Опера Джузеппе Верди «Луиза Миллер»

Композитор
Дата премьеры
08.12.1849
Жанр
Страна
Италия
Опера Джузеппе Верди «Луиза Миллер»

«Луиза Миллер» (итал. Luisa Miller) — трагическая опера Дж. Верди в 3 действиях, либретто С. Каммарано.

Премьера: Неаполь, театр «Сан-Карло», 8 декабря 1849 г.; в России — Петербург, Большой театр, силами Императорской итальянской оперы, 21 декабря 1857 г.; на русской сцене — Ленинград, Театр им. Кирова, 26 мая 1936 г. (Р. Изгур — Луиза, Н. Печковский — Родольфо).

Тема «Коварства и любви» Ф. Шиллера — драмы, глубоко трактующей социальные проблемы, взволновала Верди. В либретто некоторые сюжетные мотивы пьесы видоизменены. Миллер из музыканта превратился в отставного солдата, а любовница герцога леди Мильфорд сделалась кузиной Родольфо (у Шиллера — Фердинанда), вполне добропорядочной светской дамой. Однако эти и им подобные изменения, как и перенесение части действия в тирольскую деревню, где живет старый Миллер, не меняют главного. «Луиза Миллер» — не только психологическая, но и социальная драма, драма неравенства, приводящая к гибели героев.

Музыка оперы свидетельствует о настойчивых исканиях правды выражения, драматизма, свободного от внешнего пафоса и театральности; центральные сцены достигают огромной психологической глубины. Наряду с ярко очерченными положительными образами Верди удалось создать выразительную фигуру негодяя Вурма, предвосхищающую в психологическом плане будущего Яго. Новое завоевание композитора в области музыкальной драмы — ансамбли, играющие важную роль в развитии действия.

«Луиза Миллер» не принадлежит к наиболее популярным операм Верди, однако она ставится и в наше время — например, в Нью-Йорке в 1968 г. и в Амстердаме в 1997-м.

А. Гозенпуд


Действующие лица:

• Граф Вальтер (бас)
• Рудольф, его сын (тенор)
• Федерика, герцогиня Остхеймская, племянница Вальтера (контральто)
• Вурм, его управляющий (бас)
• Миллер, старый отставной солдат (бас)
• Луиза, его дочь (сопрано)
• Лаура, крестьянка, подруга Луизы (сопрано)
• Крестьяне, охотники, придворные, стража

Действие происходит в Тироле в первой половине XIX века.

«Любовь». Деревенская площадь перед домом Миллера. Весна. На заре крестьяне будят Луизу, поздравляя с днем рождения. Она с отцом благодарит всех, но ищет в толпе только одного — любимого Карла. Миллер относится к нему с недоверием: никто в округе не знает его. Карл появляется в одежде охотника и дарит Луизе цветы. Счастливые, они отправляются в церковь. Миллера останавливает Вурм, которому отец обещал Луизу в жены. Однако теперь он не хочет неволить дочь: пусть она сама выберет мужа. Тогда Вурм объясняет Миллеру, что Карлом назвался сын графа Вальтера. Миллер полон решимости защитить честь дочери.

Зал в замке Вальтера. Граф погружен в раздумья: он на все готов ради счастья Рудольфа, но сын считает его врагом. Вошедшему Рудольфу отец повелевает жениться на герцогине Федерике — богатой наследнице, близкой к трону, которая давно любит его. Тот решает открыться Федерике, рассчитывая на ее великодушие. Однако едва он признается в любви к другой, как в сердце герцогини вспыхивают ревность и жажда мести.

Комната в доме Миллера. Издалека доносятся звуки охотничьих рогов. Луиза ждет Карла. Вернувшийся из замка Миллер раскрывает дочери тайну ее возлюбленного, который вскоре должен жениться на герцогине, и клянется отомстить соблазнителю за позор семьи. Входит Рудольф. Он бросается перед Миллером на колени, называя Луизу своей женой. Старик страшится гнева графа, но Рудольф уверен, что добьется своего — он владеет тайной отца. Появившийся граф оскорбляет Луизу. Рудольф обнажает шпагу. Старый солдат сам владеет оружием и готов пустить его в ход. Вальтер зовет стражу и велит арестовать Луизу и Миллера. Напрасно сын встает на защиту любимой со шпагой в руке, напрасно уверяет, что отправится вместе с ней в тюрьму, напрасно угрожает убить Луизу — ничто не останавливает графа. Тогда сын вполголоса объявляет ему, что тотчас расскажет всем, какой ценой граф добился власти. Вальтер вынужден освободить Луизу.

«Коварство». Комната в доме Миллера. Лаура с крестьянами рассказывает Луизе, что отец ее заключен в тюрьму, а Вурм объясняет, что Миллера ждет смерть за оскорбление графа. Оставшись наедине с Луизой, он передает ей предложение Вальтера, которое спасет отца. Вурм диктует ей письмо: она не любит Рудольфа, но, зная о его происхождении, решила поймать в свои сети; теперь она просит Вурма встретиться с ней ночью, чтобы бежать вдвоем. Луиза отталкивает листок — как она может поставить свою подпись на этом позорном письме? — и обращается с мольбой к Богу, прося не оставить ее. Вурм, хладнокровно шантажируя ее жизнью отца, заставляет поклясться, что она отправится в замок и подтвердит написанное герцогине. Луиза проклинает Вурма, он же надеется, что время все излечит, и она станет его женой.

Покои Вальтера в замке. Вурм сообщает, что интрига удалась, как и в прошлый раз, когда он предупредил Вальтера, что его кузен, владелец титула и замка, собирается жениться. Вальтер увидел в этом угрозу своему будущему: ведь тогда наследником будет не он, а дети кузена. Вместе с Вурмом Вальтер подстерег кузена в лесу, а подозрение в убийстве пало на разбойников. Однако Рудольф знает тайну отца: он бросился на звук выстрела, нашел умирающего, и тот открыл ему имена убийц. Входит Федерика. Граф уверяет ее, что Рудольф скоро забудет Луизу, которая любит другого и готова подтвердить это. Вурм приводит трепещущую Луизу. В ответ на ревнивые расспросы герцогини она отвечает, что любит Вурма.

Висячий сад замка. Из своих покоев поспешно выходит Рудольф с письмом Луизы в руках и бросает кошелек следующему за ним крестьянину, который якобы должен был тайно передать это письмо Вурму. Рудольф не в силах поверить своим глазам. Да, отец был прав: все ее признания под звездным небом, клятвы, радость, слезы — ложь и обман. Вызвав Вурма, Рудольф заставляет его взять один из принесенных им пистолетов и драться на дуэли. Вурму удается ускользнуть, когда появляется граф в сопровождении придворных и стражи. Рудольф падает к ногам отца, и тот притворно соглашается на его брак с Луизой. Сын потрясен и в отчаянии призывает смерть, но граф предлагает лучший выход, месть. Пусть Рудольф сыграет другую свадьбу — с герцогиней. Тот, безразличный ко всему, готов подчиниться.

«Яд». Дом Миллера. Вечереет. Из окна виден ярко освещенный храм, где готовятся к свадьбе графа Рудольфа с герцогиней Федерикой. Лаура с подругами стараются утешить Луизу, которая пишет прощальное письмо Рудольфу. Миллер возвращается из тюрьмы домой. Он знает о самопожертвовании дочери. Согласившись передать ее письмо Рудольфу, отец в ужасе узнает, что она назначает свидание возлюбленному в могиле — лишь там они смогут быть вместе. С трудом удается Миллеру удержать дочь от греха самоубийства. Луиза рвет письмо. Теперь они с отцом будут жить только друг для друга. С зарей они покинут дом и, бесприютные странники, отправятся в путь. Миллер уходит в свою комнату, а Луиза погружается в молитву, прислушиваясь к звукам органа, доносящимся из храма. Когда она оборачивается, перед ней Рудольф. Он показывает Луизе ее письмо к Вурму и она подтверждает написанное. Попросив напиться, он уверяет, что питье горькое, и предлагает самой убедиться в этом. Она пьет из той же чашки, в которую Рудольф успел незаметно влить яд. Раздается бой башенных часов. Рудольф объявляет, что настал их последний час. Мысль о близкой смерти придает Луизе силы, и она открывает Рудольфу правду. Он проклинает себя, убийцу невинной девушки, и готов пронзить сердце шпагой. Луиза останавливает его, нежно прощается с отцом и возлюбленным и умирает. За стенами дома собирается народ, на пороге появляются Вальтер и Вурм. Собрав последние силы, Рудольф пронзает Вурма шпагой. Смерть — его кара, а кара Вальтера — зрелище мертвого сына рядом с погибшей Луизой.

Опера Верди «Луиза Миллер» / Luisa Miller

История создания

Замысел третьей оперы на сюжет Шиллера (после «Жанны д'Арк» и «Разбойников») возник у Верди во время пребывания в Париже в начале 1849 года. К тому времени он был любимейшим композитором Италии, певцом борьбы за свободу, автором 13 опер, из которых героико-патриотическая «Битва при Леньяно» только что была принята с огромным энтузиазмом. Но эпоха революций заканчивалась как на его родине, так и во всей Европе, и Верди чутко ощутил необходимость разработки иной темы, острой и жгучей в изменившихся условиях: темы социального неравенства. Он с радостью согласился на предложение нового либреттиста Каммарано написать оперу по драме Шиллера «Коварство и любовь».

Крупнейший немецкий поэт и драматург эпохи «бури и натиска» Фридрих Шиллер (1759—1805) работал над ней в 1782—1783 годах в самых тяжелых условиях. Поставив в 1781 году свою вольнолюбивую трагедию «Разбойники», он был вынужден бежать от гнева герцога Вюртембергского. Живя под чужим именем в деревенском трактире, страдая от голода и холода, Шиллер писал «мещанскую драму» «Луиза Миллер», обличавшую князей и аристократов, защищавшую простых людей, их человеческие права, достоинство, любовь. Поставленная в 1784 году под названием «Коварство и любовь» с огромным успехом, драма имела несомненное политическое звучание.

Сальваторе Каммарано (1801—1852) был видным либреттистом, происходившим из старой неаполитанской театральной семьи, давшей с конца XVIII до конца XIX века множество актеров, художников, певцов, писателей. В восемнадцать лет он написал первую трагедию, которая была поставлена и имела успех, а спустя пятнадцать лет — первое оперное либретто, общее число которых дошло до пятидесяти. Для Верди он создал четыре либретто. Работу над последним — оперы «Трубадур» прервала смерть.

Каммарано отказался от политических обличений драмы Шиллера, хотя и подчеркнул злободневность происходящего, перенеся действие, быть может, впервые в итальянской опере не комического жанра, в современность (правда, в одном из изданий итальянской фирмы Рикорди вместо 1-й половины XIX века указана 1-я половина XVII, а стража графа обозначена как лучники). Число действующих лиц сокращено. У Шиллера Луиза ради спасения отца называет своим любовником придворного интригана и труса гофмаршала фон Кальба; в опере эту роль играет Вурм (по-немецки — червь), задумавший всю интригу. Исчезла колоритная фигура жены Миллера, болтливой и тщеславной, а сам он из виолончелиста превратился в отставного солдата, готового для защиты дочери пустить в ход шпагу.

Существенно изменен и образ соперницы Луизы. У Каммарано герцогиня Федерика, кузина героя, не наделена ярким характером и особой судьбой, тогда как у Шиллера леди Мильфорд, знатная англичанка, всесильная фаворитка, не лишенная сочувствия к страданиям подданных, — один из оригинальных образов.

Композитор писал, что хотел бы иметь двух примадонн с возможно большим контрастом между ними и «чтобы фаворитка герцога была показана в полном развитии ее характера точно так, как она показана у Шиллера». Однако либреттист не прислушался к этим пожеланиям. В опере каждый акт имеет название, смягчена развязка. У Шиллера сын проклинает отца, грозя ему Божьим судом за смерть Луизы, Вурм издевается над Вальтером и, взятый под стражу, грозит разоблачением таких тайн, что все содрогнутся. Вальтер опускается перед умирающим сыном на колени и, когда тот протягивает ему, наконец, хладеющую руку, добровольно отдается правосудию.

Премьера «Луизы Миллер» состоялась 8 декабря 1849 года в знаменитом театре Сан Карло в Неаполе под руководством Верди. Она не вызвала всеобщего энтузиазма, как предшествующие героические оперы, однако ее мелодии очень понравились публике. Много лет спустя либреттист и композитор Арриго Бойто вспоминал в письме к одному из друзей об арии Рудольфа из II акта: «Ах, если бы вы знали, какой отзвук, какой восторг пробуждает эта божественная кантилена в душе итальянца, особенно в душе того, кто пел ее в ранней юности!»

Музыка

«Луиза Миллер» — первая социальная драма в творчестве Верди и одна из первых в европейской музыке вообще. Любящих разделяет сословное неравенство, отставной солдат Миллер и его дочь находятся в полной власти графа, как и придворный шут Риголетто и его дочь — во власти герцога Мантуанского. «Луиза Миллер» предвещает и вторую новаторскую оперу Верди — «Травиату». Жанр обеих — лирическая драма, в центре образ хрупкой женщины, которая подписывает себе смертный приговор, дав клятву молчать о своей любви. Верди даже повторяет оркестровую «тему письма» из «Луизы Миллер» во II акте «Травиаты». Близки финалы обеих опер, завершающиеся дуэтом влюбленных и терцетом с отцом.

Увертюра, нередко исполняющаяся как концертная пьеса, вводит в общее тревожное настроение оперы. В 1-й картине I акта ария Луизы «Едва его узнала я» с беззаботными колоратурными пассажами переходит в квартет с хором. Ария Миллера «Свят и свободен выбор супруга» благородна и величава в первой, певучей части, увенчанной виртуозной каденцией; заключительная кабалетта дышит энергией и героической решимостью.

Во 2-й картине краткая ария Вальтера «Своей кровью и жизнью готов я заплатить за могущество сына» насыщена скорбью и горечью. 3-ю картину открывает живописный хор охотников а капелла за сценой «Скорее, скорее, пускайтесь в погоню», имитирующий переклички рогов и эха.

Основное место в 1-й картине II акта отдано диалогической сцене Луизы и Вурма, построенной на смене настроений. Она включает арию Луизы «Ты караешь меня, о Господь», обрамленную стонущим «мотивом письма» в оркестре и завершается гневным проклятием Луизы «Разбил ты, разбил ты мне сердце».

Во 2-й картине оригинален квартет а капелла, где горестным фразам Луизы «Как я теперь страдаю» противопоставлены более светло окрашенные партии Федерики, Вурма и Вальтера. Финал II акта (3-ю картину) составляет большая ария Рудольфа. Ее первая лирическая часть «В те вечера, когда мы с ней при бледном звезд сияньи» с широкой, страстной, типично вердиевской мелодией — самый популярный номер оперы.

В первом дуэте III акта выделяется воздушная мелодия Луизы «Смерть дарит ложе сна и покоя», которой контрастируют скорбные возгласы Миллера. Большой дуэт Луизы и Рудольфа содержит различные эпизоды — от горестного умиротворения до бурных взрывов отчаяния. Глубокой скорбью пронизан финальный терцет «Где ты, отец мой, жду смерти».

А. Кенигсберг


Джузеппе Верди / Giuseppe Verdi

История создания «Луизы Миллер» сопровождалась драматическими обстоятельствами. После расторжения Верди договора с дирекцией неаполитанского театра «Сан Карло», Винченцо Флауто, возвратившийся в театр, напомнил композитору о контракте 1845 года. Верди ответил отказом, но ответа на свое письмо не получил. Он находился в Париже, недоразумение не грозило ему серьезными последствиями, но в договоре стояло имя Сальваторе Каммарано, и дирекция решила повлиять на Верди, угрожая арестом и заключением в тюрьму либреттиста. Поэт, имевший большую семью, срочно сообщает о неприятностях в Париж. Композитор был возмущен, однако понимал, что угрозы руководства «Сан Карло» юридически оправданы. У Верди практически не было времени на сочинение еще одной оперы, и он просит Каммарано найти короткую и увлекательную драму, насыщенную настоящим чувством, которую ему будет легче положить на музыку. Поэт делает набросок либретто «Осады Флоренции» по роману Гверацци, но неаполитанская цензура не пропускает этот сюжет. Тогда Каммарано предлагает композитору трагедию Шиллера «Коварство и любовь» и, получив согласие, принимается за работу.

В ответ на полученный от поэта набросок либретто, Верди подробно излагает свои требования, касающиеся сценического плана и основных характеров. Композитор просит, где это возможно, придерживаться Шиллера: «Мне кажется, однако, что тяготеющая над драмой, как рок, интрига Вальтера и Вурма не получила в либретто того колорита и той силы, которые вложены в нее Шиллером…» (письмо к Каммарано, 17.05.1849). Либреттист старался учитывать замечания композитора и, хотя его текст был значительно бледнее оригинала (что замечает русский композитор и критик Серов, написавший об этой опере Верди довольно язвительную и во многом несправедливую статью.), характеры основных действующих лиц получились интересными, действие захватывающим и увлекательным.

Опера «Луиза Миллер» открывает новое направление в творчестве композитора. В ней все внимание сконцентрировано на раскрытии душевного мира героев. В сценическом отношении эта опера проще и скромней большинства предшествующих произведений. Элементы романтической драмы соединяются здесь с чертами будущей лирической оперы, прямой путь от нее ведет к «Травиате». В этой опере впервые появляется социальный конфликт, который у Верди еще не встречался.

В опере есть главный лирический образ — Луиза. Тема ее страданий проходит через все произведение.

На этой экспрессивной порывистой мелодии построена вся увертюра. Атмосфера общего порыва, единое тематическое развитие позволяют сопоставить эту увертюру с образцом лирико-драматического симфонизма монологического типа — увертюрой к «Манфреду» Шумана, создававшейся в эти же годы.

Интонации этой темы, элементы ритмического рисунка, постоянно изменяясь, появляются в ключевых моментах драмы: в финале I акта, предваряя речитатив Рудольфо, во II акте, в III акте на этой теме построено оркестровое вступление, затем она используется как основная тема хора девушек, сопровождает драматический речитатив старика Миллера, читающего ужасное письмо.

Вторая тема-реминисценция — из дуэттино Луизы и Рудольфо в интродукции, где она имеет веселый беззаботный характер — счастью влюбленных пока ничего не угрожает. Совсем иное значение приобретает тема любви во вступлении к III акту, чередуясь с темой «страданий» Луизы, напоминая девушке о несбывшихся мечтах.

Других тем-реминисценций в опере нет, но отдельные интонационные и ритмические формулы часто сопровождают появление того или иного персонажа. Так, ритм менуэта характеризует Федерику, пиццикато струнных и стаккато деревянных духовых, сопровождающие Вурма, придают черты комизма его облику.

Один из центральных эпизодов оперы — дуэт Вурма и Луизы из II акта — сцена написания письма. Верди добивался от Каммарано максимального контраста между двумя полярными персонажами трагедии: «…во втором акте обращаю ваше внимание на дуэт между Вурмом и Элоизой. Ужас и отчаяние Элоизы составляют отличный контраст с адской холодностью Вурма. Мне кажется даже, что если бы вы наделили характер Вурма некоторой долей комизма, положение стало бы еще более ужасающим…» (письмо к Каммарано от 17.05.1849). Сцена написания письма — одна из самых впечатляющих. Октавные скачки стаккато в оркестровом сопровождении вокальной партии Вурма чередуются со скорбными задержаниями, передающими душевное состояние несчастной Луизы.

Дальнейшее развитие образа Луизы — в сцене с Федерикой. Верди придавал важное значение столкновению двух соперниц. В письме к Каммарано (17.05.1849) он отмечает: «Мне хотелось бы, признаюсь, иметь двух примадонн еще хотелось бы, чтобы фаворитка князя была дана в полном развитии ее характера, точно так, как она дана у Шиллера. Чем больше контраста будет между ней и Элоизой, тем лучше. Любовь Рудольфа к Элоизе покажется благодаря этому контрасту еще прекрасней: но в конце концов, я знаю, что нельзя делать то, что хочешь, и все хорошо и так.« Встреча Луизы и Федерики происходит в присутствии Вальтера и Вурма, образуется квартет. Решение квартета очень самобытно — Верди дает ансамбль без сопровождения, подчеркивая рельефность противопоставления голосов. Терцет Федерики, Вальтера и Вурма создает фон, над которым «возносится» голос Луизы.

Особенно большое значение приобретает образ Луизы в III акте. Действие состоит из дуэта Луизы и Миллера, ее молитвы, дуэта с Рудольфом и финального терцета. Молитва героини в последнем действии, незадолго до ее трагической гибели становится одной из характерных оперных форм Верди (вплоть до молитвы Дездемоны в «Отелло»). Молитва создает остановку в действии перед трагической развязкой, а образ героини приобретает идеальные возвышенные черты.

В III акте окончательно определяется тенденция, направленная к постепенному усилению лирического, камерного начала, и, как следствие, Уменьшение действующих лиц до главных персонажей. Композиция оперы строится таким образом, что самое развернутое и многоплановое — I действие, II-е — более концентрированное, а III-е — самое компактное.

Верди хотел, чтобы дуэт отца с дочерью исторгал слезы и он добился cвоего. Это самая впечатляющая сцена отца и дочери в его операх, включая и дуэт Джильды и Риголетто. Выразительные соло виолончелей и деревянных и духовых, скорбные задержания тонко передают состояние отца, пытающегося спасти единственную дочь от самоубийства.

Один из лучших моментов в опере — великолепный драматический финал первого акта. Верди писал: «…Я не хотел бы в первом финале ни стретты, ни кабалетты. Ситуация этого не требует, и стретта уничтожила бы весь эффект данного положения. Вы напишите как хотите начало этой части и ансамблевый отрывок; что же касается конца, то вы должны будете сделать его точно так, как у Шиллера…» (письмо к Каммарано от 17.05.1849). Драматические реплики главных персонажей объединяет взволнованная тема, интонационно близкая теме страданий Луизы, благодаря чему действие разворачивается стремительно и напряженно.

К драматическому диалогу Рудольфo и Вальтера постепенно присоединяются другие действующие лица. Контрастом их фразам звучит благородная мелодия старого Миллера, словно возвышаясь над всеми парит голос Луизы.

Премьера оперы, состоявшаяся 8 декабря 1849 года, прошла со скромным успехом. Публика, привыкшая к внешне ярким, эффектным произведениям, не смогла оценить по достоинству новизны и глубины «Луизы Миллер», ознаменовавшей собой поворот в сторону лишенных помпезности сюжетов, повествующих о нравах и страстях простых людей, который найдет свое продолжение в следующей опере Верди — «Стиффелио».

А. Платонов

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама