Список сочинений Россини, даты и литература

Биография Россини

Оперы:

• Деметрио и Полибио (Demetrio e Polibio, 1806, пост. 1812, т-р «Балле», Рим)
Вексель на брак (La cambiale di matrimonio, 1810, т-р «Сан-Моизе», Венеция)
Странный случай (L’equivoco stravagante, 1811, «Театро дель Корсо», Болонья)
• Счастливый обман (L’inganno felice, 1812, т-р «Сан-Моизе», Венеция)
• Кир в Вавилоне (Ciro in Babilonia,1812, т-р «Муниципале», Феррара)
Шёлковая лестница (La scala di seta, 1812, т-р «Сан-Моизе», Венеция)
Пробный камень (La pietra del parugone, 1812, т-р «Ла Скала», Милан)
• Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы (L’occasione fa il ladro, ossia Il cambio della valigia, 1812, т-р «Сан-Моизе», Венеция)
Синьор Брускино, или Случайный сын (Il signor Bruschino, ossia Il figlio per azzardo, 1813, там же)
Танкред (Tancredi, 1813, т-р «Фениче», Венеция)
Итальянка в Алжире (L’italiana in Algeri, 1813, т-р «Сан-Бенедетто», Венеция)
• Аврелиан в Пальмире (Aureliano in Palmira, 1813, т-р «Ла Скала», Милан)
Турок в Италии (Il turco in Italia, 1814, там же)
• Сигизмондо (Sigismondo, 1814, т-р «Фениче», Венеция)
Елизавета, королева Англии (Elisabetta, regina d’Inghilterra, 1815, т-р «Сан-Карло», Неаполь)
• Торвальдо и Дорлиска (Torvaldo e Dorliska, 1815, т-р «Балле», Рим)
Севильский цирюльник (Il barbiere di Siviglia, 1816, т-р «Арджентина», Рим)
Газета, или Брак по конкурсу (La gazzetta, ossia Il matrimonio per concorso, 1816, т-р «Фьорентини», Неаполь)
Отелло, или Венецианский мавр (Otello, ossia Il тоrо di Venezia, 1816, т-р «Дель Фондо», Неаполь)
Золушка, или Торжество добродетели (Cenerentola, ossia La bontа in trionfo, 1817, т-р «Балле», Рим)
Сорока-воровка (La gazza ladra, 1817, т-р «Ла Скала», Милан)
Армида (Armida, 1817, т-р «Сан-Карло», Неаполь)
• Аделаида Бургундская (Adelaide di Borgogna, 1817, т-р «Арджентина», Рим)
Моисей в Египте (Mosè in Egitto, 1818, т-р «Сан-Карло», Неаполь; французская редакция — под названием «Моисей и фараон, или Переход через Красное море» — Moïse et Pharaon, ou Le passage de la mer rouge, 1827, «Корол. академия музыки и танца», Париж)
• Адина, или Калиф Багдадский (Adina, ossia Il califfo di Bagdad, 1818, пост. 1826, т-р «Сан-Карло», Лисабон
• Риччардо и Зораида (Ricciardo e Zoraide, 1818, т-р «Сан-Карло», Неаполь)
Эрмиона (Ermione, 1819, там же)
• Эдуардо и Кристина (Eduardo e Cristina, 1819, т-р «Сан-Бенедетто», Венеция)
Дева озера (La donna del lago, 1819, т-р «Сан-Карло», Неаполь)
Бьянка и Фальеро, или Совет трёх (Bianca е Faliero, ossia II consiglio dei tre, 1819, т-р «Ла Скала», Милан)
Магомет II» (Maometto II, 1820, т-р «Сан-Карло», Неаполь; французская редакция — под названием «Осада Коринфа» — Le siège de Corinthe, 1826, «Корол. академия музыки и танца», Париж)
Матильда ди Шабран, или Красота и железное сердце (Matilde di Shabran, ossia Bellezza e cuor di ferro, 1821, т-р «Аполло», Рим)
• Зельмира (Zelmira, 1822, т-р «Сан-Карло», Неаполь)
Семирамида (Semiramide, 1823, т-р «Фениче», Венеция)
Путешествие в Реймс, или Гостиница Золотой лилии (Il viaggio a Reims, ossia L’albergo del giglio d’oro, 1825, «Театр Итальен», Париж)
Граф Ори (Le comte Ory, 1828, «Корол. академия музыки и танца», Париж)
Вильгельм Телль (Guillaume Tell, 1829, там же)

Пастиччо (из отрывков опер Россини):

• Айвенго (Ivanhoe, 1826, т-р «Одеон», Париж)
• Завещание (Le testament, 1827, там же)
• Чиндерелла (1830, т-р «Ковент-Гарден», Лондон)
• Роберт Брюс (1846, «Корол. академия музыки и танца», Париж)
• Едем в Париж (Andremo a Parigi, 1848, «Театр Итальен», Париж)
• Забавное происшествие (Un curioso accidente, 1859, там же)

Для солистов, хора и оркестра:

• Гимн независимости (Inno dell`Indipendenza, 1815, т-р «Контавалли», Болонья)

Кантаты:

• Аврора (1815, изд. 1955, Москва)
• Свадьба Фетиды и Пелея (Le nozze di Teti e di Peleo, 1816, т-р «Дель Фондо», Неаполь)
• Искренняя дань уважения (Il vero omaggio, 1822, Верона)
• Счастливое предзнаменование (L’augurio felice, 1822, там же)
• Бард (Il bardo,1822)
• Священный союз (La Santa alleanza, 1822)
• Жалоба муз на смерть лорда Байрона (Il pianto delie Muse in morte di Lord Byron, 1824, зал Альмак, Лондон)
• Хор Муниципальной гвардии Болоньи (Coro dedicato alla guardia civica di Bologna, инструментован Д. Ливерани, 1848, Болонья)
• Гимн Наполеону III и его доблестному народу (Hymne б Napoleon et а son vaillant peuple, 1867, Дворец Индустрии, Париж)
• Национальный гимн (The national hymn, англ. нац. гимн, 1867, Бирмингем)

Для оркестра:

• Симфонии (D-dur, 1808; Es-dur, 1809, использована как увертюра к фарсу Вексель на брак)
• Серенада (1829)
• Военный марш (Marcia militare, 1853)

Для инструментов с оркестром:

• Вариации для облигатных инструментов F-dur (Variazioni a piu strumenti obligati, для кларнета, 2 скрипок, виолы, виолончели, 1809)
• Вариации C-dur (для кларнета, 1810)

Для духового оркестра:

• фанфара для 4 труб (1827)
• 3 марша (1837, Фонтенбло)
• Корона Италии (La corona d’Italia, фанфара для воен. орк., приношение Виктору Эммануилу II, 1868)

Камерно-инструментальные ансамбли:

• дуэты для валторн (1805)
• 12 вальсов для 2 флейт (1827)
• 6 сонат для 2 скр., влч. и к-баса (1804)
• 5 струн. квартетов (1806-08)
• 6 квартетов для флейты, кларнета, валторны и фагота (1808-09)
• Тема с вариациями для флейты, трубы, валторны и фагота (1812)

Для фортепиано:

• Вальс (1823)
• Веронский конгресс (Il congresso di Verona, в 4 руки, 1823)
• Дворец Нептуна (La reggia di Nettuno, в 4 руки, 1823)
• Душа чистилища (L’вme du Purgatoire, 1832)

Для солистов и хора:

• кантата Жалоба Гармонии на смерть Орфея (Il pianto d’Armonia sulla morte di Orfeo, для тенора, 1808)
• Смерть Дидоны (La morte di Didone, сценич. монолог, 1811, исп. 1818, т-р «Сан-Бенедетто», Венеция)
• кантата (для 3 солистов, 1819, т-р «Сан-Карло», Неаполь)
• Партенопа и Игея (для 3 солистов, 1819, там же)
Благодарность (La riconoscenza, для 4 солистов, 1821, там же)

Для голоса с оркестром:

• кантата Пастушеское приношение (Omaggio pastorale, для 3 голосов, к торжеств. открытию бюста Антонио Кановы, 1823, Тревизо)
• Песнь Титанов (Le chant des Titans, для 4 басов в унисон, 1859, исп. 1861, Париж)

Для голоса с фортепиано:

• кантаты Элье и Ирена (для 2 голосов, 1814) и Жанна д’Арк (1832)
Музыкальные вечера (Soirees musicales, 8 ариетт и 4 дуэта, 1835)

• 3 вок. квартета (1826-27)
• Упражнения для сопрано (Gorgheggi e solfeggi per soprano. Vocalizzi e solfeggi per rendere la voce agile ed apprendere a cantare secondo il gusto moderno, 1827)

• 14 альбомов вокальных и инструментальных пьес и ансамблей, объединённых под названием «Грехи старости» (Peches de vieillesse: Альбом итальянских песен — Album per canto italiano, Французский альбом — Album francais, Сдержанные пьесы — Morceaux reserves, Четыре закуски и четыре десерта — Quatre hors d’oeuvres et quatre mendiants, для фп., Альбом для фп., скр., влч., гармониума и валторны; мн. др., 1855-68, Париж, не изд.)

Духовная музыка:

• Graduate (для 3 муж. голосов, 1808)
• месса (для муж. голосов, 1808, исп. в Равенне)
• Laudamus (ок. 1808), Qui tollis (ок. 1808)
• Торжественная месса (Messa solenne, совм. с П. Раймонди, 1819, исп. 1820, церковь Сан-Фернандо, Неаполь)
• Cantemus Domino (для 8 голосов с фп. или органом, 1832, исп. 1873)
• Ave Maria (для 4 голосов, 1832, исп. 1873)
• Quoniam (для баса и орк., 1832)
Stabat mater (для 4 голосов, хора и орк., 1831-32, 2-я ред. 1841-42, исп. 1842, зал Вантадур, Париж)
• 3 хора — Вера, Надежда, Милосердие (La foi, L’esperance, La charite, для жен. хора и фп., 1844)
• Tantum ergo (для 2 теноров и баса), 1847, церковь Сан-Франческо деи Минори Конвентуали, Болонья)
• О Salutaris Hostia (для 4 голосов 1857)
Маленькая торжественная месса (Petite messe solennelle, для 4 голосов, хора, гармониума и фп., 1863, исп. 1864, в доме графа Пийе-Виль, Париж)
• то же (для солистов, хора и орк., 1864, исп. 1869, «Театр Итальен», Париж)
• Мелодия Реквиема (Chant de Requiem, для контральто и фп., 1864)

Музыка к спектаклям драматического театра:

• Эдип в Колоне (к трагедии Софокла, 14 номеров для солистов, хора и орк., 1815-16?)

Основные даты жизни и деятельности

• 1792 — 29 II. В Пезаро в семье музыканта гор. оркестра (валторниста и трубача), инспектора скотобоен Джузеппе Россини (уроженца г. Луго) и его жены Анны — певицы, дочери пезарского пекаря (урожд. Гидарини) род. сын Джоаккино.
• 1800 — Переезд с родителями в Болонью. — Первые уроки игры на спинете у Дж. Принетти. Обучение игре на скрипке.
• 1801 — Работа в театр. оркестре, где отец был валторнистом (исполняет партию скрипки).
• 1802 — Переезд с родителями в г. Луго. — Продолжение муз. занятий у каноника Дж. Малерби, приобщившего Россини к произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта.
• 1804–05 — Возвращение в Болонью. Уроки у падре А. Тезеи (пение, игра на чембало, первонач. муз.-теоретич. сведения). — Первые муз. соч. Россини — Выступления в качестве певчего в церквах. — Приглашение в т-ры Болоньи и близлежащих городов для дирижирования хором, сопровождения речитативов на чембало, исп. сольных вок. партий. — Занятия у тенора M Бабини — Создание Россини любительского струн. квартета (исполняет партию альта).
• 1806 — IV. Принятие Россини в. чл. Болонской филармонич. Академии. — Лето. Поступление в Болонский муз. лицей (класс виолончели В. Каведаньи и класс фп.).
• 1807 — Занятия в классе контрапункта у падре С. Маттеи. — Самостоят. изучение партитур Д. Чимарозы, Гайдна, Моцарта.
• 1808 — 11 VIII. Исп. под упр. Россини его кантаты «Жалоба Гармонии на смерть Орфея» в концерте Болонского муз. лицея. — Исп. в концерте одной из академий Болоньи симфонии D-dur Россини.
• 1810 — Середина года. Прекращение занятий в Болонском муз. лицее.- 3 XI. Премьера оперы-фарса «Вексель на брак» (увертюра впоследствии использована Россини в опере «Аделаида Бургундская»). — Выступление в качестве дирижера в концерте Академии Конкорди в Болонье (исполнялась оратория «Сотворение мира» Гайдна).
• 1812 — 8 I. Пост. оперы-фарса «Счастливый обман» (увертюра использована в опере «Кир в Вавилоне»). — 26 IX. Пост. оперы-буффа «Пробный камень» (увертюра использована в «Танкреде») и др. опер.
• 1813 — Пост. ряда опер, в т. ч. оперы-сериа «Аврелиан в Пальмире».
• 1815 — Апрель. Исп. под упр. Россини его «Гимна независимости» в т-ре «Кантавали» (Болонья). — Осень. Приглашение Россини импрессарио Д. Барбаей на должность постоянного композитора т-ра «Сан-Карло» в Неаполе. — Знакомство с певицей Изабеллой Кольбран. — Преподнесение Россини вдове фельдмаршала M. И. Кутузова — E. И. Кутузовой кантаты «Аврора», в к-рой использована мелодия рус. плясовой песни «Ах, зачем бы огород городить» (впоследствии введена в финал 2-го д. «Севильского цирюльника»).
• 1816 — Первые пост. опер Россини за пределами Италии.
• 1818 — Чествование Россини в Пезаро в связи с открытием нового оперного т-ра и пост. «Сороки-воровки».
• 1820 — Революц. восстание в Неаполе, руководимое офицерами-карбонариями. Принятие Конституции, временный приход к власти бурж.-либерального правительства — Вступление Россини в ряды нац. гвардии.
• 1821 — Пост. в Риме оперы «Матильда ди Шабран», первыми тремя представлениями к-рой дирижировал H. Паганини. — Март. Разгром австр. армией революц. восстания в Неаполе, восстановление абсолютизма. — Апрель. Исп. в Неаполе под упр. Россини оратории Гайдна «Сотворение мира».
• 1822 — Пост. в т-ре «Сан-Карло» (Неаполь) оперы-сериа «Зельмира» (последняя опера, написанная для этого т-ра). — Женитьба на И. Кольбран. — 23 III. Приезд Россини с женой в Вену. — 27 III. Присутствие на венской премьере оперы «Вольный стрелок» Вебера.- Посещение концерта, где исп. 3-я («Героическая») симфония Бетховена. — Встреча и беседа Россини с Л. Бетховеном. — Конец июля. Возвращение в Болонью. Создание сб. вок. упражнений. — Декабрь. Поездка по приглашению К. Меттерниха в Верону с целью сочинения и исп. 4 кантат во время празднеств, сопровождавших конгресс членов Священного союза.
• 1823 — 3 II. Пост. «Семирамиды» — последней оперы Россини, созданной в Италии. — Осень. Поездка с женой в Париж, затем по приглашению импрессарио т-ра «Ковент-Гарден» — в Лондон.
• 1824 — 26 VII. Отъезд из Лондона. — Август. Занятие поста муз. директора «Театр Итальен» в Париже.
• 1825 — 19 VI. Пост. оперы-кантаты «Путешествие в Реймс», сочиненной по заказу к коронации Карла X в. Реймсе.
• 1826 — Назначение Россини на пост корол. композитора и генерального инспектора пения — 11 VI. Пост. в Лисабоне фарса «Адина, или Калиф Багдадский».
• 1827 — Получение почетной должности в корол. свите, утверждение членом Совета по управлению корол. муз. школами и членом комитета т-ра «Корол. академия музыки и танца».
• 1829 — 3 VIII. Пост. «Вильгельма Телля».- Награждение Россини орденом Почетного легиона. — Отъезд с женой в Болонью.
• 1830 — Сентябрь. Возвращение в Париж.
• 1831 — Посещение Испании. Получение заказа от архидьякона Севильи дона M. P. Варела на написание Stabat mater — Возвращение в Париж. — Тяжелое нервное заболевание.
• 1832 — Знакомство с Олимпией Пелисье (впоследствии вторая жена Россини).
• 1836 — Получение от франц. правительства пожизненной пенсии. — Возвращение в Болонью.
• 1837 — Разрыв с И. Кольбран-Россини.
• 1839 — Ухудшение здоровья. — Получение звания почетного президента комиссии по реформе Болонского муз. лицея (становится его постоянным консультантом).
• 1842 — Исп. Stabat mater в Париже (7 I) и в Болонье (13 III, под упр. Г. Доницетти).
• 1845 — 7 X. Смерть И. Кольбран.- Назначение Россини на пост. директора Болонского муз. лицея.
• 1846 — 21 VIII. Женитьба на О. Пелисье.
• 1848 — Переезд с женой во Флоренцию.
• 1855 — Отъезд с женой из Италии. Жизнь в Париже.
• 1864 — 14 III. Исп. «Маленькой торжественной мессы» во дворце графа Пийе-Виль.
• 1867 — Осень. Ухудшение состояния здоровья.
• 1868 — 13 XI. Смерть Россини в Пасси, близ Парижа. — 15 XI. Погребение на кладбище Пер-Лашез.
• 1887 — 2 V. Перенесение праха Россини во Флоренцию, в церковь Санта-Кроче.

Письма:

Lettere inedite, Siena, 1892; Lettere inedite, Imola, 1892; Lettere, Firenze, 1902.

Литература:

Серов А. Н., «Граф Ори», опера Россини, «Музыкальный и театральный вестник», 1856, No 50, 51, то же в его кн.: Избранные статьи, т. 2, М., 1957; его же, Rossini. (Coup d’oeil critique), «Journal de St.-Petersbourg», 1868, No 18–19, то же в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М., 1950; Хохловкина А., «Севильский цирюльник» Дж. Россини, М., 1950, 1958; Синявер Л., Джоаккино Россини, М., 1964; Бронфин Е., Джоаккино Россини. 1792–1868. Краткий очерк жизни и творчества, М.-Л., 1966; eго же, Джоаккино Россини. Жизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973; Джоаккино Россини. Избранные письма, высказывания, воспоминания, ред.-сост., автор вступит. статьи и прим. E. Ф. Бронфин, Л., 1968; Stendhal, Vie de Rossini, P., 1824 (рус. пер. — Стендаль, Жизнь Россини, Собр. соч., т. 8, М., 1959); Саrpani G., Le Rossiniane, Padua, 1824; Оrtigue J. d', De la guerre des dilettanti, ou de la revolution operee par M. Rossini dans l’opera francais, P., 1829; Berlioz G., Guillaume Tell, «Gazette musicale de Paris», 1834, 12, 19, 26 octobre, 2 novembre (рус. пер. — Берлиоз Г., «Вильгельм Телль», в его кн.: Избранные статьи, М., 1956); Escudier M. et L., Rossini, P., 1854; Mireсоurt E. de, Rossini, P., 1855; Hiller Р., Aus dem Tonleben unserer Zeit, Bd 2, Lpz., 1868; Edwards H., Rossini, L., 1869; его жe, Rossini and his school, L., 1881, 1895; Rougin A., Rossini, P., 1870; Wagner R., Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 8, Lpz., 1873; Hansliсk E., Die moderne Oper. Kritiken und Studien, В., 1875, 1892; Naumann E., Italienische Tondichter von Palestrina bis auf die Gegenwart, В., 1876; Dauriас L., Rossini, P., 1905; Sandberger A., Rossiniana, «ZIMG», 1907/08, Bd 9; Istel E., Rossiniana, «Die Musik», 1910/11, Bd 10; Saint-Saens C., Ecole buissonniere, P., 1913, p. 261–67; Para G., Gioacchino Rossini, Torino, 1915; Сurzon H. de, Rossini, P., 1920; Radiciotti G., Gioacchino Rossini, vita documentata, opere ed influenza su l’arte, t. 1–3, Tivoli, 1927–29; его же, Anedotti autentici, Roma, 1929; Rrоd’hоmme J.-G., Rossini and his works in France, «MQ», 1931, v. 17; Tоуe F., Rossini, L.- N. Y., 1934, 1955; Faller H., Die Gesangskoloratur in Rossinis Opern…, В., 1935 (Diss.); Praccarolli A., Rossini, Verona, 1941, Mil., 1944; Вассhelli R., Gioacchino Rossini, Torino, 1941, Mil., 1954; его же, Rossini о esperienze rossiniane, Mil., 1959; Rfister K., Das Leben Rossinis, W., 1948; Franzen N. O., Rossini, Stockh., 1951; Kuin J. P. W., Goacchino Rossini, Tilburg, 1952; Gozzano U., Rossini, Torino, 1955; Rоgnoni L., Rossini, (Parma), 1956; Weinstock H., Rossini. A biography, N. Y., 1968; «Nuova Rivista musicale italiana», 1968, Anno 2, No 5, sett./oct. (номер посв. Р.); Harding J., Rossini, L., 1971, то же, N. Y., 1972.

E. P. Бронфин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама