisten und Virtuosen der letzten funfzehn Jahre, В., 1886; Vogel В., Anton Rubinstein. Biographischer Abriss nebst Charakteristik seiner Werke, Lpz., 1888; Catalog der im Druck erschienenen Compositionen von A Rubinstein, Lpz., (1889); M’Arthur A., A. Rubinstein, a biographical sketch, Edinb., 1889; Zabel E., A. Rubinstein. Ein Kunstlerleben, Lpz., 1892; Rodenberg J., Meine persцnlichen Erinnerungen an A. Rubinstein. Nebst Briefen, «Deutsche Rundschau», 1895, Bd 82, H. 5 (Februar); Saint-Saens C., Portraits et souvenirs, P., (1900); Abert H., Ungedruckte Briefe von Fr Liszt, A. Rubinstein und Ch. Buch-Pfeiffer, «SIMG», 1903, Jahrg 4, H. 5; Drоuсker S., Erinnerungen an Anton Rubinstein?…, Lpz., 1904; Hippius A., Was Rubinstein in den Stunden sagte, Dresden, (1906); Hofmann J., How Rubinstein taught me to play, в его KH Pianoplaying. A little book of simple suggestions, L., 1909 (рус. пер. — Гофман И., Как Рубинштейн учил меня играть, в его кн.: Фортепианная игра, M., 1911, то же, в его кн. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре, пер. Г. А. Павлова, ред., вступ. ст. и прим. Г. М. Когана, М., 1961); Hervey A., Rubinstein, L., (1913); Preiss С., A. Rubinsteins pianistische Bedeutung, Lpz., 1914; Kinsky G., Musikhistorisches Museum von W. Heyer in Coln, Katalog Bd 4, Cцln, 1916; Weissmann A., Der Virtuose, В., 1918; Auer L., My long life in music, N. Y., 1923 (рус. пер. — Ауэр Л., Среди музыкантов, (Л), 1927); Martienssen С. A., Der ekstatische (romantische) schopferische Klangwille, в его кн.: Die individuelle Klaviertechnik auf der Grundlage des schцpferischen Klangwillens, Lpz., 1930; под назв.— Schopferischer Klavierunterricht, Lpz., 1954 (рус. пер. — Mapтинсен К. A., Индивидуальная фортепьянная техника на основе звукотворческой воли, M., 1966), Воwеn С. Dr., «Free artist». The story of Anton and Nicholas Rubinstein, N. Y, (1939); Bennigsen O., The brothers Rubinstein and their circle, «MQ», 1939, v. 25, No 4; Stargardt-Wolff E., Wegbereiter grosser Musiker, В.-Wiesbaden, (1954).

Л. А. Баренбойм
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама