Сочинения:
оперы (все поставлены в Праге) — Бранденбуржцы в Чехии (Brambori v Cechach, 1863, 1866, «Временный т-р»), Проданная невеста (Prodana nevesta, 1866, там же), Далибор (Dalibor, соч. 1867, пост. 1868, «Новоместский т-р»), Либуше (Libuse, 1872 1881, Нац. т-р), Две вдовы (Dve vdovy, 1874, «Временный т-р»), Поцелуй (Hubicka, 1876, там же), Тайна (Tajemstvi, 1878, Новый чеш. т-р), Чёртова стена (Certova stena, 1882, там же), Виола (не оконч, по «Двенадцатой ночи» Шекспира, соч 1884, 1-й акт исполнен в 1924);
для оркестра — Триумфальная симфония (Triumfalni symfonie E-dur, 1854), симфонические поэмы — Ричард III (1858), Лагерь Валленштейна (1859), Гакон Ярл (1861), Моя родина (Má vlast, цикл из 6 симфонических поэм Вышеград, 1874, Влтава, 1874, Шарка, 1875, В чешских лугах и лесах, 1875, Табор, 1878, Бланик, 1879), 2 Торжественные увертюры (Slavnosti ouvertury, 1848, 1868), марши — Студенческого легиона (Pochod studentske legie, 1848), Национальной гвардии (Pochod narodni gardy, 1848), к Шекспировскому празднеству (Pochod k slavnosti Shakespearove, 1864), полька (1848), Пражский карнавал (Prazsky karneval, 1883), Интродукция и полонез (1883), Венкованка (оркестровая редакция фортепианной польки, 1879), музыка для струнного оркестра, арфы и гармониума к живым картинам — Рыбак (Ryber, по Гёте, 1869) и Суд Либуше (Libusin soud, 1869);
камерно-инструментальные ансамбли — для скрипки и фортепиано — фантазия (1843), 2 дуэта В родном краю (Z domovinу, 1878), фортепианное трио (1855), 2 струнных квартета (1-й, Из моей жизни — Z meho zivota, 1876, 2-й — 1883);
хоры (мужские с фортепиано) — Чешская песня (Ceska pisen, сл. Я. Гвезды, 1860, 2-я ред. для смеш. хора с фортепиано, 1868, 3-я ред. с орк., 1878), Три всадника (Tri jezdci, сл. Ю. В. Яна, 1862), Отщепенец (Odrodilec, сл. А. Метлинского, двойной муж. хор — 1863, 2-я ред., муж. хор — 1864), Земледельческая песня (Rolmcka, сл. В. Трнобранского, 1868), Торжественный хор (Slavnosti sbor, сл. Э. Цюнгеля, 1870), Песнь на море (Pisen na mori, сл. В. Галека, 1877), 3 трехголосных женских хора — Прилетели ласточки (Priletely vlastovicky), Солнце село за гору (Zapad slunce, оба на сл. Й. Сладека) и Моя звезда (Ma hvezda, сл. Б. Пешки, 1878), муж. хоры на сл. Й. Срб-Дебрнова — Приданое (Veno, 1880), Молитва (Modlitba, 1880) 2 лозунга (Dve hesla, для «Глагола пражского», 1882), Наша песня (Nase pisen, 1883), 2 церковных хора — с органом и a cappella;
для голоса с фортепиано — Песня свободы (Pisen svornosti, cл. Я. Коллара, 1848), Вечерние песни (Vecerni pisne, сл. В. Галека 1879);
для фортепиано — Бравурный галоп (1840), кадриль (1841), польки, в т. ч. Из студенческой жизни (Ze studentskeho zivota, 1842) и Воспоминание о Пльзени (Vzpominka na Pizen, 1843), Багатели и экспромты (8 пьес, 1844), 8 прелюдий (1845), 6 характерных пьес (Sest charakteristyckych skladeb, 1848), соната (1849), Свадебные сцены (Svatebni sceny, 1849), Листки воспоминаний (Listky do pamatniku, 1851), польки — 3 салонные (Tri polky salуnni, 1855), 3 поэтические (Poeticke, 1855), Видение на балу (Videni na plese, 1858), Беттина полька (Bettina polka, 1859), Воспоминание о Чехии в форме полек (Bzpominky na Cechy ve forme polek, 1859); 4 концертных этюда (1862), концертная фантазия на темы чешских песен (1862), Мечты (Sny, 1875), Чешские танцы (Ceske tance, тетр. I — 1877, тетр. II — 1879), для фортепиано в 4 руки — 2 увертюры (1842), для 2 фортепиано (в 8 рук) — соната (1850),
прелюдии для органа (1846), музыка к спектаклям драматического театра — 2 увертюры для малого оркестра к кукольным драмам M. Конецкого «Доктор Фауст» (1862) и «Ольдржих и Божена» (1863), Фанфары к трагедии У. Шекспира Ричард III (для валторн, труб, тромбона, литавр, 1967).
Основные даты жизни и деятельности:
• 1824 — 2 III. В Литомишле в семье пивовара, любителя музыки Франтишека Сметаны родился сын Бедржих.
• 1828 — Обучение музыке под рук. отца, участие в домашнем музицировании (партия скрипки в квартете Й. Гайдна).
• 1830 — 4 X. Первое публич. выступление в качестве пианиста (фортепианное переложение увертюры к опере «Немая из Портичи» Ф. Д. Э. Обера). — Занятия в школе пиаристов (монашеский орден).
• 1831 — Переезд семьи Сметаны в Ииндржихув-Градец. — Обучение игре на фортепиано под рук. Ф. Икавеца.
• 1832 — Первые сохранившиеся композиторские опыты — галоп (Kvapik) для фортепиано и др.
• 1836–39 — Занятия в школе в Немецки-Броде (ныне Гавличкув-Брод).
• 1839–40 — Учёба в Праге.
• 1843 — 8 IX. Окончание школы в Пльзени.
• 1843–46 — Занятия композицией под рук. Й. Прокша в его муз. школе в Праге.
• 1846 — 10 IV. Встреча в Праге с Г. Берлиозом.
• 1847 — Знакомство в Праге с К. и Р. Шуманами. — Лето. Конц. турне по зап. Чехии.
• 1848 — 23 III. Первое письмо Сметаны к Ф. Листу. — 18 V. Получение разрешения на открытие частной муз. школы. — Участие в революц. об-ве «Согласие».
• 1849 — 20 IV. Исполнение под упр. Ф. Шкроупа первого крупного орк. соч. Сметаны «Торжественная увертюра». — Открытие Сметаной собств. муз. школы в Праге. — 27 VIII. Женитьба на Катаржине Коларж, пианистке.
• 1851 — Публикация в Лейпциге (по рекомендации Ф. Листа) «6 характерных пьес» для фортепиано ор. 1, посв. Листу.
• 1856 — Встреча с Листом в Праге. Отъезд в Гётеборг.
• 1856–61 — Жизнь в Гётеборге (Швеция), с неоднократными поездками в Прагу. Конц. выступления в городах Швеции (первое — 23 X 1856, последнее — 19 III 1861 в Гётеборге).
• 1857 — Посещение Листа в Веймаре.
• 1859 — 19 IV. Смерть жены. — 29 V — 14 VI. Поездка на съезд молодых нем. музыкантов в Лейпциг, затем в Веймар по приглашению Листа. Знакомство с Г. Бюловым и А. Н. Серовым.
• 1860 — 10 VII. Женитьба на Беттине Фердинандовой.
• 1861 — Возвращение в Прагу из Гётеборга. — Дирижирование муж. хором «Глагол пражский» (осн. 2 X), организация концертов хор. об-в Праге. — Конц. турне по Нидерландам и Германии.
• 1862 — 5 I. Выступления в Праге в авторском концерте в качестве дирижёра («Лагерь Валленштейна» и «Ричард III»), а также с фортепианными соч. — 1 X. Открытие (совм. с Ф. Геллером) муз. школы. — Первые выступления в муз. прессе (в журн. «Slavoj», позднее, в 1864, — в «Narodni listy»).
• 1863 — 23 IV. Завершение оперы «Бранденбуржцы в Чехии». — 30 X. Избрание Сметаны на пост дирижёра «Глагола пражского».
• 1865 — 4 III. Первое выступление в качестве дирижёра произв. М. И. Глинки (исполнялась его «Камаринская»).
• 1866 — Премьера «Бранденбуржцев в Чехии». — 15 III. Завершение «Проданной невесты». — 30 V. Премьера «Проданной невесты» (под упр. автора). — 13 IX. Назначение Сметаны гл. дирижёром «Временного т-ра».
• 1868 — 16 V. Премьера под упр. Сметаны оперы «Далибор» в день торжеств. закладки здания Нац. т-ра. — Начало «борьбы за Сметану». 1871. — 11 I. Пост. «Проданной невесты» в Мариинском т-ре в Петербурге — первое исп. за рубежом.
• 1872 — 14 IV. Исп. под yпp. Сметаны увертюры к «Либуше». — 15 X. Открытие Сметаной оперной школы при «Временном т-ре».
• 1874 — 15 I. Завершение оперы «Две вдовы». — 27 III. 1-е исп. оперы «Две вдовы» под упр. Сметаны — 1 VII. Начало заболевания (глухота). — 7 IX. Уход с поста гл. дирижера «Временного т-ра» (из-за усилившейся глухоты). — 20 X Полная потеря слуха. — 18 XI. Завершение партитуры «Вышеграда». — 8 XII. Окончание симф. поэмы «Влтава»
• 1875 — 20 II. Завершение «Шарки».- 18 X. Завершение симф. поэмы «В чешских лугах и лесах». — 14 III. Первое исп. симф. поэмы «Вышеград». — 4 IV. Первое исп. симф. поэмы «Влтава».
• 1876 — 3 VI. Переезд Сметаны с женой и детьми от 2-го брака к дочери Жофии в Ябкенице. — 7 XI. Премьера оперы «Поцелуй» в Праге (под упр. А. Чеха).
• 1877 — 17 III. Первое исп. симф. поэмы «Шаркa». — Избрание Сметаны почетным членом об-ва «Умелецка беседа» и хора «Глагол пражский».
• 1878 — 15 III. Премьера оперы «Две вдовы» (2-я ред.). — 18 IX. Премьера оперы «Тайна».
• 1879 — 29 III. Первое исп. квартета «Из моей жизни».
• 1880 — 18 IX. Торжество в Литомишле в честь Сметаны, установление мемориальной доски.
• 1881 — 11 VI. Премьера «Либуше» под упр. Чеха в связи с торжеств. открытием Нац. т-ра. — 12 VIII. Пожар в Нац т-ре (здание сгорело). — 28 IX. Исп с оркестром Нац т-ра увертюры к «Либуше» (последнее дирижёрское выступление Сметаны, пораженного глухотой). — Концерт в честь Сметаны в связи с 50-летием его пианистич деятельности, первое исп. «Вечерних песен» (специально написаны к этому юбилею), а также симф. поэм «Табор» и «Бланик». — 4 X. Выступление в качестве пианиста в г. Писек (последнее появление на конц. эстраде). — XII. Пост. оперы «Две вдовы» в Гамбурге.
• 1882 — 5 V. 100-е исп. «Проданной невесты». — 29 X. Премьера оперы «Чертова стена». — 5 XI. Первое исп. всего симф. цикла «Моя родина» (под упр. А. Чеха).
• 1883 — 12 III. Завершение 2-го струн. квартета. — 14 IX. Завершение «Пражского карнавала». — 18 XI. Исп. «Либуше» на открытии восстановленного Нац. т-ра. — 23 XI. 1-я пост. на сцене Нац. т-ра «Проданной невесты» (117-й спектакль после премьеры).
• 1884 — 25 II. Прекращение композиторской деятельности. — 23 IV. Помещение Сметаны в лечебницу для душевнобольных в Праге. — 12 V. Смерть Сметаны. — 15 V. Торжеств. погребение на Вышеградском кладбище (исп. «Проданной невесты» в день похорон в Нац. т-ре).
Письма:
Teige К. (vyd.), Doplsy Smetanovy, Praha, 1896; Dolansky A. (vyd.), Vэbor dopisu Bedricha Smetanovy, Praha, 1928; Bartos F., Nemec Z. (vyd.), Z dopisu Bedricha Smetany, Praha, 1947.
Дневники:
Srb-Debrnov J, Z denнku Bedricha Smetany, Praha, 1902; Dolansky L., В Smetana v letech studenskэch, «Nase doba», 1903; No 10, Вartоs J., Z deniku В. Smetany, Praha, 1938.
Литература:
Соллертинский И., Б. Сметана, в сб. Проданная невеста, Л., 1937; Мартынов И., Бедржих Сметана, M., 1950, его же, Бедржих Сметана, M., 1963; Бэлза И., Чешская оперная классика, M., 1951; его же, Очерки развития чешской музыкальной классики, M.-Л., 1951; его же, Бедржих Сметана, «МЖ», 1966, No 5; его же, История чешской музыкальной культуры, т. 2, M., 1973; его же, Великий провозвестник, «Bcecвiт», 1974, No 4; Гулинская З., Бедржих Сметана, M., 1959; ее же, Мальчик из Литомышли, «МЖ», 1963, No 21; ее же, Бедржих Сметана, M., 1968; ее же, Основоположник чешской музыкальной классики, «МЖ», 1974, No 6; Гамрат-Курек В., «Моя Родина» Сметаны, M., 1962; Nejedly Z., Zpevohry Smetanovy, Praha, 1908 (рус. пер. — Оперы Сметаны, в кн. Неедлы З., Избр. труды, M., 1960); его жe, В. Smetana, Praha, 1924, 1962 (рус. пер. Heeдлы З., Бедржих Сметана, Прага, 1924, 1945) и др.
З. К. Гулинская
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.