Список сочинений Римского-Корсакова

Оперы

Псковитянка (либр. Р.-К., при участии В. В. Стасова, М. П. Мусоргского, В. В. Никольского, по одноим. драме Л. А. Мея, 1868-72, пост. 1873, Мариинский т-р, Петербург; 2-я ред. 1876-78; 3-я ред. 1891-92, заключит. хор — 1894, пост. 1895, Панаевский т-р, Петербург, силами Об-ва муз. собраний)
Майская ночь (либр. Р.-К., по одноим. повести Н. В. Гоголя, 1878-79, пост. 1880, Мариинский т-р, Петербург)
Снегурочка (либр. Р.-К., по одноим. пьесе А. Н. Островского, 1880-81, пост. 1882, там же)
Млада (либр. Р.-К., С. А. Гедеонова, В. А. Крылова, 1889-90, пост. 1892, там же)
Ночь перед Рождеством (либр. Р.-К., по одноим. повести Гоголя, 1894-95, пост. 1895, там же)
Садко (сценарий H. M. Штрупа и Стасова, либр. Р.-К. и В. И. Бельского, 1893-96, пост. 1897, Моск. частная рус. опера)
Моцарт и Сальери (текст А. С. Пушкина, 1897, пост. 1898, Моск. частная рус. опера)
Боярыня Вера Шелога (либр. Р.-К., 1898, Моск. частная рус. опера)
Царская невеста (либр. И. Ф. Тюменева, по одноим. драме Мея, 1898, пост. 1899, Моск. частная рус. опера)
Сказка о царе Салтане (либр. Бельского, по сказке Пушкина, 1899-1900, пост. 1900, Моск. частная рус. опера)
Сервилия (либр. Р.-К., по одноим. драме Мея, 1900-01, пост. 1902, Мариинский т-р, Петербург)
Кащей бессмертный (либр. Р.-К., при участии Софьи Николаевны Р.-К., по сюжету Е. М. Петровского, 1901-02, пост. 1902, Моск. частная рус. опера)
Пан воевода (либр. Тюменева, 1901-03, пост. 1904, Частная опера А. А. Церетели, Петербург)
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (либр. Бельского, 1902-04, пост. 1907, Мариинский т-р, Петербург)
Золотой петушок (либр. Бельского, по сказке Пушкина, 1906-07, пост. 1909, Оперный т-р Зимина, Москва)

Кантаты

Свитезянка (сл. А. Мицкевича, для сопрано, тенора, смешанного хора, ор. 44, 1897)
Песнь о вещем Олеге (сл. Пушкина, для тенора, баритона, муж. хора., ор. 58, 1899)
Из Гомера (прелюдия-кантата, для сопрано, меццо-сопрано, контральто, жен. хора, ор. 60, 1901)

Для оркестра

Симфонии:
Симфония № 1 es-moll, op. 1 (1861-65, окончат. ред. — e-moll, 1884)
• Симфония h-moll, без op., не окончена (1866-69)
Симфония № 2 «Антар», позже — симфоническая сюита, ор. 9 (1868, окончат. ред. 1897, ред. «нового» изд. 1903)
Симфония № 3 С-dur, op. 32 (1873, окончат. ред. 1886)
• Эскиз скерцо для Симфонии № 4 (1884)

Увертюра на темы трёх русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончат. ред. 1880)
Музыкальная картина «Садко» (ор. 5, 1867, окончат. ред. 1891-1892)
Сербская фантазия (Фантазия на сербские темы, ор. 6, 1867, окончат. ред. 1889)
Сказка (ор. 29, 1879-80)
Симфониетта на русские темы (a-moll, ор. 31, 1884-85, переделана из неопубл. струн. квартета)
• Малороссийская фантазия (без op., не окончена)
Испанское каприччио (Каприччио на испанские темы, ор. 34, 1887)
Сюита «Шехеразада» (ор. 35, 1888)
Светлый праздник (Воскресная увертюра, ор. 36, 1888)
• «Над могилой» (прелюдия памяти М. П. Беляева, ор. 61, 1904)
• «Дубинушка» (со смеш. хором ad libitum, без op., 1905-06)
• «Здравица» (А. К. Глазунову, без op., 1907)
• «Неаполитанская песенка» (без op., 1907)

Для инструмента с оркестром

• Концерт для фортепиано (cis-moll, op. 30, 1883)
• Фантазия для скрипки (ор. 33, 1886)
• Мазурка на 3 польские темы для скрипки (без op., 1888; ред. для скрипки и фортепиано 1893)
• Серенада для виолончели (ор. 37, 1893)

Для инструмента с духовым оркестром

• Концерт для тромбона (без op., 1877)
• Концертштюк для кларнета (без op., 1877)
• Вариации на тему Глинки для гобоя (без op., 1878)

Камерно-инструментальные ансамбли

Фортепианное трио c-moll (без op., 1897, черновая партитура, ред. М. О. Штейнберга)
Струнный квартет F-dur (op. 12, 1875)
• Фуга «В монастыре» (4-я часть из струнного «Русского квартета», без op., 1876; первые 3 части переработаны в Симфониетту на русские темы)
• 4 вариации на хорал, для струнного квартета (без op., 1885)
• 1-я часть из коллективного струнного квартета на тему B-la-f (без op., 1886)
• Хоровод (3-я часть из коллективного струн. квартета Именины, без op., 1887)
Струнный квартет G-dur (без op., 1897)
• Allegro B-dur (из коллективного струнного квартета Пятницы, без op., 1899)
• Тема и 4-я вариация (из коллективных Вариаций на русскую тему, для струн. квартета A-dur, без op., 1899)
Квинтет B-dur для фортепиано, флейты, кларнета, валторны, фагота (без op., 1876)
Секстет A-dur для 2 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей (без op., 1876)
• Канцонетта и Тарантелла для 2 кларнетов (без op., без даты)
• 2 дуэта для 2 валторн (без op., без даты)
• Ноктюрн для 4 валторн (без op., предположит. 1888)

Для фортепиано

• 6 вариаций на тему BACH (Вальс, Интермеццо, Скерцо, Ноктюрн, Прелюдия и фуга, ор. 10, 1878)
• 4 пьесы (Экспромт, Новелетта, Скерцино, Этюд, ор. 11, 1876-77)
• 3 пьесы (Вальс, Романс, Фуга, ор. 15, 1875-1876)
• 6 фуг (ор. 17, 1875)
• 2 пьесы (Прелюдия-экспромт, Мазурка, ор. 38, 1894-97)
• Вариации (1-я, 2-я, 6-я, 11-я, 13-я, 16-я, 19-я) и пьесы (Колыбельная, Маленькая фуга на тему BACH, Тарантелла, Менуэт, Трезвон, Комическая фуга) из коллективных Парафраз на неизменную тему (без op., 1878)
• Фуги и фугетты (без op., 1875-76)
• Allegretto C-dur (без op., 1895)
• Прелюдия G-dur (без op., 1896)
• Тема и 1-я вариация из коллективных вариаций на русскую тему (без op., 1899)
• Фуга C-dur в 4 руки (перелож. фуги C-dur в 2 руки, без op., 1875)
• Вариации на тему Миши (без op., предположит. 1878-79)
• Песенка (Andantino) из армянского сборника: «Арцункнер» («Слёзы», без op., 1901)
• Финал из коллективной Шутки-кадрили в 4 руки (без op., 1890)

Для хора с оркестром

• «Стих об Алексее, божием человеке» (ор. 20, 1878)
• Подблюдная песня «Слава» (ор. 21, 1880)

Для хора a cappella

• 2 двухголосных женских хора на сл. М. Ю. Лермонтова (ор. 13, 1875)
• 4 вариации и фугетта на тему русской песни «Надоели ночи», для 4-гол. жен. хора (ор. 14, 1875)
• 6 хоров (тетр. 1-2, ор. 16, 1875-76, с фортепиано ad libitum)
• 2 хора (op. 18, 1876)
• Русские народные песни, переложенные на народный лад для женского, мужского и смешанного хора без сопровождения (тетр. 1-3, ор. 19, 1879)
• 4 трехголосных хора для муж. голосов (ор. 23, 1876)
• Разбойничья песня «Ты взойди, взойди, солнце красное», сл. народные, для муж. хора (без op., 1884)
• 2 хора для детских голосов (без op., 2-й — 1884)

Камерно-вокальные ансамбли с оркестром

• 2 трио для женских голосов («Горный ключ», сл. Майкова, op. 52-bis, 1905; «Стрекозы», сл. А. К. Толстого, ор. 53, 1897; также переложения для голосов с фортепиано)

Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано

• 2 дуэта (ор. 47, 1897)
• 2 дуэта (ор. 52, 1897-98)

Для голоса с фортепиано

79 романсов:
• Op. 2, 3, 4 (1866)
• Op. 7 (1867)
• Op. 8 (1870)
• Op. 25 (1877)
• Op. 26 (1882)
• Op. 27 (1883)
• Op. 39, 40, 41, 42 (1897)
Цикл «Весной», ор. 43 (1897)
Цикл «Поэту», ор. 45, (1898)
Цикл «У моря», ор. 46 (1897)
• Op. 50, 55 (1897-98)
• 2 ариозо для баса (Анчар, Пророк, сл. Пушкина, 1897)

Обработки народных песен (для голоса с фортепиано)

• Сборники «100 русских народных песен» (ор. 24, 1875-76)
• 40 народных песен, собранных Т. И. Филипповым и гармонизованных Н. А. Римским-Корсаковым (без op., 1875-82)

Духовные сочинения

• Собрание духовно-музыкальных сочинений (8 номеров из Литургии Иоанна Златоуста, ор. 22, 1884)
• Собрание духовно-музыкальных переложений (ор. 22, 1884)
• Двойной хор «Тебе бога хвалим» (без op., 1883)

Переработки собственных сочинений

• Музыка к драме Мея «Псковитянка», сюита из 5 номеров (без op., 1877)
• Сюита из оперы «Снегурочка» (без op.)
• Сюита из оперы-балета «Млада» (без op., 1890)
• «Ночь на горе Триглаве», концертное переложение для оркестра 3-го действия оперы-балета «Млада» (исп. 1901, изд. 1902)
• Сюита из оперы «Ночь перед Рождеством» (без op.)
Музыкальные картинки к «Сказке о царе Салтане» (в т. ч. Три чуда, ор. 57, 1899)
• Сюита из оперы «Пан воевода» (ор. 59, 1904)
• Введение и Свадебное шествие из оперы «Золотой петушок» (1907)
• 4-я вариация A-dur из коллективных «Вариаций на русскую тему» (без op.,1901)

Инструментовка собственных камерно-вокальных сочинений

• 2 дуэта (ор. 47, 1897-1905)
Романсы:
• «Ель и пальма» (сл. Г. Гейне, пер. М. И. Михайлова, 1888)
• «В тёмной роще замолк соловей», «Тихо вечер догорает», «Ночь (сл. И. С. Никитина, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, черновой автограф, 1891, изд. под ред. М. О. Штейнберга)
• «Пророк» (сл. Пушкина, 1899)
• «Нимфа» (сл. Майкова, 1905)
• «Анчар» (сл. Пушкина, 1906)
• «Сон в летнюю ночь» (сл. Майкова, 1906)

Редактура и оркестровка произведений других авторов

• «Иван Сусанин» Глинки (ред.; совм. с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым, 1877-81)
• «Руслан и Людмила» Глинки (ред.; совм. с А. К. Глазуновым, 1904)
• «Каменный гость» Даргомыжского (оркестровка, 1-я ред. 1870, 2-я ред. 1897-1902)
• «Князь Игорь» Бородина (завершение, ред., оркестровка; совм. с Глазуновым, 1887-90)
• Романсы Бородина
• «Хованщина» Мусоргского (завершение, ред., оркестровка, 1881-83)
• «Борис Годунов» Мусоргского (ред., оркестровка, 1895-96)
• «Ночь на Лысой горе» Мусоргского (обр. и оркестровая ред., 1886), фрагменты из «Саламбо» (оркестровка)
• «Женитьба» Мусоргского (подготовка к изд., 1906) Мусоргского

Полное собрание сочинений: т. 1-50, М., 1966-70.

Литературные сочинения:

• «Нижегородцы». Опера Направника, «СПб. ведомости», 1869, 3 янв. (под псевд. — Н)
• «Вильям Ратклиф», опера в 3-х действиях г. Кюи, там же, 1869, 21 февр.
• Учебник гармонии, ч. 1-2, СПБ, 1884-85 (литограф. изд.), Практический учебник гармонии, СПБ, 1886
• Летопись моей музыкальной жизни, под ред. H. H. Римской-Корсаковой, СПБ, 1909, под ред. В. Н. Римского-Корсакова и А. В. Оссовского, М., I955 (с добавлением «Дневника» и Хронографа жизни Р.-К.)
• Музыкальные статьи и заметки, под ред. H. H. Римской-Корсаковой, вступ. ст. М. Ф. Гнесина, СПБ, 1911
• Основы оркестровки. С партитурными образцами из собственных сочинений, под ред. М. О. Штейнберга, т. 1-2, Берлин-М.-СПБ, 1913
• Записные книжки, Полн. собр. соч., т. IV доп., М., 1970
• Полное собрание сочинений, Литературные произведения и переписка, т. I-VII, М., 1955-70

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама